ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СПОРТСМЕНОВ




РОЛЬ ОСОЗНАННОСТИ ДВИЖЕНИЯ

В ФОРМИРОВАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ

ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СПОРТСМЕНОВ

Сафин Р.С.

Институт экономики, управления и права (Казань)

 

Физические нагрузки в современном спорте достигают околопредельных объемов. Спортсмен тренируется на пределе своих возможностей. Возрастает потребность в самодиагностике и срочной коррекции состояния, как функциональных систем организма, так и нервно-психического состояния. Рост результатов в спорте и долголетие спортсмена зависят от множества факторов, среди которых, возникающий травматизм, повышенная ответственность, связанная с настроем на высокий результат. Часто спортсмену не хватает времени «разобраться в себе», что может привести к травматизму, апатии, замедлению (или остановке) роста результатов в связи с нервно-психической утомляемостью. Пришло время обратить внимание на внутреннее состояние спортсмена и воспринимать его, прежде всего, как личность, а не материал в системе спорта высших достижений. Необходимо глубже разобраться в самом двигательном действии, повысить осознанность двигательной активности спортсмена.

В работах Н.А. Бернштейна развито представление о двигательном действии как о сложной психолого-двигательной процессуальной системе. Он рассматривает выполнение произвольного движения как систему, включающую в себя двигательную систему нашего организма: мышцы, двигательные нервы, передающие в мышцы импульсы к движению от спинного и головного мозга, откуда эти импульсы исходят к мышцам (непосредственным исполнителям двигательного действия). Однако, важен так же и чувствительный компонент осуществления двигательного акта. Каждый залп двигательных импульсов, прибывающих из мозга в мышцу, оказывается прямой причиной нового залпа импульсов, текущих уже в обратную сторону – от чувствительного аппарата в мозг. Там этот поток чувствительных сигналов преобразуется в соответствующие коррекции к движению, т.е., в свою очередь, является причиной возникновения новых двигательных импульсов, исправленных и дополненных, снова мчащихся из мозга в нужные мышцы. Перед нами, т.о., замкнутый кольцевой процесс – который в нервной физиологии называется рефлекторным кольцом. Разрыв такого кольца в любом месте приводит к полному распаду движения, как это подтверждает богатый материал заболеваний нервной системы [1].

Девиз спорта «Быстрее, выше, сильнее!» приемлем только в соревновательном процессе, так как именно на соревнованиях требуется проявлять максимальные возможности человека. Тренировочный процесс должен быть направлен на усовершенствование не только двигательного, но и чувствительного компонента двигательного действия. А для этого необходимо совершенствовать двигательное действие, как отмечает Н.А. Бернштейн, посредством «повторения без повторения». Повторения осваиваемого вида движения или действия нужны для того, чтобы раз за разом (и каждый раз все удачнее) решать поставленную перед собою двигательную задачу и этим путем доискиваться до наилучших способов этого решения, необходимо набраться опыта по всему разнообразию видоизменений самой задачи и ее внешней обстановки, и, прежде всего, по всему разнообразию тех впечатлений, с помощью которых совершаются сенсорные коррекции данного движения [1].

Техника выполнения спортивного двигательного действия, имеет внешнее и внутреннее действие [3]. Внутреннее действие – психическая составляющая действия, мыслительные, эйдические (способность к эффективному мышлению образами) и сенсорные процессы.

По мере того, как спортсмен совершенствует внешнюю составляющую двигательного действия, происходит привыкание, то есть формируется привычка выполнять упражнение определенным образом, что в дальнейшем приводит к снижению роли аппарата коррекции движения. Как писал Л.С. Выготский, «привычка и внимание находятся в антагонистических отношениях, и там, где укореняется привычка, там исчезает внимание»[2].

Таким образом, в технической подготовке спортсменов, следует уделять большее внимание развитию внутренней составляющей спортивного двигательного действия. В этом плане на сегодняшний день, достаточно действенной является метод, разработанный Моше Фельденкрайз [4]. Он, например, успешно используется ведущими спортсменами Австрийской (John Kuccera) и Канадской (Brad Spence) командами по скоростному спуску.

Дать определение этому методу, разработанному М. Фельденкрайзом сложно. Одни считают метод "репаттернингом" (то есть переиначиванием шаблонов движения), другие - "телесно ориентированной психотерапией", третьи - "альтернативной медициной". Действительно, работа по методу Фельденкрайза имеет медицинский и психотерапевтический эффект, а также способствует изменению паттернов. Но эффективность действия метода в этих областях достигается именно благодаря тому, что метод не является ни медициной, ни психотерапией, ни репаттернингом.

«Эта техника ясно демонстрирует, что причиной недостатков самоорганизации является приостановка саморазвития. Коррекция этих недостатков задумывается и воспринимается не как лечение заболевания, но как возобновление роста и развития на всех уровнях» [4].

Метод Фельденкрайза успешно применяется во многих областях, среди которых:

· реабилитация (например, после инсультов, травм и операций, а также работа с последствиями хронического перенапряжения);

· искусство - танец, театр, музыка (области, где важна личная выразительность);

· физическая культура (фитнес) и спорт (существуют, например, руководства по бегу, плаванию, катанию на лыжах, верховой езде, основанные на принципах Фельденкрайз-метода);

· работа с людьми, имеющими отклонения в развитии, как физическом, так и умственном - особенно с детьми.

Занимаясь оп методу Фельденкрайза можно достичь нижеперечисленных результатов:

· осознание конфигураций и взаимосвязей скелета;

· уменьшение и выравнивание латентного напряжения во всём мышечном аппарате;

· уменьшение усилия во всех областях деятельности;

· упрощение движения и, как следствие, облегчение всякого действия;

· улучшение способности ориентироваться;

· уменьшение утомления и, как следствие, большая работоспособность;

· улучшение позы и дыхания и, как следствие, улучшение общего здоровья и энергии;

· улучшение координации во всех действиях;

· облегчение обучения во всех областях, как физических, так и умственных;

· более глубокое понимание себя.

В заключение, можно констатировать, что результаты в спорте определяются не только внешним воздействием на спортсмена тренеров, врачей, функциональных диагностов, а также велика роль саморазвития спортсмена как личности. И в этом может помочь система, разработанная М.Фельденкрайз. Применительно к конкретным видам спорта требуются глубокие научные исследования данного метода в рамках кинезиологии, что и является нашей первостепенной задачей.

Список литературы

1. Бернштейн Н.А. О построении движений. – М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1947. - 254 с.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. /под редакцией: Малова Л. М., Штутина Л. М. – М: Издательство: АСТ, 2010. - 678с.

3. Коренберг В.Б. Основы спортивной кинезиологии: учебное пособие.-М.: Советский спорт, 2005. – 232с.

4. Фельденкраиз М. Сознавание через движение: двенадцать практических уроков /Пер. с англ. М. Папуш - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. - 160 с.

 

Сафин Рашат Салихзанович, адрес: г. Казань, ул. Глушко, д. 22б, кв. 38, тел. сотовый 253-14-23



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: