Научный стиль речи и его особенности




Задание 1. Прочитайте текст. Скажите, что вам известно о процессе фотосинтеза. Дополните ваши представления, познакомившись с информацией текста.

Фотосинтез

Фотосинтез – основа существования биосферы. Любое проявление жизни на нашей планете связано с потреблением химической энергии. Согласно I и II законам термодинамики все реакции идут в направлении сохранения равновесия или уменьшения в системе общего количества химической энергии и возрастания энтропии. Следовательно, для постоянного поддержания жизни на Земле необходимы процессы, направленные на увеличение общего количества химической энергии и уменьшение энтропии. Таким процессом является фотосинтез, который преобразует лучистую энергию Солнца в богатые энергией химические связи.

Способностью к фотосинтезу обладают высшие зеленые растения, водоросли и некоторые бактерии. В процессе фотосинтеза растения посредством зеленого пигмента – хлорофилла – улавливают энергию солнечного света, перестраивают химическую молекулу углекислого газа и воды, синтезируя из них богатые энергией органические соединения. Одновременно происходит выделение молекулярного кислорода.

Суммарно основное уравнение фотосинтеза может быть условно выражено следующим образом: углекислый газ + вода + солнечная энергия (в присутствии ферментов, связанных с хлорофиллом) = глюкоза + кислород.

6СО2 + 6H2O + Q (свет/хлорофилл) = С6Н12О6 + 6О2

В уравнении С6Н12О6 символизируют углеводы. Таким образом, производятся не только углеводы (глюкоза), но и аминокислоты, белки и другие жизненно важные соединения.

Фотосинтез является практически единственным на Земле процессом, в котором из бедных энергией неорганических веществ (углекислого газа, воды и минеральных солей) с помощью энергии солнечного света зелеными растениями в огромных масштабах образуются сложные, богатые энергией органические соединения. Эти соединения, способные к разнообразным химическим превращениям, - основа для жизни всех других организмов биосферы.

В отличие от зеленых растений некоторые группы бактерий синтезируют органическое вещество не за счет солнечной энергии, а энергии, выделяющейся в процессе реакций окисления серных и азотных соединений. Этот процесс называется хемосинтезом. В накоплении органических веществ в биосфере он по сравнению с фотосинтезом играет ничтожно малую роль.

Синтезированные органические вещества последовательно переходят от одних организмов к другим по пищевой трофической цепи.

1.1. Ответьте на вопросы:

1) К какому типу речи относится данный текст?

2) К какому подстилю научной речи относится данный текст? Какова функция данного вида?

1.2. Обратите внимание на особенности структуры первого абзаца. Заметьте, что определению «Фотосинтез» предшествует обоснование данного явления.

1.3. Сформулируйте определения явления фотосинтез и хемосинтез. К какому виду дефиниций относятся они?

1.4. Рассмотрите первый абзац. Скажите, какие синтаксические средства связи (ССЦ) использованы в данном абзаце?

1.5. Выпишите из текста термины и терминологические сочетания, относящиеся к дисциплине «Экология», дайте им развернутое определение.

Задание 2. Прочитайте заголовки текстов. Как вы думаете, к каким подстилям научной речи относятся данные тексты, ответ аргументируйте.

1. Основные свойства биосферы. 2. Прогулка по менделеевской таблице: что такое переходные элементы? 3. Чем «пахнет» Вселенная? 4. Эрозия почвы: опустынивание. 5. Борьба за прочность. 6. Методика эксперимента. 7. Использование метода изгиба катода в производстве сплава «медь-олово». 8. Вселенная становится все более «темной». 9. К вопросу о ртутном загрязнении.

Задание 3. Определите термины, соответствующие данным дефинициям, определите вид, при затруднении обращайтесь к словам для справок.

1) Некое множество объединенных связями разнородных элементов, выполняющее целостную функцию, имеющее свои особые качества. 2) Система со своей структурой и функцией, отражающая структуру и функцию системы-оригинала. 3) Основной путь воды через живое вещество в ее большом круговороте на нашей планете. 4) Системы, которые обладают стабильностью и в которых происходит круговорот веществ. 5). Способность вещества растворяться в том или ином растворителе. 6) Образование из двух или нескольких компонентов однородных систем, обладающих во всех своих частях одинаковым химическим составом и физическими свойствами. 7) Процесс, который преобразует лучистую энергию Солнца в богатые энергией химические связи. 8) При поджигании смеси 2 объема водорода с 1 объемом кислорода соединение газов происходит почти мгновенно во всей массе смеси и сопровождается сильным взрывом. Поэтому такую смесь называют ….

Слова для справок: фотосинтез, гремучий газ, растворение, растворяемость, экосистема, модель, система, транспирационный ток воды.

Задание 4. Прочитайте текст. Как вы понимаете заголовок, о чем пойдет речь в данном тексте.

Состояние атмосферы

(«Корма уже под водой…»)

За последние два столетия влияние человека на биосферу резко возросло и по существу превратило ее в техносферу. Экологи сравнивают современное состояние биосферы с тонущим океанским лайнером, корма которого уже ушла под воду, но наиболее состоятельные пассажиры стараются не замечать этого и продолжают веселиться в салонах носовой части корабля.

Атмосфера обладает невысокой буферностью и потому не способна противостоять тем потокам загрязняющих веществ, которые выбрасываются из труб промышленных комбинатов и двигателей автомобилей. Наиболее опасными следствиями загрязнения атмосферы являются: усилениепарникового эффекта. Сам по себе парниковый эффект не есть следствие хозяйственной деятельности. Это естественный процесс разогрева приземного слоя воздуха, вызванный тем, что атмосфера поглощает длинноволновое (тепловое) излучение земной поверхности, в которое превращается большая часть достигнувшей Земли световой энергии Солнца.

Однако в период бурного научно-технического прогресса и резкого повышения влияния человека на атмосферу парниковый эффект усиливается за счет повышения содержания в атмосфере парниковых газов. Вследствие этого меняется климат, он становится более теплым.

Вклад в загрязнение атмосферы дополнительным диоксидом углерода вносят не только промышленность и транспорт, сжигающие углеродистое топливо, но и процессы разрушения гумуса при сельскохозяйственном использовании почв, а также минерализация торфа при осушении болот. Дополнительный метан поступает в атмосферу из разрушающейся органики свалок твердых бытовых отходов, с рисовых полей и от сельскохозяйственных животных. Эти дестабилизирующие атмосферу процессы развиваются на фоне сокращения площади лесов, в которых происходит сток избыточного диоксида углерода.

Потепление климата уже дало ощутимые результаты. Ледовый покров Северного Ледовитого океана за последние 30 лет стал тоньше на 40%. Тают ледники Гренландии, Альп, Кавказа, Килиманджаро. За последнее столетие уровень Мирового океана поднялся на 20 см, к 2100 г. ожидается его повышение на 60 см. В результате могут быть затоплены равнинные приморские страны (в том числе такие густонаселенные, как Бангладеш).

Впрочем, некоторые экологи не исключают, что дальнейшее потепление ускорит таяние ледников Гренландии и Антарктиды и это вызовет изменение направления морских течений (например, теплого Гольфстрима). Тогда в некоторых районах мира, включая европейскую часть России, в недалеком будущем климат изменится в сторону похолодания. Может сказаться и увеличение облачности, которая снизит поступление солнечных лучей на поверхность планеты. Очевидно, что при любом сценарии ничего хорошего планету не ожидает.

Изменения климата стали причиной сильнейших засух и наводнений, число которых год от года растет.

Разрушение озонового слоя. Этот спасительный слой атмосферы расположен на высоте 20 – 45 км и защищает поверхность планеты от избытка ультрафиолетовых лучей, неблагоприятно влияющих на живые организмы. Под влиянием загрязнения атмосферы в озоновом слое образовались «дыры» (области с пониженным содержанием озона) над полюсами Земли. Временные «дыры» возникают над обширными районами вне полюсов. Считается, что причина этих явлений – попадание в озоновый слой хлора промышленного происхождения (от холодильных установок, аэрозольных баллонов и др.) и оксидов азота, которые образуются в почве из минеральных удобрений при их разрушении микроорганизмами, а также содержатся в выхлопных газах автомобилей. Эти вещества разрушают озон с более высокой скоростью, чем он может образовываться из кислорода под влиянием ультрафиолетовых лучей. Однако есть мнение, что на озоновый слой атмосферы влияет извержение вулканов: самая большая озоновая «дыра» образовалась над Антарктидой, однако промышленности в Южном полушарии несравненно меньше, чем в Северном.

Кислотные дожди. Это – осадки, в которых содержатся серная и азотная кислоты. Они образуются в результате выбросов в атмосферу оксидов серы и азота предприятиями топливно-энергетического комплекса, металлургическими и химическими заводами, а также транспортом. Кислотные дожди вызывают подкисление почв, снижение прироста леса и урожайности сельскохозяйственных культур, обедняют состав биоты водоемов. Кроме того, они переводят в растворимое состояние соединения тяжелых металлов в почве, которые усваиваются растениями, а затем с пищей попадают в организм животных и человека, вызывая у них болезни. Кислотные дожди разрушают памятники архитектуры. Список жертв достаточно велик: мраморные античные храмы Афин, построенный из известняка Собор Святого Павла в Риме, королевский дворец в Амстердаме, Вестминстерское аббатство и Тауэр в Лондоне, величественный архитектурный комплекс Тадж-Махал в Индии и многие другие.

Впрочем, в ряде случаев кислотные дожди могут быть полезными: в районах распространения карбонатных, а особенно щелочных почв они снижают щелочность, увеличивая подвижность элементов питания, их доступность для растений. Азот, содержащийся в осадках, в этих условиях становится удобрением.

Никто не знает, сколько новых сюрпризов преподнесет человеку нарушаемая им природа. (Б.М.Миркин)

4.1. Ответьте на вопросы:

1) Почему происходит усиление парникового эффекта?

2) Что такое озоновый слой атмосферы и почему происходит его разрушение?

3) Что такое кислотные дожди и как они влияют на экологию планеты?

4) К какому подстилю научной речи относится данный текст?

5) Какие образно-экспрессивные средства использует автор, которые участвуют в оформлении данного жанра.

4.2. Передайте содержание текста, сохранив лишь научную информацию без элементов научно-популярного жанра.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: