Характеристика групп духовного целительства




 

Духовное целительство в западной культуре является символичес­кой формой целительства. Оно характерно для деятельности самых раз­ных групп, представляющих различные религиозные течения (Westley, 1983; Glik, 1988; McGuire, 1988). Ритуалы духовного целительства в современном американском обществе привлекают прежде всего тех людей, заболевания которых отражают стресс модернизации (Glik, 1986, 1988). Социализация в группах духовного целительства предполагает усвоение жесткой системы религиозных взглядов, которые, в свою оче­редь, определяют то, как индивид пытается достичь воображаемых или реальных изменений.

В г. Балтиморе, где проводилось данное исследование, широ­кое распространение получили харизматические религиозные груп­пы, исповедующие очень ригидную библейскую доктрину (Sneck, 1981) и «нью-эйдж» группы, исповедующие более либеральные, син­кретические доктрины (Ellwood, 1979, Levin and Corell, 1986). В це­лом христианские харизматические группы привлекают представи­телей рабочего и среднего класса, в то время как «нью-эйдж» груп­пы — представителей среднего и высшего среднего класса (Glik, 1986, 1988).

Ритуалы духовного целительства, как правило, происходят в ма­лых группах, формирующихся вокруг духовных лидеров или целите­лей, — тех лиц, которые обладают особым «даром» целительства. Ма­лые группы, в которых протекают подобные ритуалы, идет ли речь о молитвенных группах, собирающихся вне церковных церемоний, спе­циальных исцеляющих сеансах во время богослужения или сессиях «исцеляющих прикосновений», организуемых в светских местах, как правило, состоят из постоянных посетителей, которые прошли процесс поиска наиболее подходящей для себя группы духовного целительства и стали, наконец, ее ярыми приверженцами. Группы в немалой степени способствуют социальной идентификации и социализации их участни­ков благодаря наличию определенных групповых норм и моделей по­ведения. Члены таких групп, как правило, глубоко религиозны и пре­данны определенной системе взглядов на природу и процесс исцеле­ния (Glik, 1990a, 1990b).

- 118 -

Целители в этих группах воплощают героическую ролевую мо­дель. Сами зачастую имея опыт болезни, страдания или дистресса и достигнув состояния благополучия, такие целители воспринимаются членами группы как «особые люди». Духовные качества целителей рас­сматриваются как результат преодоления страданий и разного рода иных испытаний, воспринимаемых как средства проверки ими веры или пре­пятствия, которые необходимо преодолеть во имя спасения и достиже­ния состояния просветления. В контексте групп духовного целитель­ства харизматические лидеры, как правило, были ориентированы на развитие духовных качеств других членов группы и достижения ими исцеления, самореализации и успеха.

B практике изучения нами групп большое значение в плане сохра­нений? здоровья и исцеления придавалось индивидуальному выбору, силе разума иди веры в исцеление души и тела, следованию ритуальному поведению, а также оговоренным и зачастую традиционным нормам поведения, необходимым для достижения личных изменений. Участ­ники всех этих групп ждали изменений, чему способствовали частые заявления некоторых из них о достигнутом исцелении (Ness, 1980). Та­кие заявления не были исключительными событиями, а рассматрива­лись как вполне закономерное явление, характерное для таких групп. Большое количество респондентов в нашем исследовании заявляли, что исцеление действительно имело место в период его проведения.

Методы исследования

 

Участники групп духовного целительства наблюдались и опраши­вались нами в течение двух лет (1981-1983). Углубленное обследова­ние отдельных респондентов проводилось в течение шестимесячного периода. Вслед за рассылкой опросников добровольцы приглашались для прохождения интервью. Каждый респондент был опрошен за пери­од исследования трижды.

Критерии отбора

 

Обсервационные техники использовались с целью выявления и от­бора групп духовного целительства, расположенных в районе г. Балти­мора. Группы включались в исследование в том случае, если их члены

- 119 -

встречались регулярно (от двух раз в месяц до одного раза в неделю) с целью совершения ритуалов исцеления; все обследованные нами рес­понденты являлись постоянными участниками этих ритуалов. Для про­хождения углубленного интервью нами было отобрано 176 человек, представлявших 23 разных группы духовного целительства. В среднем на момент начала обследования респонденты участвовали в ритуалах исцеления в течение 2-3 лет, хотя некоторые из них участвовали в них уже более 20 лет, а некоторые — менее 6 месяцев. За период проведе­ния исследований некоторые респонденты (их оказалось менее 10) выш­ли из групп или перешли из одной группы в другую. В то же время никто из них не утратил своей веры в исцеление, несмотря на переход в другую группу.

Методы оценки

 

С целью определения состояния здоровья были использованы спе­циальные протоколы, позволявшие оценить степень физического, пси­хического и поведенческого благополучия или «качества жизни». Два индикатора состояния физического здоровья были основаны на «спек­тре физического здоровья Беллока, Бреслоу и Хочстима (Belloc, Breslow and Hochstim, 1971). Индекс физического здоровья подсчитывался на основании оценки субъективных характеристик здоровья, энергии исна. Индекс выраженности болезненных проявлений подсчитывался на ос­нове средневзвешенных показаний трех шкал: шкалы нетрудоспособ­ности (функциональной нетрудоспособности); шкалы хронического за­болевания; шкалы ухудшения зрения или слуха и шкалы острых симп­томов болезни.

Два индикатора психического здоровья включали совокупный ин­декс благополучия Кэмпбелла и соавторов (Campbell et al., 1976) и ито­говый показатель краткого симптоматического опросника (Derigatis & Melisataros, 1983), состоящего из 53 вопросов, направленных на опре­деление психосоциального дистресса и включающего 9 подшкал. Мы использовали общий индекс тяжести расстройства и показатели трех из девяти подшкал — тревоги, депрессии и враждебности.

С целью определения поведенческого благополучия респондентов (их приверженности здоровому образу жизни) использовался индекс

- 120 -

поведенческого благополучия, представляющий собой набор из девяти вопросов, позволяющих оценить следование респондентов здоровым или патологическим ролям.

В дополнение к методам оценки «качества жизни» использовались углубленные открытые вопросы, направленные на оценку личного опыта исцеления и оздоравливающих эффектов участия в исцеляющих ритуа­лах. Ответы на эти открытые вопросы качественного характера коди­ровались на основе оценки их содержания.

Для того чтобы оценить возможные психодинамические измене­ния, происходящие у вовлеченных в группы духовного целительства респондентов, была использована проективная методика «Карточный тест мандалы», разработанная на основе юнгианской практики рисова­ния манцал Джоанной Келлогг (Kellogg, 1978). Методика предполагает комбинирование набора символов с цветом. Данные символы коррели­руют с определенными личностными свойствами и психическим со­стоянием респондентов (Di Lеo, Grof and Kellogg, 1977; Kellogg, Mac Rae, Bonny, Di Lеo, 1977; Kellogg, 1978; McRae, 1980; Buch, 1988). Тест позволяет определить индивидуальные психологические тенденции на уровне разных форм когнитивных процессов и психических состояний. В контексте ритуального целительства эти тенденции могут иметь оп­ределенную связь с переживанием исцеления (Csordas, 1983; Fischer, 1975, 1976).

Карточный тест мандалы основан на конструкте, названном Большой Круг Мандалы, отражающем прохождение индивидом двенадцати психо­динамических стадий развития (Kellogg, 1978, 1986). Анализ и интерпре­тация результатов тестирования построены на данном конструкте.

Использованный нами вариант карточного теста мандалы состоит из набора карт с изображением различных символов, а также набора цветных карт. После заполнения опросников респонденты должны были выбрать по четыре наиболее привлекательных для них карты с изобра­жением символов и подобрать к ним цветные карты.

Анализ результатов

 

Общими вопросами, на которые мы стремились ответить в нашем исследовании, являлись следующие: в какой мере заявления респон­дентов об исцелении связаны с изменениями индикаторов физического

- 121 -

и психического здоровья и состояния сознания? Для того чтобы оце­нить эту связь, использовался перекрестный анализ, предполагавший учет распределения индикаторов в разные моменты времени, а также количественное сравнение результатов измерений. Поскольку различия между двумя типами групп духовного целительства, действующими в районе г. Балтимора — христианскими харизматическими группами и «нью-эйдж» группами, описанными нами ранее (Glik, 1986, 1988), — были несущественны, мы изучали общую выборку, состоящую из рес­пондентов, представляющих разные типы групп. Это было связано с предположением, что изучаемые нами процессы происходят независи­мо от идеологических, организационных и ритуальных различий меж­ду группами.

Результаты исследований

 

Возраст респондентов колебался от 35 до 65 лет, 40 % из них были либо холостыми, либо разведенными; большинство из них были белыми и принадлежали к среднему или рабочему классу. Среди рес­пондентов было вдвое больше женщин, чем мужчин, тем не менее достоверные различия между мужчинами и женщинами были выяв­лены лишь по ограниченному числу индикаторов состояния здоровья (Glik, 1986). Состояние здоровья подавляющего большинства респон­дентов оценивалось как среднее для их возрастной группы. У опреде­ленного процента респондентов были выявлены лишь хронические или связанные со стрессом заболевания. Менее чем у семи процентов респондентов имелись тяжелые заболевания или терминальные со­стояния.

Во время второго и третьего интервью респондентов спрашивали о достигнутом с момента первого интервью и связанном с ритуалами духовного целительства улучшении состояния. Эти вопросы были ори­ентированы на выявление исцеляющего эффекта в целом и не касались каких-либо специфических проблем. Подсчитывался средний показа­тель положительных ответов на этот вопрос во время второго и третье­го интервью, отражающий общий уровень исцеления за период иссле­дования.

- 122 -

 

Таблица 1

Уровни исцеления в группе респондентов(N - 170)

 

  N %
Отсутствие исцеления (0) 8,1
Очень слабое исцеление (1) 6,3
Слабое исцеление (2) 13,7
Частичное исцеление (3) 27,5
Почти полное исцеление (4) 24,4
Полное исцеление (5) 20,0
Средний показатель = 2,96    

 

Как видно из таблицы 1,13 респондентов (8,1 %) заявили об от­сутствии какого-либо исцеления; 10 респондентов (6,3 %) заявили, что исцеление было очень слабым; 22 респондента (13,7 %) ответили, что исцеление было слабым; 44 респондента (27,5 %) отметили частичное исцеление; 39 респондентов (24,4 %) отметили эффект почти полного исцеления и 32 респондента (20 %) констатировали эффект полного исцеления.

Результаты мультивариативного анализа (MANOVA) показателей качества жизни в разные моменты времени, выступавших в качестве зависимых переменных и показателей исцеления, выступавших в каче­стве независимых переменных, представлены в таблице 2. Представ­ленные в таблице 2 данные показывают, что различия в показателях качества жизни между респондентами, констатировавшими исцеление, и теми, кто отрицал эффект исцеления, были значимыми и касались показателей тяжести заболевания, физического и поведенческого бла­гополучия. Таким образом, отметившие эффект исцеления лица имели лучшие показатели физического здоровья и здорового поведения. В то же время существенных различий в показателях психического здоро­вья между теми, кто констатировал эффект исцеления, и теми, кто его отрицал, отмечено не было.

- 123 -

 

Таблица 2





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!