Содержание
Содержание.................................................................................................................................... 2
1. Понятие и функции налогового администрирования.......................................................... 3
2. Состав и структура налоговых органов РФ.......................................................................... 6
2.1 Министерство Финансов и Федеральная Налоговая Служба........................................... 7
2.2 Формы и методы контрольной работы налоговых органов............................................. 11
2.3 Организация работы налоговых органов с налогоплательщиками................................ 13
2.4 Информатизация и модернизация налоговых органов РФ.............................................. 16
Библиографический список....................................................................................................... 20
Понятие и функции налогового администрирования
В последнее время в актах органов власти, литературе применительно к сфере налогообложения используется термин «налоговое администрирование». Однако закрепленное законом определение указанного термина в нормативно-правовых актах отсутствует.
Анализ применения вышеназванного термина позволяет сделать вывод, что единого подхода среди ученых и практиков не существует. В одном случае под налоговым администрированием понимается деятельность налоговых органов, в другом – порядок начисления и уплаты налога, а иногда – любая деятельность, относящая к системе налогообложения. Следует учитывать, что именно налоговое администрирование оказывает влияние на цели и приоритеты в работе налоговых органах, их систему и внутреннюю организацию, и поэтому в первую очередь необходимо определить его сущность.
В литературе высказываются различные точки зрения о понятии «налогового администрирования». Так, по мнению А.В. Иванова, под налоговым администрированием в широком смысле понимается система мероприятий, осуществляемых Правительством РФ и иными федеральными органами исполнительной власти, направленных на оптимизацию налоговой составляющей доходной части консолидированного бюджета России.
Аналогичное определение указанного термина дано в «Большом толковом словаре налоговых терминов и норм», в котором налоговое администрирование трактуется, во-первых, как система управления налоговым процессом в целом (в широком смысле), во-вторых, как управление деятельностью налоговых органов по осуществлению налогового контроля и сбора налогов (в узком смысле).[2]
Однако М.Ю. Орлов под налоговым администрированием понимает деятельность уполномоченных органов власти, связанную с осуществлением функций налогового контроля и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения виновных лиц, поскольку в этих функциях в полной мере реализуются административные полномочия налоговых контролеров.
В отличие от вышеназванных точек зрения А.З. Дадашев и А.В Лобанов под налоговым администрированием понимают, прежде всего, организационно-управленческую систему реализации налоговых отношений, включающую «совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России».
Итак, налоговое администрирование — это деятельность уполномоченных органов управления, главным образом ФНС РФ и его территориальных органов, частично МФ РФ, Федеральной таможенной службой РФ, направленная, прежде всего, на обеспечение и реализацию контроля за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых отношений. При этом налоговое администрирование по содержанию включает в себя не только контрольные действия налоговых органов. [2]
Налоговому администрированию присущи следующие функции: планирование, учет, контроль и регулирование. Каждая из функций использует свои формы, способы и приемы достижения поставленных перед нею задач, т.е. свой инструментарий.
Планирование - составная часть системы бюджетного планирования, формирования налоговой политики, а также планирования операционной деятельности организаций. Задача налогового планирования - определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий или консолидированный бюджет, а также объема налогов, подлежащих уплате конкретным юридическим лицом - налогоплательщиком.
Учет - практическая деятельность, направленная на выполнение следующих задач:
1) регистрация и учет налогоплательщиков;
2) учет налоговых обязательств налогоплательщиков;
3) учет налоговых поступлений и задолженности;
4) учет объектов налогообложения по налогам, исчисляемым налоговыми органами.
Учет не только обеспечивает систему налогового администрирования учетно-аналитической информацией, но и является основой для осуществления налогового контроля. [3]
Контроль - контроль за правильностью уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами. Налоговый контроль понимается как проверка соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах; выявление налоговых нарушений; обеспечение поступлений налоговых платежей в бюджет всех уровней.
Регулирование - совокупность мер косвенного воздействия на развитие производства путем изменения нормы изъятия в бюджет за счет понижения или повышения общего уровня налогообложения: ставки прямого индивидуального подоходного налога, налога на прибыли предприятий, косвенных налогов; введенная система ускоренной амортизации капитала предприятий, налоговых скидок на инвестиции.