Вопросы
1. Назовите типы рыночных структур.
2. Охарактеризуйте рынок совершенной конкуренции
3. Назовите признаки чистой монополии. Каковы последствия монополизации рынков?
4. Назовите основные направления антимонопольной политики. Каковы ее последствия?
5. Охарактеризуйте олигополистический рынок. Приведите примеры олигополии.
6. В чем преимущества и недостатки рынка монополистической конкуренции?
7. Как тип рыночной структуры влияет на инновационную активность компаний?
Задания
1. Заполните таблицу сравнительного анализа типов рыночных структур:
Типы рыноч- ных структур | Размер фирм | Количество фирм в отрасли | Характер распределе- ния инфор- мации | Наличие вход- ных и вы- ходных ба- рьеров | Тип продукции | Возмож- ность для фирм вли- ять на уро- вень рыно- чных цен |
Совершенная конкуренция | ||||||
Чистая монопо- лия | ||||||
Олигополия | ||||||
Монополисти- ческая конку- ренция |
2. Выполните тестовые задания:
1. Сторонники точки зрения, состоящей в том, что монополистическая конкуренция достаточно эффективна и выгодна потребителям, утверждают, что:
а) Дифференциация продукта благоприятствует лучшей реализации разнообразных вкусов потребителей. б) В условиях монополистической конкуренции фирмы производят эффективный, с точки зрения рынка, объем продукции. в) Совершенная конкуренция ведет к ожесточенной ценовой войне между фирмами. г) В условиях монополистической конкуренции достигается эффективное, с точки зрения общества, использование ресурсов. д) Все предыдущие утверждения верны.
|
|
2. Санирующая функция рынка проявляется в следующем:
а) рынок выступает посредником при совершении сделок, б) рынок дифференцирует производителей и потребителей, в) рынок уничтожает экономически слабых производителей, г) рынок регулирует потоки факторов производства между отраслями.
3. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что:
а) Значительное число фирм, оперирующих в отрасли, выпускают стандартные товары.
б) Имеется много покупателей, приобретающих этот товар по текущей цене.
в) Все продавцы и покупатели имеют полную информацию о рынке.
г) Имеет место свободный вход и выход на этот рынок.
д) Все предыдущие ответы верны.
4. Понятие «олигополия» означает, что на рынке оперирует:
А) только одна крупная фирма. Б) только один крупный покупатель.
В) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт.
Г) небольшое количество взаимозависимых крупных фирм.
5. Что из перечисленного ниже не относится к понятию «инфраструктура рынка»?
А) Коммерческие банки. Б) Биржи. В) Торговые дома. Г) Производственные фирмы.
6. Примером естественной монополии является:
А) Государственное предприятие «Белорусский Дом печати»;
Б) «Приорбанк»; В) Минский тракторный завод; Г) Минский метрополитен.
7. Что из перечисленного можно рассматривать как рыночную деятельность?
А) Выращивание клубники на приусадебном участке для продажи;
Б) Безвозмездные выплаты из госбюджета отдельным гражданам или семьям;
В) Оказание гуманитарной помощи населению пострадавших районов;
|
|
Г) Выращивание овощей и картофеля в крестьянском хозяйстве для собственных нужд.
8. Монополия – это такая рыночная структура, когда:
А) на рынке доминирует одна или несколько фирм;
Б) реализуемая на рынке продукция не имеет заменителей;
В) существуют практически непреодолимые барьеры для входа в отрасль других фирм;
Г) все ответы верны.
Г) отрасли, обслуживающие производственную и непроизводственную сферу.
9. Условием возникновения рынка не является:
А) общественное разделение труда; Б) появление денег; В) регулярность обмена;
Г) появление частной собственности.
10. Совершенная конкуренция предполагает:
А) наличие на рынке множества мелких фирм, реализующих однородную продукцию.
Б) свободный вход и выход других фирм на рынок данного товара.
В) абсолютную эластичность индивидуального спроса на продукцию фирмы.
Г) все ответы верны.
Литература
1. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебное пособие для студентов неэкономических специальностей высших учебных заведений.- Мн.: Книжный дом, 2005, гл.4,5.
2. Экономика: Учебное пособие / М.И. Плотницкий, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого.-М.: Новое знание,2002,гл.2.
3. Макконелл К.Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х томах. Пер. с англ. - М,: Республика,1992,гл.5,3(том 1).
4. Бузгалин А.,Колганов А. Человек, рынок и капитал в экономике ХХ1 века//Вопросы экономики.-2006.-№3.-с.125-141.
5. Макаревич Н. Антимонопольный контроль экономической концентрации//.-Экономический бюллетень.-2006.-№1.-с.47-57.
|
|
6. Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика// Вопросы экономики.-2006.-№1.-С.102-121.
7. Ганаков Е. О совершенствовании законодательства о конкуренции в РБ//Экономика. Финансы. Управление.-2006.-№7.-с.77-83.
8. Кондратьев В. Корпоративный сектор и государство в стратегии глобальной конкурентоспособности // Мировая экономика и междунар. отношения.- 2009.- №3.-С. 24-32.
9. Инновационное поведение крупнейших российских компаний // Мировая экономика и междунар. отношения.- 2009.- №3.-С. 3-15.
10. Лихошерст М.В. Некоторые направления совершенствования рынка эмиссионных корпоративных ценных бумаг Беларуси // Белорусский экономический журнал.-2009.-№1.-С. 71-83.