Гизе. Мемфисский некрополь




 

Пирамида Хеопса — самая ранняя и самая грандиозная из пирамид Гизе. Ее высота равняется 146,59 метра, длина сторон основания — 233 метра (рис1).

Во время ежегодных разливов Нила 100 тысяч феллахов, свободных от сельскохозяйственных работ, в течение трех месяцев непрерывно работали над сооружением пирамиды. Известен и зодчий этой пирамиды — Хемиун. По словам древнегреческого историка Геродота, строительство пирамиды длилось 20 лет.

Вход в пирамиду находился на северной стороне; от входа длинный коридор вел к погребальной камере, которая имела размеры 5x5x10 метров. Погребальная камера была расположена в центре пирамиды и облицована гранитом. Внутри камеры стоял большой, строгий и простой по форме саркофаг, в котором покоилось тело Хеопса (рис 3).

 


Рис. 1. Гизе. План мемфисского некрополя.

1 — пирамида Хеопса;

2 — пирамида Хефрена;

3 — пирамида Микерина;

4 — сфинкс

 

Пирамида состояла из 2 300 000 блоков известняка, имеющих форму куба с гладко отшлифованными сторо­нами. Каждый блок весил от 2,5 до 15 тонн. Камни держались под собствен­ной тяжестью; укладывали эти блоки без раствора. При этом они так тща­тельно пригнаны друг другу, что рабо­та каменотесов вызывает восхище­ние.

Пирамида была облицована камнем правильной призматической формы, и все грани пирамиды имели идеально гладкую поверхность

 

 

 

 

Рис. 2. Гизе. Мемфисский некрополь. Сфинкс

Рис. 3.

Пирамида фараона Хеопса. Разрез.

Три стадии строительства

Пирамида Хефрена, второго пре­емника Хеопса, сооружалась в Гизе в непосредственной близости от пирами­ды Хеопса. Ее высота 143,3 метра, дли­на сторон основания 215,2 метра. Вход в пирамиду находился у ее основания. Погребальная камера была расположе­на ниже основания. Там стоял большой гранитный саркофаг без надписи. Не­далеко в скале были вырублены поме­щения для погребальных лодок. В ан­самбль пирамиды Хефрена входили два храма — верхний и нижний, объ­единенные проходом в единый комп­лекс. Вдоль прохода к верхнему храму, недалеко от пирамиды, возвышалась огромная статуя сфинкса — лежачего льва с головой человека (рис. 2).

Статуя была высечена из выступав­шей на равнине большой скалы, по форме напоминавшей фигуру лежаще­го льва. Недостающие части фигуры льва скульптор дополнил плитами и придал статуе образ человека, похоже­го на фараона Хефрена. На голову сфинкса был надет клав - головной платок, ниспадающий на плечи двумя концами, украшенными поперечными полосами. Высота сфинкса достигала 20 метров, длина - 57 метров.

Третья пирамида называется пира­мидой Микерина. Она была сложена из очень больших блоков. Снаружи эта пирамида облицована гранитными плитами. Вокруг нее располагались заупокойные храмы египетских фа­раонов.

 

Храмы Египта

Храмы относились к культовым сооружениям. Основной план храма состоял из следующих частей: святилище, наос и обширный двор.

Святилище — наиболее удаленная часть храма, предназначенная для пре­бывания божества. Вход в эту часть хра­ма был запрещен. Вокруг святилища располагались служебные помещения. Оно почти всегда имело прямоуголь­ную форму и было украшено только рельефами или надписями. Святилище иногда оставалось совершенно пус­тым, но обычно в нем находился ка­кой-нибудь предмет или символ — ков­чег, священная ладья или жертвенный стол. Встречались святилища, высечен­ные из цельного гранита.

Перед святилищем располагался наос — зал для людей знати. В создании этого гипостильного (т.е. многоколонного) зала раскрывалось творчество и мастерство архитектора. Трудность заключалась в освещении зала. В стенах этого огромного поме­щения никогда не пробивали окон. Два центральных ряда колонн были выше остальных, и благодаря этому свет проникал между колоннами. Отдушины в стенах давали до­полнительный свет. Но эти отверстия служили не столько для освещения, сколько для вентиляции.

Ограждение между гипостильным залом и двором представляло собой стену с единственной дверью, через которую можно было видеть внутрен­нее помещение храма. Позднее такая стена стала заменяться колоннадой.

 


Рис. 4. Храм бога Амона в Карнаке. План храма:

1и2 — пилоны, сооруженные при Тутмосе I; 3 — обелиск в честь царицы Хатшеспут; 4 — пилон, сооруженный при Аменхотепе III; 5 — пилон, сооруженный при Рамзесе I; 6 - гипостильный зал

 

Передний двор был окружен двой­ным или тройным рядом портиков (талерея, образуемая колоннами). Пе­ред входом в храм стояла высокая мас­сивная стена, разделенная дверью на два гигантских устоя-пилона. Перед­няя часть пилона была покрыта рель­ефными рисунками. В ночное время при мигающих огнях факелов создава­лось впечатление, что изображения на стенах пилонов оживали. Пилоны по­верху заканчивались карнизом.

 

Перед пилонами устанавливали скульптуру и мачты с вымпелами. Они украшали фасад пилонов и рас­полагались симметрично по сторонам от входа. Начиная с V ди­настии эпохи Древнего царства по бо­кам входа стали устанавливать

обелиски с именами основателей храма. В эпоху Среднего царства высота обе­лисков увеличивается, достигая 20,5 Рис. 5.. Бог Амон метра. В эпоху Нового царства высота обелисков еще более увеличи­лась и достигла 37 метров Всю композицию храма завершал двойной ряд скульптурных изображений овнов и сфинксов. Самая длинная такая аллея соединяет Крнакский и Луксорский храмы.

Планы храмов были четкими и простыми. Одна из главнейших задач,которая стояла перед зодчими, — соз­дать в храмах атмосферу присутствия сверхъестественных сил, божества. Этого эффекта архитекторы достига­ли простейшими приемами: движение верующих по аллее к храму проходило под суровыми взглядами овнов и сфинксов, затем через узкую и ма­ленькую дверь в массивных стенах-пилонах они попадали в открытые дворы, которые чередовались с боль­шими залами, где огромные колонны поддерживали потолок. По мере приб­лижения к святилищу уровень пола повышался, потолок опускался ниже, темнота сгущалась, священный сим­вол был окружен сумраком.

Египетский храм никогда не являл­ся законченным сооружением. Дело в том, что с приходом каждого нового фараона к власти храм перестраивал­ся, увеличивался. Фараоны перестраи­вали дворы и крытые залы, строили новые дворы, ставя перед ними новые пилоны. Каждая пристраиваемая часть храма носила имя нового фарао­на, но этим записям нельзя доверять, так как фараоны имели привычку уничтожать имена предыдущих фа­раонов и заменять их своими. При та­ком разрастании постройки от простого и четкого первоначального плана ни­чего не оставалось, план усложнялся и сооружение приобретало громадные размеры. Одним из таких храмов яв­ляется Карнакский (рис. 4; 6), известный храм Ипет-Исут, храм бога Амона (рис. 5.), построенный в пе­риод Нового царства. Свое название он получил от расположенной рядом деревушки Карнак. Этот знаменитый комплекс храмов занимает площадь более трех гектаров.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: