Потребительское понимание термина «качество». Международная деятельность в области качества.Качество как фактор конкурентоспособности.
Стандарты серии ИСО 9000 - предпосылки появления, история создания и развития, концепция, структура, состав и области применения.
Общая характеристика стандарта ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования». Основные разделы стандарта.
Основные термины и определения в менеджменте качества в соответствии со стандартом ИСО 9000. Взаимосвязь между понятиями и их графическим изображением.
Основные принципы менеджмента качества.
Планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества как составные части и методы менеджмента качества.
Корректирующие и предупреждающие действия. Планирование мероприятий по исправлению выявленных несоответствий и предупреждения их появления.
Процессы жизненного цикла продукции: планирование выпуска продукции, процессы потребителя, проектирование и разработка.
Сертификация систем качества
Система сертификации. Комплекс государственных стандартов «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества». Международная практика сертификации.
Сертификация продукции и услуг в области, не регулируемой законодательно. Доказательство компетентности персонала, работающего в области менеджмента качества, требования к органам по сертификации персонала.
Нормативное обеспечение сертификации. Законы РФ о стандартизации, единстве измерений, защите прав потребителей. Стандарты ИСО Р серии 9000 и 19011. Особенности сертификации систем, продукции и услуг в различных областях. Пути и механизмы международного признания сертификатов в ЕС, деятельность Европейских организаций по аккредитации лабораторий (EAL), по аккредитации и сертификации (EAC).
Процедура сертификации. Порядок и правила проведения сертификации, основные цели и условия. Объекты проверки и оценки системы качества. Участники проверки: состав комиссии, принципы ее формирования. Ответственность и обязанности экспертов и председателя комиссии.
Статистические методы УК
Основные понятия и определения статистического оценивания. Параметрическое точечное оценивание. Свойства точечных оценок параметров распределений.
Основные источники статистической информации в менеджменте качества и основные причины статистической изменчивости данных.
Интервальное оценивание параметров распределений. Понятие доверительного интервала. Примеры построения доверительны интервалов.
Назначение и общие принципы построения контрольных карт регулирования по качественному признаку.
Назначение и общие принципы построения контрольных карт регулирования по количественному признаку.
Оценивание характеристик корреляции и регрессии в задачах менеджмента качества.
Управление персоналом
Деловая карьера менеджера. Управление деловой карьерой.
Отбор персонала: цели, задачи, процедуры. Методы отбора и характеристика их эффективности. Обучение персонала: сущность, виды, принципы, методы. Оценка эффективности обучения.
Кадровое планирование: сущность, цели, задачи. Методы определения потребности в персонале. Маркетинг персонала: сущность и функции. Выбор источников и путей покрытия потребностей в персонале.
Персонал организации: классификация и структура. Организация процесса аттестации персонала. Оценка персонала: цели, задачи, принципы, методы и процедуры. Стимулирование труда персонала: сущность и формы. Понятие компенсационного пакета.
Менеджмент ресурсов: обеспечение ресурсами, персонал, инфраструктура, производственная среда.
Организация как система. Менеджмент организации и его сущность. Организация как коммерческая структура. Модели описания организации. Внешняя и внутренняя среда организации: состав и их характеристики.
Управленческий цикл. Основные компоненты процесса управления - функции управления и связующие процессы.
Планирование как функция менеджмента. Виды планов и методы их разработки.
Организация как функция менеджмента: сущность, состав и характеристика. Характеристики различных типов организационных структур.
Мотивация как функция менеджмента. Мотивация и стиль управления. Содержательные и процессуальные теории мотивации.
Коммуникации в управлении организацией: сущность, виды и пути улучшения.
Формальная и неформальная структура организации. Особенности формирования и управления неформальными группами. Методы управления конфликтами.
Управление процессами
Этапы цикла управления процессами. Составные части концепции управления бизнес процессами (Business Process Management). Основные элементы бизнес-процесса.
Стандарты IDEF. Сущность, достоинства и недостатки. Функциональная модель деятельности в методологии IDEF0.
Методология DFD. Сущность, достоинства и недостатки. DFD-диаграммы, объекты DFD-диаграмм.
Инструментальные системы для моделирования бизнеса. Сравнительный анализ инструментальных средств.
Инструментальная система BPWin. Основные свойства, достоинства и недостатки.
Принципы выделения бизнес-процессов. Проблема целостного описания бизнес-процессов.
Управленческие решения
Трактовка понятий «оптимальное решение», «правильное решение», «рациональное решение», «эффективное решение».
Проблема векторной (многокритериальной) оптимизации. Отношение Парето.
Методы принятия управленческих решений в условиях многокритериальности и определенности (парно-доминантный, турнирный, мажоритарный, лексикографии, уступок, аддитивной полезности).
Условия риска и неопределенности при принятии УР. Байесовский подход к принятию решений в условиях риска. Метод Бернулли – Лапласа.
Принятие управленческих решений в условиях неопределенности. Критерий гарантированного результата (А. Вальда), минимального сожаления (Л. Севиджа), оптимизма – пессимизма (Л. Гурвица).
Проблема информационного обеспечения принятия УР (формирование множества альтернатив, оценка значений показателей, упорядочение показателей, оценка полезности показателей).
Литература
1. Аудит качества/ Метод. указания по выполнению курсовых работ. Сост. Майоров В.В. СПб., Изд-во СПбГЭТУ, 2006
2. В.Г. Елиферов, В.В. Репин. Бизнес-процессы: регламентация и управление: учеб. пособие Инстиут экономики и финансов «Синергия». – М.: ИНФРА-М, 2008.
3. Вирьянский З.Я. Управленческие решения: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2002 г.
4. Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация: учеб. для вузов в области техники и технологии/ 2-е изд.- СПб.: Питер, 2006
5. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством/Учеб. пособие для студентов вузов.- М.: Высшая школа, 2010
6. Степанов С.А., Щербаков А.Ю. Всеобщее управление качеством: Методические указания к курсовой работе. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2006.
7. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. Учебник. М.: Инфра-М, 2003 г
8. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений. Учебник. М., Инфра-М, 2004 г.
9. Клячкин В.И. Статистические методы в управлении качеством: компьютерные технологии, Финансы и статистика, 2009
10. Котляр Ф. Маркетинг и менеджмент. Анализ, планирование и внедрение. СПб, Питер, 2004 г.
11. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений: Учебник для вузов. М.: ЛДОГОС, 2000
12. Маклаков С. В. Моделирование бизнес-процессов с ALLFusion Process Modeler (BPwin 4.1) – М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2004.
13. Степанов С.А., Щербаков А.Ю., Ященко В.В. Системы менеджмента качества: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2003.
14. Средства и методы управления качеством/ Метод. указания по выполнению курсовых работ. Сост. Щербаков А.Ю., Ященко В.В. СПб., Изд-во СПбГЭТУ, 2006.
15. Управление процессами: метод. указания к практ. занятиям / сост. В. С. Соболев. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2007.
16. Управленческие решения/ МУ к проведению практических занятий/ Составитель Вирьянский З.Я. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2004 г.
17. Хруцкий В.С., Корнеева Н.В. Современный маркетинг.- М.: Финансы и статистика, 2003
Председатель Методического совета по направлению «Управление качеством»
к.т.н. доцент Степанов С.А.
Программа одобрена методической комиссией
факультета экономики и менеджмента «___» ____________ 2011 г.
Председатель методической комиссии факультета экономики и менеджмента
д.в.н. профессор Дрещинский В.А.
Согласовано
Зав. выпускающей кафедрой менеджмента и систем качества
к.т.н. доцент Степанов С.А.