Мировые религии: христианство.





План.

1. Возникновение и эволюция христианства.

2. Характеристика вероучения и культа основных течений христианства:

2.1. Христианство «восточного (греческого) обряда» Православная церковь.

2.2. Христианство «западного обряда» Римско-католическая церковь.

2.3. Протестантизм (основные направления).

3. Христианство в современном мире.

1. Возникновение и эволюция христианства.

В настоящее время Христианство самая распространенная религия в мире,

насчитывающая в своих рядах более 2 млрд. человек (минимальные данные – 1,4 –

1,5 млрд.).

Христианство сформировалось между I в. до н.э. – I в.н.э. в Палестине –

исторической области в Западной Азии, на территории которой располагаются

современные государства Израиль, Сирия и Иордания.

В данный период Палестина была завоевана Римской Империей, управлял

территорией римский наместник прокуратор (во времена И. Христа эту должность

занимал Понтий Пилат).

Римская Империя представляла собой многонациональное государство, где

существовали большинство религиозных течений и культов, (в том числе и

обожествление императора). Израильский народ (иудеи) продолжали исповедовать

монотеизм (вера в Единого Бога). С монотеизмом тесно была связана мессианская

идея освобождения еврейского народа от «иноземных поработителей».

Ветхозаветные пророки (Михей, Исайя, Даниил и др.), предсказывали о рождении

Мессии – Спасителя Мира.

Одной из главных особенностей иудаизма была вера в то, что в определенное

время Бог пошлет своему народу Мессию-Избавителя, который освободит народ от

всякого зла и будет почитаем всеми другими народами земли.52

Для того, чтобы рассмотреть начальный период развития христианской религии,

нам следует обратиться к источникам, написанным самими христианами. Самые

древние из них – Евангелия – повествования об Иисусе Христе, написанные в

период от 40 до 90 г н.э. В данных текстах представлены события, связанные с

возникновением христианства, определившего не только культуру, но и весь облик

современной цивилизации.

Само слово «Евангелие» в переводе с греческого, означает - «Радостная Весть».

Первые исторические свидетельства о христианах мы находим у римских историков

Корнелия Тацита (55-120) и Светония (70-140). Тогда же о христианах писал

римский чиновник Плиний Младший (61-113). Хотя эти свидетельства

представлены в пренебрежительном тоне, они определенно указывают на то, что

при Тиберии Понтием Пилатом был казнен Христос (ок. 30 г.). Источники

показывают некое «смятение среди римских иудеев из-за некоего Христа»

(ок. 50 г.). В 64 г., при Нероне, в 112 г. при Траяне происходили гонения на

христианские общины, которые стали уже достаточно многочисленны.

В источнике «Иудейские древности» И. Флавия существует следующее

свидетельство о И. Христе: «… в это время жил Иисус - мудрый человек, если

только Его можно назвать человеком, т.к. Он творил чудеса.» (3 гл. 18-я книга.)

Согласно евангельскому повествованию, И. Христос родился в Вифлееме.

Правитель Иудеи Ирод Великий узнал от приехавших в Иерусалим волхвов

(звездочетов, астрологов) о рождении Мессии, Царя Иудейского – на это указывала

таинственная звезда (Мф. 1.18 – 25, 2; Лк. 2.1-7).

Первосвященники сообщили правителю, что пророчества говорят о рождении

Мессии в Вифлееме. Ирод послал волхвов все разведать и «доложить ему». Принеся

Спасителю свои дары – золото как царю, ладан (смолу для благовонных курений)

как Богу, смирну (ароматную мазь для натирания тела покойного) как смертному

человеку, волхвы получили во сне повеление не возвращаться к Ироду и не

указывают на место рождения Иисуса. Было решено отправиться на родину другим

путем.53

Разгневанный Ирод отдал приказ - уничтожить в Вифлееме и его окрестностях

всех младенцев в возрасте до двух лет. Спасая Иисуса, его родители Мария и Иосиф

бегут в Египет. Слова из Книги пророка Осии: «Из Египта воззвал Я Сына Моего» -

христиане относят не только к Израилю, народу Божию, но и к Спасителю.

О детских и юношеских годах И. Христа сведений почти нет. Известен лишь

один эпизод из его детства. Когда Иисусу было 12 лет, он и его близкие пошли на

Праздник Пасхи в Иерусалим. По окончании праздника Дева Мария и Иосиф

отправились обратно, полагая, что Иисус идет домой с их родственниками. Нашли

Иисуса через три дня в Иерусалимском храме, беседующим с учителями, которые

«дивились разуму Его». В ответ на упреки матери, Иисус сказал: «… зачем было вам

искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу

Моему? Но они не поняли сказанных Им слов» (Лк. 2.49-50).

В возрасте 30 лет Иисус принял крещение в водах реки Иордан, у жившего в

пустыне подвижника Иоанна, прозванного Крестителем.

В Святом Писании говорится, что, когда Иисус выходил из воды, Святой Дух

зримо сошел на него, подобно трепещущему в воздухе голубю, а голос с небес донес

до тех, кто был способен Его услышать: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в

Котором Мое благословление» (Мф. 3.17).

После крещения в пустыни (пустынное место) и 40-денного поста началось

открытое служение И. Христа. В своей проповеди «Евангелие Царства Божия» (Мк.

1.14), И. Христос выразил ветхозаветные заповеди в которых сосредоточен весь дух

и смысл «истинной веры». Первая из них: «… возлюби Господа Бога твоего всем

сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим; вторая же,

подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях

утверждается весь закон…» (Мф. 22.37; 39-40).

Таким образом, в истории человечества заповедь любви впервые оказывается

превыше всего.

Для проповеди «Евангелия Царствия» Иисус Христос избирает 12 учеников

(апостолов греч. посланник): Петр, Андрей, Иаков, Иоанн, Филипп, Варфоломей, 54

Матфей (Левий), Фома (Близнец), Иаков (Алфей), Фаддей (Иуда), Симон (Кананит),

Иуда (Искариот).

В Иерусалиме Иисуса Христа распинают на Кресте. По христианскому

вероучению Иисус Христос является Богочеловеком, который искупил на Кресте

человеческие грехи, освободил людей «от греха, проклятия и вечной смерти».

Христианские общины стали быстро увеличиваться, со стороны государственной

власти начинаются гонения на христиан, которые продолжались с I по IV в. н.э.

В 313 г. император Восточной Римской Империи Константин Великий

Миланским эдиктом (указом) разрешил свободное исповедование христианской

религии, а в 325 г. после I Вселенского Собора в Никее христианство становится

господствующей религией.

Эпоха 7-ми Вселенских Соборов (с IV по VIII вв.) является периодом

оформления вероучительной (догматической) системы христианской церкви.

Первый Никейский собор в 325г. сформулировал первую часть Символа Веры, дал

определение божественности Сына Божьего Иисуса Христа;

II (I Константинопольский) Собор в 381г. сформулировал 2-ю часть Символа

Веры, определив божественность Святого Духа.

III Эфесский Собор в 431г. дал определение Иисуса Христа как воплощенного

Сына Божьего (второй ипостаси Пресвятой Троицы) – и Марии - как Божьей

Матери;

IV-й Халкидонский 451 г. дал определение Иисуса Христа как истинного Бога и

истинного человека в одном лице;

V-й Константинопольский (II – 553г.) подтвердил учение о едином Боге (в

Троице) и об Иисусе Христе;

VI-й Константинопольский (III-й – 680г.) подтвердил человеческую сущность

Иисуса Христа через признание его человеческой воли и действий;

VII-й Никейский (II-й – 787г.) провозгласил икону истинным выражением

христианской веры.

Вселенский Собор – это собрание духовенства для утверждения единого

(истинного) вероучения в христианской церкви. 55

Важную роль в процессе выработки догматических «формул» принадлежит

Капподокийским богословам IV в. Григорию Назианзину (ок.330 – 390 гг.),

Василию Кесарийскому (330 – 397 гг.), Григорию Нисскому (ок. 335 – 394 гг.).

Большой вклад в развитие христианского богословия внесли также богословы

западной церкви, такие как Амвросий Медиоланский (ок. 340 – 397 гг.), Иероним

Блаженный (340/ 350 – 420 гг.), Августин Аврелий (354 – 430 гг.), Григорий

Великий (ок. 540 – 604 гг.) и др.

В 395 г. Римская Империя раскололась на Западную и Восточную части. В начале

XI в. между Византией (Восточной Римской Империей) и Римом возникла

политическая и духовная борьба за главенство над всей христианской церковью.

Римские епископы претендовали на особый титул, который предоставил им

господствующие положение в христианской церкви. Римский иерарх присвоил себе

титул Папы, стремился стать «епископом всех епископов».

В середине XI в. эта борьба переросла в острый конфликт. Он закончился тем,

что легат папы Льва IX кардинал Гумберт 16 июля 1054г. во время богослужения в

храме Святой Софии положил на престол грамоту с анафемой (отлучением)

Константинопольского патриарха Михаила Керуллария. В ответ собор византийских

епископов провозгласил папским легатам анафему, обвинив римского

первосвященника в догматических отступлениях христианской церкви.

В 1054 г. произошел окончательный раскол христианской церкви на «восточную

(греческого обряда)» и «западную» Римско-католическую церковь.

В XVI в. из Западной церкви выделились протестанты и образовалось

Англиканская (Епископальная церковь) в Англии.

Особенности исторического развития и функционирования «Западной» и

«Восточной» церкви обусловили отличие в церковной догматике, организации и

богослужении. Раскол 1054 г. выявил расхождения и отличия, которые

существовали в христианской церкви.

Причины раскола.

1. Социально-экономические (отличие в социальной и экономической структурах

Восточной и Западной части Римской Империи).56

2. Культурные (существование двух культур «варварской» и «эллинистической-

греческой»).

3. Догматические (вероучительные):

а). Филиокве (буквальный перевод – «и от Сына») схождение Святого Духа и от

Бога Сына – Западно-католическое учение.

в). Учение о чистилище – «некоем промежуточном состоянии» между адом и раем –

Западно-католическое учение.

с). О главенстве Римского Папы над всей христианской церковью.

2. Характеристика вероучений и культа основных течений христианства

2.1. Христианство «восточного (греческого) обряда». Православная церковь.

Священной книгой для христиан является Библия (Св. Писание Ветхого и Нового

Завета). Книги Ветхого Завета (39 канонических и 11 не канонических) состоят из

законодательных (5 книг), исторических (19 книг), учительных (7 книг),

пророческих (19 книг). Канон Священных Книг – (с греч. правило, критерий оценки)

– это сборник (список) Книг Священного Писания, который был утвержден на

Вселенских и Поместных Соборах и принят в Христианской Церкви.

Книги Нового Завета состоят из законодательных (4 Евангелия: от Матфея, от

Марка, от Луки, от Иоанна) и исторических (Деяния святых Апостолов), учительные

(7 Соборных посланий и 14 Апостола Павла), пророческих (Апокалипсис:

Откровения Иоанна Богослова).

Священное предание к нему относят (постановления Вселенских и Поместных

Соборов, Апостольские правила и творения Святых Отцов церкви и т.д.).

Никео-Цареградский Символ Веры - это краткое изложение вероучительных

основ христианской религии состоящих из 12 частей – параграфов.

В первой части Символа Веры говорится о Боге, особенно о Первой Ипостаси

Святой Троицы – о Боге Отце и о Боге, как о Творце Мира. Во второй части – о

Второй Ипостаси Святой Троицы, о Господе Иисусе Христе, Сыне Божием. В

третьей – о Воплощении Сына Божия. В четвертой – о страдании и смерти Иисуса

Христа. В пятой – о его Воскресении. В шестой – о Вознесении Иисуса Христа на

Небо. В седьмой – о Втором Пришествии Иисуса Христа на Землю. В восьмой – о 57

Третьей Ипостаси Святой Троицы, о Святом Духе. В девятой – о Церкви. В десятой

– о Крещении, где подразумеваются и другие таинства. В одиннадцатой – о

будущем (всеобщем) Воскресении мертвых. В двенадцатой – о Жизни Вечной.

Все верующие составляют Церковь (по гр. - собрание людей, принадлежащих

Богу). Церковь - общество людей, объединенных единым вероучением, таинствами

и священноначалием.

Священноначалие (православное духовенство).

В Православной церкви существует три степени священства: диакон, священник

(иерей, пресвитер), епископ (архиерей).

Белое (женатое духовенство) Черное (монашествующее) дух-во

I. Диаконы

Диакон, протодиакон Иеродиакон, архидиакон

II. Священники

Иерей, протоирей, протопресвитер Иеромонах, игумен, архимандрит

III. Епископы

Епископ, архиепископ, митрополит,

патриарх

Христианскую церковь составляют поместные или автокефальные церкви.

Автокефалия (от гр. – «авто» сам и «кефале» голова) – это самоуправление,

административная независимость отдельной церкви. Таких церквей существует 15.

1. Константинопольская Православная церковь, 2. Александрийская

Православная церковь, 3. Антиохийская Православная церковь, 4. Иерусалимская

Православная церковь, 5. Русская Православная церковь, 6. Грузинская

Православная церковь, 7. Сербская Православная церковь, 8. Румынская

Православная церковь, 9. Болгарская Православная церковь, 10. Кипрская

Православная церковь, 11. Элладская Православная церковь, 12. Албанская

Православная церковь, 13. Польская Православная церковь, 14. Православная

церковь Чешских земель и Словакии, 15. Православная церковь в Америки.

Русская Православная церковь (РПЦ)58

Краткий исторический обзор

История РПЦ началась в 988 г. с крещения Руси Владимиром Великим. На

начальной стадии РПЦ была митрополией (составной частью Константинопольской

церкви). В 1299 г. церковная кафедра из Киева переносится в г. Владимир на

Клязьме (центр Владимиро-Суздольского княжества), а с начала XIVв. в г.Москву.

В 1448г. РПЦ обрела самостоятельность. В 1589г. Предстоятель РПЦ получил

патриаршеское достоинство. Патриарший период в истории РПЦ продолжался с

1589 – 1721гг. В 1721г. во время правления Петра I патриаршество было упразднено

и с 1721г. церковью управлял коллегиальный орган – Святейший Синод. С ноября

1917г. патриаршество было восстановлено, патриархом был избран митрополит

Московский и Коломенский Тихон (1917-1925). В настоящее время РПЦ управляет

патриарх Алексий II (Ридигер) с 1990г.

Таинства Православной церкви

С вероучительной основой христианской церкви тесно связана система

культовых действий. Культовую практику составляют 7 таинств (крещение,

миропомазание, причащение, покаяние-исповедь, священство, брак-венчание,

елеосвящение-соборование).

Таинства – это священное действие, через которое «тайным образом» действует

на человека благодать, или «спасительная сила Божия».

1. Крещение – человек «таинственно рождается» в духовную жизнь.

Формула таинства: «Крещается раб Божий (или раба Божия) называется имя:

Во имя Отца (первое погружение) аминь, и Сына (второе погружение)

аминь, и Святого Духа (третье погружение) аминь».

Крещение совершается путем полного погружения крещаемого в купель с

водой, и только в крайних случаях допускается обливание или окропление.

2. Миропомазание – человек получает благодать, содействующую духовному

росту.

3. Причащение (Евхаристия) – человек «питается духовно», под видом «Хлеба

и Вина» он принимает «истинную Плоть и Кровь Иисуса Христа» (таинство 59

совершается на богослужении, которое называется - «литургия» – с гр.

общественное служение).

4. Покаяние-исповедь – человек врачуется от духовных болезней, то есть от

грехов.

5. Священство – человек получает благодать, духовно возрождать и

воспитывать других при помощи христианского учения и таинств.

6. Брак-венчание – получает благодать, освящающую супружеский союз,

естественное рождение и воспитание детей.

7. Елеосвящение (Соборование) – врачуется от болезней телесных путем

исцеления от болезней духовных.

Основные догматы:

Догмат – это вероучительная истина, которая проповедуется в христианской

церкви.

1. Догмат о единстве Божием. Бог един но в Трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын,

Бог Дух Святой.

2. Догмат о Пресвятой Троице (Бог Отец существует предвечно (вечно,

всегда), Бог Сын предвечно рождается от Отца, Бог Дух Святой, предвечно

исходит от Отца «Троица Единосущная и Нераздельная»).

3. Догмат о воплощении Иисуса Христа. Иисус Христос принял плоть

человеческую, является Богочеловеком: «Совершенным Богом» и

«Совершенным человеком», для того чтобы искупить человечество «от

греха, проклятия и вечной смерти».

Грех – это нарушение христианских заповедей.

Цель христианской жизни – это достижение Спасения, пребывание в Раю.

Заповеди (Декалог).

Главные и всеобщие заповеди нравственного закона – Декалога (Десятисловия)

были написаны на двух каменных скрижалях – плоских, овальных глыбах. (см.

источник. материал).60

Кроме совершения таинств, культовая система включает в себя молитвы,

поклонение кресту, иконам и мощам. Важное место в Православной церкви

занимают праздники и посты.

Праздники и посты.

Центральное место среди праздников занимает Пасха (Светлое Христово

Воскресение). За Пасхой следуют самые важные (двунадесятые праздники)

Рождество Христово (7 января), Крещение (или Богоявление, 19 января), Сретение

(15 февраля), Благовещение (7 апреля), Преображение Господне (19 августа),

Успение Богородицы (28 августа), Рождество Богородицы (21 сентября),

Воздвижение Креста (27 сентября), Введение Богородицы в Храм (4 декабря), Вход

Господень в Иерусалим (или Вербное воскресение за неделю до Пасхи), Вознесение

(на 40 день после Пасхи) и Пятидесятница (или Троица, на 50 день после Пасхи).

Посты.

1. Рождественский пост (28 ноября – 7 января), 2. Успенский пост (14 августа -

28 августа), 3. Петров пост ( с понедельника после праздника Пятидесятницы – 12

июля), 4. Великий пост (начинается за 7 недель до праздника Пасхи). Пост в среду и

пятницу в течении всего года, воспоминания предательства и крестной смерти

Иисуса Христа.

2.2. Христианство «западного обряда». Римско-католическая церковь.

Основной священной книгой является Библия (Священное Писание Ветхого и

Нового Завета). Священное предание (постановления Вселенских – 21 и Поместных

Соборов). Римско-католическая церковь (РКЦ) претендует на главенство во всем

христианском мире в лице Римского папы.

Слово «католичество» или «католицизм» образовано от греческого

прилагательного katholikos – всеобщий, вселенский. Позже, после церковного

раскола в XI в. это название закрепилось за «Западной» церковью.

Организация Римско-католической церкви.

Организация РКЦ отличается строгой централизацией.

1. Папа Римский.

2. Кардиналы (коллегия кардиналов «конклав» избирает папу).61

3. Епископы (архиепископы, митрополиты).

4. Священники (прелаты, аббаты).

5. Дьяконы (субдьяконы).

По отношению католического духовенства существует обет безбрачия (целибата

лат. caelebs – не женатый). Он был введен в церковную практику папой Григорием

VII (1073 - 1085).

Таинства РКЦ.

РКЦ принимает 7 церковных таинств:

1. Крещение (осуществляется не только через погружение в купель (как в

православии), но и через обливание).

2. Миропомазание (конфирмация осуществляется не сразу за крещением, а по

достижении 10 – 12 летнего возраста, совершает епископ).

3. Причащение (употребляются опресноки – пресный хлеб вместо квасного

хлеба (в православии), верующие причащаются хлебом, священники – хлебом

и вином, младенцы не допускаются к причастию).

4. Покаяние – исповедь, учение об индульгенциях – заочное прощение грехов

(против индульгенций выступал Мартин Лютер в XVI в.).

5. Таинство брака (признает нерасторжимость брачного союза).

6. Таинство Священства (запрещение духовенству вступать в брак).

7. Таинство елеосвящения (совершается над больными людьми перед смертью).

Центральное место в богослужении занимает месса. Во время богослужения

верующие сидят, а встают при пении определенных молитв. Чтение и пение в

католической службе сопровождается органной музыкой. В храме присутствуют

скульптурные композиции.

Основные Догматы.

Вероучение РКЦ изложено в Никео-Константинопольском Символе Веры (с

прибавлением учения о «Филиокве») и раскрывается в решениях первых 7

Вселенских Соборов, а также Соборов проводившихся по инициативе Папы. В

главных вопросах вероучения Западная Церковь имеет много общего с

православием, но есть и отличия. 62

1. Учение о «Филиокве» – (буквальный перевод - «и от Сына»), о схождении

Святаго Духа и от Бога Сына. Впервые оно было сформулировано на

Толедском Соборе 589 г., при Карле Великом в IX в. эту формулу приняла

западная Церковь.

2. Учение о чистилище – это богословское понятие, которое постепенно

разрабатывалось на основе молитвы за умерших. Чистилище – это «некоторое

промежуточное» состояние между адом и раем. Догмат о чистилище был

принят на Флорентийском Соборе в 1439 году.

3. Догмат о непогрешимости папы. Был принят на I Ватиканском соборе 1870 г.,

и звучит следующим образом «когда папа выступает с кафедры в вопросах

веры и морали, он не погрешим».

Праздники и посты.

Основные христианские праздники в РКЦ совпадают с православными т.н.

Господские и Богородичные праздники: Рождество Христово (25 декабря), Пасха,

Троица и т.д.

В «Западной» церкви в отличии от «Восточной» нет таких праздников как:

Сретенье (15 февраля), Преображение (19 августа), Воздвиженье Честного Креста

(27 сентября) и многих других.

У католиков имеются праздники, которых нет в Православной церкви: Праздник

Тела Христа, Святого Сердца Иисуса и т.д. Периоды, предшествующие Рождеству

(адвент) и Пасхи (Великий Пост), время усиленной духовной работы. В течении

Великого Поста - который продолжается 40 дней, богослужение сосредоточивает

особое внимание на покаянии. Первый день Великого Поста называется Пепельной

средой. Согласно еще ветхозоветной традиции, верующие посыпают головы пеплом

в знак покаяния. На современном этапе РКЦ смягчила требования к соблюдению

постов (скоромной пищей считается только мясо). В период Великого поста, во все

пятницы необходимо воздерживаться от мяса, и лишь в Пепельную среду и

Страстную пятницу предписан строгий пост. Пост в РКЦ имеет и возрастные рамки,

его предписывается соблюдать только с 14 лет (строгий пост с 21 года до 60 лет).

2.3. Протестантизм (основные направления).63

Возникновение протестантизма связанно с расколом внутри Римско-

католической церкви. Этот раскол произошел под влиянием Реформации –

широкого социокультурного, религиозного и общественно-политического движения

XVI – XVII вв. Она происходила под лозунгами исправления католического

вероучения, культа и организации в духе первоначальных евангельских идеалов.

Реформация происходила в Германии и Швейцарии, ее основоположником и

крупнейшим деятелем был Мартин Лютер (1483-1546). Он является автором

известных «95 тезисов», которые прибил к дверям Виттенбергского Собора. В этих

статьях он решительно выступает против распространенной практики индульгенций

(отпущение грехов за деньги), которая противоречила основам христианской

морали.

Вероучение протестантизма было сформулировано в «Аугсбургском

исповедании веры», принятом в 1559 году Мартин Лютер выдвинул знаменитую

формулу «только Вера, только Писание, только милосердие Божье».

Вероучение протестантизма.

1. Об оправдании одной верой.

С точки зрения М. Лютера, ни добрые дела, ни исключительные заслуги перед

церковью, ни знатность происхождения не могут гарантировать человеку спасение

души.

На этом пути человеку может помочь только искренняя религиозная вера в

искупительную жертву И. Христа.

2. О милосердии Божьем.

Это учение было направлено на то, что Бог есть «заботливый и милостивый

Отец», готовый простить любого, невзирая на степень его праведности или

греховности.

М. Лютер писал: «… человек должен полностью считаться и быть оправданным

и святым из чистой милости и благосклонности, выплеснутых и распростершихся

нами во Христе».

3. Признание абсолютного авторитета Священного Писания.64

Авторитет Св. Писания ставиться на 1 место, Священное Предание отвергается.

Производится перевод Библии на национальные языки. Широко практикуется

чтение Св. Писания, верующими. М. Лютер сделал хрестоматийный перевод Нового

Завета на немецкий язык. Протестантизм, признает два таинства крещение и

причащение (евхаристия). В протестантизме существуют основные направления:

лютеранство, кальвинизм, англиканство.

Кальвинизм.

Данное направление в протестантизме получило свое название от фамилии

одного из идеологов Реформации Жана Кальвина. Характерной особенностью

кальвинизма, отличающей его от других христианских исповеданий, являются:

1. учение о безусловном предопределении судьбы человека: ни вера, ни

дела, не могут изменить судьбу при жизни и после смерти, так как она

предопределена божественной волей и является тайной;

2. учение о причащении (евхаристия), по которому хлеб и вино - только

«видимые знаки», символы Тела и Крови И. Христа.

В данном религиозном течении единственным источником вероучения является

Библия.

Кроме того, у кальвинистских теологов и проповедников весьма авторитетны

работы Ж. Кальвина и его последователей: «Наставление в христианской вере»,

«Церковное установление», «Женевский катехизис», «Шотландское

вероисповедание», «Вестминстерское исповедание веры» и др.

Англиканство.

Возникновение Англиканской (епископальной) Церкви связанно с именем

короля Генриха VIII (1509-1547).

Поводом к Реформации послужил конфликт между Папой Климентием VII и

Генрихом VIII. В 1533 году парламент принял закон о независимости Англии в

церковных вопросах от Папы и утвердил верховные права церкви Англии за

королем. В 1534г. Генрих VIII торжественно объявил себя главой Англиканской

Церкви. Король издал от лица парламента изложение Веры в 10 частях, в которых

заметно влияние идей М. Лютера.65

При короле Эдуарде VII (1547-1553) данные 10 пунктов подверглись пересмотру,

а в 1551 году были изданы 42 пункта «Английского исповедания», в которых было

заметно влияние римско-католического и протестантского учения. Символическая

книга англиканской церкви (в 10 частях) предлагала следующие нововведения:

1. из 7 Таинств оставить только три – крещение, покаяние, причащение;

2. установить новую форму поставления епископов;

3. принять учение об оправдании человека верою;

4. отменить почитание икон;

5. почитать святых и осуществлять при богослужениях «целование Святого

Креста»;

6. признать верной идею о чистилище, но отменить индульгенции как

«кощунство»;

7. священнослужителям разрешить совершать службу в традиционном

церковном одеянии.

Королева Елизавета (1558-1603), пытаясь примирить враждующие стороны

протестантов и католиков, выбрала средний вариант. Для этого акта она

потребовала пересмотреть «Книгу общих молитв». Эта процедура была завершена в

1571г., когда парламент утвердил новое вероисповедание в 39 пунктах, являющихся

официальным истолкованием веры англиканской церкви.

Кроме названых течений, в протестантизме имеется ряд религиозных

объединений, близких к основному течению по вероучительным положениям.

Наиболее значительные из них: квакеры, методисты, менониты, баптисты,

адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы.

3. Христианство в современном мире.

В настоящее время христианство является самой распространенной религией (ок.

2 млрд. чел.). Во многих Европейских странах Австрии, Франции, Бельгии,

Испании, Италии, Португалии, Польше, Венгрии и др. – большинство исповедует

католичество - 1.061.896.000 (1998 год). Приверженцы протестантизма

количественно преобладают в странах Северной Европы – Швеции, Норвегии,

Дании, Финляндии, в Германии и др. (ок. 84.521.000 данные 1998 г.).66

Православие исповедуют в основном в юго-восточной Европе – Греции,

Болгарии, Румынии, Югославии, Молдавии, России (ок. 224.770.000 данные на

1998 г.).

Данные на 2000 год разных информационных агентств мира

Греция – 9.000.000

Болгария – 6.000.000

Румыния – 19.800.000

Сербия – 8.000.000

Россия – 80.000.000

Молдавия – 3.000.000

По данным Госкомитета по делам религий (на 2003) на Украине насчитывалось

28.567 религиозных организаций (в т.ч. 27.480 религиозных общин) 54

вероисповедных направления. Из общего числа религиозных общин 1.082

действуют без регистрации. В 2003 году кол-во религиозных организаций

увеличилось на 1.423 единицы (5,7%). При этом 52,4% (726) из этого числа

составляют православные общины из них 72,3% (525) это общины УПЦ, которая

является наибольшей и наиболее динамично развивающейся религиозной

организацией Украины. УПЦ насчитывает 10.040 общин в 2002 г. Зарегистрировано

11 монастырей УПЦ (41,5% от новозарегистрированых). Второй по численности

организацией является УГКЦ - 3.344 общины. Зарегистрировано также 3.196 общин

УПЦ (КП), а также 1.110 общин УАПЦ, Римско-католических общин – 847,

баптистов – 2.272, пятидесятников - 1.366, адвентистов – 928, харизматов – 790,

иудеев – 262, мусульман – 462 общины (в т.ч. 320 в Крыму). Новейшие религиозные

культы составляют 4,5 % от общего количества религиозных общин.

Литература.

1. Кудрявцев В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия. – Минск, 1998.

2. Радугин А.А. Введение в религиоведения/ Курс лекций. – Москва, 2004.

3. Чернышов В.М. Религиоведение. – Киев, 2003.

4. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. – Москва, 2003.67

5. История религии. В 2-х т. – Т. 2. :Учебник// Ф.М. Ацамба, Н.Н. Бектимирова,

И.П. Давыдов и др; Под общ. ред. И.Н. Яблокова.- М.: Высш. шк., 2004 – С.

65-490.

6. Кислюк К., Кучер О. Религиоведение.- Харьков, 2002.

7. История религии. В поисках Пути, истины и жизни. По книгам протоиерея

Александра Меня. – М., 1994.

Ключевые понятия:

Таинства, догмат, целибат, Вселенский Собор, автокефалия, грех, заповедь, Символ

Веры, Реформация, протестантизм, англиканство.68

Тема 8.





Читайте также:
Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых...
Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что...
Особенности этнокультурного развития народов Пензенского края: Пензенский край – типичный российский регион, где проживает ...
Аффирмации для сектора семьи: Я создаю прекрасный счастливый мир для себя и своей семьи...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.207 с.