Пирамида Хеопса — самая ранняя и самая грандиозная из пирамид Гизе. Ее высота равняется 146,59 метра, длина сторон основания — 233 метра (рис1).
Во время ежегодных разливов Нила 100 тысяч феллахов, свободных от сельскохозяйственных работ, в течение трех месяцев непрерывно работали над сооружением пирамиды. Известен и зодчий этой пирамиды — Хемиун. По словам древнегреческого историка Геродота, строительство пирамиды длилось 20 лет.
Вход в пирамиду находился на северной стороне; от входа длинный коридор вел к погребальной камере, которая имела размеры 5x5x10 метров. Погребальная камера была расположена в центре пирамиды и облицована гранитом. Внутри камеры стоял большой, строгий и простой по форме саркофаг, в котором покоилось тело Хеопса (рис 3).
Рис. 1. Гизе. План мемфисского некрополя.
1 — пирамида Хеопса;
2 — пирамида Хефрена;
3 — пирамида Микерина;
4 — сфинкс
Пирамида состояла из 2 300 000 блоков известняка, имеющих форму куба с гладко отшлифованными сторонами. Каждый блок весил от 2,5 до 15 тонн. Камни держались под собственной тяжестью; укладывали эти блоки без раствора. При этом они так тщательно пригнаны друг другу, что работа каменотесов вызывает восхищение.
Пирамида была облицована камнем правильной призматической формы, и все грани пирамиды имели идеально гладкую поверхность
Рис. 2. Гизе. Мемфисский некрополь. Сфинкс |
Рис. 3.
Пирамида фараона Хеопса. Разрез.
Три стадии строительства
Пирамида Хефрена, второго преемника Хеопса, сооружалась в Гизе в непосредственной близости от пирамиды Хеопса. Ее высота 143,3 метра, длина сторон основания 215,2 метра. Вход в пирамиду находился у ее основания. Погребальная камера была расположена ниже основания. Там стоял большой гранитный саркофаг без надписи. Недалеко в скале были вырублены помещения для погребальных лодок. В ансамбль пирамиды Хефрена входили два храма — верхний и нижний, объединенные проходом в единый комплекс. Вдоль прохода к верхнему храму, недалеко от пирамиды, возвышалась огромная статуя сфинкса — лежачего льва с головой человека (рис. 2).
|
Статуя была высечена из выступавшей на равнине большой скалы, по форме напоминавшей фигуру лежащего льва. Недостающие части фигуры льва скульптор дополнил плитами и придал статуе образ человека, похожего на фараона Хефрена. На голову сфинкса был надет клав - головной платок, ниспадающий на плечи двумя концами, украшенными поперечными полосами. Высота сфинкса достигала 20 метров, длина - 57 метров.
Третья пирамида называется пирамидой Микерина. Она была сложена из очень больших блоков. Снаружи эта пирамида облицована гранитными плитами. Вокруг нее располагались заупокойные храмы египетских фараонов.
Храмы Египта
Храмы относились к культовым сооружениям. Основной план храма состоял из следующих частей: святилище, наос и обширный двор.
Святилище — наиболее удаленная часть храма, предназначенная для пребывания божества. Вход в эту часть храма был запрещен. Вокруг святилища располагались служебные помещения. Оно почти всегда имело прямоугольную форму и было украшено только рельефами или надписями. Святилище иногда оставалось совершенно пустым, но обычно в нем находился какой-нибудь предмет или символ — ковчег, священная ладья или жертвенный стол. Встречались святилища, высеченные из цельного гранита.
|
Перед святилищем располагался наос — зал для людей знати. В создании этого гипостильного (т.е. многоколонного) зала раскрывалось творчество и мастерство архитектора. Трудность заключалась в освещении зала. В стенах этого огромного помещения никогда не пробивали окон. Два центральных ряда колонн были выше остальных, и благодаря этому свет проникал между колоннами. Отдушины в стенах давали дополнительный свет. Но эти отверстия служили не столько для освещения, сколько для вентиляции.
Ограждение между гипостильным залом и двором представляло собой стену с единственной дверью, через которую можно было видеть внутреннее помещение храма. Позднее такая стена стала заменяться колоннадой.
Рис. 4. Храм бога Амона в Карнаке. План храма:
1и2 — пилоны, сооруженные при Тутмосе I; 3 — обелиск в честь царицы Хатшеспут; 4 — пилон, сооруженный при Аменхотепе III; 5 — пилон, сооруженный при Рамзесе I; 6 - гипостильный зал
Передний двор был окружен двойным или тройным рядом портиков (талерея, образуемая колоннами). Перед входом в храм стояла высокая массивная стена, разделенная дверью на два гигантских устоя-пилона. Передняя часть пилона была покрыта рельефными рисунками. В ночное время при мигающих огнях факелов создавалось впечатление, что изображения на стенах пилонов оживали. Пилоны поверху заканчивались карнизом.
Перед пилонами устанавливали скульптуру и мачты с вымпелами. Они украшали фасад пилонов и располагались симметрично по сторонам от входа. Начиная с V династии эпохи Древнего царства по бокам входа стали устанавливать
|
обелиски с именами основателей храма. В эпоху Среднего царства высота обелисков увеличивается, достигая 20,5 Рис. 5.. Бог Амон метра. В эпоху Нового царства высота обелисков еще более увеличилась и достигла 37 метров Всю композицию храма завершал двойной ряд скульптурных изображений овнов и сфинксов. Самая длинная такая аллея соединяет Крнакский и Луксорский храмы.
Планы храмов были четкими и простыми. Одна из главнейших задач,которая стояла перед зодчими, — создать в храмах атмосферу присутствия сверхъестественных сил, божества. Этого эффекта архитекторы достигали простейшими приемами: движение верующих по аллее к храму проходило под суровыми взглядами овнов и сфинксов, затем через узкую и маленькую дверь в массивных стенах-пилонах они попадали в открытые дворы, которые чередовались с большими залами, где огромные колонны поддерживали потолок. По мере приближения к святилищу уровень пола повышался, потолок опускался ниже, темнота сгущалась, священный символ был окружен сумраком.
Египетский храм никогда не являлся законченным сооружением. Дело в том, что с приходом каждого нового фараона к власти храм перестраивался, увеличивался. Фараоны перестраивали дворы и крытые залы, строили новые дворы, ставя перед ними новые пилоны. Каждая пристраиваемая часть храма носила имя нового фараона, но этим записям нельзя доверять, так как фараоны имели привычку уничтожать имена предыдущих фараонов и заменять их своими. При таком разрастании постройки от простого и четкого первоначального плана ничего не оставалось, план усложнялся и сооружение приобретало громадные размеры. Одним из таких храмов является Карнакский (рис. 4; 6), известный храм Ипет-Исут, храм бога Амона (рис. 5.), построенный в период Нового царства. Свое название он получил от расположенной рядом деревушки Карнак. Этот знаменитый комплекс храмов занимает площадь более трех гектаров.