МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. 1. Смысловой анализ абзаца.Проблема выделения составляющих текста является одной из




1. Смысловой анализ абзаца.Проблема выделения составляющих текста является одной из центральных в стилистике текста, в лингвистике текста, в семиотике текста, в коммуникативном синтаксисе.

Определения структурных единиц текста предпринимаются с разных позиций с опорой на его графические, грамматические или смысловые показатели. Традиционно в качестве таких единиц называются абзац, сложное синтаксическое целое (ССЦ), сверхфразовое единство (СФЕ). Для описания структуры текста привлекаются и другие единицы: «функционально-смысловые типы речи» (ФСТР – описание, повествование, рассуждение).

Все это формы изложения информации, которые обеспечивают логическое единство всех микротекстов.

В процессе развития научного стиля происходят изменения и в характере членения речи на абзацы и в средствах выражения их связи.

2. В настоящее время главным и единственным показателем абзаца в письменной речи является красная строка. Она как бы предупреждает, что начинается новая тема, мысль, которая важна и на которую вследствие этого следует обратить особое внимание.

Абзацу присущи три значения – типографское, синтаксическое и литературно-композиционное. Абзац обладает смысловой законченностью.

В классически построенном абзаце научного текста главную мысль выражает микротекст, состоящий из первых двух предложений. Другие микротексты расширяют и углубляют эту мысль, доказывают основные положения абзаца или иллюстрируют их (примеры, цифровые данные). В конце абзаца располагается микротекст-вывод.

Таким образом, в отличие от предложения информативный центр абзаца в научных текстах обычно находится в начале абзаца – структурной единицы текста. Выражая мысль, автор чаще всего движется как бы по ступенькам, переходя от одной части к другой.

Часть одной общей темы называется микротемой. Микротема формирует абзац и обычно раскрывается в нескольких предложениях. Текст, как правило, членится на несколько абзацев, имеющих определенное строение: зачин или начало, разработку и развитие мысли, концовку.

3. Абзац – отступ вправо в начале первой строки (красная строка) и часть текста между двумя отступами, обрамляющий начало новой мысли, сигнализирующий об окончании предшествующей. Важнейшая функция абзаца – графическое, пунктуационное выделение, оформление композиционно-синтаксических единиц текста – сложных синтаксических целых, фрагментов. Но нередко абзацное членение текста не совпадает с его композиционно-синтаксическим членением, которое присуще эмоциональной речи, где абзац выполняет экспрессивно-выделительную функцию.

4. Структура абзаца. Абзац в научной речи состоит из трех частей. Главный компонент абзаца – его первое предложение. Это абзацный зачин, который обозначает тему и выражает начало развития мысли. Средняя часть содержит развитие темы, намеченной зачином. Заканчивается абзац предложением-концовкой, которое завершает мысль. Как правило, зачин или концовка содержат обобщающую информацию всего абзаца.Например:

В основу структуры экспорта республики составляет крупнотоннажная продукция – нефть, зерно, уголь, руды и концентраты, прокат чёрных металлов, медь, цинк, свинец. Возить подобную продукцию на дальние расстояния экономически нецелесообразно, так как это приводит к её удорожанию. Поэтому республике выгодно торговать с ближайшими соседями.

5. Сложное синтаксическое целое (ССЦ)– это сочетание нескольких предложений, объединенных по смыслу и синтаксически.

В сложном синтаксическом целом выделяются три структурно-смысловые части: начальная (зачин), средняя (основная разработка темы), концовка (конечная часть). Эти части текста соотнесены друг с другом, т. к. в каждой из них раскрывается часть темы, подтема или микротема. Микротема (как часть текста) может состоять и из большого количества предложений. Это связано не только с предметом высказывания, но и с величиной текста, в котором она раскрывается. Части текста расположены в логической последовательности друг за другом, как в анализируемом тексте, где невозможно переставить ни одну из имеющихся в нем частей.

6. Структура ССЦ

Зачин – начало ССЦ, представляющее собой начало мысли.   Средняя часть представляет собой развитие мысли микротемы.     Концовка – подведение итога в развитии микротемы, обобщение или же представленную в разнообразных формах подсказку, что развитие темы в данной ситуации завершено. Экспорт (вывоз) товаров означает, что возмещение их стоимости происходит на внешнем рынке. Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что данная страна вывозит ту продукцию, издержки производства которых ниже мировых. Размер выигрыша при этом зависит от соотношения национальной и интернациональной стоимости данного товара, от производительности труда в странах, участвующих в международном обороте данного товара в целом.

Структурно-смысловое объединение нескольких предложений в отдельную речевую единицу достигается различными средствами: повторением слов из предшествующего предложения, употреблением личных и указательных местоимений, наречий, (затем, потом, там, тогда и др.), союзов (однако, так что, оттого и др.), вводных слов (во-первых, во-вторых, следовательно и др.), порядком слов в предложениях, интонацией и т. д.

7. Средства организации связного текста

Смысловые отношения между частями ССЦ Средства организации связного текста
Установление тождества, близости субъекта действия или места действия он, этот, тот, такой; здесь, тут, там, туда, сюда, всюду, выше, ниже.
Причинно-следственные отношения   и, но; поэтому, отсюда, тем самым, в результате; следовательно, значит, благодаря этому, в связи с этим, вследствие этого, ввиду этого.
Присоединение и, также, вместе с тем; кроме того, более того; кстати, между прочим.
Сопоставление и противопоставление и, же; с одной/другой стороны, напротив, но, а, однако, не только, но и; таким образом, аналогично.
Порядок перечисления во-первых, во-вторых, наконец.
Пояснение, уточнение например, в частности, иначе говоря, точнее говоря.
Уверенность/ еуверенность конечно, разумеется, безусловно, действительно, видимо, кажется.
Обобщение, вывод, итог таким образом, итак, следовательно.

Смысловая связь предложений в связном тексте подчеркивается формальными показателями (скрепами). При скреплении соседних предложений осуществляется контактная связь, показателями которой выступают союзы, местоимения, видо-временные формы глагола и др., например: Сознательное чтение предполагает точное понимание прочитанного. Оно является залогом успеха по всем предметам.

Если предложения, связанные по теме/смыслу, находятся друг от друга на расстоянии (дистанции), то в роли скрепов, осуществляющих дистантную связь (связь начальной и завершающей или предыдущей и последующей информации), выступают вводные слова и словосочетания (как отмечалось выше, вышеуказанное, следовательно, итак и др.), например: Начитанность и привычка к чтению вообще создается посредством обязательного внеклассного чтения. /…/. Следовательно, если вы хотите стать эрудированным человеком, вам прежде всего нужно полюбить книгу.

Основная литература

10 [23-24]; 7 [109-113];9 [58-61].

Дополнительная литература

17 [27-28].

Контрольные вопросы

1. Какие виды связи между абзацами вам известны?

2. Что такое красная строка?

3. Какая функция является важнейшей для абзаца?

4. Что такое сложное синтаксическое целое?

5. Какие структурно-смысловые части ССЦ вы знаете?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: