Международного форума «Инновации в профсоюзах 2014»




В условиях отказа работодателя

От лояльных отношений с профсоюзом»

III секция

Международного форума «Инновации в профсоюзах 2014»

Модератор секции: Аксана Тимиржановна Сгибнева,

руководитель департамента социальных гарантий и информации

Федерации профсоюзов Свердловской области.

 

 

Для участия в этой секции мы приглашали представителей профсоюзных организаций, которые рассказывали о своем опыте «противостояния» работодателю: в различных регионах и отраслях экономики они прошли через различные формы давления работодателей. Из каждого выступления участника секции мы постарались вычленить конкретные рекомендации о том, что необходимо было сделать и, наоборот, чего стоило бы избегать в такой ситуации конфронтации. Эти рекомендации (после обсуждения их окончательного варианта на скайп-конференции, проводимой департаментом развития профсоюзного движения ФПСО) будут размещены на сайте ФПСО www.fnpr.org в разделе ЦРМ.

 

Анализ собранного опыта показывает, что действия работодателя за редким исключением достаточно стандартизированы, имеют направленное воздействие на наши «слабые точки», в т. ч. исторически обусловленные, как, в частности, перечисление профвзносов через бухгалтерию работодателя, и их эффект напрямую зависит от степени подготовленности профсоюза к таким выпадам. Говорилось неоднократно и тем не менее нередко случается так, что только в период конфликта в профкоме «вспоминают», что было бы очень кстати иметь ксерокопии заявлений на удержание профвзносов. Соответственно, в наши рекомендации по обеспечению стрессоустойчивости вошел пункт про необходимость наличия копий заявлений с подробным указанием того, что именно должны содержать эти заявления, а также рекомендации опробировать заранее альтернативные способы перечисления взносов для того, чтобы выбрать наиболее подходящий для этой профорганизации метод.

 

То есть (и я хочу подчеркнуть это) Рекомендации носят не теоретический, а совершенно практический характер. Вот почему предлагается их использовать в работе профсоюзным организациям различного уровня, в первую очередь, на мой взгляд, для предварительного создания «подушки безопасности» и готовности к возможным агрессивным действиям работодателя в целях усиления стрессоустойчивости профсоюза. Больше всего эти рекомендации подходят для тех профсоюзных организаций, которые созданы и ранее действовали в лояльных условиях, но позже столкнулись с давлением работодателя, направленным в том числе на ликвидацию профсоюза или сведение его численности к минимуму. О такого рода конфликтах рассказывали почти все участники секции. И, по мнению руководителя департамента развития профдвижения ФПСО Василия Деркача, который в числе других направлений курирует в регионе создание «первичек» в агрессивной среде, отдельного дополнительного анализа и выработки требуют другие типичные ситуации, в которых работодатель также ведет «войну» с профсоюзом: а) деятельность первичных профсоюзных организаций, изначально созданных работниками в агрессивной среде; б) действия работодателя или работодателей по смене руководства профсоюзной организацией (не только первичной организации) на более лояльное им (не обязательно при этом им проводится политика на снижение членства).

 

 

Как выяснилось, истоки проблемы низкой стрессоустойчивости профсоюза чаще всего находятся в неготовности профактива и, собственно, лидера профорганизации даже не к самим агрессивным действиям работодателя, а вообще к смене характера взаимоотношений с работодателем. Я имею ввиду неготовность к жестким формам противостояния и с организационной, и с финансовой, и с моральной позиций.

 

Если классифицировать случаи конфронтации профсоюза и работодателя (и те, что обсуждались на секции, и те, что предавались публичной огласке в целом по России, и те, в разрешении которых были задействованы работники аппарата ФПСО), то становится ясно, что существует ряд так называемых потенциальных угроз, при возникновении которых профактиву следует быть начеку и оперативно мобилизовать свои силы для отражения возможной агрессии работодателя. В частности, как правило, предтечей к конфликту могут служить а) смена работодателя (и в данном контексте неважно, собственника, директора предприятия) с нейтрально или лояльно относящегося к профсоюзу к негативно настроенному руководителю, характерные ситуации возникают при смене так называемого «красного директора» к управленцу «новой волны», не считающегося с мнением и потребностями трудового коллектива и ориентированного на получение прибыли любой ценой; б) кризисная социально-экономическая ситуация, ведущая к снижению защищенности и социальных гарантий работников, например, сокращение коллектива, перевод на сокращенное рабочее время и т. д.; в) немаловажное значение с точки зрения последствий для профорганизации может иметь и личностный конфликт между профлидером и работодателем, в т. ч. в результате избрания нового председателя профорганизации, чья кандидатура не была заранее «согласована».

 

Ряд рекомендаций, которые войдут в окончательный вариант документа, относятся к тем, которые бы в народе назвали «подстелить соломку» там, где можно упасть, т. е. опыт показывает, что желательно это сделать каждой профорганизации – независимо от степени вероятности возникновения конфликта.

Например, провести свежее анкетирование членов профсоюза для сбора номеров сотовых и домашних телефонов, домашних адресов, e-mail, данных о возможностях члена профсоюза пользоваться компьютером, интернет, социальными сетями. Это может пригодиться и в каждодневной работе профсоюза, в т. ч. например, для поздравительных смс-рассылок к 1 Мая, как это, кстати, делается в Федерации профсоюзов Свердловской области. Можно использовать разработки мобильных приложений к сотовым телефонам, которые были презентованы на секции коллегами из Федерации профсоюзов Челябинской области.

 

Обязательно необходимо информировать вышестоящие профсоюзные органы о возможности возникновения конфликта с работодателем. Нередко откровенная слабость ответных действий профорганизации агрессивному работодателю связана с тем, что разные звенья профсоюзной системы пытаются скрыть конфликт от вышестоящих профорганов вместо того, чтобы использовать главный принцип профсоюзов и их основное оружие – солидарность. Этот же пункт рекомендован для прямого следования и в Инструкции в случае информационной войны, которая была разработана мною еще год назад и теперь становится очень значимой частью общих рекомендаций по обеспечению стрессоустойчивости профсоюзов (начиная от информирования трудового коллектива о действиях, позиции профсоюза и мотивирования работников поддерживать профсоюз во время конфронтации с работодателем до оперативной передачи информации по профсоюзной структуре для выработки совместных действий до грамотного взаимодействия профсоюза со СМИ).

 

Опять же наши челябинские коллеги готовы поделиться новым бланком заявлений о приеме в профсоюз, изменения в котором связаны с вступлением в силу закона о персональных данных: надо в частности, чтобы заявление содержало согласие на обработку персональных данных.

 

Во многих случаях конфликта работодателя и профсоюза профорганизация оказывалась незащищенной с точки зрения самых элементарных, казалось бы, позиций: у профкома «отбирали» кабинеты, связь, «выселяли» за пределы территории предприятия, чтобы максимально ослабить взаимодействие профсоюза и работников. Вот почему даже при условии чрезвычайно лояльного отношения работодателя к профсоюзу (и, наверное, даже особенно в таких условиях это и проще) необходимо закреплять в коллективном договоре пункты, где указаны выделенные профкому помещения (конкретные номера кабинетов в конкретных зданиях и т. д.), конкретный номер стационарного телефона профкома, право размещать информацию о профсоюзе на конкретном стенде в конкретном месте.

 

Самое главное достояние любой системы – это люди. Профсоюз не является исключением: любые действия профсоюза могут быть максимально эффективны лишь при условии, что их выполняют «те самые», заранее подготовленные, а не случайные люди. Поэтому любой профорганизации (и не только на случай конфронтации) надо иметь хороших специалистов по разным направлениям профсоюзной работы, среди которых важное место занимают профессионально обученные «переговорщики».

 

И, конечно, важно устанавливать заранее деловые и личные контакты с разными общественными организациями, социальными партнерами, профсоюзами других отраслей, субъектов РФ, других стран и т. д., способными в нужный момент поддержать профсоюз в его справедливой борьбе за свои права и права трудящихся (непосредственным участием в коллективных акциях протеста, телеграммами в адрес органов государственной власти, в адрес работодателя, публичными комментариями в СМИ и т. д.).

 

 

(При использовании материала ссылка обязательна).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: