Коран – священная книга мусульман.





План.

1. История создания священной книги мусульман.

2. Коран о вселенной.

3. Проблема человека и общества в Коране.

1. История создания священной книги мусульман.

Ислам – религия «людей книги», писания, посланного людям через пророков.

Коран (от араб. «ал-куран» - «чтение вслух», «назидание») – священная книга

мусульман, запись пророческих откровений, произнесенных Мухаммадом между

610 и 632 гг. Хронологический порядок сур: 1 период – поэтические, 2 – рахманди, 3

– пророческие, 4 – мединские.

Первые полные тексты откровений появились уже после смерти пророка. Эти

сводные тексты отличались друг от друга количеством и порядком записи

откровений, написанием отдельных слов. Решение составить общий текст Корана

основанный на существующих записях и свидетельствах людей, слышавших лично

откровения Мухаммада, было принято при халифе Османе между 650 – 656 гг. Этот

список Корана был подготовлен Зайдом ибн Сабитом, выполнявшем при

Мухаммаде роль секретаря. Он закрепил сложившуюся к тому времени систему

разбивки текста на суры (главы) и аяты (стихи). Суры располагались в порядке

уменьшения объема текста.

В конце IX в. в текст Корана были введены «огласовки», т.е. специальные

знаки, указывающие на «правильное» чтение, а для удобства запоминания и

декламации текст был поделен на 30 частей (джуз) и 60 отрезков (хизб).

Коран является основой ислама, так как устанавливает религиозные обряды,

правовые и моральные нормы, жизненный уклад, правила поведения для миллионов

мусульман. Но наряду с ясно изложенными стихами - мухкамат – существуют

откровения, смысл которых не поддается однозначной интерпретации. Такие строки

называют муташабихат. Их комментированием занимаются ученые и авторитетные

знатоки ислама.46

Коран содержит 114 сур разной величины. Первую суру – «Фатиха», что

означает «открывающая» обязан знать (на арабском языке) каждый мусульманин.

Для последователей ислама она означает примерно то же самое, что для христиан

молитва «Отче наш». Большинство сур состоит из фрагментов откровения, часто не

связанных тематически и произнесенных в разное время. По месту создания суры

подразделяются на мекканские (610-622гг.) и мединские (622-632 гг.).

Самые ранние из сохранившихся списков Корана относятся к рубежу VII – VIII

вв. Первоначально Коран был записан на мекканском диалекте арабского языка, и с

тех пор, по убеждению ортодоксальных мусульман, только арабский текст Корана

может и должен считаться священной книгой.

Знатоки мусульманской веры полагают, что точный в духовном смысле перевод

Корана на другие языки невозможен, ибо не передает божественной сущности

откровений. Поэтому перевод Корана, как правило, называется «переводом

смыслов».

Канонический текст Корана появился очень поздно ( каирское издание 1919 г.).

Сейчас известны четыре списка Корана, относящиеся к VII – VIII вв. Два из них

являются особо чтимыми и недоступны для исследователей. Один из двух этих

списков хранится в Мекке, внутри храма Каабы, другой – в Медине. До 1180г. он

находился в мечете, рядом с гробницей Мухаммада. Позже правитель Малик

ан-Насир построил во дворе мечети специальное здание для мусхафа («свитка») и

других реликвий. Два других первоначальных списка хранятся в Ташкенте и Каире.

Они именуются куфическими, т.к. написаны разновидностью арабского письма -

куфической.

2. Коран о вселенной.

История вселенной сведена в Коране к творческим действиям разумного

божества Аллаха. Он творил ее с помощью животворящего слова «Кун» («будь»).

Небо и земля поначалу были единым целым. Небо было создано из дыма и

составлено из семи сводов «Сотворил семь небес, одно над другим сводами»(67:3;

71:14). Устроил небо так, что «нет в нем ни одной щели» (50:6). На самом верхнем 47

уровне помещался трон Божий, на ближнем к земле своде располагались солнце,

луна, звезды, а также башни («бурудж», т.е. знаки зодиака).

Если Аллах «захочет», то он , указывается в Коране, может «низвергнуть» на

людей «какой-либо обломок» (34:9). В этом допущении можно видеть попытку

составителей Корана «объяснить» явление так называемых «падающих звезд» -

падение метеоритов, или болидов, большая часть которых, попадая в земную

атмосферу, сгорает в ней, не долетая до поверхности нашей планеты. Это

естественное явление могло казаться людям того времени чудесным «знамением», и

Коран выдал его за признак кары господней.

Взглядам Корана на происхождение и устройство Вселенной, соответствуют

изложенные в нем представления о Земле, как неподвижной плоскости,

удерживаемой в равновесии воздвигнутыми на ней горами. «Землю… - говорится от

лица Аллаха в Коране, - мы разостлали» (51:48), поставили на ней горные твердыни,

«дабы она с вами [людьми] не колебалась, [устроили на ней] реки и дороги, чтобы

вам ходить прямыми путями…» (16:15). Учение о семи «небесных сводах» или о

Земле – «плоскости», а не шарообразном (эллипсоидном) небесном теле

соответствуют представлениям древнего человека.

Практически не дополнили представления Корана данные средневекового

мусульманского предания, Сунны, хадисов и ахбаров, а также тафсира. В одном из

изречений (хадисов), приписываемых пророку Мухаммаду (содержиться у Ибн аль-

Факыха, (IXв.) приведены, например, такие сведения о «мироздании»: «Земля

(держится) на роге быка, а бык на рыбе, а рыба на воде, а вода на воздухе, а воздух

на влажности, а влажности обрывается знание знающих».

3. Проблема человека и общества в Коране.

Четыре дня ушло на творение того, что находится на земле. Согласно Корану,

все результаты творения были созданы Аллахом для человека, чтобы тот

благоденствовал и прославлял имя Божье. Но, «возгордившийся» человек не оценил

милости Аллаха. Поэтому описание творения мира – это свидетельство вины

человека перед Аллахом, предупреждение для «ходящих по земле горделиво».48

Перед творением людей Аллах создал две категории разумных существ –

ангелов (джиннов) и демонов. Из ангелов состоит стража рая и ада. Ангелы

(малаика) – высшие существа, посланцы и исполнители воли Аллаха. Они лишены

признаков пола. Ангелы живут на небесах, одни охраняют престол Аллаха, другие

следят за поступками людей и записывают их. Они же испытывают умерших, потом

воскрешают их в Судный день и ведут на суд перед Аллахом. Каждого человека по

жизни сопровождают два ангела: один отличает добрые дела, другой – злые.

Иерархию ангелов, размещенных по разным небесам, возглавляют мукарабун –

приближенные к Аллаху и находящиеся у Его престола. В их числе Джабраил,

который был посредником между Аллахом и Пророком Мухаммадом; Микаил –

ангел жизни – согласно преданию, помогавший мусульманам в их первых

сражениях с язычниками; Исрафил, первым вставший на охрану Мухаммада;

Азраил – вестник смерти; ангелы Мункар и Накир, которые допрашивают людей в

могиле сразу после погребения; Малик, возглавляющий адскую стражу из 19

ангелов. Иблис – один из мукарабун, отказавшихся поклониться Адаму,

«заместителю Аллаха на землю». В наказание за это он был низвергнут на землю и

обречен в конце времен на адские муки.

Первый человек был создан Аллахом из праха земного, «из звучащей глины»

(15: 26). Бог «сотворил его лучшим сложением» и вдохнул в него душу. Из его же

плоти была сотворена супруга, имени которой Коран не упоминает, а предание

называет Хаввой. Ангелам идея сотворения человека не понравилась.

Чтобы убедить ангелов в превосходстве Адама, Бог научил его именам всех

созданных вещей, а потом предложил ангелам назвать их. Они не смогли это

сделать, а Адам назвал все имена. Убедившись в его превосходстве, ангелы «пали

ниц» перед Адамом, когда Бог приказал поклониться ему. Только Иблис не стал

кланяться, заявив, что он, будучи создан из огня, не станет кланяться тому, кто

создан из глины. За свою гордыню Иблис был низвержен с небес, однако получил

отсрочку дальнейшего наказания до Судного дня. Ее он решил использовать для

того, чтобы «вредить людям», сбивая их с пути, угодного Аллаху.49

Иблису, также именуемому шайтаном (сатаной), помогает сонм демонов –

джинов, сверхъестественных существ, сотворенных из огня и дыма. Джинны

способны принимать любое обличье. Они мешают людям творить молитву,

отвлекают от помыслов о спасении, учат волшебству.

В исламе существуют понятия «страшного суда», «конца света» и «воскресения

во плоти». Но разными течениями ислама создавались своды преданий, содержащие

и различные версии рая, ада, описаний загробных странствий души. Однако общая

эсхатологическая картина такова: перед концом света Иблис пришлет в мир своего

приспешника, страшного Даджжала, лжемессию и искусителя, который будет

выдавать себя за истинного мессию Ису (Иисуса) или Махди. Во время своего

вознесения на небеса Мухаммад старался внимательнее рассмотреть Ису, чтобы не

перепутать его с Даджжалом, когда «придет время». Предание говорит, что

Даджжал одноглаз, краснокож, а буква «каф» на его лбу означает «неверующий».

Ниспосланный на землю Иса победит Даджжала и восстановит истинную веру, а

вслед за тем настанет Судный день.

По Корану призвание человека не в труде, который был бы полезен ему, его

семье, роду, племени, нации, всему обществу, не в совместной борьбе людей разных

народов и стран за лучшую жизнь, а в том, чтобы, безропотно, перенося любые

невзгоды, обратить свои помыслы на личное «спасение» в загробной жизни, которая

«наступит после смерти».

Характерной чертой многочисленных призывов Корана к вере в посмертную

участь, которая бывает двух родов – доброй и злой, является то, что она мыслится

как воздаяние за земные дела людей; какова она будет – зависит от поведения,

поступков, убеждений, действий человека.

Коран отрицает всякую закономерность в природе и обществе, подменяя ее

формулами: «Бог творит, как хочет», он - «совершитель того, что хочет» (85: 16).

Существование самого человеческого общества также объясняется произволом

Аллаха. В Коране от имени Аллаха написано: «Я сотворил гениев и людей только

для того, чтобы они покланялись мне» (51:56).

Литература.50

1. Ислам: Словарь атеиста/ Авксентьев А.В., Акимушкин О.Ф., Акиниязов Г.Б. и

др.; под общ. ред. Пиотровского М.Б., Прозорова С.М. – М.: Политиздат,

1988.

2. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. – М.:

Политиздат, 1986.

3. Крывелев И. История религии. – М., 1976. – Т.2.

Ключевые понятия:

Коран, сура, аят, джуза, хизба, мухкамат, муташабихат, малаика, мукарабун,

Иблис.51

Тема 7.





Читайте также:
Отчет по производственной практике по экономической безопасности: К основным функциональным целям на предприятии ООО «ХХХХ» относятся...
Общие формулы органических соединений основных классов: Алгоритм составления формул изомеров алканов...
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.02 с.