МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Реферат дает ответ на вопрос, что нового, существенного содержится в первичном




1. Реферат (от лат.referre – докладывать, сообщать) – краткое, чаще всего письменное, изложение научной работы – статьи или книги (или нескольких научных работ).

Реферат дает ответ на вопрос, что нового, существенного содержится в первичном документе, и передает, излагает основное содержание документа, новую проблемную информацию, содержащуюся в нем.

2. Виды рефератов.Различают рефераты репродуктивные и продуктивные.Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста. Продуктивные рефераты предполагают критическое или творческое переосмысление литературы.Репродуктивные рефераты по полноте изложения информации делятся на информативные (рефераты-конспекты) и индикативные (рефераты-резюме). Продуктивные рефераты делятся на рефераты-доклады и обзорные рефераты.

Информативный реферат (или реферат-конспект) содержит в обобщенном виде все основные положения первичного текста, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях их применения. Индикативный реферат (или реферат-резюме) содержит лишь те основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого документа, все второстепенное для данной темы опускается. Обзорный реферат составляется по нескольким документам на одну тему, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу. Реферат-доклад дает анализ информации, приведенной в первоисточниках и объективную оценку состояния проблемы.

Издаются специальные реферативные журналы, которые содержат в основном информативные рефераты и знакомят с новейшей литературой в различных областях научных знаний.

3. Структура и содержание информативного реферата. Языковые конструкции-клише, используемые при составлении реферата.

Смысловые части реферата Содержание частей реферата Используемые языковые конструкции (лексические клише)
I. Вводная часть (заголовочная) Фамилия и инициалы автора (авторов); название работы (книги, статьи); выходные данные (название работы, место издания, год издания, количество страниц; для статьи: название журнала, год издания, номер журнала, страницы). Автор книги (статьи) - … Книга (статья) называется (носит название, заглавие; озаглавлена)…, опубликована в….
II.Собственно реферативная часть. 1.Вступление. Композиция реферируемой работы Выделение частей работы. Статья состоит из…, делится на…, начинается с…, кончается (чем?)… В статье (книге) можно выделить (могут быть выделены) части…
Проблематика и основные положения работы (или ее части)   Формулировка темы (проблемы) первичного текста, которая, как правило, отражена в названии текста (статьи, книги); начало собственно реферативной части должно быть обобщающим и одновременно содержащим указания на новую информацию. Книга (статья) посвящена теме (проблеме, вопросу)… Статья (книга) представляет собой анализ (обзор, описание, обобщение, изложение)… Автор книги (статьи) ставит (рассматривает, освещает, поднимает, затрагивает) следующие вопросы (проблемы)…, особо останавливается (на чем?)…, показывает значение (чего?)…, раскрывает сущность (чего?)…, обращает особое внимание (на что?)…, уделяет внимание (чему?)…, касается следующих вопросов… В статье (книге; в этой части книги, статьи) рассматривается (что?)…, анализируется (что?)…, дается анализ (обзор, обобщение, описание, изложение) (чего?)…, раскрывается (освещается) вопрос…, обобщается (что?)…, отмечается важность (чего?)… В статье (книге) показано (выявлено, уточнено) (что?)…
2.Основная часть. Аргументация основных положений работы Компрессия научной информации, направленная на то, чтобы выявить и выбрать из содержания первичного документа наиболее существенную, новую информацию и представить ее в новой краткой форме в соответствии с постановленной целью по принципу «минимум знаков – максимум информации». Автор приводит примеры (факты, цифры, данные), иллюстрирующие это положение…, иллюстрирует сказанное примерами…, подтверждает (доказывает, аргументирует) свою точку зрения примерами (иллюстрациями, конкретными данными)… В подтверждение своей точки зрения автор приводит доказательства (аргументы, ряд доказательств, ряд аргументов, примеры, иллюстрации, конкретные данные, результаты наблюдений)… Для доказательства своих положений автор описывает эксперимент… В ходе эксперимента автор использовал (привлекал)….
III. Заключительная часть. Выводы, заключения автора (авторов). Выполненные исследования показывают … Приведенные наблюдения (полученные данные) приводят к выводу (позволяют сделать вывод)…, из сказанного можно сделать вывод… Анализ выполненных исследований свидетельствует…. На основании приведенных наблюдений (полученных данных, анализа результатов) был сделан вывод (можно сделать заключение, автор приходит к выводу)….

4.На основе реферата, который предполагает полное и вместе с тем краткое письменное воспроизведение содержания исходного текста (статьи, книги), можно подготовитьреферат-доклад. Он позволяет информировать слушателей о новых книгах, статьях, о тех проблемах, которые в них освещаются, об особенностях исследований, проводимых в той или иной области науки. Реферат-доклад, как и информативный реферат, предполагает прежде всего воспроизведение содержания научного (учебного, научно-популярного) текста.

5. Структура устного выступления

Цель Приемы Примеры
1.Установить контакт со слушателями. Риторические вопросы. Прямые обращения к слушателям. Использование обобщенных форм выражения совместных действий. Какова же цель..? Обратите внимание… Как вы знаете (помните, догадываетесь).. Это нам известно..
2.Облегчить восприятие сообщения. Специальное выделение частей сообщения. Повторы. Приведение примеров. Четкое обозначение переходов к новой теме, новой части. Употребление структурно несложных предложений. Во-первых..; далее..; наконец..; приведем (приведу) только один пример…; обратим внимание, повторим… А теперь рассмотрим…; перейдем к..
3.Заинтересовать слушателя, обратить внимание на что-либо. Выделение интересного с помощью специальной лексики, вводных слов, частиц. Риторические вопросы, восклицания. Инверсия. Анализируется удивительное явление; оказывается, это не так.. Книга эта..; а ведь это так просто!..; что же здесь необычного?..
4.Подчеркнуть главное, важное, существенное. Использование конструкций со значением следствия, итога. Прямые обращения к слушателям. Следовательно..; главный вывод, к которому приводит нас автор..; итак..; подведем итоги..; сделаем (предварительные) выводы..; обратите на это особое внимание..; это очень важно для..
5.Выразить личную заинтересованность в содержании сообщения. Определенно-личные конструкции. Вводные конструкции, выражающие отношение говорящего к сообщению. Выражения, характеризующие авторскую манеру перехода от одной мысли к другой. Хочу сказать вам…; по моему мнению (глубокому убеждению)..; как представляется..; полностью разделяю точку зрения..; видите ли..; по крайней мере..; в связи с этим я полагаю…

5. Образец реферата

Международные валютно-кредитные отношения: Учеб. пособие для студ.
вузов, обуч. по направлению «Экон.», спец. «Финансы, кредит и денеж. обращение»

и «Миров. экон.» / Носкова И.Я. М,: Изд. об-ние «ЮНИТИ», 1995. 208 с. Рус. ISBN 5-85173-040-4

Учебное пособие состоит из двух разделов: «Международные операции банков» и «Валютно-финансовые операции во внешнеэкономической деятельности». В
первом разделе рассматривается происходящий в последние десятилетия рост
международных операций коммерческих банков, который выражается как в
увлечении числа банков, проводящих эти операции, так ив расширении видов и
методов указания банковских услуг за границей. В книге значительное место
уделено рассмотрению валютных операций между участниками валютного рынка,
в частности, различных видов котировок валют, дифференциации валютных курсов,
валютных позиций банков при совершении валютных операций, валютного
арбитража, особенностей операций на рынке евровалют и проч. Коммерческим
банкам принадлежит решающая роль в финансировании кредитовании
международной торговли. Поэтому в учебном пособии подробно рассмотрены
основные виды операций, проводимых банками при финансировании
внешнеторговых сделок. К их числу относятся, во-первых, расчеты с помощью
банковского перевода, чеков, аккредитивов, инкассо при посредничестве в
платежах; во-вторых-банковское кредитование, лизинг, факторинг,
форфетирование при кредитовании внешней торговли. По рассматриваемым
банковским операциям приведены примеры конкретных цифровых расчетов, что
придает проведенному анализу целенаправленную практическую значимость.
Второй раздел учебного пособия посвящен проблемам организации валютно-
финансовых операций рассмотрены особенности осуществления международных
расчетов и кредитования в сфере внешнеэкономических связей, валютно-
финансовые условия внешнеторговых контрактов, организация и техника
совершения операции по международным расчетам предприятий, а также кредитные
инструменты обращения и платежа. Значительное место работе отводится
комментариям к нормативным документам по валютно-финансовым операциям.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям
«Кредит», «Финансы», «Банки и банковская деятельность», а также будет полезно
практическим работникам предприятий и организаций, осуществляющих
внешнеэкономическую деятельность.

Основная литература

3 [55-95]; 4 [93-99]; 7 [164-169]; 8 [264-267]; 9 [397-402]; 10 [99-100]; 13 [81-83]; 14 [226-228].

Дополнительная литература

20 [24-36]; 26 [42-43].

Контрольные вопросы

1. В чем состоит функциональное назначение реферата?

2. Какие виды рефератов вы знаете?

3. Какова структура реферата?

4. Что такое реферат-доклад?

5. Какова структура устного выступления?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: