Для очной формы обучения
№ п/п | Раздел Дисциплины | Общая трв часахудоемкость () | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | |||
лекции. | семинары | Самостоятельная работа обучающихся | |||||
Всего | |||||||
Пенитенциарная социология: понятие и предметная область дисциплины | Опрос, доклады, проверка конспектов | ||||||
Уголовно-исполнительная система как социальный институт | Опрос, доклады | ||||||
Социальная стратификация пенитенциарного сообщества | Опрос, доклады, таблица | ||||||
Зачет | |||||||
Итого: | зачет |
Для заочной формы обучения
№ п/п | Раздел Дисциплины | Общая трудоёмкость (часах) | Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | ||
аудиторные учебные занятия | Самостоятельная работа обучающихся | |||||
всего | лекции | семинары, практические занятия | ||||
1. | Пенитенциарная социология: понятие и предметная область дисциплины | Опрос, проверка конспектов и докладов | ||||
2. | Уголовно-исполнительная система как социальный институт | Опрос, демонстрация схем, анализ на семинаре | ||||
3. | Социальная стратификация пенитенциарного сообщества | Анализ на семинаре | ||||
4. | Зачет | |||||
5. | Всего по курсу |
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)
Для очного отделения
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание |
Пенитенциарная социология: понятие и предметная область дисциплины | Целью данного раздела является формирование комплексного представления об особенностях становления пенитенциарной социологии в России и за рубежом. | |
Содержание лекционного курса | ||
1.1. | Пенитенциарная социология как специфическая отрасль социологии. | Предмета и объект пенитенциарной социологии. Срезы социальной реальности, подлежащие изучению в пенитенциарной социологии. Принципы пенитенциарной социологии. Место пенитенциарной социологии в системе наук. Значение пенитенциарной социологии. Объяснение феномена тюрьмы в пенитенциарной социологии. Проблема наказания и его исполнения. Международные стандарты обращения с заключенными. Функции пенитенциарной социологии. |
Темы практических/семинарских занятий | ||
1.1. | Пенитенциарная социология: понятие и предметная область дисциплины | 1. Предмет и объект пенитенциарной социологии. 2. Принципы пенитенциарной социологии. 3. Место пенитенциарной социологии в системе наук. |
Уголовно-исполнительная система как социальный институт | В данном разделе рассматриваются структура, признаки и функции уголовно-исполнительной системы. | |
Содержание лекционного курса | ||
2.1 | Уголовно-исполнительная система в структуре социальной организации общества. | Понятие социальной организации уголовно- исполнительной системы. Функции социальной организации уголовно-исполнительной системы. Понятие формальной (административно-правовой) системы. Элементы формальной организации уголовно-исполнительной системы. Структура, признаки и основные функции формальной организации уголовно-исполнительной системы. Тюрьма - тоталитарный институт (по Э. Гоффману). |
2.2 | Лишение свободы: проблемы наказания и исполнения | Наказание как социологическая проблема: функции уголовного наказания. Основные и дополнительные виды наказания. Эффективность длительных сроков заключения. |
2.3 | Проблемы социальной адаптации заключенных к жизни в местах лишения свободы | Понятие социальной адаптации. Адаптация и социализация. Виды социальной адаптации. Особенности социальной адаптации заключенных к пенитенциарным условиям жизни «жизнь в клетке». Динамика адаптации в местах лишения свободы. Ожидания и реальность. Проблемы соблюдения прав человека в пенитенциарных учреждениях. |
2.4 | Заключенные как специфическая социальная группа | Особенности заключенных как специфической социальной группы: способ взаимодействия, чувство принадлежности к группе, восприятие их другими как членов данной группы. Социально-демографическая характеристика осужденных. Социальное положение до заключения. |
2.5 | Социология личности осужденных | Понятие личности в социологии. Человек – индивид – индивидуальность – личность. Социализация как условие жизни человека в обществе. Формы социализации. Ценностные ориентации личности. Общественные и личные интересы. Десоциализация и ресоциализация, условия протекания процессов. Личностные особенности осужденных. Типология личности осужденного. Типологические признаки антисоциальной направленности. Структура личности осужденного. Значение темперамента, интеллекта, активности человека для типологизации личности преступника. Ресоциализация: сущность и виды. Учет структуры личности осужденного в ресоциализационной работе. Формы и методы сбора, анализа и использования информации о личности осужденного. Биографический метод. Понятие программы перевоспитания осужденного. Индивидуальный подход в процессах воспитания осужденных. |
2.6 | Пенитенциарная девиантность | Тюремное сообщество и социальные нормы. Виды социальных норм. Нормативно-ценностная система общества как регулятор отношений. Понятие девиации. Модели социальных отклонений (личностная, ситуационная, средовая). Типы девиаций и их характеристика. Социологические теории девиантного поведения. Социальная база девиантного поведения. Проблемы нормативного и девиантного поведения. Закрытые социальные системы, принципы их организации и функционирования. Воспроизводство девиантов как парадокс тюрьмы (по М. Фуко). |
2.7 | Тюремная субкультура осужденных | Культура как социальное явление. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи, верования, язык и др. Понятие культурного развития и культурной деградации. Выделение нормативной культуры. Типология социальных норм. Субкультура уголовного мира. Тюремная субкультура ее структура и основные признаки. Социальная основа тюремной субкультуры. Основные элементы тюремной субкультуры. Нормы тюремной субкультуры: запрещающие, обязывающие, регулирующие. Ценности тюремной субкультуры. Понятие «воровского закона». Отношение к администрации со стороны осужденных. Особенности внутригруппового взаимодействия. Различия в социальных ролях, статусах в условиях лишения свободы. Социальное клеймение как форма статусного закрепления. Символ татуировки, значение в тюремной субкультуре. Сущность и предназначение понятия «общак». Понятие жаргона. Направления и формы противодействия влиянию тюремной субкультуры. |
Темы практических/семинарских занятий | ||
2.1 | Уголовно-исполнительная система как социальный институт | 1. Понятие социальной организации уголовно- исполнительной системы. 2. Функции социальной организации уголовно-исполнительной системы. 3. Тюрьма - тоталитарный институт (по Э. Гоффману). |
2.2 | Заключенные как специфическая социальная группа | 1. Особенности заключенных как специфической социальной группы 2. Социально-демографическая характеристика осужденных. 3. Социальное положение до заключения. |
2.3 | Проблемы социальной адаптации заключенных к жизни в местах лишения свободы | 1. Понятие социальной адаптации. 2. Особенности социальной адаптации заключенных к пенитенциарным условиям жизни «жизнь в клетке». 3. Проблемы соблюдения прав человека в пенитенциарных учреждениях. |
2.4 | Социология личности осужденных | 1. Формы и методы сбора, анализа и использования информации о личности осужденного. 2. Индивидуальный подход в процессах воспитания осужденных. |
2.5 | Тюремная субкультура осужденных | 1. Тюремная субкультура ее структура и основные признаки. 2. Нормы тюремной субкультуры: запрещающие, обязывающие, регулирующие. 3. Ценности тюремной субкультуры. |
Социальная стратификация пенитенциарного сообщества | В данном разделе рассматриваются вопросы иерархизированности тюремного сообщества и ресоциализации осужденных. | |
Содержание лекционного курса | ||
Понятие и специфика социальной структуры пенитенциарного общества. | Официальная и неофициальная стратификация. Социальный состав и социально- психологические, естественно- физиологические и субкультурные основания разделения осужденных. Иерархизированность тюремного сообщества. «Авторитеты», «блатные», «мужики», «отверженные», их социальные характеристики и взаимоотношения между ними. «Воры в законе» как социальная группа. Воровской и тюремный законы. Взаимоотношения между высшим, средним и низшим слоем пенитенциарного сообщества. Женщины в тюрьмах. | |
3.2 | Ресоциализация осужденных как социальная проблема. Контакты с внешним миром | Понятие и определение ресоциализации. Проблема учета международного опыта ресоциализации в российской системе исполнения уголовных наказаний. Совершенствование условий отбывания наказания как проблема ресоциализации. Проблема социо-диагностирования осужденных. Особенности процессов ресоциализации в исправительных учреждениях открытого и закрытого типа. Обучение как направление ресоциализации осужденных. Профессиональное обучение, повышение квалификации осужденных как направление ресоциализации. Проблемы образования и обучения осужденных за рубежом и в России. Трудовая деятельность осужденных. Проблема привлечения осужденных к труду. Социальные гарантии осужденных в процессе трудовой деятельности. Участие общественности в ресоциализации осужденных. Попечительские советы и их функции. Социальная терапия как направление ресоциализации. Основные социально-терапевтические мероприятия. Понятие социальной помощи. Особенности социальной помощи на этапах: поступление осужденных в учреждение, отбывание наказания, подготовка к освобождению. |
Темы практических/семинарских занятий | ||
3.1 | Социальная стратификация пенитенциарного сообщества | 1. Понятие социальной структуры пенитенциарного общества. Официальная и неофициальная стратификация. 2. Иерархизированность тюремного сообщества. 3. «Воры в законе» как социальная группа. |
3.2 | Ресоциализация осужденных как социальная проблема. Контакты с внешним миром | 1. Понятие и определение ресоциализации. 2. Проблема учета международного опыта ресоциализации в российской системе исполнения уголовных наказаний. 3. Особенности процессов ресоциализации в исправительных учреждениях открытого и закрытого типа. |
Для заочного отделения
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание |
Пенитенциарная социология: понятие и предметная область дисциплины | Целью данного раздела является формирование комплексного представления об особенностях становления пенитенциарной социологии в России и за рубежом. | |
Содержание лекционного курса | ||
1.1. | Пенитенциарная социология как специфическая отрасль социологии. | Предмета и объект пенитенциарной социологии. Срезы социальной реальности, подлежащие изучению в пенитенциарной социологии. Принципы пенитенциарной социологии. Место пенитенциарной социологии в системе наук. Значение пенитенциарной социологии. Объяснение феномена тюрьмы в пенитенциарной социологии. Проблема наказания и его исполнения. Международные стандарты обращения с заключенными. Функции пенитенциарной социологии. |
Темы практических/семинарских занятий | ||
1.1. | Пенитенциарная социология: понятие и предметная область дисциплины | 1. Предмет и объект пенитенциарной социологии. 2. Принципы пенитенциарной социологии. 3. Место пенитенциарной социологии в системе наук. |
Уголовно-исполнительная система как социальный институт | В данном разделе рассматриваются структура, признаки и функции уголовно-исполнительной системы. | |
Содержание лекционного курса | ||
2.1 | Уголовно-исполнительная система в структуре социальной организации общества. | Понятие социальной организации уголовно- исполнительной системы. Функции социальной организации уголовно-исполнительной системы. Понятие формальной (административно-правовой) системы. Элементы формальной организации уголовно-исполнительной системы. Структура, признаки и основные функции формальной организации уголовно-исполнительной системы. Тюрьма - тоталитарный институт (по Э. Гоффману). Наказание как социологическая проблема: функции уголовного наказания. Основные и дополнительные виды наказания. Эффективность длительных сроков заключения. Понятие социальной адаптации. Адаптация и социализация. Виды социальной адаптации. Особенности социальной адаптации заключенных к пенитенциарным условиям жизни «жизнь в клетке». Динамика адаптации в местах лишения свободы. Ожидания и реальность. Проблемы соблюдения прав человека в пенитенциарных учреждениях. Особенности заключенных как специфической социальной группы: способ взаимодействия, чувство принадлежности к группе, восприятие их другими как членов данной группы. Социально-демографическая характеристика осужденных. Социальное положение до заключения. Формы и методы сбора, анализа и использования информации о личности осужденного. Биографический метод. Понятие программы перевоспитания осужденного. Индивидуальный подход в процессах воспитания осужденных. |
Темы практических/семинарских занятий | ||
2.1 | Тюремная субкультура осужденных | 1.Тюремная субкультура ее структура и основные признаки. 2.Нормы тюремной субкультуры: запрещающие, обязывающие, регулирующие. 3.Ценности тюремной субкультуры. |
Социальная стратификация пенитенциарного сообщества | В данном разделе рассматриваются вопросы иерархизированности тюремного сообщества и ресоциализации осужденных. | |
Содержание лекционного курса | ||
3.1. | Понятие и специфика социальной структуры пенитенциарного общества. | Официальная и неофициальная стратификация. Социальный состав и социально- психологические, естественно- физиологические и субкультурные основания разделения осужденных. Иерархизированность тюремного сообщества. «Авторитеты», «блатные», «мужики», «отверженные», их социальные характеристики и взаимоотношения между ними. «Воры в законе» как социальная группа. Воровской и тюремный законы. Взаимоотношения между высшим, средним и низшим слоем пенитенциарного сообщества. Женщины в тюрьмах. Понятие и определение ресоциализации. Проблема учета международного опыта ресоциализации в российской системе исполнения уголовных наказаний. Совершенствование условий отбывания наказания как проблема ресоциализации. Проблема социо-диагностирования осужденных. Особенности процессов ресоциализации в исправительных учреждениях открытого и закрытого типа. Обучение как направление ресоциализации осужденных. Профессиональное обучение, повышение квалификации осужденных как направление ресоциализации. Проблемы образования и обучения осужденных за рубежом и в России. Трудовая деятельность осужденных. Проблема привлечения осужденных к труду. Социальные гарантии осужденных в процессе трудовой деятельности. Участие общественности в ресоциализации осужденных. Попечительские советы и их функции. Социальная терапия как направление ресоциализации. Основные социально-терапевтические мероприятия. Понятие социальной помощи. Особенности социальной помощи на этапах: поступление осужденных в учреждение, отбывание наказания, подготовка к освобождению. |
Темы практических/семинарских занятий | ||
3.1 | Ресоциализация осужденных как социальная проблема. Контакты с внешним миром | 1. Понятие и определение ресоциализации. 2. Проблема учета международного опыта ресоциализации в российской системе исполнения уголовных наказаний. 3. Особенности процессов ресоциализации в исправительных учреждениях открытого и закрытого типа. |