Понятие «результативность менеджмента»




 

Результативность менеджмента. Содержание результатив­ности связывается с реализацией целей управления и результа­тивностью деятельности управляемого объекта за определенный период времени. При этом результативность управления изме­нениями предполагает оценку деятельности системы управле­ния за определенный период, оценку результативности отдель­ных управленческих решений и оценку результативности систе­мы управления организацией. Естественно, что все указанные понятия взаимосвязаны.

Цель управления изменениями — формирование условий устойчивого долговременного развития экономической системы на основе обеспечения результативности ее функционирования при нормальном уровне доходности, допустимости риска, без­опасности деятельности, что достигается рациональным выбо­ром и эффективным использованием присущих управлению средств воздействия на персонал и методов взаимодействия коллективов. Формирование данной категории связано с логи­кой понятийной цепочки (рис. 9.2).

Рис. 9.2. Понятийная цепочка эффективности

 

Цель как направляющий элемент управленческой деятель­ности обусловлена социальной потребностью общества и эко­номики в целом. Следовательно, конечный результат, прогно­зируемый в общей цели экономической системы, в том числе в операционной, всегда имеет форму в виде удовлетворения определенной народно-хозяйственной потребности, на которую ориентирована данная система. Поэтому конечный результат можно толковать как уровень удовлетворения потребности об­щества в том или ином виде продукции.

Если данное положение не вызывает возражений по суще­ству, оценка и выражение конечного результата остаются во­просом дискуссионным. При этом следует обратить внимание на то, что, когда речь идет о продукте в его натуральном изме­рении, доведенный до потребителя или потребленный продукт признается конечным результатом.

Таким образом, цель при оценке ее реализации может быть сопоставлена с конечными результатами — продуктом и уров­нем обеспечения этим продуктом социальной потребности об­щества. Именно уровень реализации цели и удовлетворения со­циальной потребности как разница между целью (потребно­стью) и фактическим результатом характеризует социальный результат материального производства. При этом предполагает­ся, что цель адекватно отражает потребности, обусловленные данным уровнем развития производительных сил и производ­ственных отношений.

В связи с ориентацией развития экономических систем на конечные результаты формулирование и взаимоувязка целей по конечным результатам приобретают исключительную значи­мость. Ошибки в формулировании цели становятся все ощути­мей (по некоторым данным, до 90% всех ошибок в управлении происходят из-за ошибок в формулировании целей) [13]. В ряде случаев промежуточные цели подменяют по отношению к глав­ной цели средства ее достижения. Иногда промежуточные цели приобретают значение самоцели и происходит потеря главной цели. Преувеличение значения главной цели снижает внимание к промежуточным целям, от качества и сроков достижения ко­торых зависит ее реализация.


Поясним сказанное. Например, финансовая цель экономической системы определяется величиной прибыли, которую предполагается получить в процессе производства и реализации продукции. Прибыль рассматривается как средство, обеспечи­вающее развитие экономической системы, условие реализации главной цели менеджмента. Такая оценка осуществляется по каждой из имеющихся функциональных целей менеджмента: операционной, маркетинговой, финансовой и т.д. Сопоставле­ние конечных результатов позволяет дать оценку системы управления, а также оценку результативности отдельных про­цессов управления, их взаимодействия.

Результативность управления организациями, специализи­рованными на выполнении услуг (например, финансовая или инвестиционная компания, маркетинговый центр, венчурная или биржевая организация), определяется по профилирующему виду услуг или миссии организации. Так, миссия банковской структуры состоит в аккумуляции денежных средств организа­ций и лиц для кредитования, прежде всего эффективных инно­вационных проектов развития экономики.

В условиях реструктуризации экономики России осущест­вляется процесс закономерного движения к разнообразию форм хозяйствования, что, естественно, повышает ответственность за измерение и оценку конечных результатов каждого звена. В ос­нове решения данной проблемы должны лежать такие катего­рии, как труд и собственность. В отношении собственности ис­следование и решение проблемы пойдет по направлению оцен­ки конечных результатов функционирования разных форм собственности, в том числе и в составе корпоративных структур. В процессе корпоративного управления осуществляется деком­позиция (разложение) обшей цели на ее составляющие в соот­ветствии с задачами производства, распределения, обмена, по­требления участников единого воспроизводственного процесса, а также с учетом воспроизводства всех видов используемых ре­сурсов: трудовых, материальных, энергетических, информаци­онных и др.

В условиях корпоративных структур отдельные самостоя­тельные структурные звенья имеют свою общую цель, ориенти­рованную на определенный вид продукции, потребляемой вну­три системы и реализуемой на сторону. В данном случае резуль­тативность операционной деятельности определяется по уровню реализации ее цели как степени удовлетворения рыночной и внутрисистемной потребностей. При вхождении в корпора­тивную структуру финансовых или инвестиционных звеньев, маркетинговых центров, рекламных служб и др. результатив­ность последних определяется аналогичным образом.


В первом случае оценивается результативность интеграции в единую структуру; во втором — результативность включения того или иного звена в единую систему; в третьем — результа­тивность управления изменениями и усилий в реализации мис­сии системы.

Рассмотренные положения позволяют сделать вывод о том, что управление изменениями влияет на систему целей экономи­ческой системы и структурирует ее, осуществляет их координа­цию, регулирует и контролирует параметры соответствия управ­ленческой деятельности поставленным целям и тем самым управляет результативностью достижения целей.

При оценке конечных результатов определяются послед­ствия, вызванные данной деятельностью. Например, при оцен­ке научно-технического уровня и качества продукции следует дать оценку экологическим последствиям в регионах произво­дителя и потребителя, к которым приводят производство и по­требление данной продукции.

Результативность управления изменениями как степень удовлетворения потребности в продукции организации (услу­гах) и обеспечение условий развития оценивается на уровне общества, экономики, определенного рынка. Результативность управления изменениями — способность системы управления обеспечить достижение конечных результатов, адекватных по­ставленной цели, удовлетворяющих определенную народно-хо­зяйственную потребность и создающих условия для устойчивого развития экономической системы. Выделим условия, при кото­рых управление изменениями является результативным:

— достижение экономической системой конечных результа­тов, в которых реализована обновленная цель или миссия орга­низации;

— достижение результативности ее отдельных звеньев;

— соизмерение конечных результатов с потребностью (уро­вень удовлетворения потребности);

— определение потенциальной потребности как основание для формирования новой цели и создания условий устойчивого развития;

— достижение результативности по видам управления как обеспечение уровня соответствия результатов их целям и мис­сии системы.


Оценка результативности управления изменениями позволя­ет выявить возможности и направления развития организации, дает информацию о необходимости создания новой потребности и, соответственно, выпуска новой продукции, о диверсифика­ции, проблемах взаимодействия участников производственного и управленческого процессов.

Для оценки эффективности применения технологий профи­лактики и преодоления сопротивления согласно работе [35] до­статочно выявить степень достижения поставленных целей, со­отношение полученных показателей с запланированными, а также масштаб позитивных изменений параметров предприя­тия относительно их исходного состояния.

Эффективность мер по управлению изменениями можно рассматривать с позиции трех категорий участников управления изменениями: инициаторов изменений, консультантов и науч­ных работников, привлеченных администрацией предприятия, а также с позиции сотрудников предприятия. Примем за прио­ритет оценки эффективности позицию инициаторов измене­ний, поскольку именно они принимают решение о целесо­образности создания системы управления изменениями на предприятии.

Реализация мер по управлению изменениями позволяет по­лучить, на наш взгляд, как непосредственные, так и перспек­тивные результаты.

Непосредственными результатами являются идеи и реше­ния, найденные в процессе управления изменениями, улучше­ние психологического климата в коллективе, снижение уровня сопротивления персонала, спад напряженности, позитивное от­ношение к преобразованиям, получение конкретных знаний, повышение профессиональной мотивации, преодоление устой­чивых стереотипов мышления.

К перспективным результатам относятся внедрение найден­ных в процессе управления изменениями решений, формирова­ние инновационной культуры на предприятии, способности к быстрому восприятию инноваций, улучшение показателей технико-экономического развития, повышение финансовой устойчивости, рост стоимости предприятия, рост финансовых результатов предприятия.

За основу для определения экономической эффективности использования модели и технологий управления изменениями взят подход, предложенный в работе [15]:

— произвести калькуляцию затрат на использование модели и технологий управления изменениями;

— оценить перспективные результаты от внедрения методи­ки управления изменениями;

— провести оценку непосредственных результатов реализа­ции методики;

— сопоставить затраты на использование модели с суммой оценки непосредственных и перспективных результатов;

— полученные данные принять за показатель экономиче­ской эффективности использования методики управления из­менениями.

На основе данных положений был разработан первоначаль­ный вариант технологии оценки эффективности мер по управ­лению изменениями. Оценка эффективности была обсуждена и апробирована на предприятиях. Доработанный с учетом полу­ченных рекомендаций и результатов вариант технологии пред­ставлен на рис. 9.3.

Рис. 9.3. Доработанный вариант технологии оценки эффективности мер по управлению изменениями

Создание экспертной комиссии. Комиссия экспертов долж­на состоять из менеджеров, компетентных в вопросах рефор­мирования и управления изменениями на предприятиях. Большое число экспертных оценок усложнит обработку ре­зультатов, увеличит расход времени и средств на оценку эф­фективности технологий управления изменениями. Напротив, учет небольшого количества мнений экспертов приведет к не­объективности оценки. Предлагается включать в комиссию от 3 до 5 экспертов, имеющих потенциально разные точки зрения.

Фиксация исходного состояния проблемы. Проводится опреде­ление подходов к оценке эффективности модели и технологий управления изменениями.

Фиксация затрат на обучение, освоение и применение методи­ки. В расчет затрат на использование методики управления из­менениями должны быть включены заработная плата специали­стов, оплата технических средств, стоимость материалов, оплата консультантов и т.д.

Фиксация непосредственных результатов по видам. Устанав­ливается набор непосредственных результатов применения ме­тодики управления изменениями. Проводится оценка результа­тов.

Фиксация перспективных результатов по видам и ожидаемой экономии. Устанавливается набор перспективных результатов применения методики управления изменениями. Проводится оценка результатов.

Оценка эффективности применения технологий управления из­менениями. Из суммарного эффекта, подсчитанного по непо­средственным и перспективным результатам, вычитается сумма затрат. Полученный результат принимается за показатель эко­номической эффективности использования методики управле­ния изменениями.

Комплексная оценка эффективности мер по управлению из­менениями является длительной процедурой, в которой задей­ствовано большое число сотрудников. Однако главной пробле­мой такой оценки является отсутствие прямой зависимости между реализованными мероприятиями и изменением количе­ственных бизнес-показателей. Поэтому в оценке эффективно­сти мер по управлению изменениями достаточно выявить эф­фект их влияния на деятельность организации по различным направлениям.

В основу оценки эффективности мер по управлению изме­нениями положена четырехуровневая модель Д. Киркпатрика [66], дополненная оценкой уровня сопротивления изменениям (табл. 9.1).

Оценку эффективности мер по управлению изменениями предлагается начать с оценки изменения сопротивления персо­нала, произошедшей в результате обучения. Для этого опреде­ляется уровень сопротивления персонала изменениям перед проведением мер по управлению изменениями, затем — после проведения. Полученная предварительная оценка эффекта обу­чения требует дальнейшего исследования и уточнения на следу­ющих уровнях.

Таблица 9.1 --Оценка эффекта влияния мер по управлению изменениями

Объект оценки Тин результата Способы и методы оценки
Сопротивление изменениям Снижение уровня сопротив­ления персонала, спад напряженности, позитивное отношение к преобразовани­ям Анкетирование участни­ков тренинга Модель «поле сил»
Реакция на изменения Мнение участников: понра­вилось или нет, позитивный настрой, готовность приме­нять полученные знания, повышение сплоченности команды и т.д. Оценочная анкета в конце мероприятий Опросы участников мероприятий, сделанные руководством компании
Усвоение знаний и навыков Получение конкретных знаний Повышение профессиональ­ной мотивации Преодоление устойчивых стереотипов мышления Экзамены Тесты Кейсы Цифровые замеры
Изменение поведения Системное применение полученных на тренинге знаний на рабочем месте Включенное наблюдение за работой сотрудника, прошедшего обучение на рабочем месте Проведение специализи­рованных интервью
Эффект Изменение результатов деятельности компании: качественных показателей: — возросшая степень удовлетворенности клиентов; — улучшение психологиче­ского климата; — уменьшение текучести кадров; количественных показателей: — объема продаж; — нормы прибыли; — коэффициента рентабель­ности и др. Личные наблюдения руководства компании Расчет экономических показателей Заказное исследование об имидже компании Изучение удовлетворен­ности клиентов с помо­щью анкетирования

На втором уровне определяется реакция сотрудников на проведенные меры по управлению изменениями. С помощью оценочных анкет и опросов участников оценивается настрой сотрудников, их мнение о полезности мер по управлению из­менениями в целом, готовность применять полученные знания в рабочем процессе. Положительным результатом, оценивае­мым на уровне реакции, может быть повышение сплоченности коллектива.

На уровне оценки усвоенных знаний и навыков акцент де­лается на определении диапазона полученных знаний и навы­ков, уровня повышения профессиональной мотивации, на фак­те преодоления устойчивых стереотипов мышления участников мероприятий. В качестве методов оценки эффекта на данном этапе применяются различного рода тесты и экзамены. Кроме того, можно осуществить цифровой замер разницы результатов предшествующей и результатов следующей за мероприятиями анкеты для определения изменений оцениваемых параметров.

Уровень изменения поведения предполагает оценку систем­ного применения полученных в результате реализации мер по управлению изменениями в рабочем процессе. Провести такую оценку позволяют результаты специализированных интервью и включенное наблюдение за работой сотрудника. Метод на­блюдения за работой сотрудника не всегда оправдан в силу не­гативной реакции персонала на прямой контроль результатов обучения.

На последнем, самом сложном для оценки, уровне необхо­димо дать качественную и количественную оценку изменений результатов деятельности организации. Поскольку выделить влияние именно мер по управлению изменениями на результа­ты деятельности предприятия из влияния других факторов не представляется возможным, а затраты на предлагаемую оценку высоки, на практике достаточно осуществлять оценку на пер­вых четырех уровнях с некоторыми элементами пятого уровня.

Влияние качества обучения на работу предприятия зависит от наличия условий работы, необходимых для применения со­трудниками полученных знаний и навыков; от организацион­ной культуры, благоприятствующей применению новых стан­дартов работы; от качества управления.


Это означает, что грамотно разработанные и проведенные меры по управлению изменениями могут оказаться малоэффек­тивным по причине отсутствия необходимых для их примене­ния условий. Например, ситуация, при которой в мероприятиях участвовало менее четверти общего числа сотрудников подраз­деления, может привести к тому, что участники окажутся в изо­ляции, будучи не понятыми остальными, не прошедшими по­добной подготовки сотрудниками.

Низкая результативность мер по управлению изменениями может быть обусловлена:

— недостаточной квалификацией ведущего тренера;

— низким уровнем организационной культуры предприятия;

— невысоким уровнем охвата персонала организации мера­ми по управлению изменениями;

— недостаточной мотивацией к обучению у сотрудников ор­ганизации;

— недостаточным ресурсным обеспечением мероприятий по управлению изменениями;

— авторитарным стилем управления.

Таким образом, в процессе разработки рассматриваемого подхода к оценке эффективности мер по управлению изменени­ями получены следующие результаты:

— на основе существующих теоретических подходов и апро­бирования на предприятии разработана технология оценки эф­фективности мер по управлению изменениями;

— методика оценки эффективности применения технологий управления изменениями может быть использована как основа для принятия решения о применении данных технологий, как средство оценки эффективности учебного процесса, как ин­струмент обратной связи с управленцами и специалистами.


 

Глава 10

ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВВЕДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

В настоящее время возрастает роль научно-технического прогресса, признанного во всем мире важнейшим фактором экономического развития, который все чаще связывается с по­нятием инновационной деятельности.

Управление изменениями — это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпри­нимательство и менеджмент. Он состоит в получении новше­ства и простирается от рождения идеи до ее коммерческой реа­лизации, охватывая комплекс отношений производства, обме­на, потребления.

Управление изменениями — средство решения стратегиче­ских, финансовых и производственных задач организации, до­бивающейся прибыльности и конкурентоспособности в своей деятельности.

Одним из эффективных средств поиска, рассмотрения и раз­решения возможностей и перспектив инновационной деятель­ности является игровое имитационное моделирование. Харак­терными особенностями игровых технологий, которые отлича­ются от традиционных подходов и методов, являются:

— организационная и технологическая активизация процес­са мышления;

— длительная и устойчивая деятельность участников;

— творческий характер и эмоциональная окрашенность про­цессов мышления и деятельности, дискуссий, индивидуальной и групповой работы;

— коллективизация процесса принятия решений;

— повышение интенсивности мышления, деятельности и ком­муникации.

Применение деловых игр (ДИ), несмотря на их эффектив­ность при решении различных задач учебного, исследователь­ского и производственного характера, в течение XX в. не смогло преодолеть затруднения при рассмотрении сложных полипред­метных проблем. Эти затруднения связаны с принципиальной невозможностью разрешения проблем развития деятельности на задачном уровне и невозможностью проблематизации как та­ковой. От участников игры требуется принципиальное различе­ние задач и проблем, что стимулирует формирование личных потребностей в построении понятия проблемы и приобретении способностей в депроблематизации деятельности.

В конце 70-х гг. XX в. возникли организационно-деятель- ностные игры (ОДИ), с помощью которых ставятся и решаются крупномасшабные проблемы [15]. Возникновение и использо­вание ОДИ обусловливается сложностью получения глубоких, содержательных результатов в процессе применения ДИ. Одна­ко ОДИ решают, как правило, проблемы вчерашнего и сегод­няшнего дней и не нацелены на решение проблем, с которыми может столкнуться организация в процессе инновационной де­ятельности завтра и послезавтра.

Целью игрового моделирования управленческих процессов является предварительное построение каких-либо объектов, введение каких-либо изменений, поиски их эффективных ре­шений, обучение специалистов высшего менеджмента приня­тию решений в условиях дефицита времени.

Проблемно-ситуационные игры (ПСИ) определяются как одно из средств коллективного решения большого спектра проблем, нацеленных на выход в пространство профессиональных и пред­метных задач, их решение, а затем сборку решения пробле­мы [15].

Особенностью ПСИ является учет ситуационной составляю­щей. Причем они ориентированы на будущее и должны учиты­вать динамику изменений параметров, которые могут произой­ти к моменту завершения инновационного процесса (получения коммерческого результата). Важную роль играют ПСИ в иссле­довании, построении и реализации инновационной деятельно­сти.

7- Управление изменениями


В ПСИ решение конкретной проблемы заключается в вы­работке программы действий, направления движения, позволя­ющего выйти из затруднений. Линия развития личности при­сутствует обязательно, так как без этого трудно отыскать пози­тивную программу и, главное, невозможно реализовать ее после игры и создать коллектив, способный преодолевать серьезные затруднения в своей деятельности. Методологическое направле­ние затруднительно реализовать даже в рамках ПСИ, так как силы игротехнического коллектива в основном направлены на содержательные цели. Однако если в послеигровой период про­водится детальный анализ игрового процесса, то происходит обогащение игротехнического коллектива в методологическом отношении.

Важнейшей целью ПСИ следует считать постановку и реше­ние некоторой проблемы (комплекса задач), которая определя­ется заказчиком, организаторами или идеологами игры. Кроме того, могут быть поставлены следующие цели:

— учебные, т.е. освоение участниками (студентами, слуша­телями) новых методов и средств менеджмента, профессиональ­ной деятельности, мышления, организации работы, принятия управленческих решений и т.д.;

— исследовательские, включающие изучение состояния или уровня организации, объекта, процесса, явления и т.д. или де­монстрацию их использования на конкретном материале;

— методологические, ориентированные на создание новых средств и методов мышления и деятельности, а также на экс­перименты по использованию различных сочетаний уже извест­ных методов.

Игровой комплекс включает игровой коллектив (игротехниче- скую команду и команды игроков), игротехнические методы и средства, сценарий игры, систему оценивания, объект игро­вой деятельности (рис. 10.1).

Команды игроков состоят из участников игровой деятель­ности, т.е. из представителей организации, выполняющих как на работе, так и в игре примерно одни и те же функции. Игро- технический коллектив осуществляет руководство игрой и име­ет в своем составе различных специалистов. Представители только одной из категорий специалистов — игротехники — вхо­дят в оба коллектива: игротехнический и команды игроков, что


Рис. 10.1. Игровой комплекс проблемно-ситуационной игры

 

связано с взаимным переносом информации и доведением за­даний до каждого участника игры.

Процесс организации и проведения ПСИ состоит из трех эта­пов: подготовительного (доигрового), игрового (основного) и послеигрового (аналитического).

На этапе подготовки игры игротехнический коллектив про­водит первичный анализ исходной ситуации, осуществляет вы­бор и диагностику объектов. С учетом анализа полученных у за­казчика исходных данных определяются все потенциальные субъекты, прямо или косвенно заинтересованные в функциони­ровании объекта, его развитии или коррекции, тематика игры и формируются темы постановочных докладов по теории и прак­тике предметных областей деятельности заказчика (студентов, слушателей) и смежных отраслей знаний. По результатам про­веденной работы создаются сценарий и рабочие программы ПСИ, ведется подготовка анкет участников, определяется со­став команд, раздается программа, выполняется организацион­но-техническая подготовка к игре (раздаточные материалы для участников, помещение, аппаратура и др.).

В процессе собственно игрового моделирования на каждом из этапов (туров) игры выполняются процедуры базовой модели деятельности, конкретный состав которых может корректиро­ваться в соответствии со сценарием игры и реализовываться не­посредственно в ходе игры либо игротехниками, либо команда­ми в ходе самоопределения.


На послеигровом этапе выполняется аналитическая обра­ботка результатов игры, готовится сводный отчет с приложени­ем протокола хода обсуждения полученных результатов, форми­руются рабочие планы исполнителей по проекту организации совместной деятельности, разрабатываются технические зада­ния на работы, а также на проведение новых игр для решения смежных проблем. Особое внимание на послеигровом этапе уделяется рефлексивному обобщению результатов для обеспече­ния качества и повышения эффективности применяемых игро­вых моделей, а также процедур обработки данных.

Процесс проведения ПСИ регламентируется сценарием, сте­пень детализации которого определяется темой игры, а также характеристиками контингента участников и игротехников. В сценарии указываются содержание и формы проведения от­дельных этапов игры, а детализация и выбор игротехнических средств и техник остаются на усмотрение группы или игротехни­ка. Вместе с тем важно обеспечить механизм управления про­цессом коллективной мыследеятельности в ПСИ и определен­ный регламент работы участников, что достигается использова­нием обобщенной модели сценария ПСИ (рис. 10.2) и введением системы документирования и оценивания результатов деятель­ности команд участников.

В сценарии ПСИ, как правило, должны присутствовать как минимум три тематических тура: оценка проблемной ситуации и формирование позиций участников; формирование структуры и механизмов деятельности; формирование программы деятель­ности. При этом необходимо учитывать, что каждый из туров, в свою очередь, может рассматриваться как отдельная игра и, соответственно, может быть детализирован на более мелкие игровые процедуры, встраиваемые в общую модель сценария игры.

В рамках управления игровым процессом в ПСИ важную роль играет формализация процедур подготовки и принятия со­гласованных решений, удовлетворяющих принципу минималь­ной сложности. Для этого в составе игрового комплекса исполь­зуется набор унифицированных процедур оценки качества при­нятия решений, в состав которого входят следующие блоки:

— идентификация состояния ситуации на момент принятия решений;

— формирование множеств оценочных элементов, выбор критериев и шкал показателей;

Рис. 10.2. Обобщенная модель проблемно-ситуационной игры

 

— формирование альтернатив решений по результатом рабо­ты групп;

— формирование таблиц отношений (связей) между элемен­тами;

— упорядочение элементов по важности, обеспеченности ресурсами, целесообразности;

— оценка критериев, ресурсов по альтернативным решени­ям групп или участников;

— выбор решений на основе принципа минимальной слож­ности.

Реализация процедур оценки может выполняться как с ис­пользованием экспертных методов балльного оценивания пара­метров и альтернатив, так и с использованием математических методов, многокритериального выбора в условиях неопределен­ности.

Технология проведения игры. Последовательность проведения этапов, процедур и операций ПСИ выступает как содержатель­ная логика движения в деятельности по решению проблем, за­дач, ситуаций и является основным методологическим стерж­нем игрового процесса. Технология используется как архитек­турная оболочка применения комплекса игротехнических методов, средств и техник [15].

Важнейшими факторами в достижении целей, поставленных при обсуждении проблем или их решении, являются:

— понимание назначения каждой процедуры в сочетании с умением применять к ней разные методы;

— организационные навыки руководителей (ведущих) игры в работе с персоналом;

— умение обосновать необходимость включения технологи­ческих операций;

— компетентность в использовании операций и процедур.

Одной из целей игры является стремление найти решение,

по возможности близкое к оптимальному. Так как сделать это весьма затруднительно, то важнейшее правило применения тех­нологии игрового процесса состоит в том, что улучшение любо­го найденного решения всегда возможно. Поэтому, проделав часть игровой деятельности, необходимо остановиться и оце­нить достигнутые результаты, что позволяет расширить пред­ставления об объеме и задачах игрового моделирования.


Для организации продуктивной деятельности в ПСИ ис­пользуются разнообразные средства, которые можно объеди­нить в три класса: логические, позволяющие выйти на получе­ние содержательных результатов для каждого в отдельности; со­циальные, ориентированные на интенсификацию коллективных мышления и деятельности; психологические, направленные на преодоление участниками игрового процесса своих ограниче­ний и раскрытие своих способностей и возможностей [15].

После проведения ПСИ могут быть получены следующие результаты:

— содержательные (понимание проблемы или ситуации; ос­воение методов представления существующей и желаемой си­туаций, проблематизация затруднений; перевод проблемы в плоскость предметных или профессиональных задач; форму­лирование или идентификация задач, нахождение альтернатив и сравнение их между собой; осуществление выбора критериев отбора альтернатив, освоение методов разработки программ, проектов);

— социальные (освоение средств организации коллективной мыследеятельности; развитие мотивации к эффективному уча­стию каждого человека в групповой работе; умение управлять конфликтом, стрессом; умение определять и выдвигать лидеров);

— психологические (понимание состояния людей в процес­се профессиональной деятельности, освоение средств эффек­тивного воздействия на людей);

— педагогические (осмысление возможностей решать соб­ственные проблемы, освоение средств мышления и деятельно­сти, повышение восприимчивости к инновациям, разрушение стереотипов мышления, осмысление средств видения себя и дру­гих);

— методологические (приобретение способности ориенти­роваться в поле имеющихся средств деятельности и способов мышления; приобретение способности модифицировать имею­щиеся средства и создавать новые; освоение способности обу­чать применению средств).

Отметим, что получение психологических и методологиче­ских результатов является важным фактором эффективности проблемно-ситуационного игрового моделирования.


Игровое моделирование наиболее успешно может приме­няться в инновационной деятельности. Благодаря использова­нию ПСИ на практике сформировался набор универсальных технологий для поддержки инновационной деятельности орга­низации [4].

В рыночных условиях организации все чаше сталкиваются с необходимостью максимизации прибыли как от основной, так и от инновационной деятельности, которая может быть достиг­нута за счет трех основных факторов: увеличения цены, сниже­ния себестоимости, повышения объема продаж.

Рассмотрим содержание и процесс проведения проблемно- ситуационной игры «Повышение качества продукции предпри­ятия» [15].

Основная цель игры — выявление путей и возможностей со­кращения операционных затрат предприятия.

Вспомогательные цели: освоение участниками новых мето­дов мышления, повышение эффективности управленческих ре­шений, улучшение коллективной работы; поиск решений про­блемы и доведение их до программ реализации; развитие инно­вационного мышления и поведения.

Игротехнический коллектив включает в себя руководство игры и состоит из следующих специалистов: руководитель игры; четыре игротехника (по количеству команд); методолог; три эксперта. Игровой коллектив представлен исполнителями (чле­ны команды топ-менеджеров, их заместители, руководители от­делов и подразделений); генераторами идей (финансовый ди­ректор, начальник финансового отдела); потенциальными реа­лизаторами игровых разработок (заместители топ-менеджеров, а также руководители отделов и подразделений). Общая числен­ность участников составляет 30—45 человек.

Процесс организации и проведения игры состоит из трех этапов: подготовительного, игрового и послеигрового.

На подготовительном этапе проводится первичный анализ ситуации. Он включает в себя беседу с финансовым директором и начальником финансового отдела для уточнения целей и задач игры, выяснения отношения сотрудников к игре, первичной диагностики ситуации, формулирования ожидаемого от игры ре­зультата. На основании полученной информации разрабатыва­ются сценарий и программа игры, определяется число участни­ков, проводится организационно-техническая подготовка.


В процессе игрового этапа выполняются следующие проце­дуры: введение в проблему, постановочные доклады; групповая работа по заданной тематике; проведение пленарных заседа­ний [15]. Первое пленарное заседание начинается с вступитель­ной речи организаторов о целях и задачах игры, правилах по­ведения, судейства и экспертизы.

Групповая работа по каждому структурному блоку состоит из нескольких частей: индивидуальная работа, внутри групповая дискуссия и защита идей. На этапе индивидуальной работы участникам предлагается найти вариант решения, сформулиро­вать проблему, перевести ее в задачи и т.д. Работа проводится в тишине, совещаться с коллегами нельзя. Результат работы фиксируется на специальном бланке произвольной формы. Группа экспертов работает на основе предложенных для оцени­вани<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: