Разделы дисциплины (модуля) и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)




Для очной формы обучения

№ п/п Раздел Дисциплины Общая трв часахудоемкость () Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости  
лекции. семинары Самостоятельная работа обучающихся  
  Всего  
  Пенитенциарная социология: понятие и предметная область дисциплины         Опрос, доклады, проверка конспектов  
  Уголовно-исполнительная система как социальный институт         Опрос, доклады  
  Социальная стратификация пенитенциарного сообщества         Опрос, доклады, таблица  
  Зачет            
Итого:         зачет  

Для заочной формы обучения

№ п/п Раздел Дисциплины Общая трудоёмкость (часах) Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
аудиторные учебные занятия Самостоятельная работа обучающихся  
всего лекции семинары, практические занятия
1. Пенитенциарная социология: понятие и предметная область дисциплины         Опрос, проверка конспектов и докладов
2. Уголовно-исполнительная система как социальный институт         Опрос, демонстрация схем, анализ на семинаре
3. Социальная стратификация пенитенциарного сообщества         Анализ на семинаре
4. Зачет          
5. Всего по курсу          

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)

Для очного отделения

Наименование раздела дисциплины Содержание
  Пенитенциарная социология: понятие и предметная область дисциплины Целью данного раздела является формирование комплексного представления об особенностях становления пенитенциарной социологии в России и за рубежом.
Содержание лекционного курса
1.1. Пенитенциарная социология как специфическая отрасль социологии. Предмета и объект пенитенциарной социологии. Срезы социальной реальности, подлежащие изучению в пенитенциарной социологии. Принципы пенитенциарной социологии. Место пенитенциарной социологии в системе наук. Значение пенитенциарной социологии. Объяснение феномена тюрьмы в пенитенциарной социологии. Проблема наказания и его исполнения. Международные стандарты обращения с заключенными. Функции пенитенциарной социологии.
Темы практических/семинарских занятий
1.1. Пенитенциарная социология: понятие и предметная область дисциплины 1. Предмет и объект пенитенциарной социологии. 2. Принципы пенитенциарной социологии. 3. Место пенитенциарной социологии в системе наук.
  Уголовно-исполнительная система как социальный институт В данном разделе рассматриваются структура, признаки и функции уголовно-исполнительной системы.
Содержание лекционного курса
2.1 Уголовно-исполнительная система в структуре социальной организации общества. Понятие социальной организации уголовно- исполнительной системы. Функции социальной организации уголовно-исполнительной системы. Понятие формальной (административно-правовой) системы. Элементы формальной организации уголовно-исполнительной системы. Структура, признаки и основные функции формальной организации уголовно-исполнительной системы. Тюрьма - тоталитарный институт (по Э. Гоффману).  
2.2 Лишение свободы: проблемы наказания и исполнения Наказание как социологическая проблема: функции уголовного наказания. Основные и дополнительные виды наказания. Эффективность длительных сроков заключения.  
2.3 Проблемы социальной адаптации заключенных к жизни в местах лишения свободы Понятие социальной адаптации. Адаптация и социализация. Виды социальной адаптации. Особенности социальной адаптации заключенных к пенитенциарным условиям жизни «жизнь в клетке». Динамика адаптации в местах лишения свободы. Ожидания и реальность. Проблемы соблюдения прав человека в пенитенциарных учреждениях.  
2.4 Заключенные как специфическая социальная группа   Особенности заключенных как специфической социальной группы: способ взаимодействия, чувство принадлежности к группе, восприятие их другими как членов данной группы. Социально-демографическая характеристика осужденных. Социальное положение до заключения.  
2.5 Социология личности осужденных Понятие личности в социологии. Человек – индивид – индивидуальность – личность. Социализация как условие жизни человека в обществе. Формы социализации. Ценностные ориентации личности. Общественные и личные интересы. Десоциализация и ресоциализация, условия протекания процессов. Личностные особенности осужденных. Типология личности осужденного. Типологические признаки антисоциальной направленности. Структура личности осужденного. Значение темперамента, интеллекта, активности человека для типологизации личности преступника. Ресоциализация: сущность и виды. Учет структуры личности осужденного в ресоциализационной работе. Формы и методы сбора, анализа и использования информации о личности осужденного. Биографический метод. Понятие программы перевоспитания осужденного. Индивидуальный подход в процессах воспитания осужденных.
2.6 Пенитенциарная девиантность Тюремное сообщество и социальные нормы. Виды социальных норм. Нормативно-ценностная система общества как регулятор отношений. Понятие девиации. Модели социальных отклонений (личностная, ситуационная, средовая). Типы девиаций и их характеристика. Социологические теории девиантного поведения. Социальная база девиантного поведения. Проблемы нормативного и девиантного поведения. Закрытые социальные системы, принципы их организации и функционирования. Воспроизводство девиантов как парадокс тюрьмы (по М. Фуко).
2.7 Тюремная субкультура осужденных   Культура как социальное явление. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи, верования, язык и др. Понятие культурного развития и культурной деградации. Выделение нормативной культуры. Типология социальных норм. Субкультура уголовного мира. Тюремная субкультура ее структура и основные признаки. Социальная основа тюремной субкультуры. Основные элементы тюремной субкультуры. Нормы тюремной субкультуры: запрещающие, обязывающие, регулирующие. Ценности тюремной субкультуры. Понятие «воровского закона». Отношение к администрации со стороны осужденных. Особенности внутригруппового взаимодействия. Различия в социальных ролях, статусах в условиях лишения свободы. Социальное клеймение как форма статусного закрепления. Символ татуировки, значение в тюремной субкультуре. Сущность и предназначение понятия «общак». Понятие жаргона. Направления и формы противодействия влиянию тюремной субкультуры.
Темы практических/семинарских занятий
2.1 Уголовно-исполнительная система как социальный институт 1. Понятие социальной организации уголовно- исполнительной системы. 2. Функции социальной организации уголовно-исполнительной системы. 3. Тюрьма - тоталитарный институт (по Э. Гоффману).  
2.2 Заключенные как специфическая социальная группа 1. Особенности заключенных как специфической социальной группы 2. Социально-демографическая характеристика осужденных. 3. Социальное положение до заключения.  
2.3 Проблемы социальной адаптации заключенных к жизни в местах лишения свободы   1. Понятие социальной адаптации. 2. Особенности социальной адаптации заключенных к пенитенциарным условиям жизни «жизнь в клетке». 3. Проблемы соблюдения прав человека в пенитенциарных учреждениях.  
2.4 Социология личности осужденных 1. Формы и методы сбора, анализа и использования информации о личности осужденного. 2. Индивидуальный подход в процессах воспитания осужденных.  
2.5 Тюремная субкультура осужденных 1. Тюремная субкультура ее структура и основные признаки. 2. Нормы тюремной субкультуры: запрещающие, обязывающие, регулирующие. 3. Ценности тюремной субкультуры.
  Социальная стратификация пенитенциарного сообщества   В данном разделе рассматриваются вопросы иерархизированности тюремного сообщества и ресоциализации осужденных.
Содержание лекционного курса
  Понятие и специфика социальной структуры пенитенциарного общества. Официальная и неофициальная стратификация. Социальный состав и социально- психологические, естественно- физиологические и субкультурные основания разделения осужденных. Иерархизированность тюремного сообщества. «Авторитеты», «блатные», «мужики», «отверженные», их социальные характеристики и взаимоотношения между ними. «Воры в законе» как социальная группа. Воровской и тюремный законы. Взаимоотношения между высшим, средним и низшим слоем пенитенциарного сообщества. Женщины в тюрьмах.
3.2 Ресоциализация осужденных как социальная проблема. Контакты с внешним миром   Понятие и определение ресоциализации. Проблема учета международного опыта ресоциализации в российской системе исполнения уголовных наказаний. Совершенствование условий отбывания наказания как проблема ресоциализации. Проблема социо-диагностирования осужденных. Особенности процессов ресоциализации в исправительных учреждениях открытого и закрытого типа. Обучение как направление ресоциализации осужденных. Профессиональное обучение, повышение квалификации осужденных как направление ресоциализации. Проблемы образования и обучения осужденных за рубежом и в России. Трудовая деятельность осужденных. Проблема привлечения осужденных к труду. Социальные гарантии осужденных в процессе трудовой деятельности. Участие общественности в ресоциализации осужденных. Попечительские советы и их функции. Социальная терапия как направление ресоциализации. Основные социально-терапевтические мероприятия. Понятие социальной помощи. Особенности социальной помощи на этапах: поступление осужденных в учреждение, отбывание наказания, подготовка к освобождению.
Темы практических/семинарских занятий
3.1 Социальная стратификация пенитенциарного сообщества 1. Понятие социальной структуры пенитенциарного общества. Официальная и неофициальная стратификация. 2. Иерархизированность тюремного сообщества. 3. «Воры в законе» как социальная группа.  
3.2 Ресоциализация осужденных как социальная проблема. Контакты с внешним миром 1. Понятие и определение ресоциализации. 2. Проблема учета международного опыта ресоциализации в российской системе исполнения уголовных наказаний. 3. Особенности процессов ресоциализации в исправительных учреждениях открытого и закрытого типа.

Для заочного отделения

Наименование раздела дисциплины Содержание
  Пенитенциарная социология: понятие и предметная область дисциплины Целью данного раздела является формирование комплексного представления об особенностях становления пенитенциарной социологии в России и за рубежом.
Содержание лекционного курса
1.1. Пенитенциарная социология как специфическая отрасль социологии. Предмета и объект пенитенциарной социологии. Срезы социальной реальности, подлежащие изучению в пенитенциарной социологии. Принципы пенитенциарной социологии. Место пенитенциарной социологии в системе наук. Значение пенитенциарной социологии. Объяснение феномена тюрьмы в пенитенциарной социологии. Проблема наказания и его исполнения. Международные стандарты обращения с заключенными. Функции пенитенциарной социологии.
Темы практических/семинарских занятий
1.1. Пенитенциарная социология: понятие и предметная область дисциплины 1. Предмет и объект пенитенциарной социологии. 2. Принципы пенитенциарной социологии. 3. Место пенитенциарной социологии в системе наук.
  Уголовно-исполнительная система как социальный институт В данном разделе рассматриваются структура, признаки и функции уголовно-исполнительной системы.
Содержание лекционного курса
2.1 Уголовно-исполнительная система в структуре социальной организации общества. Понятие социальной организации уголовно- исполнительной системы. Функции социальной организации уголовно-исполнительной системы. Понятие формальной (административно-правовой) системы. Элементы формальной организации уголовно-исполнительной системы. Структура, признаки и основные функции формальной организации уголовно-исполнительной системы. Тюрьма - тоталитарный институт (по Э. Гоффману). Наказание как социологическая проблема: функции уголовного наказания. Основные и дополнительные виды наказания. Эффективность длительных сроков заключения. Понятие социальной адаптации. Адаптация и социализация. Виды социальной адаптации. Особенности социальной адаптации заключенных к пенитенциарным условиям жизни «жизнь в клетке». Динамика адаптации в местах лишения свободы. Ожидания и реальность. Проблемы соблюдения прав человека в пенитенциарных учреждениях. Особенности заключенных как специфической социальной группы: способ взаимодействия, чувство принадлежности к группе, восприятие их другими как членов данной группы. Социально-демографическая характеристика осужденных. Социальное положение до заключения. Формы и методы сбора, анализа и использования информации о личности осужденного. Биографический метод. Понятие программы перевоспитания осужденного. Индивидуальный подход в процессах воспитания осужденных.
Темы практических/семинарских занятий
2.1 Тюремная субкультура осужденных 1.Тюремная субкультура ее структура и основные признаки. 2.Нормы тюремной субкультуры: запрещающие, обязывающие, регулирующие. 3.Ценности тюремной субкультуры.
  Социальная стратификация пенитенциарного сообщества В данном разделе рассматриваются вопросы иерархизированности тюремного сообщества и ресоциализации осужденных.
Содержание лекционного курса
3.1. Понятие и специфика социальной структуры пенитенциарного общества. Официальная и неофициальная стратификация. Социальный состав и социально- психологические, естественно- физиологические и субкультурные основания разделения осужденных. Иерархизированность тюремного сообщества. «Авторитеты», «блатные», «мужики», «отверженные», их социальные характеристики и взаимоотношения между ними. «Воры в законе» как социальная группа. Воровской и тюремный законы. Взаимоотношения между высшим, средним и низшим слоем пенитенциарного сообщества. Женщины в тюрьмах. Понятие и определение ресоциализации. Проблема учета международного опыта ресоциализации в российской системе исполнения уголовных наказаний. Совершенствование условий отбывания наказания как проблема ресоциализации. Проблема социо-диагностирования осужденных. Особенности процессов ресоциализации в исправительных учреждениях открытого и закрытого типа. Обучение как направление ресоциализации осужденных. Профессиональное обучение, повышение квалификации осужденных как направление ресоциализации. Проблемы образования и обучения осужденных за рубежом и в России. Трудовая деятельность осужденных. Проблема привлечения осужденных к труду. Социальные гарантии осужденных в процессе трудовой деятельности. Участие общественности в ресоциализации осужденных. Попечительские советы и их функции. Социальная терапия как направление ресоциализации. Основные социально-терапевтические мероприятия. Понятие социальной помощи. Особенности социальной помощи на этапах: поступление осужденных в учреждение, отбывание наказания, подготовка к освобождению.
Темы практических/семинарских занятий
3.1 Ресоциализация осужденных как социальная проблема. Контакты с внешним миром 1. Понятие и определение ресоциализации. 2. Проблема учета международного опыта ресоциализации в российской системе исполнения уголовных наказаний. 3. Особенности процессов ресоциализации в исправительных учреждениях открытого и закрытого типа.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: