Основы теории предмета «религиоведения».





План

1. Предмет религиоведения, цель и задачи курса.

2. Методы исследования и познания религии. Детерминанты религии.

3. Структура и функции религии. Основные разделы.

1. Предмет религиоведения, цель и задачи курса.

Религиоведение как комплексная и относительно молодая наука развивалась

с начала ХIХ века, хотя научные знания по этой дисциплине накапливались в

течении веков. Дисциплина сформировалась на стыке общей и социальной

философии, культурологии, социологии, антропологии, психологии, лингвистики,

политологии, этнологии, археологии и др. наук. В рамках религиоведения

изучаются закономерности возникновения, развития и функционирования религии,

ее строение и различные компоненты, феномен религии в истории общества,

взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры и социальных

знаний.

Цель курса: изучение курса религиоведения вносит вклад в

гуманитаризацию образования, овладение достижениями мировой и отечественной

культуры, свободное самоопределение личности в мировоззренческих системах и

духовных ценностях.

Мировоззрение – это комплекс представлений (идей, взглядов), религиозно-

философского характера, которые отображают взгляд индивида на окружающий

мир, и его назначение в этом мире.

Задачи:

1. На основании курса «религиоведение» необходимо разобраться в сложных

процессах, которые происходят в науке, искусстве, литературе, морали и т.д.

2. На основании религиозных ценностей показать гуманистические ценности

современного мира, гармонизировать межличностные отношения, в том

числе представителей различных, религиозных и нерелигиозных

направлений.12

3. Защитить личность от психологического и религиозного влияния

деструктивных культов и их руководителей, которые пытаются навязать

свою систему ценностей и религиозных взглядов.

2. Методы исследования и познания религии. Детерминанты религии.

Методы исследования:

1. Каузальний анализ - изучает причинно-следственные отношения,

выявляет причины возникновения и эволюции различных явлений

религии.

2. Генетический подход - выведение последующих этапов развития религии

из начальной фазы.

3. Сравнительно-историческое исследование – сопоставляет этапы развития

религии в различные моменты времени.

4. Типологический метод – представляет собой совокупность расчленения и

группировки изучаемых объектов по признакам, полученным из

характеристик исторических типов религии.

5. Структурно-функциональный анализ – связан с объектами,

представляющими собой систему, и направлен на раскрытие их строения

и функционирования.

6. Феноменологический метод – включает совокупность приемов выяснения

значений и смыслов в духовном взаимодействии людей (представления,

идеи, цели) и тем самым достигает понимания их поведения.

Методы познания.

Являясь комплексной дисциплиной, религиоведение использует большое

количество разнообразных методов познания:

1. Общефилософский;

2. Социально-философский;

3. Общенаучный;

4. Эмпирический метод;

5. Диалектика, системный метод, анализ, синтез, гипотеза, дедукция,

индукция.13

Детерминанты религии (предпосылки возникновения).

1. Социумные основы – это совокупность отношений, складывающихся в

процессе материального производства. Эти отношения объективны, господствуют

над людьми в их повседневной жизни, отражают несвободу и зависимость людей от

внешних условий – в системе взаимоотношений с природой и в системе

взаимоотношений с другими людьми.

2. Гносеологические основы – представляют собой определенные моменты

познавательной деятельности, которые сохраняют в себе элементы «непознанного»

(тайного), непредсказуемость будущих событий. Это делает возможным

возникновение религиозных представлений, понятий, идей и направлений.

3. Психологические факторы – это состояния, процессы, механизмы

общественной, групповой, и индивидуальной психологии, которые создают

благоприятную психологическую почву для воспроизводства и усвоения религии.

Среди феноменов общественной и групповой психологии выделяют: кризисные

состояния общественно-психологической атмосферы (разочарование в прошлом и

настоящем, отягощенность исторической памяти, разрушение общественных

идеалов, переоценка ценностей). К индивидуально-психологическим факторам

относят: переживание индивидом чувства зависимости от других людей, стрессовые

ситуации, духовной деградации. Это порождает психологический комплекс,

включающий страх, чувство одиночества и заброшенности, и в то же время

ожидание лучшего, надежду на избавление от гнета чуждых сил.

В совокупности эти факторы действуют на базе социумных в связи с

гносеологическими основами.

3. Структура и функции религии. Основные разделы.

В религии выделяют компоненты:

1. Религиозное сознание; 2. Религиозную деятельность; 3. Религиозные отношения;

4. Религиозные институты и организации.

1. Религиозное сознание – ему свойственны чувственная наглядность, созданные

воображением образы, сильная эмоциональная насыщенность, вера – как 14

структурный элемент (выражение истинности религиозного учения, признание

реального существования сверхъестественных сил, свойств и отношений без

каких-либо рациональных доказательств).

2. Религиозная деятельность, подразделяется на:

культовую (от лат. поклонение, почитание) и внекультовую:

а. культовая деятельность: участие в богослужении, религиозных церемониях.

б. внекультовую деятельность образуют: разработка религиозных идей,

систематизация богословских догматов.

Религиозный культ – это совокупность всех внешних богослужебно-обрядовых

форм, действий и правил данной религии.

3. Религиозные отношения – это вид отношений в духовной сфере, которые

складываются в соответствии с религиозным сознанием, реализуются и

существуют при помощи религиозной деятельности.

4. Религиозные организации – каждая религия имеет собственную организацию в

виде комплекса определенных институтов, общественных религиозных союзов, а

также функционирующего культа.

Функции религии.

1. Мировоззренческая - религия, придает определенный смысл и цель жизни

человека, она включает объяснения мира в целом и отдельных явлений и

процессов происходящих в нем.

2. Регулятивная – религия при помощи определенных идей, ценностей и установок

регулирует отношения людей в определенном типе общества.

3. Легитимирующая – состоит из обоснования, освящения, придания законного

характера определенному типу общественного порядка и государства.

4. Культурно-транслирующая – религия как часть культуры способствует

развитию определенных ее слоев – письменности, книгопечатания, искусства и

осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.

Основные разделы.

Религиоведение включает ряд разделов основными среди которых являются:

философия, социология, психология, феноменология, история религии.15

Философия религии – совокупность философских понятий и концепций,

дающих философское объяснение объекта. Философией религии занимались: П.

Гольбах (1723 - 1789), немецкий философ И. Кант (1724 - 1804), немецкий

протестантский теолог и философ Ф. Шлейермахер (1768 - 1834), Г. Гегель (1770 -

1831), Л. Фейербах (1804 - 1872), К. Маркс (1818 - 1883), Ф. Энгельс (1820 - 1895),

русский философ В. Соловьев (1856 - 1900) и др.

Социология религии – изучает общественные основы религии, закономерности

возникновения, развития и функционирования, ее элементы, структуру и функции,

ее роль в общественной системе. Основателями социологии религии являются:

немецкий социолог, историк, философ М. Вебер (1864-1920), французский

социолог, философ Э. Дюркгейм (1858-1917), немецкий философ, социолог Г.

Зиммель (1858-1918), немецкий теолог и философ Э. Трельч (1865 - 1923), русский и

американский историк и социолог П. Сорокин (1889 - 1968).

Психология религии - исследует психологические закономерности

возникновения, развития и функционирования религиозных явлений общественной,

групповой, и индивидуальной психологии (потребностей, чувств, настроений,

традиций и т.д.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их роль в

религиозном комплексе и влияние на нерелигиозные сферы жизнедеятельности

общества, групп, индивидов. Вклад в ее становление и развитие внесли: немецкий

психолог, физиолог и философ В. Вундт (1832-1920), американский психолог и

философ У. Джеймс (1842-1910), немецкий философ В. Дильтей (1833 - 1911),

французский философ, социолог, психолог и этнограф Л. Леви-Брюль (1857-1939),

французский психолог Т. Рибо (1839-1916), американский психолог Э. Старбек

(1866-1947) и др.

Феноменология религии – соотносит представления, идеи, цели, мотивы

практически взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки

зрения реализующихся значений и смыслов и с учетом этого делает

систематическое описание явлений религии, классифицирует их на основе

сопоставления и сравнения. Значительный вклад в разработку феноменологии

религии внесли голландский теолог и историк религии П. Шантепи де ля Соссе 16

(1848-1920), немецкий философ и теолог Р. Отто (1869-1937), голландский теолог и

религиовед Г. ван дер Леув (1890-1950), англо – и франкоязычный философ и

историк Н. Элиаде (1907-1986) и др. Большое влияние на развитие феноменологии

религии оказали феноменолистическая философия Э. Гюссерля (1859-1938) и

экзистенциализм немецкого философа М. Хайдеггера (1889-1976).

История религии – иллюстрирует движущийся во времени мир религии во всем

его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их

форм, накапливают и сохраняют информацию о многочисленных существовавших и

существующих религиях. В ХVIII в. ряд проблем истории религии освещался в

сочинениях французского просветителя, энциклопедиста Ш. де Бросса (1709-1777),

французского ученого и философа Ш. Дюпюи (1742-1809). В XIX в. в развитее

истории религии не малый вклад внесли немецкие теологи и историки,

представители так называемой тюбингенской школы в богословии Ф. Баур (1792-

1860) и Д. Штраус (1808-1874). Начиная с XIX в. история религии становится

областью деятельности многих исследователей: швейцарский историк и правовед И.

Бахофен (1815-1887), французский писатель, историк и филолог-востоковед Ж.

Ренан (1823-1892), английский историк, востоковед С. Робертсон (1846-1894),

английские историки и этнологи Э. Тейлор (1832-1917), Дж. Фрейзэр (1854-1941),

немецкий историк и философ А. Древс (1865-1935), австрийский теолог, этнограф и

лингвист В. Шмидт (1868-1954), российские исследователи – востоковед Ф.

Щербацкой (1866-1942), историки В. Бартольд (1862-1930), А. Ранович (1885-1948),

Р. Виппер (1859-1954), этнограф и религиовед С. Токарев (1899-1985), богослов и

историк А. Карташов (1875-1960) и многие другие.

Наряду с перечисленными выделяют раздел, включающий знания о

свободомыслии в отношении религии. В этом разделе раскрывается содержание

свободомыслия, его развитие и функции в обществе и в жизни личности,

исследуются его различные проявления, в разные этапы развития общественной

мысли и в народном сознании, в науке, морали, искусстве, политике, философии,

теологии. Особого развития свободомыслие достигло в XVIII ст. свой вклад в

развитие общественной мысли внесли деятели «французского просвещения» П. 17

Бейль (1647-1706), П. Гольбах (1723-1789), Ж. Ламетри (1709-1751), Ф. Вольтер

(1694-1778). Развитию атеистических взглядов способствовали труды К. Маркса

(1818 -1883), Ф. Энгельса (1820-1895), В. Ульянова (Ленина) (1870-1924), Н.

Чернышевского (1828-1889), А. Герцена (1812-1870), Н. Добролюбова (1836-1861) и

др.

Литература.

1. Гараджа В.И. Социология религии. – М., 1995

2. Гегель Ф. Лекции по философии и религии. Понятие религии. – Философия

религии.- В 2-х т. – Т.1. - М., 1996. – С. 366 – 377.

3. Пивоваров Д.В. Религия: сущность и обновление // Философские науки. –

1992. - №2.

4. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные

религии. Курс лекций. – М., 2004.

5. Религии мира // Под ред. Шапова Е.Н. – М., 1991.

6. Релігієзнавство.// Под ред. Калініна Ю., Харковщенко Є. – К., 1994

7. Фромм Э. Психология и религия.// Иметь или быть. – М., 1992

8. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. – М., 1985.

9. Яблоков И.Н. Религиоведение. – М., 2004.

Ключевые понятия:

Мировоззрение, психология, философия, социология, история, гносеология, культ.18

Тема 2.





Читайте также:
Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное ...
Основные направления модернизма: главной целью модернизма является создание...
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать...
Обучение и проверка знаний по охране труда на ЖД предприятии: Вредный производственный фактор – воздействие, которого...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.038 с.