КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
АНКЕТНЫЕ СВЕДЕНИЯ:
Фамилия, имя___________________________________________________________
Домашний адрес_________________________________________________________
Возраст, год рождения______________________________________________________
Поступил (а) из ________________________________________________
Решение МПК от_______________________________________________
Протокол №_______________________, принят на срок_______________
______________________________________________________________
Диагноз МПК___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
Дата начала заполнения речевой карты____________________________
Логопед_______________________________________________________
Сведения о семье:
мама_______________________________________________
возраст мамы при рождении ребенка ___________________
место работы_______________________________________
папа_______________________________________________
возраст папы при рождении ребенка ____________________
место работы________________________________________
Наследственные заболевания (нервно-психические у мамы и папы, соматические у мамы во время беременности)______________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Вывод:______________________________________________________________ ______________________________________________________________
______________________________________________________________
Общий анамнез:
от______беременности, ее характер____________________
инфекционные заболевания___________________________
хронические заболевания_____________________________
роды __________ по счету; (быстрые, срочные, стреми- тельные, обезвоженные; наложение щипцов, вакуум - экстракторов, химическая или электро стимуляция)
крик (сразу, не сразу)_________________________________
асфиксия (белая, синяя)______________________________
резус - фактор_______________________________________
рост и вес ребенка при рождении_______________________
состояние ребенка при рождении_______________________
характер сна, бодрствования после выписки из роддома____
___________________________________________________
___________________________________________________
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности раннего развития ребенка:
вскармливание:
к груди приложен на _____день
грудь взял (активно, не взял, с помощью)________________
сосал (активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, наблюдалось поперхивание,
срыгивание)_________________________________________
грудное вскармливание до_____________________________
последующее вскармливание (смешанное, искусственное)
выписан из роддома на__________день, причина дополни-тельного задержания в роддоме________________________
Перенесенные заболевания:
до года___________________________________________________
после года________________________________________________
инфекции_________________________________________________
соматические заболевания___________________________________
ушибы, судороги___________________________________________
Первые зубы с _____________, к одному году__________зубов
Психомоторное развитие.
держит голову с _____________________________________
сидит с ____________________________________________
стоит с ____________________________________________
ходит с ____________________________________________
Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии ребенка______
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Состояние слуха и зрения в настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты) ____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________
Данные о развитии речи ребенка.
1. Время появления и характер гуления___________________________
2. Характер лепета и время появления____________________________
3. Первые слова_______________________________________________
___________________________________________________________
4. Фраза_______________________________________________________
5. Отмечалось ли грубое искажение звуко-слогшовой структуры слова после 3 лет_________________________________________________
6. Отмечались ли грубые аграмматизмы после 3 лет_________________
7. Использование жестов________________________________________
Другие особенности речевого развития____________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общий вывод по анамнезу:_______________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
Данные объективного исследования неречевых психических функций:
Исследование слухового внимания:
а) дифференциация звучащих игрушек (Покажи, какая игрушка звучала?)
б) определение направления звука (Где то, что звучало?)
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________
2. Восприятие и воспроизведение ритма:
4-5 лет: из 4-х элементов
5-7 лет: из 5-и элементов
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________
4. Исследование зрительного восприятия:
а) Подбор картинок к заданному цветовому фону
4-5 лет: белый (_______________), черный (________________), красный (________________), синий (_____________), желтый (___________), зеленый (_____________).
5-7 лет: + розовый (______________), голубой (____________), сиреневый (___________________), оранжевый (___________), коричневый (________________).
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________
б) Показ основных цветов
4-5 лет: белый (_______________), черный (________________), красный (________________), синий (_____________), желтый (___________), зеленый (_____________).
5-7 лет: + розовый (______________), голубой (____________), сиреневый (___________________), оранжевый (___________), коричневый (________________).
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________
5. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса:
а) 4-7 лет: показать правую и левую руку (____________) и ногу (_____________).
5-7 лет: показать правый и левый глаз (_______________) и ухо (________________).
6-7 лет: Наперекрест _________________________________________
______________________________________________________________
б) Показать предметы
спереди
сзади
вверху
внизу
справа
слева
в) Складывание разрезных картинок:
4-5 лет: из 2-4 частей
5-7 лет: из 5-8 частей
г) Складывание фигур из палочек
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние моторных функций:
Общая моторика.
объем | точность | координация | темп | переключаемость | отсутствие движения | двигат. активность | |
ходьба | |||||||
бег | |||||||
прыжки на одной ноге | |||||||
метание в длину | |||||||
бросок и ловля мяча |
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности ручной моторики.
Кинестетическая основа движений пальцев (праксис - поза)
Определение ведущей руки, ноги, глаза:
Состояние зрительно - пространственной функции
а) определение ведущей руки и левых - правых частей тела
Пробы: переплетение пальцев____________________________________
на апплодирование______________________________________
поза Наполеона_________________________________________
сравнение ширины ногтей (мизинцев)_______________________
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________
б) определение ведущей ноги
Пробы: встать на одно колено____________________________________
сделать прыжок в длину__________________________________
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________
в) определение ведущего глаза
Пробы: посмотреть в дырочку____________________________________
калейдоскоп___________________________________________________
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________
г) определение ведущего уха
Пробы: прислушаться (часы, ракушка)_____________________________
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________
Общий вывод:________________________________________________________ ______________________________________________________________
1) Проба Хэда: покажи левой рукой правое ухо (), правой рукой левое ухо (________________), правые (________________), и левые (__________________) части тела у человека, сидящего напротив.
2) Кинестетическая основа движений пальцев (праксис - поза):
соединить 1 и 2 пальцы в кольцо (); выпрямить 2 и 5 пальцы, остальные согнуты ________________________________________________________
3) Кинетическая основа движений пальцев: перебор (_______________); поочередно прикасаться к 1 пальцу (на одной руке____________________, на двух руках_____________________; "игра на рояле" одновременно двумя руками в одном направлении по столу__________________________________________________
4) Манипуляции с мелкими предметами: конструктивный праксис___________________________________________________
навыки работы с карандашом и ручкой____________________________________________________
для школьников: состояние графомоторных навыков
5) Наличие левшества________________________________________
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анатомическое строение органов периферического отдела артикуляционного аппарата:
губы (толстые, тонкие, расщелина верхней губы, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ, наличие рубцов) _________________________________________________
челюсти (прогения, прогнатия, нормальные)______________________________________________
зубы (мелкие, излишне крупные, отсутствие, сверхкомплектность, аномалии челюстной дуги, нормальные, диастема, нормальные)_____________________________________
язык (излишне толстый/тонкий / укороченная подъязычная связка/ нормальный)____________________________
твердое и мягкое небо (излишне низкое твердое небо/готическое высокое/расщелина, укороченное мягкое небо/
его отсутствие/раздвоение малого язычка/ нормальное)__________
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________
Мимическая и артикуляционная моторика:
1) Мимические движения. Особенности мимики при речи_____________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
упражнение | нал./ отс | тонус | ативность | объем | точность | длительность | темп | замена на др. | синкенезии |
нахмурить брови | |||||||||
поднять брови | |||||||||
зажмурить глаза | |||||||||
спокойно откр./закрыть глаза | |||||||||
широко раскрыть глаза | |||||||||
поочередно закрыть левый и правый глаз | |||||||||
надуть щеки "толстячок" | |||||||||
втянуть щеки "худышка" | |||||||||
поочередно надуть щеки | |||||||||
"оскал"-покой | |||||||||
"хоботок", потом "улыбка" | |||||||||
"хоботок" - "улыбка" (поочередно) | |||||||||
"хоботком" подвигать из стороны в сторону | |||||||||
верхнюю губу вверх | |||||||||
нижнюю губу вниз | |||||||||
"маятник" | |||||||||
лакательные движения | |||||||||
"щелканье" | |||||||||
"чашечка" | |||||||||
круговое облизывание | |||||||||
"лодочка" | |||||||||
широкий язык - узкий язык | |||||||||
широкий язык на верхнюю губу, на нижнюю губу | |||||||||
*широкий язык на нижней губе,на верхней губе, наверхние зубы, за зубы | |||||||||
*попеременно показывать узкий и широкий язык |
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Состояние дыхательной функции:
тип дыхания (грудное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)
объем и продолжительность выдоха___________________________
ритмичность___________________________________________________
характер вдоха при речи_________________________________________
синхронность речевого и неречевого выдоха________________________
Характеристика голоса:
сила: чрезмерно тихий, громкий, нормальный
высота:_______________________________________________________
тембр_________________________________________________________
наличие/отсутствие монотонности_________________________________
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________