Основная литература. Дополнительная литература. Контрольные вопросы. Разговорный стиль речи




1. Каждый функциональный стиль современного русского литературного языка – это такая его подсистема, которая определяется условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности и обладает некоторой совокупностью стилистически значимых языковых средств.

В соответствии со сферами общественной деятельности в современном русском языке выделяют следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, газетно-публицистический, художественный, разговорный.

2. Функциональные стили языка

Стили Цель (задача) высказывания Сфера применения Стилевые особенности Языковые особенности
Научный сообщить научную информацию; объяснить различные связи между явлениями научные труды (статьи, монографии, диссертации, доклады), учебники, справочники, лекции обобщенность, понятийная точность, объективность, логичность научная лексика, в т.ч. и термины; причастные обороты, сложноподчиненные предложения, вводные слова как средства логической связи и др.
Официально-деловой сообщить информацию, представляющую волевое предписание государства законы, постановления, дипломатические документы, протоколы, акты, доверенности и т.д. официальность, точность, обобщенность, объективность, стандартизованность официальная лексика, термины, аббревиатуры, преобладание имени над глаголом, клише, уточнения, пояснения, причастные и деепричастные обороты, расщепленное сказуемое и т.д.
Публицистический воздействовать на массы путем сообщения общественно-значимой информации газеты, журналы, радио, телевидение, публичные лекции; выступления на собраниях, митингах, Интернет эмоциональность, оценочность, побудительность; конкретность – абстрактность; логичность книжная, нейтральная и разговорная лексика; фразеологизмы, крылатые выражения; книжный синтаксис и разговорные конструкции
Художе ственный нарисовать словами яркую картину; при помощи созданного образа воздействовать на чувства, воображение читателя сказки, былины, басни, повести, рассказы, романы, драмы, комедии, стихи конкретность, образность, эмоциональность, субъективность лексика всех стилей языка; слова в переносном значении, оценочные слова, предложения вопросительные, восклицательные и т.д.
Разговор-ный обменяться мыслями, поделиться переживаниями, впечатлениями в семье, в быту, в повседневных разговорах непосредственность общения, неподготовленность речи, эмоциональность Разговорная лексика и фразеология; местоимения, вводные слова, обращения, простые (в т.ч. неполные) предложения, бессоюзные сложные предложения, вопросительные, восклицательные, побудительные предложения и др.

3. Художественный стиль речи как функциональный стиль находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функцию.

Художественная речь использует языковые средства всех других стилей, в том числе и типичные для них. Однако при этом – что очень важно – в художественном произведении эти средства выступают в измененной функции – в эстетической и образуют иную системность. Кроме того, средства других стилей используются далеко не в полном составе, «заимствуется», собственно, не стиль, а отдельные языковые его средства, хотя и имеющие окраску данного стиля. Такая особенность хорошо видна при сопоставлении отрывков художественного и научного текстов аналогичной тематики. Сравните два текста разных стилей.

По народной примете, лес притягивает воду, чтобы затем отпустить ее облачком в дальнейшее странствие. Чем больше леса, тем чаще прикоснутся дождичком к земле те постоянные двести миллиметров осадков, что в среднем получаем из океана в год. Но мы не учитываем также, сколько выкачивают влаги корнями с глубины сами деревья - своеобразные автоматические насосы... Лес приближает море, и сам как море, и корабли туч ночуют у его зеленых причалов. При изучении роли леса в круговороте воды возникают два основных вопроса: 1) какова роль леса как фактора образования осадков и 2) какова роль в распределении осадков, выпадающих из атмосферы? Лес содействует конденсации паров в большой степени. При выпадении осадков в лесу часть их задерживается кронами и путем физического испарения возвращается в атмосферу. Таким образом, на количество получаемых осадков лес оказывает немалое влияние.

4. Язык художественной литературы – это синтез тщательно, творчески отобранных средств выражения. Художественная речь отличается применением экспрессивных средств и слов метафорического свойства.

Состав и функционирование слов в художественном стиле речи имеют свои особенности. В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля, прежде всего – образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни. Широко используются речевая многозначность слов, что открывает в нем дополнительные смыслы и смысловые оттенки, а также синонимы на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Например, прилагательное свинцовый в научной речи реализует свое прямое значение (свинцовая руда, свинцовая пуля), а художественный образует экспрессивную метафору (свинцовые тучи, свинцовая ночь, свинцовые волны). Поэтому в художественной речи важную роль играют слова в переносном значении, которые создают некое образное представление.

Для художественной речи характерна инверсия (не прямой порядок слов) с целью выделить смысловую значимость какого-либо слова. Например, в стихотворении А.Ахматовой «Все мне видится Павловск холмистый…». В синтаксическом строе художественной речи можно встретить всё разнообразие синтаксических структур. В данной речи мы можем встретить нарушения фонетических, лексических, морфологических и других норм. Особенно часто этот прием используется для создания комического эффекта или яркого, выразительного художественного образа:

«Ай, милый, - покачал головой Шипов, - зачем же так-то? Не надо. Я же тебя насквозь вижу, мон шер… Эй, Потапка, ты чего же человека на улице позабыл? Веди его сюда, будя. А что, господин студент, как вам сдается этот трактир? Грязнецо ведь. А вы думаете, он мне по ндраву?... Я в настоящих ресторациях бывал-с, знаю… Чистый ампир-с… Да ведь там с людьми не поговоришь, а здесь я кое-чего могу и узнать» (Окуджава Б. Похождения Шипова).

Речь главного героя характеризует его очень ярко: не слишком образованный, но амбициозный, желающий производить впечатление барина, господина. Шипов употребляет элементарный французские слова (мон шер) наряду с просторечными будя, ндрав, здеся, которые не соответствуют не только литературной, но и разговорной норме. Но все эти отклонения в тексте служат закону художественной необходимости.

Основная литература

4 [183-198]; 9 [73, 85-89]; 10 [60-61].

Дополнительная литература

21 [122-127].

Контрольные вопросы

1. Что мы называем функциональными стилями речи?

2. Какие функциональные стили выделяют в современном русском языке?

3. Каковы особенности каждого из функциональных стилей речи?

4. Что представляет собой художественный стиль речи?

5. Что такое язык художественной литературы?

6. Какие характерные особенности выделяют в языке художественной литературы?

Разговорный стиль речи

 

Задание 1. Прочитайте текст. Выделите специфические черты разговорного стиля (фонетические, лексические, словообразовательные, грамматические) в отрывке из рассказа В.Шукшина «Сельские жители».

- Сахару больше кладите в хмелину-то, вот и будет пиво. А на табаке его настаивать - это стыдоба...

- На самолете лететь - это надо нервы да нервы! Вот он поднимается - тебе сразу конфетку дают...

- Конфетку?

- А как же. Мол, забудься, не обращай внимания... А на самом деле это самый опасный момент. Или тебе, допустим, говорят: «Привяжись ремнями». – «Зачем?» - «Так положено». – «Хэх»... положено. Скажи прямо: можем навернуться, и все. А то – «положено».

- Господи, господи! - сказала бабка. - Так зачем же и лететь на нем, если так...

- В Свердловске, правда, сделаете посадку...

- Зачем?

- Надо. Там нас не спрашивают. Сажают, и все.

- Нам в Свердловске-то надо самим попроситься, чтоб посадили, или там всех сажают?..

- Вот так. Не тоскуй, Шурка. Летом поедем.

А я и не тоскую. Но ты все-таки помаленьку собирайся: возьмешь да надумаешь лететь.

- Шурк! - позвала бабка.

- А?

- Павла-то, наверно, в Кремль пускают?

- Наверно. А что?

- Побывать бы хоть разок там... посмотреть.

- Но ты тоже, бабонька, где там смелая, а тут испугалась чего-то, - сказал Шурка недовольно. - Чего ты испугалась-то?

- Спи, знай, - приказала бабка. - Храбрец. Сам первый в штаны наложишь.

Задание 2. Прочитайте текст. Укажите характерные черты разговорного стиля: а) фонетические (диалектные); б) лексические (разговорные, просторечные, грубо-просторечные), в) морфологические; г) синтаксические. Перепишите текст, заменив разговорные средства на нейтральные. Определите, чем различаются тексты В.Шукшина и ваш (оценочностью, образностью, экспрессивностью, индивидуальностью и т.д.).

- Вот гадаю, - продолжал дед Нечай, - Куда приткнуться? Прям хошь петлю накидывай. - А этто вчерашней ночью здремнул маленько, вижу: ты вроде идешь по ограде, яички в сите несешь. Я пригляделся, а это не яички, а цыплята живые, маленькие ишо...

- А шофер, Миколай Игринев, годок мне, и так уже старается поровней ехать, медлить шибко тоже нельзя: отступаем. Ну, подъезжаем к одному развилку, впереди легковуха. Офицер машет: стой, мол... Оказалось, офицер у их чижалораненый, а им надо в другую сторону. Ну, уместились кое-как. А тот, какого подсадили-то, часует, бедный. Голова в крове, все позасохло. Подумал ишо тогда: не довезем... Я голову его на коленки к себе взял – хоть поддержать маленько, да кого там!..

- Неужто сын? - тихо спросил дед Нечай...

- Кхм... - Мой дед швыркнул носом. Затянулся вчастую раз пять подряд...

- Почто не сказал - то?

- Скажи!... Так хоть какая-то надежа есть - без вести и без вести, а так... совсем...

- Господи, господи, - опять вздохнул дед Нечай, - Сам-то хоть живой остался?

Задание 3. Подберите по словарю синонимов русского языка синонимы к следующим разговорным словам, отметьте их стилистическую окраску. Составьте 10 предложений с разговорными словами:

Авось, бабахнуть, баловень, бояка, вояка головомойка, дармоед, дележ, дремота, дотошный, жмот, живьем, забытье, здоровяк, зевака, кутерьма, мазня, невдомек, нытик, писака, остряк, плакса, пошляк, прохиндей, прощелыга, скарб, стряпня, толкотня, уморительный, халтура, безмозглый, бухнуться, краснобай, чинуша, чудила, чужак.

Задание 4. Замените название перечисленных предметов одним словом с суффиксом -к-, образуя его от прилагательного.

Газированная вода - …, сгущенное молоко - …, тушеное мясо - …, манная крупа - …, вечерняя газета - …., десятилетняя школа - …, зачетная книжка - …, маршрутное такси - …., непрерывная рабочая неделя - …, попутный транспорт - …, мореходное училище - ….

Задание 5. Объясните значения следующих фразеологизмов. В случае затруднения обращайтесь к фразеологическому словарю.

Быть на седьмом небе; не верить собственным глазам; ходить на задних лапках; разинуть рот; застыть на месте; и нашим и вашим; молчать как рыба; ходить вокруг до около; от мала до велика; играть в кошки-мышки; выйти сухим из воды; жить как кошка с собакой; черным по белому написано; дом – полная чаша; денег куры не клюют; только птичьего молока не хватает.

Задание 6. Воспроизведите жесты и дайте их описания, которые соответствуют содержанию приведенных предложений.

Меня это не касается. Пельмени лепят так, а манты - вот так. Все это не для меня. Пусть это останется между нами. Спасибо за оказанную честь. Позвольте поблагодарить за теплый прием. Я надеюсь, что мы с вами понимаем друг друга. По моим часам время уже истекло. Поторопитесь, мы в это время закрываемся. Не надо делать такие круглые глаза. Она сразу же скривила губы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: