От концепции океана как помойки к концепции суши как лужи нефти




Начиная с 50-х годов Shell Nigeria выкачала из земли народа огони в дельте реки Нигер нефти на 30 миллиардов долларов. Доходы от добычи нефти составляют 80% экономики Нигерии – 10 миллиардов долларов в год, и более половины этой суммы поступает от Shell. Но народ огони не только лишили выгод от эксплуатации их естественных богатств – многие из них все еще живут без водопровода и электричества, а их воду и почву отравляют открытые нефтепроводы, разливы нефти и газовые факелы.

Движение за выживание народа огони (Movement for the Survival of the Ogoni People, MOSOP) под предводительством писателя Кена Саро-Вивы, выдвинутого кандидатом на Нобелевскую премию, провело кампанию по борь­бе за реформы и потребовало от Shell компенсации. В ответ на это, опасаясь, как бы потоки нефтяных денег в правительственные закрома не истощились, генерал Сани Абача направил против огони нигерийскую армию. Тысячи людей были убиты или подверглись пыткам. Огони обвинили в нападении не только Абачу, но также и компанию Shell – в использовании нигерийских во­енных в качестве частной полиции, т.е. в том, что корпорация платит им за подавление мирных демонстраций протеста на земле огони вдобавок к финан­совой поддержке и приданию легитимности режиму Абачи.

Перед лицом усиливающегося протеста в Нигерии Shell в 1993 году ушла с земли огони, что только усилило давление на военных с целью устранения огонийской угрозы. Просочившийся в печать меморандум главы войск внут­ренней безопасности нигерийской армии звучал вполне недвусмысленно: «Ра­бота компании Shell невозможна, если не будут предприняты безжалостные военные операции ради восстановления нормальной экономической деятель­ности... Рекомендации: карательные операции во время всех мероприятий MOSOP и прочих групп сопротивления, действия которых оправдывают по­стоянное военное присутствие. Целенаправленные карательные действия во всех населенных пунктах против ведущих активистов, особенно против крик­ливых представителей разнообразных группировок»[95].

10 мая 1994 года, через пять дней после написания меморандума, Кен Саро-Вива сказал: «Это конец. Они [нигерийские военные] всех нас арестуют и каз­нят. И все это ради Shell»[96]. Прошло 12 дней, и он был арестован и предан суду за убийство. Перед тем как выслушать приговор, Саро-Вива сказал суду: «Я и мои коллеги – не единственные подсудимые на этом процессе. Подсудимый здесь – корпорация Shell... Этого конкретного судебного разбирательства ком­пания избежала, но ее день наверняка придет». 10 ноября 1995 года, несмотря на давление международного сообщества, в том числе канадского и австралий­ского правительств, а также, хотя и в меньшей степени, правительств Герма­нии и Франции, нигерийская военная хунта казнила Саро-Виву вместе с восе­мью другими лидерами народа огони, протестовавшими против деятельности Shell. Это стало событием международного масштаба, и люди снова вышли с протестом на заправочные станции Shell, повсеместно бойкотируя компанию. В Сан-Франциско активисты Greenpeace воссоздали картину убийства Саро-Вивы, прикрепив петлю к возвышающемуся над станцией логотипу Shell (см. фото на с. 450).

Руководитель движения «Вернуть себе улицы» Джон Джордан сказал о транснациональных корпорациях: «Сами того не желая, они помогли нам увидеть всю проблему в целом как единую систему». И вот теперь эта система широких взаимосвязей заработала в полную силу: Shell, вознамерившаяся утопить чудовищную нефтяную платформу у берегов Британии, оказывает­ся, одновременно замешана в вопиющем нарушении прав человека в Ниге­рии. И это в тот самый год, когда (несмотря на огромные прибыли) она со­кращает рабочие места: и все для того, чтобы закачивать бензин в автомобили Лондона! Но именно это и дало толчок рождению движения RTS. Поскольку Кен Саро-Вива был поэтом и драматургом, дело подхватил PEN-клуб – меж­дународная правозащитная организация, борющаяся за свободу слова. Пи­сатели, в том числе английский драматург Гарольд Пинтер и лауреат Нобе­левской премии романист Надин Гордимер, встали на защиту права Саро-Вивы выражать свои взгляды против Shell и превратили его казнь в самое громкое дело о свободе выражения собственного мнения – самое гром­кое с тех пор, как правительство Ирана провозгласило священную войну против Салмана Рущди и назначило вознаграждение за его голову. В опуб­ликованной New York Times статье Гордимер писала, что «покупать в таких обстоятельствах нигерийскую нефть – значит покупать нефть в обмен на кровь. На чужую кровь – на смертный приговор нигерийцам» [97].

То, что в двух кампаниях против Shell слились вместе проблемы соци­альной справедливости, трудовых отношений и охраны окружающей сре­ды, не было случайностью – это проявление самой сути зарождающегося духа глобальной общественной деятельности. Кен Саро-Вива был убит по­тому, что боролся за свою окружающую среду, но эта среда включала в себя не только физический ландшафт, разграбляемый в результате шелловско-го нашествия на дельту Нигера. Издевательство над землей огони со сторо­ны Shell – проблема и экологическая, и социальная, потому что компании по добыче природных ресурсов хорошо известны тем, что спокойно отсту­пают от нравственных норм, когда бурят скважины и разрабатывают шах­ты в «третьем мире». Противники Shell с большой охотой проводят парал­лели между действиями компании в Нигерии; историей ее сотрудничества с режимом апартеида в Южной Африке; продолжающимся присутствием в Тиморском ущелье на оккупированном Индонезией Восточном Тиморе; жестокими столкновениями с народом нагуа в Перуанской Амазонке и конф­ликтом с народом у'уа (u'wa) в Колумбийских Андах, пригрозившим в янва­ре 1997 года массовым самоубийством, если Shell не откажется от своих пла­нов бурения скважин на их земле.

В деле Саро-Вивы сошлось воедино многое: борьба за гражданские свобо­ды, антирасизм, антиглобализм, защита прав трудящихся и окружающей среды. Ярко-желтая раковина, логотип Shell, вышедший на бой с Саро-Вивой Го­лиаф, стал общим врагом всех озабоченных этими проблемами граждан – до такой степени, что их правительствам по всему миру пришлось внести этот вопрос в повестку дня. Против Shell протестовал PEN-клуб, протестовали со­трудники компании Body Shop, которые как коллективный держатель акций Shell три года подряд выносили на его ежегодные собрания вопрос о положе­нии народа огони, протестовали тысячи и тысячи людей. Вот что написал о Shell в июне 1998 года Овенс Саро-Вива, брат Кена:

Корпорации веками извлекали огромные прибыли из преступной деятель­ности, например, трансатлантической работорговли, колониализма, апартеида и от диктатур, чьи действия являются геноцидом. Часто они со своей наживой уходили от ответственности, предоставляя изви­няться правительствам. В данном случае, на закатеXXвека, SheUoKa-залась замешана в тройном преступлении: в уничтожении окружающей среды, в нарушениях прав человека и в нанесении ущерба здоровью народа огони. Просто извинений будет недостаточно. Мы ожидаем очистки нашей земли, воды и воздуха и адекватной, честной и справедливой ком­пенсации (а) за ущерб, нанесенный нашей экологии, (б) за нарушения прав человека, прямо или косвенно вызванных деятельностью Shell, и (в) за последствия деятельности компании, негативно сказавшиеся на здоро­вье людей [98].

Если послушать Shell, то такие репарации уже вовсю выплачиваются. «Shell продолжает вкладывать деньги в общественные и экологические проекты в Нигерии, – проинформировала меня представитель Shell Canada P. Б. Блейк-ли. – В прошлом году Shell истратила 20 миллионов долларов на строительство больниц, школ, на образовательные программы и стипендии». (MOSOP, впро­чем, оценивает эти затраты в девять миллионов и говорит, что лишь малая их часть пришлась на землю огони.) Кроме того, компания, согласно Блейкли, пе­ресмотрела свою «декларацию о принципах ведения бизнеса. Эти принципы, в числе которых экологичность работы компании, равно как и ответственность перед сообществами, на чьей территории мы работаем, обязательны для всех компаний группы Shell, работающих во всех уголках мира»[99].

Чтобы прийти к этим принципам, Shell глубоко заглянула в свою корпо­ративную душу, изучила себя с помощью фокус-групп, не обойдя вниманием ни одного своего служащего. Корпорация заставила своих сотрудников прой­ти серию тренингов, устроив нечто вроде тренировочного лагеря для адептов New Age, в результате чего можно было наблюдать ряд демонстративных дей­ствий, для такой старой и солидной компании прямо-таки нелепых. В своей страсти к обновлению высшие руководители Shell, по словам журнала Fortune, «помогали друг другу взбираться вверх по гладким отвесным стенам под ледя­ным голландским дождем. Они рыли землю на строительстве жилых комплек­сов для малоимущих и снимали друг друга на видео ходящими с повязками на глазах. Они хронометрировали свой рабочий день, чтобы понять, создают ли своим трудом хоть какую-нибудь добавленную стоимость. Они даже прошли тестирование личности по опросникам Майерса-Бригса, чтобы понять, кто подходит для обновленной Shell, а кто нет»[100].

Частью перестройки имиджа Shell был ее поход в чернокожие сообще­ства Европы и Северной Америки, и эта стратегия вызвала раскол в бедных кварталах, которые отчаянно нуждаются в средствах, но сомневаются в чи­стоте помыслов Shell. Например, в августе 1997 года в совете образования города Окленда, Калифорния, шли горячие дебаты о том, насколько этич­но принимать у Shell пожертвование в два миллиона долларов – 100 000 на стипендии, а остальное на создание Академии обучения молодежи имени Shell. Поскольку в Окленде много афро-американцев, в число которых входят бе­женцы-нигерийцы, дебаты проходили прямо по живому. «У детей в Нигерии нет возможности получить стипендию от Shell, – сказал Тунде Окородуду, оклендский родитель и нигерийский борец за демократию. – Нам очень нуж­ны деньги для наших детей, но мы не хотим денег, сделанных на крови»[101]. После нескольких месяцев дискуссий, совет (как было и в Портленде, где об­суждался вопрос о принятии или непринятии пожертвований от Nike) все же проголосовал за принятие денег.

Но хотя обновленная Shell примеряет на себя философию дзэн, бросаясь модными управленческими терминами, такими, как «новая этическая пара­дигма», «агенты перемен», «социальное партнерство» и «партисипативный подход к управлению»[102], хотя Shell Nigeria говорит о «залечивании ран», старая Shell никуда не делась[103]. Она еще не сумела вернуться на землю огони, но ее операции в других частях дельты Нигера продолжаются, и осенью 1998 года волнения в регионе вспыхнули снова. Речь шла все о том же: о засоренных землях, о загубленном рыболовстве, о газовых пожарах и факелах, об огромных прибылях, выкачиваемых из богатой нефтью земли, тогда как ее обитатели продолжают жить в нищете. «Посмотрите на насосную станцию – там все прекрасно оборудовано, со всеми современными удобствами. Сходи­те в соседнюю деревню – там нет ни воды, ни пищи. Отсюда и протесты», – объясняет местный политик Пол Ориеваре[104]. Но только на сей раз против­ники Shell оказались совсем не такими приверженцами ненасилия, какими были огони. В октябре нигерийцы захватили два вертолета, принадлежав­ших корпорации, девять ретрансляционных станций и буровую установку, приостановив, согласно Associated Press, «перекачку около 250 000 баррелей сырой нефти в день»[105]. В марте 1999 года еще несколько баз компании под­верглись нападениям и были захвачены. Shell отрицала какие-либо наруше­ния со своей стороны и считала причиной насилия этнические конфликты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: