Типология заданий.
Содержание задания по конкурсу «Чтение / Leseverstehen»
Задание по чтению включает 2 части.
Первая часть.
В первой части предложен оригинальный текст и 12 вопросов, предполагающих поиск соответствия или несоответствия какого-либо высказывания фразе в тексте, а также установление того, упоминается ли в тексте данная информация вообще.
Вторая часть задания предлагает найти подходящее продолжение для восьми предложений, составляющих в совокупности связный текст.
Этот вид работы (2 задания) оценивается в 20 баллов и выполняется 60 мин.
Лингвострановедческая викторина (Landeskunde)
предусматривает выбор одного изнескольких вариантов ответов на 20 вопросов по двум темам.
В 2020/21 учебном году задание по лингвострановедению включает две части:
1). Первый блок заданий посвящен теме «Вирусология и вирусологи»
2). Второй блок посвящен биографии и творчеству выдающегося немецкого композитора Людвига ван Бетховена (1770 – 1827).
Это задание может быть оценено максимально в 20баллов, время выполнения 20 минут.
Аудирование / Hörverstehen
Задание по аудированию включает две части:
В первой части необходимо определить, верно или неверно данное высказывание, относящееся к аудиотексту, а также установление того, упоминается ли в тексте данная информация вообще. (7 вопросов).
Во второй части предлагаются 8 вопросов с тремя вариантами ответа к ним по содержанию аудиотекста.
Необходимо непременно дать время участникам познакомиться с заданием до его прослушивания (в течение 2-3 минут), предоставить им возможность обдумать варианты после первого прослушивания (также в течение 2-3 минут), а затем предъявить аудиотекст повторно.
После окончания прослушивания участникам данного этапа предоставляется возможность перенести ответы в бланки (1 минута). Это задание может быть оценено максимально в 15баллов, время выполнения 15 минут.
Лексико-грамматический тест / Lexikalisch-grammatische Aufgabe
Предлагается текст, в котором необходимо заполнить 20 пропусков.
Формат этого задания предполагает два этапа работы с текстом задания:
На первом этапе участникам предлагается выбрать из 20 предложенных лексических единиц 12 и поставить их в правильной грамматической форме согласно контексту. Лексические единицы стоят в таблице после текста и обозначены цифрами 1-12.
На втором этапе нужно вставить по смыслу грамматический элемент (артикль, существительное, местоимение, глагол в правильной форме, предлог и т.п.), в пробелы, обозначенные буквами A-H, однако варианты для данного этапа уже не предлагаются, они должны быть найдены участниками самостоятельно.
Это задание может быть оценено максимально в 20 баллов и выполняется 40 мин.
Письмо / Schreiben
Письмо предлагает творческое задание, ориентированное на проверку письменной речи участников олимпиады, уровня их речевой культуры, умения уйти от шаблонности и штампов, способности спонтанно и креативно решить поставленную перед ними задачу. Одновременно проверяется умение участников анализировать прочитанное и аргументировать свою точку зрения по предложенной тематике. Традиционно это задание выглядит как необычная, оригинальная история, в которой опущена середина. Обязательно необходимо озаглавить свою историю!
Минимальный объем сочинения на муниципальном этапе – 200 слов.
Это задание может быть оценено максимально в 20 баллов, время выполнения 60 мин.
Оценивание письменного задания включает следующие этапы:
фронтальная проверка одной (случайно выбранной и откопированной для всех членов жюри) работы;
коллективное обсуждение выставленных оценок с целью выработки сбалансированной модели проверки;
индивидуальная проверка работ: каждая работа проверяется в обязательном порядке двумя членами жюри, которые работают независимо друг от друга (никаких пометок на работах не допускается);
если расхождение в оценках экспертов не превышает трёх баллов, то выставляется средний балл;
если расхождение в оценках экспертов превышает три балла, то назначается ещё одна проверка, в этом случае выставляется среднее арифметическое из всех трёх оценок;
спорные работы (в случае большого – 6 и больше – расхождения баллов) проверяются и обсуждаются коллективно.
Результаты проверки всех работ участников олимпиады члены жюри заносят в итоговую таблицу ведомости оценивания работ участников олимпиады.
Оценка письменного задания должна ориентироваться на следующие критерии:
Критерии оценки выполнения письменных заданий
Максимальное количество баллов: 20
БАЛЛЫза содержание | СОДЕРЖАНИЕ Максимум 10 баллов |
10 – 9 | Коммуникативная задача успешно решена – содержание раскрыто полно. Участник демонстрирует умение описывать имевшие место или вымышленные события, проявляя при этом творческий подход и оригинальность мышления. Сюжет понятен, динамичен и интересен. Середина текста полностью вписывается в сюжет и соответствует заданному жанру и стилю. Рассказ передаёт чувства и эмоции автора и/или героев |
8 – 7 | Коммуникативная задача выполнена. Текст рассказа соответствует заданным параметрам. Участник демонстрирует умение описывать имевшие место или вымышленные события. Сюжет понятен, но тривиален. Середина текста полностью вписывается в сюжет и соответствует заданному жанру и стилю. Рассказ передаёт чувства и эмоции автора и/или героев |
6 – 5 | Коммуникативная задача в целом выполнена, однако имеются отдельные нарушения целостности содержания рассказа. Сюжет понятен, но не имеет динамики развития. Середина написанного рассказа не совсем сочетается с началом и концовкой. Рассказ не передаёт чувства и эмоции автора и/или героев. Рассказ соответствует заданному жанру и стилю |
4 – 3 | Коммуникативная задача выполнена частично. Содержание письменного текста не полностью соответствует заданным параметрам. Сюжет не всегда понятен, тривиален, не имеет динамики развития. Участник не владеет стратегиями описания событий и героев. Рассказ не полностью соответствует заданному жанру и стилю |
2 – 1 | Предпринята попытка выполнения задания, но содержание текста не отвечает заданным параметрам. Рассказ не соответствует заданному жанру и стилю |
Коммуникативная задача не решена. Рассказ не получился, цель не достигнута | |
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА И ЯЗЫКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ Максимум 10 баллов Общая итоговая оценка выводится на основании критериев, приведённых в таблице: композиция, лексика, грамматика, орфография и пунктуация. |
Композиция (максимум 2 балла) | Лексика (максимум 3 балла) | Грамматика (максимум 3 балла) | Орфография и пунктуация (максимум 2 балла) |
2 балла Работа не имеет ошибок с точки зрения композиции. Соблюдена логика высказывания. Средства логической связи присутствуют. Текст правильно разделён на абзацы | 3 балла Участник демонстрирует богатый лексический запас, необходимый для раскрытия темы, точный выбор слов и адекватное владение лексической сочетаемостью. Работа практически не содержит ошибок с точки зрения лексического оформления (допускается не более 1 ошибки) | 3 балла Участник демонстрирует грамотное и уместное употребление грамматических структур в соответствии с коммуникативной задачей. Работа практически не содержит ошибок с точки зрения грамматического оформления (допускается не более 1 ошибки, не затрудняющей понимания) | 2 балла Участник демонстрирует уверенное владение навыками орфографии и пунктуации. Работа не имеет ошибок с точки зрения орфографии. В работе имеются 1―2 пунктуационные ошибки, не затрудняющие понимания высказывания |
1 балл В целом текст имеет чёткую структуру. Текст разделён на абзацы. В тексте присутствуют связующие элементы. Наблюдаются незначительные нарушения в структуре и/или логике и/или связности текста | 2 балла Участник демонстрирует богатый лексический запас, необходимый для раскрытия темы, точный выбор слов и адекватное владение лексической сочетаемостью. В работе имеются 2―3 лексические ошибки | 2 балла Участник демонстрирует грамотное и уместное употребление грамматических структур. В работе имеются 2-4 грамматические ошибки, не затрудняющие понимания | 1 балл В тексте присутствуют орфографические (1-4) и/или пунктуационные (3―4) ошибки, которые не затрудняют общего понимания текста |
0 баллов Текст не имеет чёткой логической структуры. Отсутствует или неправильно выполнено абзацное членение текста. Имеются серьёзные нарушения связности текста и/или многочисленные ошибки в употреблении логических средств связи | 1 балл В целом лексические средства соответствуют заданной теме, однако имеются неточности (ошибки) в выборе слов и лексической сочетаемости, учащийся допускает 4-6 лексических ошибок и/или использует стандартную, однообразную лексику | 1 балл В тексте присутствуют несколько (4-7) грамматических ошибок, не затрудняющих общего понимания текста | 0 баллов В тексте присутствуют многочисленные орфографические (более 4) и/или пунктуационные (более 4) ошибки, в том числе затрудняющие его понимание |
0 баллов Участник демонстрирует крайне ограниченный словарный запас и/или в работе имеются многочисленные ошибки (7 и более) в употреблении лексики | 0 баллов В тексте присутствуют многочисленные ошибки (8 и более) в разных разделах грамматики, в том числе затрудняющие его понимание | ||
1 балл может быть снят за: -орфографические ошибки в словах активного вокабуляра или в простых словах; - небрежное оформление рукописи; - недостаточный объём письменного сочинения (менее 200 слов). 1 балл может быть добавлен за творческий подход к выполнению поставленной задачи. |
Для оптимизации работы членов Жюри во время проверки письменных заданий рекомендуем использовать следующую таблицу, в которую вносятся баллы в соответствии с критериями оценки и выводится общий балл за работу. В графе Замечания следует указать конкретные ошибки или недостатки работы.