Культурная и политическая деятельность




1902 год стал самой мрачной страницей в жизни Маргарет. В ночь на 3 июля 1902 года ушел из жизни Свами Вивекананда. Это известие ввергло Ниведиту в глубочайшее горе. Но плакать и отчаиваться было не в характере Маргарет, и, оставив в стороне собственные страдания, она все свои силы посвятила служению своему Учителю и его идеям.

Все индийское стало теперь для нее объектом любви и почитания, а освобождение страны – делом всей жизни. Имя Ниведиты стало известно по всей Бенгалии. С призывами к свободе и независимости она выступала перед огромными собраниями в Бомбее, Мадрасе, Нагпуре, Патне, Бенаресе и Лакхнау. Британцев возмущали ее действия, но они не рисковали предпринимать что-либо против нее. Напротив, несколько известных подданных Короны, таких как Джеймс Макдональд, избранный впоследствии премьер-министром Великобритании, и леди Минто, чей муж стал вице-королем Индии, посетили ее школу, дав высокую оценку проводимой там работе по просвещению индийских женщин.

Ниведита произвела революцию в бенгальской культуре. Она поддерживала научные исследования Д.Ч. Боше, неоднократно помогала ему найти необходимые средства и должное признание у Британского Правительства. Впоследствии в основанном им исследовательском институте Боше установил в память о Ниведите изображение ведущей вперед женщины со светильником в руке.

Ниведита вдохновляла и индийских художников, которые до этого времени лишь копировали западные образцы, на возвращение к историческим корням и канонам. Она поддерживала одаренных художников, таких как Абаниндранат Тагор, Нандалал Бош, Асит Халдар, иногда даже оказывая им финансовую помощь. Благодаря ее участию они смогли совершить паломничества в Аджанту, Эллору и другие центры исконно индийского искусства для того, чтобы вдохновиться творениями великих индийских художников прошлого. Большое влияние Ниведита оказала и на известного тамильского поэта Субрахманью Бхарати, хотя их встреча, состоявшаяся в 1906 году, была очень короткой.

Она писала книги, рассказывающие индийцам об их собственном искусстве, поддерживала в целях сохранения национальной самобытности древние ритуалы, почитание идолов, религиозные фестивали и священные праздники, защищала уникальные священные писания, возвышенные эпосы и Пураны. В конце концов, ей удалось научить индийцев гордиться всеми бесценными сокровищами культуры, которых до этого они только стыдились. Под ее благотворным влиянием индийское искусство в то время переживало свой расцвет.

Жизнь Ниведиты превратилась в бесконечную череду политических консультаций и кампаний, общественных собраний и выступлений, написания книг и ведения обширнейшей переписки. Круг ее друзей, последователей и почитателей рос день ото дня. Она стала любимой дочерью Святой Матери (Шри Шарада Деви, жены Рамакришны), объектом уважения и любви ближайших учеников Рамакришны, неиссякаемым источником вдохновения Рабиндраната Тагора, другом и идеологом видных деятелей освободительного движения и настоящим идолом для индийской молодежи. Великие лидеры нации Бал Гангадхар Тилак и Махатма Ганди приходили к ней, чтобы выразить свое уважение.

Все это не только занимало ее время, но и отнимало силы. Трудясь без отдыха, Ниведита была настолько измучена, что в 1905 году серьёзно заболела. Едва поправив здоровье, она, нисколько не заботясь о себе, вновь продолжила работу, приняв активное участие в агитации против разделения Бенгалии Британским Парламентом.

Последние годы жизни

В 1906 году на Восточную Бенгалию обрушилось разрушительное наводнение, за которым последовал голод. В стремлении помочь страдающим от голода и стихии людям, не обращая внимание на собственное плохое самочувствие, Ниведита многие мили шла по залитым водой местностям, обходя одну деревню за другой. Этот самоотверженный труд в тяжелейших условиях окончательно ухудшил ее здоровье, а к изначально болезненному состоянию добавилась ещё и малярия.

Последние годы своей жизни Ниведита преимущественно провела в Европе и Америке, продолжая работать ради освобождения Индии. В 1909 году она вернулась на свою вторую родину, где и скончалась в Дарджилинге на рассвете 13 октября 1911 года. На ее скромном могильном памятнике у подножия Гималаев высечена простая эпитафия: «Здесь покоится сестра Ниведита, которая все отдала ради Индии».

По завещанию Ниведиты ее имущество, деньги и права на рукописи были переданы в монастырь Белура для просвещения индийских женщин, а основанная ею школа до сих пор дает тысячам девочек и девушек возможность получить по-настоящему национальное образование.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: