В том числе и в людях. Особенно в людях. Потребность в ком-то — это самый быстрый способ погубить взаимоотношения. 8 глава




В обществах, где о сексуальности говорят открыто, свободно обсуждают, с радостью объясняют и узнают о ней по опыту, практически нет сексуальных преступлений, — есть только незначительное количество неожидаемого появления детей на свет и нет «незаконных» или нежелательных родов. В высокоразвитых обществах каждое рождение является счастьем, обо всех матерях и обо всех детях заботятся. В таком обществе иначе и быть не может.

В обществах, где история не подвержена влиянию взглядов наиболее сильных и властных, ошибки прошлого признают открыто и никогда их не повторяют. Достаточно один раз допустить промах, чтобы ясно понять его вред для самого человека.

В обществах, где учат критическому мышлению, решению проблем и навыкам для жизни, а не просто механическому запоминанию фактов, даже, так называемые, «освидетельствованные» действия в провалом, тщательно изучают. Ничто не воспринимают на веру по первому впечатлению.

И как это действует? Давай возьмем наш пример из Второй мировой войны. Как был бы рассмотрен исторический эпизод с Хиросимой в школьной системе, где учат навыкам жизни, а не голым фактам?

Ваши учителя точно описали бы всё, что там произошло. Они обязательно включили бы все факты — именно все, — которые предшествовали этому событию. Осознавая, что всегда существует не одно мнение на любой счет, они попытаются найти взгляды историков от каждой стороны. Они не будут просить учеников запомнить факты.

Вместо этого, они будут побуждать класс усомниться в услышанном. Они скажут: «А теперь вы уже всё слышали об этом событии. Вы знаете, что было до него, что было после. Мы дали вам столько «знаний» об этом событии, сколько нам удалось раздобыть. Итак, исходя из этих «знаний», какую «мудрость» вы почерпнули для себя?

Если бы вам пришлось решать проблемы, которые предстояло решить тогда и которые были решены путем сбрасывания бомбы, то как бы их решили вы? Можете ли вы придумать решение лучше?

Ну конечно. Это так легко. Каждый из нас «задним умом крепок». Любой может оглянуться и бросить через плечо: «Я бы сделал по-другому».

Так почему же вы этого не делаете?

Прости, не понял?

Я сказал, так почему же вы этого не делаете? Почему вы не оглянулись, не научились на своем прошлом и не сделали по-другому? Я скажу тебе почему. Потому что позволить детям заглянуть в прошлое и осмыслить его критически — фактически, потребовать, чтобы это было обязательным в их обучении, — было бы рискованным, потому что они могли бы не согласиться с тем, как вы вершили дела.

А они в любом случае не согласятся. Вы ни за что не допустите такого на уроках. Тогда они пойдут на улицу. Будут махать всякими плакатами. Рвать призывные повестки. Жечь лифчики и флаги. Делать всё, что взбредет в голову, чтобы вы обратили на них внимание, чтобы заставить вас увидеть.

Ваша молодежь открыто кричала вам: «Есть решение получше!» А вы всё не слышите их. Вы не хотите их услышать. И уж, конечно, вы не хотите воодушевлять их на уроках, чтобы они критически относились к фактам, которые вы им даете.

Берите, что вам дают, — говорите вы им. Нечего приходить и говорить здесь, что мы поступали неправильно. Просто зарубите себе на носу, что мы всё делали правильно, — только и всего. Вот так вы учите своих детей. И это вы называете образованием.

Но найдутся люди, которые скажут, что именно молодые люди с их безумными, бредовыми, либеральными идеями опустили страну и этот мир на самое дно. Отправили в ад. Низвели до края забвения. Разрушили нашу культуру, основанную на ценностях, и подменили ее моралью типа «делай, что хочешь» или «после нас — хоть потоп», — которая угрожает полностью разрушить образ нашей жизни.

Молодежь действительно рушит ваш образ жизни. Молодежь всегда это делала. Ваше дело — воодушевлять их, а не отбивать у них охоту. Не молодежь вырубает леса. Они просят вас не делать этого. Не молодежь разрушает озоновый слой. — Это они просят вас не делать этого. Не молодежь эксплуатирует труд бедных на тяжелых работах по всему миру. — Это они просят вас не делать этого.

Не молодежь до смерти изнуряет вас налогами, используя потом эти деньги на войны и вооружение. — Это они просят вас прекратить это. Не молодежь игнорирует проблемы слабых и обездоленных, позволяя сотням людей ежедневно умирать от голода на планете, где достаточно еды, чтобы накормить каждого. — Это они просят вас не делать этого.

Не молодежь занята политикой обмана и манипулирования. — Это они просят вас не делать этого. Не молодежь испытывает сексуальную подавленность, стыдится и стесняется собственных тел и передает этот стыд и смущение своим потомкам. — Это они просят вас не делать этого. Не молодежь установила систему ценностей, в которой «кто силен, тот и прав», и общество, которое решает проблемы с помощью насилия. — Это они просят вас не делать этого. Более того, они не просят вас.... они умоляют вас.

Но ведь именно молодежь бушует! Молодые люди, которые организовывают банды и убивают друг друга! Молодежь воротит нос от законов и порядка — любого порядка. Молодежь сводит нас с ума!

Если крики и чаяния молодежи изменить мир не услышат и к ним не прислушаются; если они увидят, что их дело проиграно (вы пойдете своим путем, — не важно каким), тo молодежь (а они не тупые) «из всех зол выберет меньшее». Если им вас не победить, то они будут с вами заодно.

Ваша молодежь заодно с вами в ваших поступках. Если они ожесточились, то это потому, что ожесточились вы. Если они «заматериализованы», то это потому, что «заматериализованы» вы. Если они творят безумства, то это потому, что вы творите безумства. Если они манипулируют сексом, относятся к нему легкомысленно, безобразно, то это только потому, что они видят: вы делаете то же самое. Единственная разница между молодыми людьми и людьми старшими в том, что молодежь делает всё это открыто.

Взрослые скрывают свое поведение. Взрослые думают, что молодежь ничего не видит. Молодежь видит всё. От них ничего не утаишь. Они видят лицемерие своих взрослых и пытаются что-то изменить.

Но, сделав неудачную попытку, они не видят другого выхода, кроме того, чтобы начать подражать всему этому. В этом они неправы, но их не учили по-другому. Им никогда не разрешали критически анализировать то, что делают взрослые. Им разрешалось только запоминать это. То, что ты запоминаешь, ты увековечиваешь.

Так как же нам учить нашу молодежь?

Прежде всего, обращайтесь с ними как с душами. Они — это души, которые вошли в физическое тело. Душе нелегко это сделать, и душе нелегко к этому привыкнуть. Она как бы в заточении. Если ребенка сильно ограничивать, он может вдруг выразить свой протест. Услышьте этот крик. Поймите его. И дайте своим детям столько чувства «неограниченности», сколько вы можете.

Далее, вводите их в созданный вами мир заботливо и с любовью. Будьте осторожны в отношении того, чем вы загружаете им память. Дети помнят всё, что видят и переживают. Зачем вы шлепаете своих детей в тот момент, когда они появляются на свет? Вы и в самом деле думаете, что только так можно заставить организм действовать?

Почему вы отлучаете детей от своих матерей с первых же минут после того, как они только что расстались с единственной привычной для них на тот момент формой жизни? Почему бы не подождать, давая им возможность на мгновение оценить, соизмерить, поглазеть на мир, чтобы только что родившиеся почувствовали безопасность и комфорт того, что дало им жизнь?

Почему вы допускаете, что самые первые ощущения, которым подвергается ваш ребенок, связаны с насилием? Кто вам сказал, что детям это на пользу? Почему вы прячете образы любви?

Почему вы учите своих детей стыдиться и стесняться собственного тела и его функций, пряча от них ваши тела и не разрешая им трогать себя с удовольствием? Что они извлекут из этого об удовольствии? Что вообще будут думать о теле?

Почему вы отдаете своих детей в школы, где позволяют и поощряют соперничество, где поощряют тех, кто ведет себя «лучше» и выучил «больше», где ставят оценки за «поведение» и с трудом терпят, если кто-то пытается идти в своем собственном темпе? Что ваш ребенок извлекает из этого?

Почему вы не учите своих детей движению, музыке и радости искусства, таинству сказок, чуду жизни? Почему вы не стараетесь обнаружить в ребенке естественные задатки, а стремитесь вложить в него то, что ему не свойственно?

Почему вы не позволяете своим детям постигать логику, научиться мыслить критически, решать проблемы, созидать, используя механизмы их собственной интуиции и самое глубокое внутреннее знание вместо правил и отработанных схем для запоминания и готовых выводов общества, которое уже доказало свою неспособность развиваться, следуя этим методам, но всё еще продолжает ими пользоваться?

И, наконец, учите понятиям, а не предметам. Разработайте новый курс обучения и постройте его на трех основных понятиях: Осознание, Честность, Ответственность. Учите детей этим понятиям с самого раннего детства. Пусть они учатся этому всю жизнь до последнего дня. Пусть самой основой модели обучения будут дети. Пусть процесс обучения исходит из глубоких внутренних потребностей детей.

Мне не понятно, что это значит.

Это значит, что всё, чему вы учите, должно исходить из этих понятий.

Ты можешь объяснить? Как же нам учить чтению, письму и математике?

В основе всего — от самых первых букварей до более сложных книг для чтения — во всех сказках, рассказах и историях должны быть эти три базовые понятия. То есть, нужно, чтобы это были рассказы об осознанности, рассказы о честности, рассказы об ответственности. Нужно знакомить детей с этими понятиями, вводить и погружать их в эти понятия.

Письменные задания и другие виды работ также должны быть ориентированы на эти основные понятия, по мере того, как ребенок совершенствуется в умении выражать себя.

Даже навыкам счета надо обучать в этих же рамках. Арифметика и математика не абстракции, они — самые основные инструменты во Вселенной для практической жизни. Нужно обучать навыкам счета в контексте более широкого жизненного опыта так, чтобы привлечь внимание и сконцентрироваться на этих основных понятиях и производных от них.

Какие это «производные»?

Всю образовательную модель можно построить на этих производных понятиях, заменив ими существующие сейчас учебные предметы, которые изучают, в основном, факты.

Например?

Ну, давай представим. Какие понятия важны для нас в жизни?

Ну, я бы назвал... честность, как Ты уже сказал.

Так, продолжай. Это основное понятие.

И, гм... справедливость. Для меня это важное понятие.

Хорошо. Какие еще?

Хорошо относиться к другим. Это важно. Только я не знаю, как это назвать.

Продолжай. Просто говори, что думаешь.

Преуспевать. Быть терпимым. Не обижать других. Относиться к другим на равных. Вот те вещи, которым я хотел бы научить своих детей.

Хорошо. Отлично! Говори дальше.

Ну... верить в себя. Это важно. И... постой-постой... как бы это лучше выразить. Ну... да, вот так: сохранять собственное достоинство. Я бы назвал это качество — сохранением собственного достоинства. Не знаю, каким понятием это лучше выразить, но это связано с тем, как человек несет себя по жизни, как он почитает других и как относится к тому, что выбирают другие.

Это хорошее качество. Все эти качества важные. Вы сейчас начинаете это понимать. Но есть много других понятий, которые все дети должны глубоко осознать, если им предстоит стать развитыми личностями и вырасти людьми в полном смысле слова. Но вы не учите этому в ваших школах.

Вещи, о которых мы сейчас говорим, очень важны, но их не изучают в школе. Вы не учите, что значит быть честным. Вы не учите, что значит быть ответственным. Вы не учите, что значит осознавать чувства других людей и уважать чужой выбор.

Вы говорите, что этому должны научить родители. Но родители могут передать только то, что было передано им. И отцовские грехи переходят к сыновьям. В своем доме вы учите тому, чему вас, в свое время, учили ваши родители.

И что? Что в этом плохого?

Мне уже приходилось повторять здесь не раз: знаешь ли ты, что происходит в мире?

Ты то и дело заостряешь на этом внимание. Ты заставляешь нас взглянуть на всё это. Но ведь это не наша вина. Нас нельзя винить за то, как живет остальной мир.

Дело не в чувстве вины. Все дело в выборе. Если ты не в ответе за те решения, которые принимало и продолжает принимать человечество, то кто же?

Но не можем же мы отвечать за всё!

Я говорю тебе: Пока вы не захотите принять на себя ответственность за всё, что происходит, вы ничего не можете изменить. Нельзя то и дело твердить, что это они сделали, что это они всё еще продолжают так делать и пусть бы они что-то исправили! Вспомни чудесную фразу, которую произнес персонаж Пого из комикса Уолта Келли, и никогда не забывай ее: «Мы повстречались с врагом, и враг тот — мы сами ».

Мы повторяли одни и те же ошибки на протяжении сотен лет, — так получается...

Тысяч лет, сын мой. Вы совершали одни и те же ошибки на протяжении тысяч дет. Человечество не продвинулось в своих основных инстинктах дальше, чем это было в эпоху пещерного человека. Но всякую попытку что-то изменить встречают с презрением. Всякий вызов взглянуть на ваши ценности и, может быть, даже изменить их, приветствуется страхом, который сменяется гневом.

И вот от Меня сейчас исходит идея обучать высшим понятиям в школах. О, сейчас мы действительно шагаем по тонкому льду. И все-таки в высокоразвитых обществах делается именно так.

Но проблема в том, что не все родители согласны с подобными понятиями и с тем, что они означают. Так что мы не можем учить этому в наших школах. Родители придут в ужас, если ввести подобные вещи в курс обучения. Они заявляют, что всем этим «ценностям» не место в школе.

Они неправы! Опять-таки, исходя из того, что вы, как раса людей, говорите о своих намерениях — что вы хотите построить жизнь лучше, — они неправы. Именно в школах надо учить всему этому. Это именно так, потому что школы обособлены от родительских предрассудков.

Это именно так, потому что школы отдалены от родительских предубеждений. Вы уже видели, что получилось на вашей планете в результате того, что ценности родителей передавались детям. На вашей планете беспорядок. Вы не понимаете самые основные принципы цивилизованных обществ.

Вы не знаете, как улаживать конфликты без насилия. Вы не знаете, как жить без страха. Вы не знаете, как действовать без выгоды для себя. Вы не знаете, как любить без всяких условий. Всё это основные — базовые — принципы, а вы еще не подошли к тому, чтобы даже начать их понимать, уж не говоря о том, чтобы воплощать их в жизнь... тысячи и тысячи лет спустя.

Есть ли какой-нибудь выход из этой неразберихи?

Да! И он в ваших школах! В образовании вашей молодежи! Ваша надежда — на следующее поколение и на следующее после него. Вам надо перестать погружать их в пути прошлого. Они не сослужили добрую службу. Они не привели вас туда, куда вы выразили желание пойти. Но если вы не позаботитесь, то вы неминуемо попадете туда, куда вы держите курс!

Так остановитесь! Оглянитесь вокруг! Сядьте вместе и соберитесь с мыслями. Создайте высшее из высших представлений о себе как о человеческой расе, какого у вас еще никогда не было. Затем возьмите ценности и понятия, которые поддерживают эту идею, и обучайте им в школах. Почему бы не ввести такие курсы, как...

• Сила понимания

• Улаживание конфликтов мирным путем

• Составляющие надежных отношений

• Индивидуальность и создание самого себя

• Тело, разум и душа: как они функционируют

• Занимательное творчество

• Как быть довольным собой и ценить других

• Радостное самовыражение в сексе

• Справедливость

• Терпимость

• Различия и сходства

• Этическая экономика

• Творческое сознание и сила ума

• Самосознание и бдительность

• Честность и ответственность

• Видимость и прозрачность

• Наука и духовность

Многое из этого сейчас уже изучают. Мы называем это общественными науками.

Я не говорю об уроках, которые проходят два раза в неделю в течение семестра. Я имею в виду отдельные курсы по всем этим вещам. Я говорю о полном пересмотре ваших школьных учебных планов. Я говорю о школьных курсах, ориентированных на ценности. Сейчас вы обучаете в основном по школьным планам, ориентированным на факты.

Я говорю, что вы должны сконцентрировать внимание ваших учеников на постижении основных понятий и теоретических схем, вокруг которых могут быть выстроены их системы ценностей. И уделяйте этому столько же внимания, сколько вы уделяете датам, фактам и статистике.

В высокоразвитых обществах вашей галактики и вашей Вселенной (о них мы будем подробнее говорить в Книге 3) детей обучают понятиям для жизни, начиная с самого раннего возраста. То, что вы называете «фактами», в этих обществах считается гораздо менее важным, и этому учат в более позднем возрасте.

Вы создали на своей планете общество, в котором маленький Джонни уже умеет читать, не выйдя из дошкольного возраста, но еще не научился, как ему перестать кусать своего братишку. Сьюзи на зубок знает таблицу умножения, сходу давая ответы по памяти на всё более и более ранних этапах обучения, но она еще не узнала, что нет ничего постыдного в том, что касается ее тела, и стыдиться тут нечего.

Сейчас ваши школы существуют, главным образом, чтобы давать ответы. Но было бы гораздо больше пользы, если бы их основной функцией было ставить вопросы. Что значит быть честным, ответственным или «справедливым»? Что из этого следует? А что, собственно, значит 2+2=4? Что из этого следует? Высокоразвитые общества побуждают детей, чтобы они сами искали и находили ответы на такие вопросы.

Но... но это привело бы к хаосу!

А те условия, в которых вы сейчас живете...

Ладно, ладно... Скажем, это привело бы к еще большему хаосу.

Я не говорю, что ваши школы не должны делиться со своими детьми знаниями и готовыми решениями. Как раз наоборот. Школы выполняют свое назначение, когда они делятся с молодыми тем, что взрослые узнали, открыли, решили и выбрали в прошлом. Тогда ученики могут пронаблюдать, как это всё действовало. Но в ваших школах вы представляете ученикам данные так, как будто Всё Это Верно. На самом же деле, информацию нужно предлагать просто, как информацию.

Данные из прошлого не должны быть основанием для истины нынешней. Данные из предшествующего времени или опыта должны быть — всегда и только — основанием для новых вопросов. Сокровище всегда должно таиться в вопросе, а не в ответе.

А вопросы всегда одни и те же. Что касается фактов, которые мы вам изложили, — вы согласны с ними или нет? Что вы думаете? Это всегда ключевой вопрос. Он всегда в центре внимания. Что вы думаете? Что вы думаете? Что вы думаете?

Конечно же, при ответе на этот вопрос дети будут ссылаться на ценности родителей. Родители будут продолжать оказывать сильное влияние — несомненно, играть главную роль — в создании у детей системы ценностей.

Школа должна стремиться и видеть свою цель в том, чтобы побуждать детей с самого раннего возраста и до окончания формального обучения изучать эти ценности, учиться, как ими пользоваться, применять, знать их применение в действии — и, да, даже подвергать их сомнениям. Потому что родители, которые не хотят, чтобы дети сомневались в их ценностях, не любят своих детей, — они, скорее, любят себя, через своих детей.

Хотел бы я — о, как бы я хотел, чтобы такие школы были!

Есть школы, которые близки к этой модели обучения.

Неужели?

Да. Почитай труды человека по имени Рудольф Штайнер. Изучи методы Вальдорфской школы, которую он открыл.

Конечно, я знаю про эти школы. Это реклама?

Это констатация факта.

Потому что Ты знал, что я знаком с Вальдорфскими школами. Ты это знал.

Конечно, я это знал. Всё в твоей жизни было тебе на пользу и привело тебя к этому моменту. Я ведь начал говорить с тобой не в начале этой книги. Я годами беседовал с тобой через твои ассоциации и переживания.

Ты говоришь, что Вальдорфская школа — самая лучшая?

Нет. Я говорю, что это модель, которая работает, учитывая то, что вы, как человеческая раса, изъявляете желание делать, какими вы хотите быть. Я говорю, что это один из примеров того, как образование может достигать поставленных целей, имея в качестве ориентира «мудрость», а не просто «знание». В вашем обществе такие примеры редки.

Да, я очень одобряю эту модель. Вальдорфские школы очень отличаются от других школ. Я хочу привести один пример. Он простой, но он очень хорошо иллюстрирует суть дела.

В Вальдорфской школе учитель сопровождает своих учеников через все ступени начального обучения. Все эти годы у учеников один и тот же учитель, и им не приходится переходить от одного учителя к другому. Можно ли себе представить, какая связь при этом возникает между учителем и учениками? Можно ли понять ее значение?

Учитель узнает ребенка так хорошо, как будто это его собственный ребенок. Ребенок выходит на уровень доверия и любви в отношениях с учителем, который открывает такие возможности, о существовании которых традиционные школы даже не подозревали.

По истечении лет учитель снова возвращается к первой ступени обучения и уже с новым классом учеников проходит весь курс обучения от начала до конца. Учитель Вальдорфской школы, одержимый своей работой, может закончить свою деятельность, проработав только с четырьмя классами учеников за всю свою карьеру.

Но он сыграл такую роль для своих учеников, какую трудно даже представить в условиях традиционного обучения. Эта модель образования признает и утверждает, что взаимоотношения между людьми, их совместная деятельность и любовь, которой они делятся друг с другом при таком подходе к обучению, так же важны, как и любые факты, которые учитель может сообщать детям. Это, как домашнее обучение, только вне дома.

Да, это хорошая модель.

А есть другие хорошие модели?

Есть. Что касается обучения, то на вашей планете наблюдается некоторый прогресс, — но всё происходит очень медленно. Даже сама попытка внедрить в школы учебные курсы, ориентированные на достижение целей и формирование навыков, встречается с огромным сопротивлением.

Люди не считают всё это эффективным или видят в этом угрозу. Они хотят, чтобы дети учили факты. Правда, есть отдельные попытки. Но многое еще предстоит сделать. Учитывая, кем вы, люди, хотите стать, это только одна сфера человеческого опыта, которая нуждается в изменениях.

Да, я думаю, что на политической арене тоже нужны кое-какие перемены.

Несомненно.

Я ждал этого. Ты обещал мне, что в Книге 2 будут рассматриваться мировые вопросы в глобальном масштабе. Прежде, чем мы начнем говорить о политике, могу я задать Тебе один вопрос, который может показаться банальным?

Нет вопросов ненужных или недостойных. Вопросы — как люди.

Хорошо сказано. Ладно, тогда я хочу спросить: считается ли неправильным вести внешнюю политику исходя из интересов своей страны.

Нет. Во-первых, с Моей точки зрения, ничто не бывает «неправильным». Но я понимаю, в каком смысле ты употребляешь это слово, поэтому Я буду говорить, учитывая вашу терминологию. Я буду употреблять термин «неправильный» в значении «что-то, что тебе не на пользу, исходя из того, кем и чем ты выбираешь быть».

Именно так Я всегда использовал слова «правильный» и «неправильный» в отношении вас. Всегда только в этом контексте, потому что, по правде говоря, Правильного и Неправильного не существует. Поэтому, в данном случае — нет, не считается неправильным основывать решения внешней политики, принимая во внимание собственные интересы. Неправильно притворяться, будто вы не делаете этого.

Конечно, многие страны так поступают. Они предпринимают какое-то действие — или им не удается предпринять какое-то действие, — выставляя одни причины, а потом в качестве основания заявляют совсем о других причинах.

Почему? Зачем странам это нужно?

Потому что правительства знают, что, если бы люди осознавали истинные причины большинства решений в международной политике, они не поддерживали бы их. Это справедливо в отношении всех правительств. Есть очень мало правительств, которые не вводят свой народ в заблуждение умышленно.

Обман — это составная часть управления, потому что немногие люди согласились бы, чтобы ими управляли так, как ими управляют, и очень немногие согласились бы на то, чтобы ими вообще управляли, если бы правительство не убедило их, что принятые им решения были им же на благо.

Убеждать нелегко, потому что большинство людей ясно видит, что правительство их обманывает. Поэтому правительство должно лгать народу, чтобы, по крайней мере, попытаться сохранить его лояльность. Правительство очень точно отображает аксиому, что если ты лжешь много и достаточно долго, то ложь становится «правдой».

Люди у власти никогда не должны допускать, чтобы народ знал, как они пришли к власти и что они сделали и собираются делать, чтобы остаться там. Правда и политика не уживаются и не могут ужиться, потому что политика — это искусство говорить только то, что нужно сказать, — причем, так сказать, для того, чтобы достичь желаемого результата.

Не всякая политика плоха. Но искусство политики — практическое искусство. Она очень откровенно опирается на психологию большинства людей. Она просто видит, что большинство действует, исходя из личных интересов. Поэтому политика — это способ, при помощи которого люди власти стараются убедить тебя, что их личный интерес совпадает с твоим собственным.

Правительства понимают личные интересы. Поэтому у правительств очень хорошо получается придумывать программы, которые предоставляют людям что-то.

Раньше функции правительств были очень ограниченными. Их целью было просто «оберегать и защищать». Потом кто-то добавил «обеспечивать». Когда правительства стали и «кормильцами» людей, и их защитниками, правительства стали скорее создавать общества, а не оберегать их.

Разве правительства не делают то, что хотят люди? Разве правительство не предоставляет механизм, посредством которого люди сами себя обеспечивают в масштабах всего общества? Например, мы в Америке очень высоко ценим достоинство человеческой жизни, личную свободу, значение возможности, безгрешность детей.

Поэтому мы создали законы и попросили правительство создать программы обеспечения доходами пожилых людей, чтобы они могли сохранить собственное достоинство, когда они уже не могут зарабатывать себе на жизнь. Обеспечить равенство при устройстве на работу и равные шансы на жилье для всех людей, — даже тех, кто от нас отличается или с образом жизни которых мы не согласны.

Гарантировать через законы о трудовой деятельности детей, чтобы дети нации не стали рабами нации и чтобы ни одна семья, где есть дети, не жила без основных атрибутов достойной жизни — еды, одежды, крова.

Эти законы хорошо отражают интересы общества. Но, обеспечивая потребности людей, вы должны быть осторожными в том, чтобы не лишать их величайшего достоинства: развития собственных сил, личностного творчества и целеустремленной изобретательности, которая позволяет людям определить, что они могут сделать для самих себя.

Здесь нужен тонкий баланс. Вы, люди, склонны бросаться из крайности в крайность. То вы хотите, чтобы правительство «сделало всё» для людей, — то уже на следующий день вы готовы уничтожить все правительственные программы и стереть с лица земли все законы.

Да, проблема в том, что многие люди еще не могут обеспечить себя в обществе, которое, как это заведено, предоставляет лучшие возможности в жизни тем, в чьих руках «нужные» полномочия (или, возможно, нет «ненужных»). Многие еще не могут обеспечить себя в стране, где домовладельцы не сдадут в наем жилье, если семья большая.

Где компании не будут продвигать женщин по служебной лестнице. Где справедливость, чаще всего, зависит от занимаемого положения в обществе. Где профилактика здоровья доступна только тем, у кого высокий доход. И где есть еще много других видов дискриминации и неравенства в массовом масштабе.

Выходит, правительства должны заменять людям совесть?

Нет. Правительства — это и есть проявленная совесть людей. Именно через правительство люди ищут, надеются и решают излечить болезни общества.

Хорошо сказано. Но Я повторяю, что вы должны позаботиться о том, чтобы не задушить себя законами, пытаясь дать людям гарантию на глоток воздуха! Вы не можете законодательным путем решить вопросы морали. Вы не можете выдать мандат на равенство. Необходим сдвиг в коллективном сознании, а не насаждение коллективного сознания. Поведение (как и все законы, программы правительства) должно проистекать из бытия и истинно отражать Кто Вы Есть.

Но законы нашего общества действительно отражают, кто мы есть! Они каждому говорят: «Здесь, в Америке, — это так. Вот кто такие американцы».

Может быть, в исключительных случаях. Но чаще всего, ваши законы утверждают мысли тех, кто у власти, о том, какими вы должны быть, но вы не такие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: