Что есть, по-вашему, жизнь человека?




ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» в г.Череповце (ИМИТ «СПбГПУ»)

Кафедра экономики

 

 

эссе 3

 

 

Дисциплина: «Философия »

 

Выполнил студент группы 531ш Захаров Сергей Валерьевич

(Ф.И.О., полностью)

№ зачетной книжки__________

Руководитель Тихонов Иван Артурович

(Ф.И.О., полностью)

«20» апреля_ 2014_ г.

___________ ______________

отметка о зачете подпись преподавателя

 

г. Череповец

2014 г

Что есть, по-вашему, жизнь человека?

Чаще всего человек начинает задумываться над тем, что такое жизнь, когда за его плечами уже много прожитых лет. Все важные события, дорогие люди, мечты, которые сбылись, и те, что никогда уже не осуществятся, - все это составляет бесценный жизненный опыт человека.

Я полагаю, что на самом деле очень важно понять, что такое жизнь, когда ты еще очень молод и можешь выбирать, как жить. Мир полон бесконечных возможностей, и трудно найти правильный путь. Все мы слышали, как люди в возрасте часто с сожалением признают, что не сделали того, чего больше всего хотели, а времени исправлять ошибки уже нет…

Жизнь человека – величайшая ценность. Именно поэтому так поражают случаи, когда люди сознательно приносят ее в дар другим. Так поступали бойцы-герои во время Великой Отечественной войны. Хочется вспомнить и Пьера и Марию Кюри – ученых, открывших радиоактивность радия и полония. Они продолжали свои исследования во имя науки, несмотря на то, что понимали их опасность для своего здоровья.

Жизнь человека – огромная ответственность перед самим собой. Каждый может выбирать свой путь и не мешать другим делать тоже самое. Каждый может раскрыть свои таланты и добиться успеха, если будет учиться, развиваться, проявлять терпение и лояльность к другим. Жизнь скучна без близких людей, любимых занятий, интересов.

Мне кажется, золотое правило «Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» - это универсальный ориентир на все случаи жизни. Когда ты можешь поставить себя на место другого человека, то уже не захочешь причинить ему боль. И если все поймут это и будут применять на практике, то жизнь каждого из нас станет лучше.

Один хитроумный человек заметил, что хотя мы можем затрудниться дать точное

определение жизни, однако никто из нас не сомневается в различия между живым

и неживым, потому что за живую и за мертвую лошадь на рынке дают разную цену.

Действительно, интуитивно мы все понимаем, что есть живое и что – мертвое, а

вот точно сформулировать различие обычно затрудняемся. Мне известно много

попыток дать дефиницию, определения понятия «жизнь», но, как правило, они

оказываются уязвимыми. Порой авторы вообще отказываются от определения,

подменяя его тавтологией. Не могу не процитировать одно из определений:

«Живой организм – это тело, слагаемое из живых объектов; неживое тело –

слагаемое из неживых объектов». И все. Подумайте, как просто! Но стала ли нам

от этого понятна сущность жизни?

Всем, наверное, известно одно из определений жизни, высказанное Энгельсом:

«Жизнь – это способ существования белковых тел, существенным моментом которого

является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой,

причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к

разложению белка». Однако достаточно ли оно? Сам Энгельс так не думал. Для него

обмен веществ – лишь существенный, не единственный критерий жизни.

Действительно, обмен веществ может быть присущ и неживым объектам.

Представим опыт, который нетрудно осуществить. Мы имеем два непрозрачных ящика,

которые непрерывно вентилируются. Подобные устройства, в которых контролируется

лишь вход и выход, а содержание их неизвестно, называют «черными ящиками».

Анализ выходящего из ящиков воздуха показывает, что в обоих случаях мы имеем на

выходе дефицит кислорода, повышенную концентрацию углекислого газа и водяных

паров. Измерение температуры покажет, что на выходе теплее, чем на входе. Мы

вправе заключить, что в каждом ящике содержится система. Способная к обмену

веществ с окружающей средой. Если мы вскроем ящики, то обнаружим в одном из них

летучую мышь, а в другом – горящую свечу. Критерий обмена веществ здесь не

срабатывает, не позволяя отличить живое от неживого, процесс горения от

процесса дыхания. Если мы перекроем кран поступления воздуха, мышь погибает.

Однако и мертвые организмы могут обмениваться веществами с окружающей средой.

На этом, в частности основан процесс образования окаменелостей. Остатки

животных и растений в слое горных пород отдают окружающей среде органику; ее

место занимают минералы. Особенно удивительны окаменевшие деревья – внешне они

до мельчайших деталей сохраняют структуры древесины, однако миллионы лет назад

она заместилась кремнеземом и окислами железа. Можно сформулировать определение

жизни следующей фразой: жизнь – это активное, идущее с затратой энергии

поддержание и воспроизведение специфической структуры.

Чем короче определение, тем больше оно нуждается в расшифровке. Что такое

активное воспроизведение? Под этим словосочетанием мы должны понимать такой

процесс, когда система сама воспроизводит себя и поддерживает свою

целостность, используя для этого элементы окружающей среды с более низкой

упорядоченностью. Пассивный процесс такого рода отнюдь не признак жизни.

Птицы из года в год воспроизводят свои гнезда, бобры строят плотины, но ни

плотины, ни гнезда нельзя считать живыми объектами, в отличие от их

строителей. Особенно характерно воспроизведение неживых объектов для

деятельности человека. Средневековый переписчик книг, создавший новый фолиант

взамен истрепанного, и современный меломан, переписывающий магнитофонную

запись – хорошие тому примеры. Но человек куда сложнее книги или

магнитофонной записи.

Почему в нашем определении подчеркивается то, что поддержка и воспроизведение

структур живого организма должно идти с затратой энергии? Потому что это

позволяет различать живые существа от других самовоспроизводящихся структур,

например кристаллов.

Еще великий французский натуралист Бюффон в XVIII веке проводил антологии

между ростом организмов и ростом кристаллов. Действительно, каждому кристаллу

присуща своя специфическая структура, возникающая спонтанно. Так хлористый

натрий кристаллизуется в виде куба, углерод в форме алмаза – в виде октаэдра.

Скопления, сростки кристаллов порой действительно похожи на структуры живой

природы. Вспомните хотя бы морозные узоры на оконных стеклах. Они иногда

настолько бывают похожи на листья папоротников и иных диковинных растений,

что известный биолог А.А.Любищев видел в этом какой-то глубокий смысл. Можно

получить и трехмерную структуру, сходную с растениями (на сей раз при

растворении кристаллов).

Как-то Б.М.Медникову довелось увидеть трехмерные морозные узоры. На склоне

камчатской сопки земля с легким хрустом проседала под ногами на один-два

сантиметра. Оказалось, что тонкий поверхностный слой почвы был поднят

изящными ледяными веточками торчащими густо, как щетинки зубной щетки. Ни до,

ни после ему не приходилось видеть такой занятной кристаллизации водяных

паров, хотя пишут, что в горах такой феномен не столь уж редок.

Даже металлы образуют подобные структуры: металлургам всего мира хорошо

известна так называемая «елка Чернова» – древовидный сросток кристаллов

железа, выросший в раковине отливки.

И тем не менее, аналогии между кристаллами и организмами, между морозными

узорами и листьями папоротника неправомерны. Хотя эти структуры внешне

сходны, процессы их возникновения энергетически диаметрально противоположны.

Кристалл – система с минимумом свободной энергии. Недаром при кристаллизации

выделяется тепло. Например, при возникновении одного килограмм «морозных

узоров» должно выделится 619 килокалорий тепла (539 при конденсации водяных

паров и 80 при переходе в твердую фазу). Столько же энергии нужно затратить

на разрушение этой структуры. Листья папоротника, наоборот, при своем

возникновении поглощают энергию солнечных лучей, и, разрушая эту структуру,

мы можем получить энергию обратно. Да это мы и делаем, сжигая каменный уголь,

образовавшийся из остатков гигантских папоротников палеозойской эры. Дело

здесь не в самом листообразном рисунке: бесформенный кусок льда такой же

массы потребует на расплавление и испарение столько же энергии. То же и с

папоротником: на образование внешней сложности организма расходуется энергия,

ничтожно малая по сравнению с той, что законсервирована в органике.

А как же внешнее сходство? И листья папоротника, и морозные узоры обладают

максимальной площадью поверхности при данном объеме. Для папоротника (и

любого другого растения) это необходимо, ибо дыхание и ассимиляция

углекислого газа идет через поверхность листьев. В тех случаях, когда нужно

снизить расходы воды на испарение, растения, например кактусы, обретают

шарообразную форму с максимальной площадью поверхности. Но платить за это

нужно снижением темпов ассимиляции СО² и соответственно замедлением

роста.

Водяные пары, кристаллизуясь на холодном стекле, также образуют структуру с

максимальной поверхностью, потому что скорость потери свободной энергии при

этом максимальна (кристаллы растут с поверхности). Так что аналогии между

кристаллами и живыми организмами не имеют эвристического значения. Жидкость,

выплеснутая из сосуда в условиях невесомости, приобретает форму бильярдного

шара (минимум энергии поверхностного натяжения). Но между игрой в биллиард и

полетами в космос столько же общего, сколько между кристаллизацией и ростом

живого организма.

Из этого не следует, что кристаллические формы чужды жизни. Вот хороший

пример. Многим известны безобидные крупные комары-долгоножки с длинными

ломкими конечностями. Их личинки обитают во влажном грунте, питаясь

перегнившими растительными остатками. Среди них можно встретить особей,

окрашенных в голубой цвет с радужным отливом. Они кажутся вялыми, и они

действительно больны – заражены радужным вирусом. В гемолимфе таких личинок

можно обнаружить кристаллы удивительной красоты, переливающиеся, как сапфиры.

Кристаллы эти сложены из частиц вируса – вирионов. Когда личинка погибнет,

они попадут в почву, чтобы быть проглоченными личинками нового поколения

комаров.

Такие кристаллы образуют многие вирусы, и не только вирусы насекомых. Но это

неактивная форма существования вируса, в форме кристалла он не размножается,

а лишь переживает неблагоприятные условия.

Известный физик Э. Шредингер как-то назвал хромосому «апериодическим

кристаллом». Действительно, ядерное вещество клетки в период деления

упорядоченно, формально его можно назвать кристаллом, как можно назвать книгу

кристаллом из страниц. Но во время «упаковки» в хромосому ядерное вещество

(хроматин) неактивно, и сама хромосома – лишь способ передачи хроматина от

клетки к клетке.

Короче, упорядоченность структуры кристаллов – упорядоченность кладбища,

системы с минимумом свободной энергии. Упорядоченность структуры организма в

процессе жизнедеятельности – это упорядоченность автомобильного конвейера.

Для ее поддержания и воспроизведения в следующем поколении организм должен

поглощать энергию в виде квантов света или неокисленных органических

соединений, простые вещества, и выделять окисленные продукты

жизнедеятельности. Это и есть обмен веществ, он не является самоцелью.

«Все течет»,– сказал Гераклит Эфесский (этот всем известный афоризм дошел до

нас, правда со слов других, так как сам Гераклит как Сократ, предпочитал

излагать свои взгляды в беседах). Особенно это относится к живому организму.

Он – поток, по которому непрерывно движутся энергия и вещества – элементы для

воссоздания структур. Не так давно еще ученые полагали, что, достигнув

взрослого состояния, организмы притормаживают синтез белков и других

органических соединений, ограничиваясь «ремонтными» работами (заживление ран,

смена эпителия кожи и т. д.).

Первые же опыты с изотопными метками показали, что это неверно. На протяжении

всей жизни идет непрерывная замена старых клеточных структур на вновь

образующиеся. Так, при ремонте самолета заменяют двигатель, отработавший свой

ресурс, хотя бы он работал безупречно. Казалось бы, всю жизнь должна служить

человеку костная ткань. Однако, когда в практику медицины вошел антибиотик

тетрациклин, врачи столкнулись с удивительным фактом.

Тетрациклин отчасти накапливается в костях. Следы лечения можно обнаружить на

костном шлифе в виде флуоресцирующего слоя. Оказалось, что примерно через три

года после лечения антибиотиком он обнаруживается в крови в очень высокой

концентрации (что приводит порой к нежелательным побочным эффектам). Откуда

же взялся тетрациклин, ведь больной чем за три года мог и забыть, что когда-

то его принимал?

Он вернулся в кровь из старой костной ткани, которая рассасывается и

заменяется новой.

Говорят, что нервные клетки не восстанавливаются, не размножаются. В принципе

это так, но на протяжении всей жизни они непрерывно перестраиваются. Так и

человек может всю жизнь прожить в одном доме, но за это время многократно

изменить в нем обстановку. Мы лишь формально можем считать нейроны, с

которыми мы заканчиваем жизнь, теми же самыми клетками, с которыми мы ее

назначали.

В конце нашего определения жизни было слово «специфическая». Что такое

специфическая структура? Из поколения в поколение организмы воспроизводят

характерную для видов, к которым они принадлежат, упорядоченность. Делается

это ос почти абсолютной точностью.

Э. Шредингер в книге «Что такое жизнь с точки зрения физика?» (1944) высказал

предположение, что организмы «извлекают упорядоченность из окружающей среды»,

они питаются чужим порядком. Увы, дело обстоит не так просто. Шредингер

выразился не совсем точно.

Вот пример: волк съедает зайца. Ему не нужны ни органы зайца, ни его ткани,

ни его белки и нуклеиновые кислоты – все то, что специфично для структуры

«заяц», «заячья упорядоченность». Все это в желудке и кишечнике волка

превратится в смесь низкомолекулярных органических веществ – аминокислот,

углеводов, нуклеотидов

и т. д., общих для всей живой природы, неспецифических. Часть из них

организм волка окислит до углекислого газа и воды для того, чтобы, расходуя

полученную энергию, построить из оставшихся неспецифичных веществ свою,

специфическим образом упорядоченную структуру «волк» – свои белки, свои

клетки и ткани. Накормите волка смесью аминокислот, синтезированных химиком,

и будет то же самое.

Пожалуй, можно привести лишь один пример, когда организм «питается чужим

порядком». Некоторые ресничные черви планарии живут на колониях

кищечнополостных – гидроидных полипов, объедая их. У полипов имеется хорошая

защита, правда не эффективная против планарий, - стрекательные клетки. С

действием их хорошо знакомы люди, обжигавшиеся щупальцами черноморской

медузы-корнерота. Гораздо опаснее дальневосточная маленькая медуза-

крестовичок, ожег которой может привести к тяжелому заболеванию, а то и к

смерти, если под рукой не найдется димедрола или супрастина. Оказывается,

проглоченные червями стрекательные клетки полипов не перевариваются, а

мигрируют в покровы тела, где выполняют ту же защитную функцию, что и у

хозяев. Их так и называют: клептокниды – украденные стрекательные клетки.

Можно пофантазировать о жизни на какой-нибудь планете, где подобный принцип

распространен широко. Но на Земле положение обратное. Земные организмы в

чужой упорядоченности не нуждаются, как видно из следующих примеров.

3 декабря 1967 года в кейптаунской больнице Гроте-Схюр Кристиан Барнард

пересадил Луису Вашканскому, страдавшему острой сердечной недостаточностью,

сердце девушки Дениз Дарваль, погибшей в автокатастрофе.

17 декабря, через две недели Вашканский заболел двустороннем воспалением

легких и 20 декабря скончался. Первая неудача не смутила хирургов. Число

операций по пересадке сердца насчитывается уже тысячами. Но и до Барнарда

животным и людям пересаживали сердца, легкие, почки и поджелудочные железы.

Результат всегда был одинаковым пересаженные органы отторгались, если не были

взяты у однояйцевого близнеца. Но однояйцевые близнецы – это генетические

копии одного и того же организма.

Можно сделать вывод, что «чужая упорядоченность» организму не нужна, он изо

всех сил, отчаянно борется с ней. Сохранить пересаженный орган можно только,

подавив защитные иммунные системы образования антител. Но тогда пациент

окажется беззащитным против любой инфекции и в конце концов погибнет от нее,

как это случилось с Вашканским.

Это самый эффективный пример, но известны и другие случаи, когда организмы не

приемлют «чужого порядка». Общеизвестны группы крови, здесь система проста, и

определив группу крови, можно практически во всех случаях избежать распада

эритроцитов. Более того, человеку можно переливать кровь шимпанзе

соответствующей группы. Но изредка встречаются люди с такими уникальными

наборами факторов крови, что ничья друга им не годится.

Инсулин – единственное эффективное средство против диабета отличается

сравнительно малой видоспецифичностью, поэтому для лечения диабетиков можно

использовать этот белок, выделенный из поджелудочных желез крупного рогатого

скота. А вот гормон роста – соматотропин – видоспецифичен. Для лечения

карликового роста у человека нужен именно человеческий соматотропин, который

выделяется из гипофиза умерших людей.

Казалось бы, у низших организмов отвращение к «чужому порядку» меньше.

Действительно, у рыб и амфибий удаются пересадки органов между особями разных

видов, и бычий соматотропин может стимулировать рост форели. Однако, все это

искусственные, создаваемые экспериментом положения. Еще и еще раз повторяю,

что животные, питаясь другими животными или растениями, начинают с разрушения

чужой упорядоченности. Пища в их желудках и кишечниках расщепляется

специальными ферментами до простых веществ, не обладающих видоспецифичностью.

Так, белки расщепляются до аминокислот, сложные углеводы, такие как крахмал и

гликоген, - до моносахаридов, нуклеиновые кислоты до нуклеотидов. По

строению, например, аминокислоты глицина или фенилаланина невозможно сказать,

получена ли она из белков бычьего мяса, гороха или же синтезирована химиком

искусственно.

Из этих элементарных кирпичиков жизни организмы строят присущие им белки.

Каждый организм характерен именно неповторимой, присущей только ему

комбинацией белковых молекул. А уже на этой базе возникает комплекс всех

признаков организма – на уровне клеток, тканей и органов.

У растений это выражено еще более резко. Вода, набор питательных солей,

углекислый газ и свет – при этом комплексе одинаковых факторов из одного

семени вырастает роза, из другого – крапива, каждое растение с присущим ему

набором свойств, со своей упорядоченностью.

Итак, организмы берут извне не упорядоченность, а энергию: растения в виде

квантов света, животные в виде малоокисленных соединений, которые можно сжечь

в процессе дыхания. За счет этой энергии они строят свою «доморощенную»

упорядоченность, пренебрегая чужой.

Вот почему в определении жизни должно быть воспроизведение специфической

структуры.

В реферате использованы материалы из книги:

Б.М.Медников «Аксиомы биологии», Знание, Москва 1982

Этот вопрос одинаково интересен для науки, философии, религии, литературы, самый, быть может, важный и безнадежный, что такое жизнь? На эту тему написано множество работ, трудов, исследований, произведений. Каждая наука, и тем более каждое философское, литературное или религиозное учение предлагает свои варианты объяснений. Складывается впечатление, что ни одно из толкований сути жизни не будет убедительным до тех пор, пока не удастся постичь смысл смерти. Что такое смерть? Противостоит ли она жизни или главенствует над ней? Возможно ли бессмертие для живых существ? Подобные вопросы волновали многих людей еще с давних времен, среди них ученые- мыслители, историки, философы, писатели, поэты. Обратимся к самой древней книге - Библии. В ней мы можем коснуться вопросов о духовной сущности человека и о жизни после смерти. Но в целом Библия очень мало говорит о событиях, наступающих после смерти и о природе потустороннего мира. Это относится главным образом к Ветхому Завету. Исайя (26;19) «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте пораженные во прахе: ибо роса Твоя, роса растений и земля извергнет мертвецов.» Даниил (12;2) «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление.» Нужно сказать, что в обоих текстах, говорится о воскресении тела человека и физическая смерть в обоих случаях сравнивается со сном. То есть прослеживается какая-то обязательность, ведь зачастую мы засыпаем помимо своей воли и с другой стороны неразрешенность, ни один человек не может миновать смерти, ну и разумеется как уже говорилось, после смерти каждый человек предстанет перед лицом Господа и будет нести ответ за те дела, которые он совершил при жизни. Вообще идея Возмездия, идея ответа за свои грехи она проходит на протяжении всей Библии, любую из 10 заповедей, можно охарактеризовать примерно так: «Не делай другим то, что не желаешь себе.» Будь милосерден и тогда Господь будет милостив к тебе. «Не суди, да не судим будешь». Надо сказать, что человек греховен изначально, и здесь главное не стать безгрешным, кристально чистым человеком (потому что это невозможно, ибо став совершенным, человек пытается поставить себя наравне с Богом, а это уже само по себе грех, гордость - один из главных пороков человека, ибо за это падший ангел был изгнан из рая), а как бы научиться жить с этой греховностью, понимать свою слабость, научиться искреннему раскаянию. Потому что сам грех он не так страшен, когда человек осознает это и пытается измениться, борется со своими страстями; страшно то, когда человек перестает понимать, что он совершил какую-то ошибку, подлость, относится к этому как к должному, когда стирается та грань, которая как бы отделяет добро и зло, праведные поступки и порок. Главная идея в Библии, цель жизни человека - это раскаяние и покаяние. И в своих молитвах, хороших, благих делах человек приближается к Богу. В Библии сказано:» Человекам положено однажды умереть, а потом суд…» Человеческая жизнь это единственный определенный период испытания, после которого нет «второго шанса», но только Божий суд, правильный и милосердный над человеком в соответствии с состоянием его души при конце жизни может вынести конечный приговор. Отец Павел говорит: «Не все мы умрем, но все изменимся». Одни будут счастливо жить под покровом все любящего Бога, другие будут страдать за содеянные грехи. Для того, чтобы получить более подробную информацию о загробной жизни лучше всего обратиться к апокрифам. Для начала я хочу напомнить историю написания апокрифов. Они зародились в Киевской Руси. Апокрифами назывались первоначально произведения, рассчитанный на узкий круг избранных, образованных читателей. Слово «апокриф» греческое, в переводе означает «тайный» «сокровенный». Но в дальнейшем с появлением различных ересей слово «апокриф» изменило свой первоначальный смысл и стало означать «ложный». В последствии те и другие были в равной степени запрещены православной церковью. Апокрифы в поэтической форме дополняли то, чего не хватало в официальных церковных произведениях. В них рассказывалось о подробностях сотворения мира и человека, о том, как первые люди получили знания, о происхождении зла, повествовалось о последних временах мира и загробной жизни. Надо сказать, что другим источником апокрифической литературы были дуалистические религиозные учения древнего и раннего христианства на Востоке. На основе последних в X веке в Болгарии возникло, так называемое «Богомильство» связанное с именем попа Богомила. По учению богомилов, миром распоряжаются две равноправные силы - Бог и дьявол. Во власти Бога - духовное начало мира, отождествляемое с добром. Во власти дьявола - материальное, воплощающее в себе земное зло. Дьявол создал тело человека. Бог же вдохнул в него душу. Богомильство было презираемо православной церковью. Я хочу представить очень распространенный и знаменитый в Киевской Руси апокриф. «Хождение пресвятой Богородицы по мукам». Образ Богородицы - заступницы рода человеческого перед Богом - всегда жил в древнерусском искусстве и фольклоре. Этот апокриф повествует о том, как Богородица в сопровождении арх. Михаила сходит в ад, где перед ней открываются мучения грешников. Здесь мучаются не верившие в Троицу и Богородицу, не почитавшие Отца, Сына и Святого духа, они погружены в кромешную тьму и никогда не видели света, души людей, которых прокляли родители, людоеды погружены в огромную реку. Вот например, как мучается в аду сплетницы. «И увидела Богородица жену, подвешенную за зубы, разные змеи выползали из ее рта и поедали ее. Видя это пресвятая спросила ангела: «Что эта за женщина и в чем грех ее?» и ответил архистратиг, и сказал ей: «Эта женщина, госпожа, ходила к своим близким и к соседям, слушала, что про них говорят, и ссорилась с ними, распуская сплетни» И сказала святая Богородица: «Лучше бы такому человеку и не родиться» В преисподней мучаются души воров, пьяниц, клеветников, вздорщиков, даже лентяев. Одни лежат на кроватях, объятые пламенем, другие подвешенные на железных прутьях за зуб, за язык, третьих поедают змеи и черви, четвертые варятся в смоле и так далее. Для каждого из грешников приготовлено, не менее ужасное наказание, Богородица с состраданием относится к мучениям грешников, вызывающие у нее слезы и лишь однажды выражает одобрение наказанием, которым подвергаются евреи за распятие Христа, отступники от христианской веры, отравители и убийцы. В итоге зрелище неисчестлимых адских мучений заставляют Богородицу и весь ангельский чин, всех пророков и все силы небесные обратиться к Богу с мольбой о помиловании. Они трижды настойчиво просят о прощении, и Бог даёт ежегодный покой грешникам от Великого четверга до Пятницы (около 2-х месяцев). Чем же объясняется то, что памятник столь красочно изображающий адские мучения и, казалось бы, способный устрашить грешников и внушить им мысль о необходимости праведной жизни, подвергался церковью запрещению и отнесён был её к числу ложных, отрешенных книг? Прежде всего очевидно то, что в апокрифе ясно звучит сомнение в изначальной божеской справедливости и милосердии. Живое участие пресвятой Богородицы к мучениям грешников, заставляющее её то и дело проливать слёзы противопоставляется здесь суровому и безучастному суду. Только после настойчивых молитв Богородицы, поддержанных ангельским и святительским чином, который, кстати сказать, Богородица укоряет в равнодушии к человеческим мукам, грешники получают временный перерыв. Весь апокриф противоречит установленным религией нормам и понятиям. В то же время апокриф должен был привлекать внимание читателя своим живым, реалистическим колоритом, притом очень красочным и декоративным. Не говоря уже о фигурах грешников, наделённых зачастую обычными, бытовыми пороками (сплетницы, вздорщики, лентяи, лежебоки и так далее) и центральная фигура апокрифа - Богородица - при всей своей этичности отличается чертами реальной человеческой личности. Она сострадательно относится к людскому горю, но вместе с тем выступает, как женщина-мать, которой свойственно чувство озлобления, когда дело касается участи её сына. Но несмотря на это апокриф был популярен и интересовал старинного читателя, ужасающе действуя картиной адских мук на его воображение. Для того, чтобы рассказать, как изображался Рай в апокрифах, я хочу предложить апокриф с таким интересным и красочным названием: «Сказание отца нашего Агапия, зачем оставляют свои семьи, и дома, и жён, и детей, и, взяв крест, следуют за Господом, как велит Евангелие». Этот апокриф интересен тем, что сохранил одно из древнейших на Руси представлений о Рае. Рай представлялся древнерусским читателям реально существующим садом, прекрасным и необыкновенным, разумеется за высокими стенами, где полно чудных плодов и цветов, звенящим от пения неземных птиц. Апокриф «Сказание отца нашего Агапия» главным образом представляет своим описанием Рая, как бы своеобразный антипод «Хождению Богородицы по мукам», сосредоточивает внимание читателей на трудность, необычность проникновения в Райский сад, и гораздо меньше уделяет внимания описанию жизни в Раю.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: