ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ И




АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

4.1. Административно-территориальное устройство (Субъекты РФ).

В составе России существуют следующие республики (всего 21): Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия — Хальмг-Тангч, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан, Республика Тува (Тыва), Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика.

Административное устройство Российской Федерации включает также 9 краев (Пермский, Краснодарский, Ставропольский, Алтайский, Красноярский, Забайкальский, Приморский, Хабаровский, Камчатский), 46 областей, 1 автономную область — Еврейскую — в составе Хабаровского края и 4 автономных округа: Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий.

Кроме того, Субъектами РФ выступают также 2 города – Москва и С-Петербург.

Современное административное деление учитывается при экономическом районировании.

 

4.2. Экономическое районирование

Основные принципы экономического районирования:

1. Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народно-хозяйственного комплекса страны с определенным составом основных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими.

2. Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.

3. Административный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

Таким образом, современный экономический район представляет собой целостную территориальную часть народного хозяйства страны, имеющую свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.

 

Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы):

1. Высшее звено районирования (федеральные округа): используется центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе.

2. Среднее звено районирования (края, области, республики): используется для руководства отраслями хозяйства и социальной сферой в пределах области, края, республики.

3. Низшее звено районирования (административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы): играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны. Главные принципы выделения экономических зон — уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования. Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны — Западную (Европейская часть России) и Восточную (Урал, Сибирь и Дальний Восток).

Рассмотрим высшее звено экономического районирования более детально.

Последняя сетка районов СССР включала 11 крупных экономических районов на территории России: Северо-Западный, Северный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный.

В 2000г. были учреждены 7 федеральных округов в соответствии с указами Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000г. № 849 и «Вопросы обеспечения деятельности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах» от 21 июня 2000г. № 1149. Главной целью этих изменений в экономическом районировании является укрепление государственности, предотвращение распада страны, ограничение чрезмерной суверенизации субъектов Федерации.

Полномочный представитель Президента РФ в Федеральном округе осуществляет следующие функции:

1. Обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти с региональными органами, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными организациями.

2. Разрабатывает программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа.

3. Организует контроль за реализацией федеральных программ в округе.

4. Принимает действенное участие в решении кадровых назначений в субъектах Федерации, входящих в федеральный округ.

Федеральный округ — это завершенный территориальный хозяйственный комплекс, играющий важную роль в общероссийском разделении труда, располагающий значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, федеральные округа имеют четко выраженную специализацию (до 5—7 отраслей), широкий производственный профиль, сложный хозяйственный комплекс.

Кроме экономического районирования существуют другие виды:

§ отраслевое районирование – деление территории РФ по районам размещения отдельных отраслей промышленности, например районы размещения черной металлургии (металлургические базы), районы размещения транспортного, сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей промышленности, и

§ сельскохозяйственное районирование – деление территории РФ на сельскохозяйственные районы. Так, предполагается, что в будущем с развитием рыночных отношений можно будет выделить пять сельскохозяйственных районов России:

1. Фермерские регионы со значительной долей частной собственности — основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной части Восточной Сибири и Дальнего Востока.

2. Регионы, где сочетаются крупные коллективные хозяйства с фермерскими —Центральное Черноземье, Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, юг Западной Сибири.

3. Горные регионы — республики Северного Кавказа, Алтай.

4. Регионы отгонно-пастбищного животноводства — республики Калмыкия, Тува, Бурятия, Читинская область.

5. Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым режимом землепользования — это основная часть зоны Севера.

 

 

В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика.

Стратегические задачи региональной политики сводятся к следующим:

1. Реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровление экологической обстановки, приватизация.

2. Преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение малых городов и российского села, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель.

3. Стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией, создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы).

4. Продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах России с приоритетным развитием производств по комплексному использованию добываемого сырья с соблюдением строгих экологических стандартов.

5. Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств в регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорение экономического и социального прогресса.

6. Переспециализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры с учетом потенциальных переселенцев и передислоцированных военных частей из стран Восточной Европы и бывших республик СССР.

7. Развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем — транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: