Тема 8. Закономерности функционирования малой группы и их использование в системе образования





 

План

1. Психология малых групп: основные понятия, структура, развитие, групповые феномены

2. Развитие малой группы и ее структура

3. Социально-психологические явления в малых группах

4. Лидерство в малых группах

5. Реализация лидерского потенциала социально одаренных детей

6. Концепции развития малой группы

7. Коллектив. Психологическая характеристика коллектива

1. Психология малых групп: основные понятия, структура, развитие,

Групповые феномены

 

Малую группу можно определить как совокупность двух или более людей, непосредственно взаимодействующих друг с дру­гом и разделяющих общие цели и нормы, которые направляют их активность.

Малая группа выполняет функции связующего звена в систе­ме отношений «личность — общество». Ма­лые группы играют важную роль в становлении личности, ее со­циализации, являясь передаточным звеном идей, установок, ценностей и норм поведения, которые существуют в обществе как целостной культурно-исторической системе.

В связи с этим вопрос о количественных границах малой группы, позволяющих выделить ее в качестве специфической человеческой общности в отличие от больших групп, в которых прямое взаимодействие не возможно, является первостепен­ным. Исходя из этого, по определению, главными качествен­ными критериями выделения малой группы являются контакт­ность ее членов — их возможность общаться, воспринимать, оценивать и воздействовать друг на друга; и ее целостность социально-психологическая и функциональная общность чле­нов группы, позволяющая им осознавать и идентифицировать себя как единое целое.

Критериями психологической общности группы являются общность ценностных ориентации, мотивов, социальных установок и целей ее членов. Одним из проявле­ний положительной групповой идентификации является внут-ригрупповая приверженность как тенденция к более позитив­ному эмоциональному отношению индивидов к своей группе и более позитивной оценке ее членов, по сравнению с членами других групп. Психологическая общность группы проявляется также через такие социально-психологические характеристики группы как совместимость, сработанность, сплоченность, соци­ально-психологический климат и др. Обычно, верхняя граница малой группы пролегает между количеством от 20 до 30 чело­век, а нижняя — от 2 до 3 человек.

Группы большего размера обычно распадаются на более мел­кие микрогруппы. В этой связи принято выделять первичные и вторичные группы. Термин «первичная группа» был введен в научный обиход в начале ХХ-го в. (Кули, 1909) для определения таких групп, которые «характеризуются близким, лицом к лицу, со­трудничеством и контактом.. Первичные группы в целом выполняют две функции: являются источником форми­рования моральных норм личности и средством поддержки и стабилизации жизни взрослого человека.

В отличие от первичной группы во вторичной группе люди опосредовано связаны общей деятельностью по достижению об­щей цели. Например, рабочая бригада является первичной для ее членов, а коллектив предприятия в целом — вторичной группой, включающей в себя несколько первичных групп.

Малые группы в социальной психологии являются основным объектом лабораторных исследований. Поэтому группы, специ­ально создаваемые для решения научных задач, называют искус­ственными (или лабораторными, экспериментальными) в отли­чие от естественных групп, существующих независимо от воли исследователя. Психолог должен иметь четкое представление — на каких объектах, в каких условиях (искусственных или естест­венных) проводятся исследования и в какой степени получен­ные результаты приложимы к объяснению психологических яв­лений в естественных социальных группах.

Лабораторные группы, в свою очередь, делятся на контроль­ные и экспериментальные.В контрольной группе выполнение заданий происходит без воздействия изучаемого фактора. По условиям выполняемых задач в эксперименте деятельность кон­трольной группы не отличается от экспериментальной, подвер­женной воздействию изучаемого фактора — предполагаемой причины возможных изменений в деятельности группы.

Среди естественных малых групп наиболее важным является их деление на формальные и неформальные, которое стало широ­ко применяться в социальной психологии и социологии после Хоторнских экспериментов Э. Мэйо (1920—1930-е гг.). В этих экспериментах были выявлены психологические характеристики рабочей бригады как малой неформальной группы, спонтанно возникающей в формальной организации промышленного пред­приятия. Основная функция неформальной группы состояла в защите работниками своих экономических интересов (сохране­ние норм выработки, соответствующих неформальному группо­вому стандарту). В то же время была обнаружена сильная зави­симость индивидуальной производительности труда от межлич­ностных отношений в бригаде.

Итак, формальная группа— это вид малой группы, членство и положение, поведение и взаимоотношения отдельных членов которой регламентируются официальными правилами, предпи­саниями и договоренностями организации и социальных инсти­тутов.

Неформальная группа — это вид малой группы, возникающий, как правило, в рамках формальной группы на основе межлично­стных отношений, общих интересов, потребностей в общении, понимании и взаимных симпатий.

Еще одним видом групп, в том числе и малых, хотя это и не обязательно, является так называемая референтная группа.Рефе­рентной для индивида группа становится тогда, когда групповые ценности, нормы и оценки становятся для него личностно зна­чимыми. Поэтому референтной группой является любая реаль­ная или воображаемая социальная группа, система норм, ценно­стей и установок которой является для индивида эталоном, с ко­торым он соотносит свое поведение.

Нормативная функция референтной группы служит для обеспечения стандартов поведения и групповых норм индивида, а сравнительная функция проявляется в том, что она служит точкой отсчета для оценивания себя и других. Эти две функции могут иметь место одновременно в референтной группе членст­ва, когда индивид вначале сравнивает свои установки с ценно­стями и нормами группы, а затем принимает их.

Референтные группы могут быть реальными и воображаемы­ми. Реальная — это группа людей, выступающая для индивида эталоном социальных норм и ценностей; воображаемая — отра­женные в сознании индивида его ценностные и нормативные ориентации, идеалы, выступающие в форме персонифицирован­ных идеалов и эталонов. Это образы людей, представляющих «внутреннюю аудиторию», на которую индивид ориентируется в своих мыслях и действиях.

В системе отношений «личность — общество» референтные группы выполняют три функции — статусно-информативную (формирует у индивида представления о его месте в обществе, его социальном статусе и эталоне исполнения социальных ро­лей); регулятивно-нормативную, интерпретирующую для лично­сти групповые социальные нормы и регулирующую его поведе­ние, и ценностно-ориентационную, определяющую установки, ценности, идеалы и цели личности.





Читайте также:
Русский классицизм в XIX веке: Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием ...
Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является...
Перечень актов освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций по видам работ: При освидетельствовании подготовительных работ оформляются следующие акты...
Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.023 с.