Философская система джайнизма




Система чарвака

В индийской философии слово «чарвака» означает материалист.

Достоверным источником познания последователи системы чарвака считают

только восприятие. Они указывают, что все непрямые, находящиеся вне

процесса восприятия, источники познания, такие, как вывод, свидетельство

других лиц и т. д., ненадежны и часто вводят в заблуждение. Поэтому мы не

должны верить ничему, кроме того, что мы познаем непосредственно через

восприятие.

Восприятие раскрывает перед нами только материальный мир, состоящий из

четырех элементов материи: воздуха, огня, воды и земли, в существовании

которых мы можем убедиться посредством наших ощущений. Все предметы

воспринимаемого нами мира состоят из этих элементов. Нет никаких оснований

допускать существование чего-то подобного нематериальной душе человека.

Человек тоже целиком состоит из материи. Мы говорим: «Я толстый», «Я

худой», «Я хромой». Эти суждения также показывают, что индивид и тело — это

одно и то же. Конечно, человек обладает сознанием, но сознание есть

качество живого тела, которое, в свою очередь, является продуктом материи.

Поэтому продолжение существования человека в какой-либо форме после

его смерти бездоказательно. Существование бога также является мифом. Бога

нельзя воспринимать с помощью наших органов чувств. Мир есть не

божественное создание, а произвольная комбинация материальных элементов.

Глупо поэтому выполнять какие бы то ни было религиозные обряды ради некоего посмертного наслаждения счастьем на небе или ради желания угодить богу. Не следует верить писаниям вед и коварным жрецам, которые, пользуясь доверчивостью людей, зарабатывают себе средства на жизнь.

Поэтому основной целью жизни разумного человека должно быть

наслаждение наибольшим количеством удовольствий здесь, в этой жизни, в

существовании которой мы только и уверены. Глупо воздерживаться от

удовольствий в жизни просто потому, что иногда они случайно смешиваются со

страданием. Мы должны стараться извлечь из этой жизни все самое лучшее,

как можно больше наслаждаясь ею и избегая, насколько возможно, случайных

страданий.

Философская система джайнизма

Происхождение джайнизма относится к далеким доисторическим временам.

Эта вера передавалась потомству через посредство двадцати четырех

тиртханкаров, то есть достигших освобождения проповедников джайнизма,

последним из которых был современник Будды - Вардхамана (он величался также Махавира).

Приверженцы системы джайнизма отвергают точку зрения чарваков,

считающих восприятие единственно достоверным источником познания. Кроме

восприятия, джайнисты допускают в качестве источников достоверного познания

логические выводы и свидетельства. Достоверное знание через посредство

выводов мы получаем тогда, когда они подчиняются логическим законам

определенности. Свидетельство же является достоверным в том случае, когда

оно представляет собой сообщение, исходящее от надежного авторитета.

На основе этих трех источников познания система джайнизма строит свое

понимание вселенной. Восприятие раскрывает реальность материальных

субстанций, состоящих из четырех разных элементов, таких же, какие

фигурируют и в системе чарвака. Путем выводов философы джайнской школы приходят к убеждению о наличии пространства (акаша), поскольку материальные субстанции должны где-то существовать, и о наличии времени (кала), поскольку изменения, то есть последовательный ряд состояний субстанции, не могут быть поняты без него. Они убеждены также в том, что существуют причины движения и покоя, ибо без них невозможно объяснить движение и прекращение движения в вещах. Эти причины, называемые «дхарма и адхарма», следует понимать не в их обычном моральном смысле, а в техническом смысле причин движения и покоя.

Учение и жизнь достигших освобождения святых (тиртханкаров) доказывают

возможность освобождения и указывают также путь, по которому следует идти к

достижению этой цели. Для освобождения от зависимости необходимы три вещи: полнейшая вера в учение джайнизма, точное знание этого учения и правильное поведение. Правильное поведение состоит в воздержании от несправедливости, лжи, воровства, чувственности и от привязанности к чувственным объектам. Воспитывая в себе правильную веру, правильное знание и правильное поведение, мы получаем возможность контролировать свои страсти, и кармы, сковывавшие душу узами материи, устраняются. Устранив препятствия, душа вновь обретает свои природные совершенства - безграничную веру, безграничное знание, безграничную силу и безграничное блаженство. Это и будет состоянием освобождения.

Джайнисты не верят в бога. Место бога у них занимают тиртханкары,

которым и принадлежат такие божественные силы, как всеведение и

всемогущество. Им поклоняются как своему идеалу.

Буддийская система Буддийская система философии выросла из учения Гаутамы Будды, хорошоизвестного основателя буддизма. Чувство скорби при виде болезней, старости,смерти и других несчастий, которым подвержен человек, пробудило сознаниеГаутамы. Многие годы он учится, ведет аскетический образ жизни и думает опроисхождении человеческих страданий, ища средства для их преодоления.Наконец на него нисходит просветление, результат которого был изложен им вформе, которая стала известной под названием «четырех благородных истин».Это истина о том, что есть страдание; истина о том, что есть причинастрадания; истина о том, что есть прекращение страдания, и истина о том,что есть путь, ведущий к прекращению страдания. Первая истина о наличии страданий имеется в той или иной форме во всехфилософских системах Индии. Однако Будда видел, что страдание не простоявляется чем-то случайным; оно существует повсеместно, во всех формах жизнии во всех видах опыта. Даже то, что кажется удовольствием, вдействительности является источником страдания. Что касается второй истины, то она выведена Буддой из анализапричинности. Он отмечает, что существование любого явления в этом мире -материального или психического - причинно обусловлено некоторой другойвещью. Нет ничего, что было бы ни с чем не связано и существовало бысовершенно самостоятельно. Поэтому ничего постоянного в этом мире нет. Всевещи подвержены изменению. Наши страдания также вызываются определеннымиусловиями. Страдания зависят от рождения в этом мире. Рождение, в своюочередь, вызвано нашим пристрастием (тришна) ко всему земному. Поскольку страдание, как и все другое, зависит от определенныхусловий, оно должно прекратиться, коль скоро будут устранены эти условия.Это третья истина — о прекращении страдания. Четвертая истина, - относительно пути, ведущего к прекращениюстрадания, - сводится к контролю над условиями, причиняющими страдание.Этот путь известен как восьмеричный благородный путь, так как он состоит извосьми ступеней — правильной точки зрения, правильного определения,правильной речи, правильного поведения, правильной жизни, правильныхстараний, правильной внимательности и правильной сосредоточенности. Этивосемь ступеней уничтожают незнание и пристрастия, просветляют ум и темсамым порождают совершенную невозмутимость и спокойствие. Учение Будды заключается в охарактеризованных выше четырех благородныхистинах. Из этого явствует, что сам Будда занимался не столько проблемамифилософии, сколько практическими вопросами уничтожения человеческихстраданий. Он считал, что в то время как человек испытывает невыносимыестрадания, обсуждение метафизических проблем было бы пустымвремяпрепровождением. Но при всем своем отрицательном отношении ктеоретическим рассуждениям Будда все же не мог избежать философскихдискуссий. Так, в ранней литературе мы находим следующие приписываемые емутеоретические положения: 1. Все вещи обусловлены, нет ничего, что существовало бы само по себе. 2. Все вещи вследствие изменения условий, от которых они зависят,подвержены изменениям; нет ничего постоянного. 3. Поэтому нет никакой души, никакого бога и никакой другойперманентной субстанции. 4. Настоящая жизнь течет непрерывно, порождая по закону кармы другуюжизнь, подобно тому, как одно дерево своими семенами порождает другоедерево, которое в свою очередь продолжает жить, тогда как первое засыхает. Позднее зародыши философских теорий, содержавшиеся в учении Будды,были развиты его последователями в Индии и вне ее; таким образом, возникряд буддийских школ. В индийской философии наиболее известными из нихявляются следующие четыре школы: Школа мадхьямаков, или шуньявадинов, считает, что мир нереален(шунья); все феномены, как духовные, так и не духовные, иллюзорны. Этомировоззрение получило название нигилизма (шуньявада). Школа йогачаров, или виджнянавадинов, также придерживается тоговзгляда, что внешние объекты нереальны. То, что представляется нам внешним,на самом деле только идеи нашего ума. Но ум должен быть признан реальным.Утверждение, что ум нереален, противоречит самому себе, так как уже самаямысль, что ум нереален, сама себя опровергает, поскольку мысли есть не чтоиное, как проявление деятельности ума. Это мировоззрение получило названиесубъективного идеализма (виджнянавада). Школа саутрантиков считает, что оба мира, как духовный, так инедуховный, действительно существуют. Если бы все, что мы воспринимаемизвне, было нереальным, то наше восприятие объектов зависело бы не от чего-либо, находящегося вне ума, а лишь от самого ума. Однако мы знаем, что умне в состоянии воспринимать любой объект (например, тигра) в том месте, вкаком бы он пожелал. Это доказывает, что идея о тигре, в тот момент, когдамы воспринимаем его, зависит от недуховной реальности - от самого тигра.Исходя из этой идеи, или представления тигра, мы можем прийти к заключениюо существовании причины данного представления – тигра - вне нашего ума.Следовательно, о внешних объектах можно судить как о существующих вне ума.Это мировоззрение может быть названо репрезентационизмом, или теориейподразумеваемости внешних объектов.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: