Происхождение и ранние формы религии.





План.

1. Этимология понятия «религия».

2. Научный и философско-теологический подходы к вопросу происхождения

религии.

3. Религии в первобытном обществе: тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм,

погребальный культ, шаманизм.

1. Этимология понятия «религия»

Существует несколько точек зрения на происхождение слова «религия» (от лат.

“religio” – совестливость, благочестие, благоговение, святость, богослужение).

Римский оратор и политический деятель Цицерон (I в. до н.э.) считал, что слово

«религия» происходит от латинского глагола «relegere» (вновь собирать, снова

обсуждать, откладывать на особое употребление, что в переносном смысле означает

«благоговеть» или относиться к чему либо с особым вниманием и почтением).

Отсюда и сущность религии Цицерон выводит из благоговейного чувства перед

высшими силами, Божеством. Известный западный писатель и оратор Лактанций

(IV в. н.э.) считает, что термин «религия» происходит от латинского глагола

«religare», означающего «связывать», «соединять». Отсюда он дает определение

религии как благочестивого союза человека с Богом.

Подобным же образом понимает существо религии и Августин Блаженный (У

в. н.э.). Он считает что слово «религия» происходит от глагола «religеre», т.е.

«воссоединять» и сама религия означает воссоединение, возобновление «когда то

утраченного союза» между человеком и Богом.

Таким образом, происхождение термина «религия» указывает на два основных

его значения: «соединение и благоговение, - которые говорят о религии как о

таинственном духовном союзе, благоговейном единении человека с Богом.

2. Научный и философско-теологический подходы к вопросу

происхождения религии.

Научные теории:19

1. Натуралистическая гипотеза (от. лат. «natura» - природа) гипотеза была

высказана римским поэтом и философом Лукрецием (І в. до н.э.), утверждает,

что идея Бога и сама религия возникли в результате страха людей перед

грозными явлениями природы («timor primus fecit deos») – «страх создал

первых богов», непонимание причин их возникновения, незнание законов

природы.

2. Анимистическая гипотеза (от. лат. «animus» - дух) была представлена и

подробно развита в ХІХ ст. английским этнографом Э. Тейлором, в его

основном труде – „Первобытная культура” (1871 г.). Эта гипотеза выводит

источник происхождения религии из сновидений, галюцинаций, смерти и

подобных явлений, наблюдения за которыми привели „неразвитого человека”

к мысли о существовании другого столь же реального мира как и этот.

3. Гипотеза Л. Фейербаха – основоположник антропологического

материализма.

Свою гипотезу Л. Фейербах (1804 - 1872 г.) основывает на положении

олицетворения сил природы как основы древних религиозных верований.

Корни религии, по его мнению, заключены в олицетворении отдельных

сторон и свойств абстрактной природы человека, „искаженного ее

понимания”.

Бог и боги – это олицетворенные проекции свойств человека и природы,

превращенные в самостоятельные существа.

Л. Фейербах делит религии на «духовные» - иудаизм, буддизм,

христианство, ислам и «естественные» - все первобытные и древние

языческие верования. В «духовных» религиях, по Фейербаху, Бог, есть не что

иное как собственное существо человека, а в «естественных» религиях, Бог –

есть не что иное как существо природы.

4. Социальная гипотеза. М.Вебер - немецкий философ и социолог (1864 - 1920).

В его понимании религия является способом придания смысла

социальным действиям человека. Она вносит «рациональность» в объяснении

мира и поведения самого человека.20

Основная мысль этой гипотезы состоит в том, что именно в

неразвитости общественного производства заключены социальные корни

религии первобытных людей. В классовых обществах причина

возникновения религии обусловлена чувством бессилия перед социальным

гнетом.

5. Философско - теологический подход.

Философский подход к объяснению религии – это взгляд «из вне», выходящий

за рамки «религиозного опыта», с позиций рационального осмысления религии, как

общественного института.

Теологический подход – включает в себя системное изложение

вероучительных основ, которые обеспечивают идеологическую платформу данной

религии (религиозной организации) и ее потребность в жизнедеятельности человека.

Согласно теологического подхода, религия - это живая нравственная связь с

Богом. Существование религии теологи соотносят с существованием самого

человека. Они стремятся понять религию «изнутри», на основании религиозного

опыта. «Религия зарождается в переживании Бога» - подчеркивает богослов

С.Н. Булгаков.

Существует определенный путь зарождения религиозного опыта:

1. Поиск истины (смысла жизни).

2. Религиозный опыт (познание истинного Бога).

3. Стремление к нравственному совершенствованию.

4. Чтение и изучение Священного Писания.

Эти условия являются первыми шагами на пути к «Личному Богу», его

переживанию. Без их выполнения едва ли возможно зарождение в человеке того, что

именуется «верой и религией».

Вера является выражением духовных устремлений человека, его исканий и

знаний.

В разные периоды общественного развития религию связывали с чувством

нравственного долга (И. Кант), с чувством зависимости (немецкий богослов Ф. 21

Шлейермахер); английский мыслитель Б. Рассел определял ее как страх перед

неведомым и т.д.

Большинство определений религии связанны исключительно с

психологическими предпосылками веры.

«Вера – представляет собой такое внутреннее состояние человека, при

котором он убежден в достоверности чего-либо, без посредства органов чувств или

логического хода мыслей, путем необъяснимой уверенности» - (о. Александр

Мень).

Определение веры, представлено Апостолом Павлом, в его Послании к

Евреям: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»

(Евр. 11.1.). Эту цитату западный богослов (Веймут) объяснял так: «Вера – это

доверчивая уверенность в том, на что мы надеемся, убеждение в реальности вещей,

которых мы еще не видим».

Существуют следующие определения религии, сформулированные

конфессиональными религиоведами:

 Переживания святого (Р. Отто – протестантский философ).

 Жизнь нас в Боге и Бога в нас (П.А. Флоренский – православный богослов).

 Выход за пределы биологической природы, конструирование смыслового

универсума (Т. Лукман – евангелиетический теолог ).

На наш взгляд с учетом существующих подходов, можно представить

следующее определение религии:

Религия – это система взглядов и убеждений, на которых строится

мировоззрение и мировосприятие человека, а также соответствующие поведение и

специфические действия (культ), которые основаны на вере в существование

Высшего, Сверхъестественного Начала – источника всего существующего.

3. Религии в первобытном обществе: тотемизм, табу, магия, фетишизм,

анимизм, погребальный культ, шаманизм.

Советский религиовед С.А. Токарев считает, что уже живший в эпоху мустье

(около 140-100 тыс. лет назад) неандертальский человек «…возможно уже имел

зачаточные религиозные верования». Сейчас у исследователей не вызывает 22

сомнения наличие религии у человека ориньякско-солютрейской (40-30 тыс. л. тому

назад) и мадленской эпох, т.е. у человека современного типа Homo sapiens.

Существование религии относят к 40-30 тыс. до н.э. у Homo sapiens который,

возник, по данным современной науки около 35 тыс. лет назад, и имел

«сравнительно сложные религиозные представления» в виде солярного (солнечного)

культа.

Древнейший в мире памятник религиозной культуры, корпус текстов из

пирамиды царя Унаса (сер. ХХIV в. до н.э.) свидетельствует о едином Творце мира

«Ра-Атуме».

Родоплеменные религии.

Тотемизм – (на языке индейцев северо-американского племени оджибве – «его

род») – это вера в сверхъестественную связь человека и отдельных групп с

животными и растениями. Этот термин появляется в литературе в начале XVIII в. и

закрепляется в научном обороте на рубеже XIX-XX вв. в работах английского

этнографа Джеймса Фрейзера (1854-1941).

Тотемный культ был направлен на то, чтобы получить покровительство тотема

(животного, насекомого). Например в Египте, тотемом считался жук - скоробей.

Тотемные табу выражались в запрете на употребление в пищу тотемного животного

или нанесение ему вреда.

Магия – (от греч. Maγέia - волшебство). Совокупность обрядов и действий

связанных с верою в возможность сверхестественного влияния на окружающий мир.

По назначению магия подразделяется на 6 видов:

1. Вредоносная (употребление различных обрядов, преследовавших цель

причинить вред сверхъестественным способом человеку или группе

людей), через еду, напитки, одежду и т.д.

2. Военная магия (подразумевала необходимость преодолеть активное

сопротивление жертвы, достичь военных успехов) использовались

военные пляски, заговор оружия и т.д.

3. Любовная (либо вызвать интерес у лица противоположного пола, либо

вызвать сильную антипатию), украшение, натирание и т.д.23

4. Лечебная (излечение от болезни) лечение травами, произнесение

заклинаний, натирание лечебным воском и т.д.

5. Промысловая (направлена на достижение удачной охоты, рыбной ловли).

6. Метеорологическая магия (направлена на достижение хорошей погоды,

благоприятного климата).

Фетишизм (от лат. feitigo – вещь для колдовства) – поклонение предметам

ближайшего окружения человека (как правило неживым). Термин был введен в

конце XVIII в. французским чиновником Шарлем де Броссом. В основе веры в

фетиш лежало представление о предмете как о двойнике человека, самостоятельном

существе, наделенном чисто человеческими чувствами и побуждениями.

Фетиш – представлял собой отдельно взятый материальный предмет, камень со

священной горы, кусочек священного дерева, изображение почитаемого животного

и т.д.

Анимизм (от лат. anima - душа) - это вера в самостоятельную силу, способную

существовать отдельно от человека, животных или растений. Термин введен в ХIХ

в. Эд. Тейлором в его труде «Первобытная культура» (1872). Из анимизма получил

развитие погребальный культ. Наиболее известно открытие в Ля-Мустье (Франция

1908 г.), где был похоронен неандертальский юноша 16-18 лет. Рядом с

захоронением были расположены орудия труда, элементы жареного мяса. Эта

находка свидетельствовала о погребальном культе, который выражался в:

A. Вера в бессмертие души умершего;

B. Вера в потусторонний мир и загробное воздаяние.

Шаманизм (на языке сибирских народов «саман» - буйный) - это особый

комплекс обрядов и ритуалов, связанный с верованиями в сверхъестественные

способности и возможности древних служителей культов шаманов. Для

стимулирования своих ритуальных действий употребляли галлюциногены,

старались вести себя очень экзальтированно. В своей деятельности шаманы

использовали ритуальный танец – камлание, для поддержания своего

сверхъестественного статуса в племени.

Шаманство сохранилось в Африке, Австралии, у некоторых северных народов.24

Литература.

1. Калінін Ю., Харьковщенко С. Релігієзнавство. – Київ, 2000

2. Любський В. , Бурлак С. Релігієзнавство. – Київ, 2000

3. Токарев С.А. Ранние формы религии. – М., 1991

4. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. – М., 1986

5. Тейлор Э.П. Первобытная культура. – М., 1982

6. Фрезер Дж. Золотая ветвь. – М., 1986 (Гл. 3-5)

7. Лобова О.Ф. Религиоведение. – Ростов-на-Дону, 2004

Ключевые понятия:

Религия, вера, фетишизм, анимизм, тотемизм, табу, магия, шаманизм.

Тема 4.





Читайте также:
Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться...
ТЕМА: Оборудование профилактического кабинета: При создании кабинетов профилактики в организованных...
Новые русские слова в современном русском языке и их значения: Менсплейнинг – это когда мужчина что-то объясняет...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.026 с.