Краткие методические указания к работе на практическом занятии.




Методические указания для студентов к практическому занятию № 44.

Тема занятия: Клиническая микробиология. Госпитальные инфекции.

Цель: Изучение понятий клиническая микробиология, ознакомление с методами профилактики госпитальных инфекций.

Модуль 2. Специальная, клиническая и экологическая микробиология.

Содержательный модуль

Тема 44: Клиническая микробиология. Госпитальные инфекции.

 

Актуальность темы:

Клиническая микробиология – это раздел частной медицинской микробиологии, посвященный изучению заболеваний, вызванных условно-патогенными микроорганизмами. Развитие подобных заболеваний связано со снижением иммунного статуса человека, развитием иммунодефицитных состояний, интенсивной антибиотикотерапией, нарушением экологического баланса в составе нормальной микрофлоры и др. Данные инфекции нередко возникают у больных в хирургических, детских и других отделениях, а также среди новорожденных в акушерских клиниках. В этих случаях их называют внутрибольничными или госпитальными инфекциями. Таким образом, заболевания, связанные с оказанием медицинской помощи, обозначают термином ятрогения, внутрибольничные (нозокомиальные) инфекции.

Задача клинической микробиологии – совершенствование лабораторных методов бактериологической диагностики, изучение роли отдельных видов условно-патогенных м/о и их ассоциаций в этиологии, патогенезе воспалительных процессов экзогенного и эндогенного происхождения, обоснование методов рациональной специфической и неспецифической терапии, а также разработка методов профилактики.

Значение клинической микробиологии в работе врача: знание о видовом составе микрофлоры при гнойно-воспалительных заболеваниях и внутрибольничных инфекциях, о частоте устойчивых к антибиотикам штаммов, причинах антибиотикоустойчивости, степени вирулентности м/о и факторов, их определяющих, имеет большое значение для разработки профилактики и лечебных методик.

Эпидемиология. Практически любой пациент стационара предрасположен к развитию инфекционных процессов. Внутрибольничные инфекции характеризует высокая контагиозность, возможность вспышек в любое время года, наличие пациентов с повышенным риском заболевания, возможность рецидивов, а также широкий спектр возбудителей. Особенности эпидемического процесса определяют вид этиологического агента и тип стационара. Среди заболевших ВБИ выделяют три группы пациентов: 1) пациенты, инфицированные внутри стационара; 2) пациенты, инфицированные в условиях поликлиник; 3) медицинский персонал, заразившийся при работе в условиях стационара или поликлиник. Распространению внутрибольничных инфекций способствуют нарушения правил асептики, любые отклонения от санитарно-гигиенических норм для стационаров и поликлиник, а также значительная частота носительства патогенной флоры среди медицинского персонала.

Этиология: Спектр возбудителей ВБИ чрезвычайно широк и включает вирусы, бактерии, грибы и простейшие. Основные возбудители бактериальных инфекций – стафилококки, пневмококки, грамотрицательные энтеробактерии, псевдомонады и анаэробы. На современном этапе ведущую роль играют стафилококки (60% случаев всех внутрибольничных инфекций), грамотрицательная микрофлора, респираторные вирусы и грибы рода Candida. Механизмы передачи возбудителей: фекально-оральный, воздушно-капельный, рансмиссивный, бытовой и ятрогенный (в результате лечебных и диагностических процедур).

Штаммы бактерий, выделенные от пациентов с нозокомиальными инфекциями, как правило, более вирулентны и обладают большей устойчивостью к антибактериальным препаратам. В лечебно-профилактических учреждениях имеет место постоянное изменение видового состава возбудителей внутрибольничных инфекций за счет заноса из вне, что требует постоянного контроля за микробным биоценозом и определения чувствительности к антибиотикам.

Основными источниками госпитальных инфекций являются больные, носители, посещающие лечебные учреждения, медицинские работники. Роль лиц, привлеченных к уходу за больными, и посетителей, навещающих больных, крайне органичена.

Клинические проявления: определяются локализацией процесса, количеством и вирулентностью проникших штаммов.

Первичные симптомы развиваются быстро, часто внезапно. Первое проявление – повышении температуры.

Диагностика: Инфекцию следует считать ятрогенной, если она развилась после медицинского вмешательства или посещения лечебно-профилактических учреждений через промежуток времени продолжительностью не менее минимального инкубационного периода. Для оппортунистических инфекций он составляет 2-4 суток. Косвенным признаком развития ятрогенной инфекции является внезапный подъем температуры у пациента, подвергшегося какой либо процедуре. Для постановки окончательного диагноза следует провести забор соответствующих проб и провести их бактериологическое исследование.

При заборе образцов для бактериологического исследования необходимо соблюдать следующие правила: 1) образцы следует забирать в стерильные контейнеры с соблюдением правил асептики, т.к. потенциальным возбудителем может быть любой м/о; 2) необходима максимально быстрая доставка материала в лабораторию; 3) отбор проб следует проводить регулярно.

При подозрении на конкретное заболевание следует широко использовать серологические тесты

Терапия: важнейшая составляющая специфической терапии у госпитализированных пациентов с повышенным риском развития инфекции – их профилактика. Крайне необходимы частая смена повязок, дренирование и санация ран, обеспечение чистоты окружающей среды; следует проводить постоянный контроль за носительством потенциально патогенных м/о среди медицинского персонала и назначать превентивную санацию при их выявлении.

Конкретные цели:

· Определить понятие клиническая микробиология

· Определить понятия нозокомиальные и ятрогенные инфекции.

· Определить круг возможных возбудителей госпитальных инфекций.

· Определить причины возникновения госпитальных инфекций.

· Ознакомиться с микробиологическими методами исследования госпитальных инфекций.

· Определить понятие «дисбактериоз»

Уметь:

· Забирать диагностический материал для исследований.

· Проводить бактериоскопическое и бактериологическое изучение исследуемого материала.

 

Теоретические вопросы:

1. Понятия клиническая микробиология и госпитальные инфекции.

2. Понятие ятрогенные инфекции.

3. Причины возникновения и источники внутрибольничных инфекций.

4. Микроорганизмы – возбудители внутрибольничных инфекций.

5. Разбор схем лабораторной диагностики внутрибольничных инфекций.

6. Нормальная микрофлора организма человека.

7. Дисбактериоз.

 

Литература:

1. Коротяев А.И., Бабичев С.А., Медицинская микробиология, иммунология и ви-усология /Учебник для медицинских ВУЗов, Ст-Пб.: «Специальная литература», 1998.- 592с.

2. Тимаков В.Д., ЛевашевВ.С., Борисов Л.Б. Микробиология /Учебник.-2-е изд., перераб. и доп.- М.:Медицина, 1983,- 512с.

3. Пяткин К.Д. Кривошеин Ю.С. Микробиология с вирусологией и иммунологией.- Киев: Вища школа, 1992.- 431с.

4. Медицинская микробиология /Под редакцией В.И. Покровского.- М.:ГЕОТАР-МЕД, 2001.- 768с.

5. Руководство к практическим занятиям по микробиологии, иммунологии и вирусологии. /Под ред. М.П. Зыкова.- М. «Медицина». 1977.– 288с.

6. Черкес Ф.К., Богоявленская Л.Б., Бельскан Н.А. Микробиология. /Под ред. Ф.К. Черкес.– М.: Медицина, 1986.– 512с.

7. Конспект лекции.

 

Дополнительная литература:

1. Макияров К.А. Микробиология, вирусология и иммунология.- Алма-Ата.: «Казахстан», 1974.– 372с.

2. Тiтов М.В. Iнфекцiйнi хвороби.- К., 1995.– 321с.

3. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни.- М.: Медицина, 1990.- 559с.

4. БМЭ, Т. 1, 2, 7.

5. Павлович С.А. Медицинская микробиология в графах: Учеб. пособие для мед. ин-тов.– Мн.: Выш. шк., 1986.– 255с.

Краткие методические указания к работе на практическом занятии.

В начале занятия проводится проверка уровня подготовки студентов к занятию.

Разбор и запись схем лабораторной диагностики в протокол.

В состав самостоятельной работы входит также микроскопия демонстрационных препаратов и их зарисовка в протокол занятия.

В конце занятия проводится тестовый контроль и анализ итоговых результатов самостоятельной работы каждого студента.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: