Отличия между воспитателем (учителем) и вожатым




Вначале я бы рассмотрел вопросы терминологии с исторической и этимологической точек зрения...
Вожатый от слова "вожак" - ведущий за собой (вести за собой - это способ действия).
Учитель от слова "учить" - человек учащий (учить - тоже способ действия).Синоним слова Педагог.
Педагог - ((др. греч.) раб, следящий за детьми) в современном понимании - человек отвечающий за образование ребенка. Педагог - это зрелый, опытный человек. Педагогам платят гораздо больше, чем вожатым!
Первое отличие Обучение и Образование
Обучение - это процесс по передачи навыков, умении от старшего поколения младшему.
Образование - (или просвещение по старо-русски) - процесс направленный на формирование современного человека (в старину: направленного на формирование человека по образу Божьему), на текущий момент - желаемому образу (образцу).
(Я просто хочу сказать, что образование и обучение не есть одно и тоже (обучение есть одна из интеграционных составляющих образования).)
Это все что касается лексической точки зрения
Следующее отличие.
Я заметил что, существуют же "Школы вожатых" и "Школы педагогов".
Таким образом, есть разница в подходах воспитания детей между учителем в школе и вожатым в лагере. Разница во всем. И методы работы разные, и пед. коллективы разные, и задачи по работе с детьми разные, мотивации и ожидания тоже разные.
Вожатый и школьный учитель - действительно вещи редко совместимые. Вожатый должен действительно любить детей, иначе теряется сам смысл летнего детского отдыха. А большинство учителей, не понимают и иногда и ненавидят детей. Существуют, конечно, в лагере и хорошие воспитатели из состава учителей, но их единицы

Вожатство и учительство - это определение методик работы (способов действия). Но исключаю (и даже пару раз был свидетелем), того, как несмотря на классно-урочную систему человек на должности учителя использовал "вожатство" для обучения предмету, и наоборот, человек работающий на должности вожатого использовал "учительство" для обеспечение досуга ребят (и в том и другом случае это было достаточно успешно). Хотя, вынужден признать, что ни большинство учителей, ни большинство вожатых хорошо не владеют методиками друг друга, для того, чтобы успешно их применять в своей работе.
Таким образом, человек работающий с детьми ДОЛЖЕН быть педагогом (иначе не зачем ему с детьми работать).
Самое большое преимущество вожатого - так это то, что ребенок не видит в нас того самого учителя, которого зачастую, они если не боятся, то относятся как к "взрослому". Вожатый для детей в первую очередь друг, к которому можно обратиться за советом, какой-то помощью, а потом уже преподаватель, хотя субординация естественно соблюдается. Вожатый в лагере- это настоящий товарищ, который тебе всегда поможет советом и поддержит тебя в любую минуту радости или печали.
Дети приезжают в лагерь веселится, развлекаться, отрываться, а мы будущие вожатые должны им помочь в этом и при этом уберечь их от неприятностей!!!

Что такое оргпериод

Для первых трех-четырех дней смены придумано такое название: "организационный период", или "оргпериод". По отношению к нему существует педагогическое поверье: "Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена".
Как ко всякой народной мудрости, к этой вожатской примете нужно отнестись с серьезностью и вниманием - понапрасну люди говорить не будут. По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно заправлять постели и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут все это делать к середине смены. Это проверено многократно, и не стоит проверять еще раз на своем отряде.
Оргпериод - это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод - это переход из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают "концерт" со слезами, заявлениями "здесь все плохо" и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в "дом родной".
Из всего сказанного можно сделать вывод: ваша главная задача в оргпериод - помочь детям в привыкании к лагерю. Но такая формулировка главной задачи дает мало для понимания, что же нужно делать. Поэтому займемся расшифровкой.
Чтобы процесс вхождения детей в новую (недомашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно, вам необходимо:

  • как можно скорее познакомить детей друг с другом, для, чего провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному знакомству;
  • приучить детей к выполнению распорядка дня и соблюдению санитарных норм, для чего предъявить детям "единые педагогические требования";
  • создать у детей ощущение уюта и комфорта, для чего красиво оформить комнаты и весь корпус;
  • сделать детей "управляемыми", для чего поделить отряд на маленькие группы, которые можно назвать "звенья", "звездочки","экипажи", "команды"
  • дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться, для чего предложить набор отрядных дел разнообразной направленности: спортивной, интеллектуальной, художественно-прикладной, трудовой, творческой;
  • сформировать у детей представление о том, что ждет их в ближайшем будущем, для чего познакомить' их с планом смены, а по возможности и привлечь детей к его составлению...

Чтобы все это осуществить, вам нужно спланировать первые три дня смены буквально по минутам. Если не будет плана - будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причем спланировать оргпериод желательно в спокойной обстановке накануне заезда. Потом, конечно, вы вынуждены будете отказаться от многого из задуманного и экспромтом делать незапланированное. Но, как вы знаете, удается лишь та импровизация, которая была заранее подготовлена. Попробуйте начать планирование оргпериода прямо сейчас. Предположим, вы работаете с отрядом малышей. Вот 25 дел, которые вы можете с ними провести в начале смены. Каждое дело должно быть коротким по времени - не более тридцати минут, а все вместе они должны превратиться в калейдоскоп, в котором каждый новый узор не похож на предыдущий, но все яркие, необычные.

  1. Конкурс врунов "Как меня собирали в лагерь".
  2. Первая организованная вылазка в лес.
  3. Операция "Вперед, спасатели!" - по "спасению" территории вокруг корпуса от мусора.
  4. Конкурс на самого быстрого "шнуровалыцика" ботинок.
  5. Изготовление переходящего вымпела и награждение им того, кто первый выбегает на зарядку.
  6. Чтение вслух жутко интересной сказки.
  7. Выпуск газеты-аппликации "Это мы!".
  8. Показательные выступления лучших чистильщиков зубов.
  9. Веселая спортивная эстафета "Мишки Гамми" с бегом и прыжками.
  10. Музыкальный час с разучиванием новой песни.
  11. Составление графика дежурства по комнатам.
  12. Конкурс на придумывание нового окончания к сказке "Курочка Ряба".
  13. Загадочный вечер, т. е. вечер по отгадыванию загадок.
  14. Составление письма с рисунками для любимой мамы или бабушки.
  15. Организация телестудии "Спокойной ночи, малыши".
  16. Изготовление переходящего вымпела и награждение им того, кто последний приходит в столовую.
  17. Музыкальный час с разучиванием второй новой песни.
  18. Оформление первых страниц бортжурнала "День за днем".
  19. Конкурс на самый чистый носовой платок с предшествующей или последующей стиркой.
  20. Викторина "В стране Мульти-Пульти".
  21. Оборудование отрядного места с выкладыванием из шишек и камешков эмблемы и названия отряда.
  22. Конкурс на самый аккуратный чемодан или тумбочку.
  23. Турнир по мини-футболу.
  24. Экскурсия в библиотеку и час тихого чтения.
  25. Сбор отряда по придумыванию названия, выборам командиров и утверждению плана дел на смену.

А кроме этого, каждую свободную минуту, когда вы ожидаете приглашения в столовую и пока не начинается программа мультфильмов по телевизору, во время движения на стадион и в промежутках медосмотра можно организовывать самые разнообразные игры и просто разговаривать. А вот из этих 25-ти кусочков можно сложить мозаику оргпериода в отряде, где ребятам по 10-12 лет.

  1. Сбор-инструктаж по организации дежурства в корпусе.
  2. Вечер "Будем знакомы".
  3. Операция "Полундра!" по скоростному покиданию комнат в направлении места проведения зарядки.
  4. Открытие "Дизайн-интерьер-клуба" и разработка оформления комнат с последующим воплощением проектов.
  5. Разучивание спортивной игры "Снайпер".
  6. "Песенная перестрелка" на тему: "Вода, вода, кругом вода...".
  7. "Ты да я, да мы с тобой" - сбор по формированию микроколлективов.
  8. Соревнование-пари на скорейшую заправку кроватей.
  9. "Путешествие по ближнему зарубежью" - исследование достопримечательностей ближайшего леса.
  10. Изготовление рекламного стенда "Эй, приятель, взгляни на нас".
  11. Эрудит-шоу "Все о лете".
  12. Час знакомства с лагерной библиотекой.
  13. Сюжетно-ролевая игра "Предвыборная кампания", итог которой - выборы командира (спикера, предводителя, верховного координатора)отряда.
  14. Конкурс "Моя тумбочка лучше всех".
  15. Оборудование отрядного места.
  16. Спортивно-игровая эстафета "Молодецкие забавы".
  17. Торжественное заполнение первой странички "Летописи отряда".
  18. Экологическая акция "Чистота спасет мир" - уборка территории, закрепленной за отрядом.
  19. Первый отрядный костер с пением песен и разговором о прошедшем дне.
  20. "Разведка интересных дел".
  21. Творческий конкурс "Джентльмен-шоу" на лучший комплимент и т. д.
  22. Открытие отрядной "Настольной игротеки".
  23. "Футбол без границ" - просто "гоняние" мячика по футбольному полю.
  24. Операция "Прощай, ватрушка!" - съедание последних запасов родительских продуктов.
  25. "Конституционное собрание" - сбор отряда по утверждению плана смены и основных законов отрядной жизни.

Если вы мужественно выдержите эти три дня, не надорвете голос, не упадете от недосыпания в обморок, если вы претворите в жизнь хотя бы половину из предложенного списка, организуете не менее десяти игр и хотя бы три минуты побеседуете по душам с каждым ребенком - дальше у вас все пойдет "как по маслу".

Как нужно распределять детей по палатам.

Сначала после обеда детишки берут свои вещички и идут с вожатым в корпус. Если это младшие отряды, то необходимо по мере возможности помочь донести вещи, а если это старшие (1-3) отряд, то тут целесообразно (особенно в зимнюю смену) не допустить утечки (утекание в потайные места) контрабанды (алкогольных напитков и табачных изделий). И вместе с детьми надо войти в корпус и с помощью других вожатых провести таможенный досмотр вещей (если вы, конечно, считаете это необходимым), поверьте, это очень может помочь вам избежать многих ЧП в отряде, особенно в зимнюю смену (Новый год, рождество очень сильные поводы для провоза контрабанды).

Итак, весь отряд собирается в холле (с вещами) и я объясняю детям количество их палат и их вместимость (количество детей в палате) и даю им возможность самим разбиться на кучки (т.е. по палатам), но кучки должны оставаться в холле и ждать моего утверждения. Хоть и бытует мнение, что противоположности притягиваются, то в данным случае это наоборот тихони и раздолбаи кучкуются отдельно. С одной стороны надо бы шустрых товарищей разделять, а то если они вместе, то будет уже ураган, но это менее страшно чем, если один кадр не будет давать спокойно жить всей палате (достойными лучшей участи) или, не дай бог, какого то тихоня замучают (что может привести к очень печальным последствиям, таким как побег, или того хуже). Так что лучше пусть будет одна палата редисок, а другие живут спокойно. Но конечно бывают моменты, когда не удаются полюбовно распределить детей не всегда количество шалопаев (да и попросту близких по характеру детей) кратно количеству мест в палате, то тогда приходиться решать вопрос принудительным (для мальчиков) порядке, а на девочек приходиться давить морально (силовые методы тут зачастую не проходят), я всем девочкам говорю. Что если они сами не решать все полюбовно с распределением по палатам, то я отменяю их все переделы и устраиваю слепой жребий девочки понимают, что лучше самим все решить (но естественно под присмотром вожатого, а то они могут кому-нибудь в глаз дать, решая непреодолимую проблему.)
Итак распределив детей по отрядам даю им время обжиться (полчаса), при этом категорически запрещаю им выходить из корпуса, потом строю детей и иду знакомить с лагерем и его окрестностями.
В определенный момент (до ужина) наступает момент беседы с отрядом о лагерных законах и порядках. Тут лучше всего провести беседе всем корпусом. Это очень хорошо, что каждый вожатый что-то добавит или доходчиво объяснит и ничего не будет упущено, плюс дети познакомятся с вожатыми других отрядов своего корпуса.
После ужина отрядное сборище, где надо поиграть в какие игры для знакомства, например "Снежный ком" (это хоть и скучная игра, но я с первого же дня запоминаю все имена).
И естественно в этот день надо уложить детей на полчаса раньше, чем по распорядку (особенно старшие отряды) потому что это, скорее всего самый долгий отбой (потому что первый день, куча впечатлений, дети еще не знают вас и не понимают, чем может для них обернуться непослушание), во-вторых надо с первого же дня закрутить гайки потуже, в-третьих, вам самим еще надо обустроиться, в-четвертых, в 23-00 общелагерная планерка».

«1-3 день - оргпериод - жесткое лидирование.

  1. Знакомство с лагерем, его законами, традициями, требованиями вожатых.
  2. Демонстрация возможностей лагеря и педсостава (дела вожатых).
  3. Диагностика "входа" и огонек знакомств.
  4. Выравнивание детей по социальному статусу, разбивка старых связей.
  5. Создание условий для решения детьми своих личностных проблем».


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: