МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Методические указания

По написанию эссе по дисциплине «Современный русский язык»

Эссе - самостоятельная творческая письменная работа. По форме эссе обычно представляет собой рассуждение – размышление (реже рассуждение – объяснение), поэтому в нём используются вопросно-ответная форма изложения, вопросительные предложения, ряды однородных членов, вводные слова, параллельный способ связи предложений в тексте.

Особенности эссе:

- наличие конкретной темы или вопроса;

- личностный характер восприятия проблемы и её осмысления;

- небольшой объём;

- свободная композиция;

- непринуждённость повествования;

- внутреннее смысловое единство;

- афористичность, эмоциональность речи.

Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ЭССЕ

 

Тщательно отредактированный и вычитанный после написания (печати) текст работы необходимо правильно оформить:

1. Общий объем эссе не должен превышать 10 страниц (включая титульный лист, план работы и список литературы), объем текста самого эссе должен составлять 4-7 страницы). Образец оформления титульного листа – в Приложении 1.

2. Эссе выполняется на стандартных листах формата А 4 (210х297 мм). Ориентация текста книжная (лист располагается вертикально). Текст наносится постранично только с одной стороны листа, двустороннее расположение текста на листе недопустимо.

3. Поля и отступы текста: левое поле – 30 мм, правое поле – 15 мм, верхнее и нижнее поля – по 25 мм. Оформлять границы полей в виде рамок не нужно. Шрифт – 14, интервал – 1,5.

4. Нумерация страниц начинается с титульного листа. Титульный лист считается первой страницей, но номер «1» на нем не проставляется.

5. На титульном листе должна содержаться следующая информация: наименование вуза, кафедра, по которой выполняется работа, название формы контроля («Контрольная работа»), фамилия и инициалы студента, номер группы, фамилия и инициалы преподавателя, проверяющего данную работу, город и текущий год.

6. На второй странице располагается «План» работы, включающий такие разделы работы как: «Эссе» и «Список литературы».

7. Список литературы необходимо оформить по ГОСТу. См.: https://lib.rudn.ru/file.pdf. В список литературы нужно включить от 3 до 10 источников.

8. Работа должна быть надлежащим образом скреплена. Это предполагает, что при обращении к ней, она должна сохранять свою целостность, то есть не рассыпаться на отдельные листы. Поэтому работы, листы которых скреплены обычной скрепкой либо вообще не скреплены, а просто вложены в полиэтиленовый файл, приниматься не будут.

9. Количество цитат в тексте должно быть ограничено необходимостью подтверждения того или иного положения автора, но не носить характер сплошного текста. Ссылками на источник должны быть оформлены прямые цитаты из текста используемых изданий, а именно: чье-то мнение, высказывание, приведенные факты, сравнительные данные и т.п., а также материалы, размещенные в Internet c соответствующими адресами. Сноски должны быть оформлены единообразно, корреспондировать со списком литературы, приведенном в финале работы. Например, сноска типа [4, с. 226] непосредственно в тексте означает ссылку на источник, позиционированный в списке литературы под номером 4, и текст, размещенный в нем на 226-ой странице.

 

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СОДЕРЖАНИЮ ЭССЕ

1. Тема эссе предлагается преподавателем или может быть предложена студентом.

2. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

3. Необходимо писать коротко и ясно. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия авторской позиции, идеи.

4. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

5. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

6. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

7. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

 

СТРУКТУРА ЭССЕ

Эссе, как и любой другой связный текст, состоит из введения, основной части и заключения (указывать в тексте эти структурные элементы эссе не нужно, просто начинать каждый элемент с красной строки). Далее приводится примерное содержание каждого из элементов эссе.

Введение. Содержит краткое обоснование актуальности и важности выбранной для исследования проблемы. Во введении необходимо сформулировать цель и задачи исследования, а также дать краткое определение используемых в работе понятий и ключевых терминов. Однако их количество в эссе не должно быть излишне большим (как правило, три или четыре).

Содержание основной части эссе. Данная часть работы предполагает развитие авторской аргументации и анализа исследуемой проблемы, а также обоснование выводов, на основе имеющихся данных, положений педагогической теории и практики, фактологического материла.

При выдвижении собственной позиции в центре внимания оказывается авторская способность критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения, аргументацию других, способность понимания сути исследуемых проблем и вопросов, установления связи между ключевыми моментами любых проблем дошкольного образования, использование аналитического подхода при их рассмотрении.

При изложении основного материала необходимо писать кратко, четко и ясно. При цитировании необходимо брать текст в кавычки и давать точную отсылку к источнику (включая номер страницы). Если не делать этого, т.е. выдавать чужие мысли за свои, то это будет считаться плагиатом (одной из форм обмана); даже в том случае, когда автор эссе передает текст своими словами (приводит краткое его содержание или перефразирует) необходимо дать отсылку к источнику. Пример: «Аргументируя свою точку зрения, я пользуюсь преимущественно работами А.Г. Гранберга [2, гл. I]» (невыполнение этого требования может также рассматриваться как плагиат). В случае сообщения о взглядах определенного автора или авторов, полемизирующих между собой, также необходима отсылка к источнику.

Дословное изложение прочитанной литературы недопустимо, так как противоречит самому смыслу эссе, не создает условий для выработки личного мнения. В случае если автор сталкивается с положением, когда у различных авторов нет единой точки зрения по рассматриваемому вопросу, необходимо привести высказывания нескольких авторов, стоящих на разных позициях и представить свое отношение к ним, дать аргументированное изложение собственного понимания вопроса.

Заключительная часть эссе должна содержать обобщение результатов исследования в форме краткого изложения основных аргументов автора. При этом следует помнить, что заключение должно быть очень кратким. Заключительная часть может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) данного исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами. Следует в нескольких предложениях объяснить, почему это было бы полезно, и коротко проиллюстрировать, как это может быть сделано. Полезно отметить возможные направления дальнейшего развития темы эссе.

Моменты, которые следует избегать при написании эссе:

1. Непонимание сути рассматриваемой проблемы.

2. Отсутствие структурированности в изложении.

3. Неумение придерживаться ответа на основной вопрос (отвлечение от темы).

4. Использование риторики (утверждение) вместо аргументации (доказательства).

5. Небрежное оперирование данными, включая чрезмерное обобщение.

6. Слишком обширная описательная часть, не подкрепленная аналитическим материалом.

7. Изложение других точек зрения, без ссылок на авторов этих идей и без высказывания собственной позиции.

8. Повторы без необходимости.

 

Соотношение структурных элементов эссе к общему объему работы Элемент структуры % к общему объему работы
Вступление(актуализация заявленной темы эссе) 20%
Основная часть(три аргументированных доказательства тезиса, выражающих личное мнение, позицию автора и имеющих в своей основе научный подход) 60%
Заключение(вывод, резюмированное изложение главной идеи основной части) 20%

 


 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: