Экономическая интеграция между странами СНГ




В начале 90-х годов XX столетия произошло событие всемирного масштаба, связанное с распадом некогда могучей империи – СССР, объединившего народы одной шестой части земного шара. Каковы же были экономические последствия распада единого народнохозяйственного комплекса, образованного усилиями всех бывших республик под эгидой централизованной власти на протяжении десятилетий?

Экономика представляет собой единый организм, составные части которого находятся во взаимодействии. Подобно тому, как в живом организме одновременно функционируют костно-мускульная, кровеносно-нервная система, так и в экономике, на макро- и микроуровнях действуют свои внутренние закономерности. Поэтому нарушение ритма, синхронности действий отдельных органов ведет к появлению болезненной ситуации во всей системе. Так произошло с экономикой бывших советских республик – в переходный период от командно-административной к рыночной экономике.

На начальном этапе перестройки не было теоретической ясности относительно сути перехода: одни утверждали, что идет процесс совершенствования социализма с приданием ему человеческого лица на основе развития рыночно-кооперативного движения; другие заявляли о переходе к рынку со свободной торговлей, полной либерализацией цен, разгосударствлением и приватизацией, свободы во всех формах собственности с приоритетом частной собственности во всех сферах экономики, возврата к капитализму; третьи выдвигали идею социально-ориентированной рыночной экономики с использованием элементов различной модели экономики. Так сложилась эклектическая модель рыночной экономики, где первоначальное накопление капитала, рост торгово-ростовщической деятельности тесно переплелись с принципами бюрократически коррумпированной, монополистической экономики с открытием шлюзов для широкого проникновения иностранных бизнесменов.

Естественно, распад единой страны на множество мелких государств привел к разрыву хозяйственно-экономических связей, углублению и без того кризисных явлений, начавшихся еще в последней четверти XX столетия. Кризис принял всеобщий характер, охватив все стороны экономики и других сфер общественной жизни, сопровождался значительным спадом, отсутствием в регионах многих видов комплектующей продукции, ломкой внутриотраслевых и межотраслевых пропорций, поисками путей перепрофилирования и переориентации предприятий без достаточного технико-экономического обоснования.

Казахстан был сырьевой базой Советского Союза с преобладанием добывающей горнорудной и аграрной отрасли. Кризис в экономике стал более глубоким ввиду трудностей обновления основного капитала, значительная часть которого имеет продолжительный срок службы, устарел не только морально, но и физически.

Руководство республики, создав Высший экономический совет из числа молодых интеллектуалов, привлекая зарубежных экономистов и юристов, сделало первые шаги в разработке рыночной экономической политики. При этом в Казахстане, как и в других государствах СНГ, оставалось наследство СССР в виде уродливой диспропорции между добывающей и обрабатывающей, тяжелой и легкой промышленностью. Поэтому молодым суверенным государствам было трудно быстро интегрироваться в мировое сообщество, где все ниши были уже заняты. В этих условиях бывшие советские республики оказались в глубоком социально-экономическом кризисе. Восстановление рациональных взаимно-выгодных связей наткнулось на серьезные препятствия политического характера. Так, после Беловежских соглашений любая интеграционная инициатива воспринималась как угроза суверенитету. В некоторых бывших советских республиках появилось стремление к быстрой интеграции с Западом или Востоком, в надежде на зарубежную помощь. Вместе с тем, все более сознавалась потребность в сохранении положительных сторон прежних экономических связей между бывшими республиками СССР.

Каждая страна СНГ нуждается в экономической интеграции в постсоветском пространстве на новой, рыночной основе. В структуре прежнего народнохозяйственного комплекса отмирают отжившие формы экономических отношений, нарушаются отработанные технологические связи. На пути интеграции серьезным тормозом становится различие законодательных основ хозяйственной деятельности. В 1995-1996 гг. идея интеграции стран Содружества получила свое дальнейшее развитие. Был сформирован Межгосударственный экономический комитет, заключен Таможенный союз трех государств, Центрально-азиатский союз и т.д. Таможенный союз однозначно выгоден всем бывшим республикам СССР. Масса комплектующих деталей производится в России, а Казахстан производит сырьевую продукцию для других республик.

Реализация интеграционных соглашений в рамках договора об углублении интеграции необходима не только на основе многосторонних договоров, но и двусторонних соглашений – как в рамках СНГ, так и четырех стран Таможенного Союза. В настоящее время подписывается множество соглашений со странами дальнего зарубежья. Однако принять двусторонние соглашения друг с другом, создающие правовую базу для торгово-экономических связей, государства СНГ не спешат. Так возникает острая необходимость двусторонних соглашений об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал, о поощрении и взаимной защите инвестиций, о режиме свободной торговли, о мерах по обеспечению взаимной конвертируемости валют и др.

Реализация подобных соглашений стимулирует межгосударственный товарооборот, повышает конкурентоспособность товаров, создает благоприятные условия для инвесторов. Однако за последние годы, несмотря на наличие официальных договоров и соглашений, происходит усугубление разрыва экономических отношений.

На данном этапе некоторые республики, будучи членами Содружества, с политической точки зрения поддерживают СНГ, с экономической – воздерживаются, но экономическая интеграция – объективный процесс. Рано или поздно произойдет объединение бывших советских республик, разумеется, без возврата к единому тоталитарному государству.

Интеграция стран СНГ затрагивает интересы зарубежных стран, хотя казалось бы им выгодно иметь сильного торгового партнера. Однако, государства СНГ, объединив свои ресурсы, могли бы на мировом рынке оказать воздействие на процесс ценообразования, прежде всего на стратегические товары: газ, железную руду и другие материалы.

Поэтому объединение бывших советских стран оказывается невыгодным как для западных, так и для южных и восточных стран дальнего зарубежья. Такова закономерность рыночных отношений. Интеграция бывших советских республик происходит сугубо на добровольной основе и она не направлена против какого-либо государства – этот процесс демократичен и нацелен на экономический рост и повышение жизненного уровня народа в каждой стране.

2.1. Ответьте на вопросы, запишите ответы, продолжив данные предложения:

1) О чем идет речь в 1-ой структурно-смысловой части текста?

В первой части статьи речь идет о…

2) О чем идет речь во 2-ой структурно-смысловой части текста?

Во второй части статьи …

3) О чем идет речь в 3-ей структурно-смысловой части текста?

Далее автор рассматривает…

4) О чем идет речь в 4-ой структурно-смысловой части текста?

Автор дает анализ…

5) О чем идет речь в 5-ой структурно-смысловой части текста?

В заключении дается вывод…

2.2. Cоставьте информативный реферат текста (реферат-конспект), используя данные предложения.

Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: В чем суть рыночного механизма формирования доходов и социальной политики государства?





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!