Сексуальное развитие подростков




Половое созревание (пубертат) -- центральный психофизиологический процесс подросткового и юношеского возраста. Его функциональные признаки -- менархе (начало регулярных менструаций) у девочек и эякулярхе (начало эякуляций, первое семяизвержение) у мальчиков. Средний возраст менархе колеблется сейчас в разных странах и средах от 12,4 до 14,4 года, а эякулярхе -- от 13,4 до 14 лет. В основе пубертата лежат гормональные процессы, влекущие за собой соответствующие изменения в телосложении, социальном поведении, интересах и самосознании.
Усиленная секреция половых гормонов (у восемнадцатилетнего юноши она в 8 раз выше, чем у девятилетнего мальчика) порождает так называемую подростковую (юношескую) гиперсексуальность, проявляющуюся в повышенной сексуальной возбудимости, частых и длительных эрекциях полового члена, бурных эротических фантазиях, навязчивой мастурбации и т. д. "В четырнадцать лет мое тело будто взбесилось",-- под этим признанием шестнадцатилетнего юноши могли бы подписаться очень многие его сверстники.
Сроки начала и завершения полового созревания, как и формы его протекания, чрезвычайно изменчивы и индивидуальны. Отчасти это обусловлено биологически.
До самого последнего времени большинство ученых практически отождествляли пубертат с созреванием половых желез (этот процесс называется гонадархе), считая его главными индикаторами менархе и эякулярхе. Новые исследования, в частности, обследование 17 тысяч американских девочек, показали, что рост грудей и появление лобковых волос начинается уже между 9 и 10 годами и регулируется не гонадами, а стероидными гормонами коры надпочечников. Созревание надпочечников (адренархе) опережает созревание гонад и проявляется прежде всего в начинающемся оволосении лобка; оно стимулирует также скачок в росте, активацию кожных жировых желез (отсюда прыщи), изменение наружных половых органов и появление специфических телесных запахов.
Эти процессы оказывают существенное влияние на эмоции, психику и социальное поведение детей, включая появление у них сексуально-эротических интересов. По данным новейших исследований первые эротические чувства и вблюленности появляются у мальчиков и девочек около 10 лет, еще до созревания гонад.
Во всем этом существуют большие индивидуальные различия. Чем раньше начинается половое созревание, тем активнее оно протекает и тем быстрее заканчивается. Более позднее начало созревания, напротив, обычно сопровождается и более вялым его течением. Рано созревающие мальчики не только раньше начинают, но и в последующие взрослые годы их половая жизнь протекает интенсивнее. Рано созревающие женщины также отличаются высокой сексуальной реактивностью. Эти индивидуальные различия очень велики, они диктуют необходимость дифференцированного, индивидуального подхода к подросткам и юношам.
Но половая конституция непосредственно влияет только на физиологические потенции индивида. Содержание его сексуально-эротических переживаний и привязанноcтей (выбор объекта, соотношение чувственности и нежности, длительность и сила привязанности) определяется воспитанными свойствами личности и социальными условиями ее развития. Возраст начала менструаций, как и их регулярность, зависят также от многих конкретных условий, например, веса тела. У девочек-гимнасток и юных балерин, сознательно ограничивающих свой вес, менархе происходит на год, а то и на несколько лет позже, чем у остальных. Пубертатный статус может даже как бы регрессировать, возвращаться вспять. Девочки-подростки и юные девушки, страдающие нервно-психической анорексией (нежелание есть), если они теряют свыше 15 процентов своего веса, перестают менструировать, их гормональная секреция по ряду признаков возвращается к допубертатному типу. Такое же влияние, даже без потери веса, может оказывать психический стресс. Например, у некоторых школьниц в период экзаменов менструальные циклы становятся нерегулярными, короче или длиннее, чем обычно.
Еще более изменчивы социальные аспекты пубертата: сроки и темп полового созревания у данного конкретного поколения и их совпадение во времени с определенными социальными условиями и жизненными событиями -- переходом в другую школу, завершением образования и т. п. Чрезвычайно важна и субъективная, психологическая сторона: как сам подросток воспринимает, переживает и оценивает пубертатные события - менархе, ночные поллюции, изменение своего телесного облика, подготовлен ли он к ним, вызывают ли они у него испуг или радость и т. д. Это зависит как от социальных условий развития, включая половое просвещение, так и от индивидуальных особенностей подростка. К сожалению, эти психологические факторы, особенно у мальчиков, очень плохо изучены. А без учета особенностей самосознания подростка объективные данные о его физическом развитии и сексуальном поведении лишены реального психологического смысла и часто истолковываются произвольно.
Хотя темп собственного полового созревания влияет на сексуальное поведение подростка, оно в гораздо большей мере зависит от других факторов.
Разделив обследованных тринадцатилетних школьников на до- и пост-пубертатных (девочки, у которых уже начались менструации, и мальчики, пережившие первое семяизвержение), немецкие исследователи сопоставили уровни социосексуальной активности обеих групп (влюбленности, поцелуи, объятия, петтинг, вступление в половые отношения). Оказалось, что постпубертатные мальчики по всем показателям опережают допубертатных, то есть половое созревание существенно стимулирует их сексуальную активность, а у девочек такой зависимости не обнаружилось, постменархиальные девочки только чаще влюбляются. Видимо, дело не только в физиологии, но и в системе половых/гендерных ролей.
Американские исследователи обследовали 7,5 тысячи подростков, сопоставив данные объективного врачебного осмотра с результатами интервьюирования. Оказалось, что возраст, когда подростки начинают ухаживать и назначать свидания, статистически связан с уровнем их индивидуального полового созревания, но зависимость этого от хронологического возраста значительно выше. То есть подростки начинают ухаживать не столько вследствие собственного "сексуального напряжения", обусловленного половым созреванием, сколько в соответствии с культурными нормами своей возрастной группы, школьного класса, которые диктуют: "надо ухаживать", "пора влюбляться!" Интересно, что у детей с преждевременным половым созреванием наступление физиологической половой зрелости в большинстве случаев не сопровождается ранней сексуальной активностью, их сексуальные интересы больше соответствуют их психическому, нежели гормональному, возрасту. Процесс полового созревания вызывает множество психологических проблем и трудностей.
Прежде всего подросток вынужден заново оценивать - и иногда переоценивать! - свою половую/гендерную идентичность с точки зрения своего соответствия или несоответствия принятым в его среде представлениям о маскулинности и фемининности. Особое значение приобретает при этом его быстро меняющийся телесный облик.
Распространенные в переходном возрасте тревоги по этому поводу, нередко принимающие форму так называемого синдрома дисморфомании, чаще всего связаны именно с половыми признаками. Таковы тревоги по поводу избыточного веса (толщины), недостаточного роста (у мальчиков), гинекомастии (увеличения грудных желез по женскому типу у мальчиков, часто наблюдаемое в период пубертата), гирсутизма (оволосения тела по мужскому типу у девочек), слишком короткого полового члена (помимо больших природных вариаций, сказывается оптическая иллюзия: собственный член мальчик видит сверху, а чужой - сбоку, поэтому он кажется длиннее) и т. п.
Половое созревание протекает крайне неравномерно. Мальчики, которые отстают в половом развитии, испытывают по этому поводу сильное беспокойство и с завистью смотрят на более маскулинных сверстников. "Все, что было во мне от здорового зверя, прибавляло мне уверенности,-- говорит юный герой романа Джона Апдайка "Кентавр".-- Мне нравились появившиеся наконец волосы. Темно-рыжие, упругие, как пружинки, слишком редкие, чтобы образовать кустик, они курчавились в ли-монно-желтом холоде. Пока их не было, меня грызла досада: я чувствовал себя беззащитным в раздевалке, когда... видел, что мои одноклассники уже надели меховые доспехи".
Бывает и наоборот. Однажды на турбазе, где отдыхала команда подростков из какого-то спортобщества, я обратил внимание на щуплого пятиклассника, который мылся в душе, не снимая плавок. "Ты чего-то стесняешься?" -- спросил я. "У меня там растут волосы".-- "Это же вполне нормально, ты видишь то же самое у других ребят".-- "Да, но они большие, а я еще маленький".
Некоторые мальчики ужасно стесняются своих эрекций, возникающих в самых неподходящих ситуациях, им кажется, что все их замечают. Некоторые девочки стесняются роста грудей и начала менструаций. Бестактные шутки и замечания взрослых или сверстников по этим поводам переживаются подростками остро и болезненно.
Интерес к собственному телу как к эротическому объекту повышает интерес и к чужому телу. Вот как описывал это А. И. Куприн в романе "Юнкера":
"Кадеты быстро разделись донага и босиком подходили по очереди к доктору... Такой подробный осмотр производился обыкновенно в корпусе по четыре раза в год, и всегда он бывал для Александрова чем-то вроде беспечной и невинной забавы, тем более что при нем всегда бывало испытание силы на разных силомерах - нечто вроде соперничества или состязания. Но почему теперь такими грубыми и такими отвратительными казались ему прикосновения фельдшера к тайнам его тела?
И еще другое: один за другим проходили мимо него нагишом давным-давно знакомые и привычные товарищи. С ними вместе сто раз мылся он в корпусной бане и купался в Москве-реке во время летних Коломенских лагерей. Боролись, плавали наперегонки, хвастались друг перед другом величиной и упругостью мускулов, но самое тело было только незаметной оболочкой, одинаковой у всех и ничуть не интересною. И вот теперь Александров с недоумением заметил, чего он раньше не видел или на что почему-то не обращал внимания. Странными показались ему тела товарищей без одежды. Почти у всех из-под мышек росли и торчали наружу пучки черных и рыжих волос. У иных груди и ноги были покрыты мягкой шерстью. Это было внезапно и диковинно".
Украдкой, но очень внимательно подростки разглядывают своих сверстников, а также старших и младших. В подростковых лагерях и интернатах иногда происходят настоящие конкурсы, длина членов измеряется с помощью линейки (способ, прямо скажем, не слишком надежный). Застенчивым подросткам и тем, кто страдает каким-то действительным или мнимым физическим недостатком, такие ситуации мучительны. Они сопровождаются грубыми шутками, а в случае уклонения "осмотр" может быть произведен насильственно (это иногда делается и в более старших возрастах, в общежитиях или в армии).
Самая массовая форма сексуального удовлетворения в подростковом и раннем юношеском возрасте - мастурбация (самоудовлетворение, онанизм). Европейская мысль XVIII -- XIX веков считала ее страшным и опасным пороком, приводящим к ослаблению памяти и умственных способностей, безумию и, конечно, импотенции. Все это полнейший вздор.
Убеждение, что мастурбация вызывает безумие, родилось из наблюдений в психиатрических больницах, обитатели которых часто и подолгу мастурбируют на глазах у персонала. Но у душевнобольных отсутствуют моральные запреты и нет других способов сексуального удовлетворения. Навязчивая мастурбация не причина, а следствие их состояния.
Что же касается импотенции, то, по данным Г. С. Васильченко, больше всего мастурбантов встречается среди сексуально здоровых, а самый высокий процент никогда не мастурбировавших -- среди мужчин, страдающих наиболее тяжелыми расстройствами потенции. У женщин, занимавшихся мастурбацией до начала половой жизни, сексуальная холодность и аноргазмия встречаются втрое реже, чем у никогда не мастурбировавших.
В подростковом и раннем юношеском возрасте мастурбация является массовой. У мальчиков она быстро нарастает после двенадцати лет, достигая своего "пика" в пятнадцать-шестнадцать лет, когда ею занимаются 80-90 процентов мальчиков. Девочки начинают мастурбировать позже и делают это реже; тем не менее, по данным В. В. Данилова (1982), к 13,5 года опыт мастурбации имели 22, к 15,5 года -- 37,4, к 17,5 года -- 50,2, а к 18,5--65,8 процента опрошенных девушек-студенток Кривого рога. 70 процентов мастурбировали руками, 30 процентов достигали оргастических ощущений, сжимая бедра или направляя на половые органы струю воды, 10 процентов раздражали соски, 20 процентов достигали оргазма с помощью эротических фантазий, 15 процентов пользовались самодельными моделями мужского члена; свыше половины этих девушек участвовали в сексуальных играх с подругами, 15-25 процентов делали это в разнополых компаниях; 11 процентов подсматривали за обнажением людей своего и противоположного пола, влюбленными парами и т. п.
Подростковая мастурбация служит средством разрядки сексуального напряжения, вызываемого физиологическими причинами (переполнение семенных пузырьков, механическое раздражение гениталий и т. п.). Вместе с тем она стимулируется психическими факторами: примером сверстников, желанием проверить свои потенции, получить удовольствие и т. д. У большинства мальчиков первое семяизвержение происходит именно при мастурбации. Чем раньше созревает подросток, тем вероятнее, что он будет мастурбировать, других способов сексуального удовлетворения у него нет.
Интенсивность, частота мастурбации индивидуально варьирует, но у мужчин она гораздо выше, чем у женщин. Как писал ленинградский сексопатолог профессор А. М. Свядощ, "умеренная мастурбация в юношеском возрасте обычно носит характер саморегуляции половой функции. Она способствует снижению повышенной половой возбудимости и является безвредной".
Подростковая и юношеская мастурбация - явление не столько физиологического, сколько психологического порядка. Оргазм, достигаемый при мастурбации, неполноценен в том смысле, что сексуальное удовлетворение замыкается на самом субъекте; онанизм лишен коммуникативного начала, составляющего важный компонент взрослой сексуальности. Мастурбация закрепляет в сознании подростка представление о сексе как о чем-то "грязном" и низменном, а доступность этого способа сексуального удовлетворения может тормозить вступление юноши в более сложные и проблематичные парные отношения. Маструбация часто сопровождается яркими эротическими образами и фантазиями, в которых подросток может выбирать любых партнеров и ситуации. Условнорефлекторное закрепление этих фантастических образов иногда создает у юноши своеобразный, весьма нереалистический эталон, по сравнению с которым реальный сексуальный опыт, на первых порах почти всегда сопряженный с трудностями, может разочаровать его, толкая к продолжению мастурбационной практики.
Наконец, самое важное: древние табу и представления о порочности и опасности мастурбации глубоко сидят в сознании подростка, оставляя у многих чувство вины и страха перед "последствиями". Мальчики знают, что мастурбация - явление массовое. Тем не менее они стыдятся этой "дурной привычки" и тщательно скрывают ее. Пытаясь бороться с ней, подросток обычно, как миллионы людей до него (но он этого не знает), терпит поражение. Это вызывает у него сомнение в ценности собственной личности и особенно своих волевых качеств, снижает самоуважение и побуждает воспринимать трудности и неудачи в учебе и общении как следствия своего "порока".
В связи с этим вспоминается один давний случай. Лет двадцать назад в лагере для старшеклассников я разговорился с рослым, красивым, развитым десятиклассником. В его ответах о будущем сквозила какая-то обреченность, грустная неуверенность в себе, контрастировавшая с общим обликом парня. Я спросил его: "У тебя есть какие-то личные проблемы? Может быть, я могу тебе помочь?" - "Нет, мне никто не поможет, к тому же это не по вашей специальности" (ребята знали, что я социолог, но о моих сексологических занятиях им никто, разумеется, не говорил). Что ж, насильно в душу не полезешь. Но поговорить о себе парню хотелось, в следующий раз он упомянул, что у него портится память, а когда дошел до признания, что "теряет много белка", все стало ясно. После того как мы выяснили главный вопрос, я спросил: "А в чем проявляется ухудшение памяти?" Оказалось, что в 9-м классе у него возникли трудности с математикой. "Ну, дорогой,- сказал я тогда,- дело твое совсем хана. Если, дойдя до 10-го класса, ты не понимаешь, что математика - не тот предмет, который берут памятью, налицо общая деградация умственных способностей, о чем и говорится в тех глупых брошюрах, которых ты начитался!" Он засмеялся и убежал играть в баскетбол.
В 1988 г. американские психологи опросили 280 студентов в штате Вермонт (довольно консервативный штат) занимались ли они мастурбацией до 13 лет, от 13 до 15 лет и в настоящее время. Хотя отвечать на подобные вопросы трудно и неприятно, опыт мастурбации признали 81 процент мужчин и 45 процентов женщин. Как и предполагалось, мальчики начинают мастурбировать раньше девочек и делают это в три раза интенсивнее. Но когда наличие пред под ростковой и подростковой мастурбации сопоставили с последующим сексуальным поведением испытуемых (наличие половых сношений, степень сексуального удовлетворения, сексуальная возбудимость и наличие сексуальных трудностей), никакой связи между тем и другим не обнаружили. Это значит, что ранний мастурбационный опыт не оказывает на сексуальную жизнь молодых взрослых ни положительного, ни вредного влияния.
Применительно к подросткам и юношам тревожить должен не сам факт мастурбации (она массова) и даже не ее интенсивность (индивидуальная "норма" связана с половой конституцией), а только те случаи, когда мастурбация становится навязчивой, вредно влияя на самочувствие и поведение. Однако и в этих случаях онанизм не столько причина плохой социальной адаптации, сколько ее симптом и следствие. Это имеет принципиальное значение для педагогики.
Раньше, когда мастурбация считалась причиной необщительности, замкнутости подростка, все силы направляли на то, чтобы отучить его от этой привычки. Результаты были, как правило, ничтожны и даже отрицательны. Сейчас поступают иначе. Вместо того чтобы втолковывать подростку, что плохо быть онанистом -- это только увеличивает его тревогу,- пытаются тактично улучшить его коммуникативные качества, помочь занять приемлемое положение в обществе сверстников, увлечь интересным делом. Как показывает опыт, эта позитивная педагогика гораздо эффективнее.
Аутоэротизм, иногда даже известный нарциссизм сочетаются у подростков с появлением гетеро сексуальных интересов и привязанностей. Характерная черта подростковой и юношеской сексуальности, отмеченная еще 3. Фрейдом,-- разобщенность чувственного и нежного влечения. Дуализм "любви" и "секса" проявляется особенно резко у мальчиков. Юношеская мечта о любви и образ идеальной возлюбленной часто десексуализированы. Когда подростки называют свои зарождающиеся привязанности "дружбой", они не лицемерят: они и вправду испытывают прежде всего потребность в общении, самораскрытии, эмоциональном тепле. Прообразом первой возлюбленной для мальчика часто бессознательно служит мать, мысль о сексуальной близости с ней для него равносильна святотатству. В то же время подросток находится во власти сильного диффузного эротизма. Образ, на который проецируются его эротические фантазии, нередко представляет собой только "сексуальный объект", лишенный всех других характеристик. Иногда (в двенадцать--четырнадцать лет) это реальный или воображаемый групповой образ, общий для целой компании мальчиков. Грязные разговоры, сальные анекдоты, порнографические картинки вызывают повышенный интерес, позволяя "заземлить", "снизить" волнующие эротические переживания, к которым они психологически и культурно еще не подготовлены.
Подростковый цинизм коробит взрослых. Но обсуждение запретных вопросов (а к ним относится не только секс, но и многие другие телесные переживания) со сверстниками позволяет снять эмоциональное напряжение и отчасти разрядить его смехом. В "смеховой культуре" взрослых также много сексуальных мотивов. Стоит ли удивляться тому, что у подростка даже пестики и тычинки вызывают эротические ассоциации? Невозможность выразить в словах эротические переживания из-за застенчивости или отсутствия общества сверстников может отрицательно повлиять на развитие личности. Воспитателю следует беспокоиться не столько о тех, кто ведет "грязные разговоры", сколько о тех, кто их молча слушает,- именно эти ребята, неспособные выразить и "заземлить" волнующие их смутные переживания, иногда оказываются наиболее впечатлительными и ранимыми. То, что у других выплескивается наружу в циничных словах, у этих отливается в глубоко лежащие устойчивые фантастические образы.
Как трудно юноше совместить свою пробуждающуюся чувственность с нормами требовательного морального кодекса, показал Юрий Власов в рассказе "Белый омут". Его герой, курсант военного училища, мечтает о большой, всеобъемлющей любви и в то же время страдает от своей чувственности и влюбчивости:
"Я человек без воли. У меня нет твердости в характере. Женщины - это позорная слабость. Настоящий мужчина должен знать свое дело, служить ему. Женщины не способны отвлечь его. Это у слабых, дряблых людей все интересы в женщинах. И вообще, что значит женщина? Это развратно, гадко говорить сразу о многих женщинах. Должно быть имя, которое я стану боготворить. Я встречу одну, полюблю одну и никогда не увижу никого, кроме нее. А я? Я?.. Мысль о том, что я смею думать о поцелуях, огорчает. Почему я так испорчен? Почему прикосновения к Наденьке бывали столь желанны? Почему брежу ими?.."
Извечные вопросы школьных диспутов - как отличить любовь от увлечения, можно ли любить одновременно троих и т. п.- одинаково волнуют юношей и девушек.
Передо мной - дневник ленинградской школьницы. Его центральная тема - безответная и ранняя, тянущаяся с 6-го класса, любовь к однокласснику. В 8-м классе рядом с нею возникает совсем иное чувство: "Витька -- самый сильный мальчишка из нашего класса и самый лучший физкультурник. И вот у меня появилось теперь вдруг сильное желание обнять его, прислониться к нему... Такого чувства к Сашке я не испытывала. Мне хотелось быть с ним всегда рядом, но не это. Конечно, я много мечтала о ласках, но я всегда мечтала об этом, когда была одна. Когда я была с ним рядом, я совершенно забывала об этом. С Витькой - наоборот. Это чувство возникает тогда, когда мы садимся близко друг к другу или когда я прикасаюсь к его руке. Дома я о нем никогда не думаю. Сегодня, кажется, в первый раз... Что делать? Ведь это просто гадость, когда чувствуешь такое к человеку, которого нисколько не любишь". А через полгода - третье, на сей раз чисто интеллектуальное увлечение. Юноша этот внешне совсем нс привлекателен, но "мне очень хочется опять говорить, говорить с ним". Нежная привязанность, чувственное влечение и потребность в дружбе, основанной на взаимном самораскрытии, сосуществуют, вызывая желание разобраться в себе, отделить главное от временного, наносного.
Наряду с подростками, которые гипертрофируют физические аспекты сексуальности, есть и такие, которые всячески стараются отгородиться, спрятаться от них. Специфической психологической защитой им может служить аскетизм, подробно описанный Анной Фрейд,- подчеркнуто презрительное и враждебное отношение ко всякой чувственности, которая кажется подростку низменной и "грязной". Идеалом такого юноши является не просто умение контролировать свои чувства, но полное их подавление.
Другая типичная юношеская защитная установка -- "интеллектуализм": если "аскет" пытается избавиться от чувственности, убедив себя в том, что она "грязна", то "интеллектуал" находит ее "неинтересной".
Требования моральной чистоты и самодисциплины сами по себе положительны. Но их гипертрофия влечет за собой искусственную самоизоляцию от окружающих, высокомерие, нетерпимость, в основе которых лежит страх перед жизнью.

Отличная художественная иллюстрация этого - Чарльз Фенвик из романа Торнтона Уайдлера "Теофил Норт". Выросший в изоляции от сверстников, в строгой религиозной семье, подросток смущается при малейшем намеке на любые телесные отправления. Это вынуждает его к самоизоляции, которую окружающие принимают за снобизм и высокомерие. Когда Чарльз неожиданно вспыхнул, залился краской при упоминании названия музыкального инструмента -- пикколо, молодой учитель понял, в чем дело: "...Для маленького мальчика слово "пикколоо, благодаря простому созвучию, полно волнующе-жутких и восхитительных ассоциаций с "запретным" -- с тем, о чем не говорят вслух, а всякое "запретное" слово стоит в ряду слов, гораздо более разрушительных, чем "пикколо". Чарльз Фснвик в шестнадцать лет переживал фазу, из которой он должен был вырасти к двенадцати. Ну, конечно! Всю жизнь он занимался с преподавателями; он нс общался с мальчиками своего возраста, которые "вентилируют" эти запретные вопросы при помощи смешков, шепота, грубых шуток и выкриков. В данной области его развитие было замедленным".
Выбранная учителем "терапия" заключалась в том, чтобы понемногу вводить в разговор с Чарльзом "неприличные" "взрывчатые" слова, приучая подростка к тому, что обозначаемые ими вещи вполне естественны, их нечего стыдиться или бояться. По мере того как мальчик осваивается с этой сферой жизни, он становится терпимее и мягче с окружающими.
В подростковых и юношеских увлечениях очень много "головного", нарочитого, придуманного. Влюбленность, ухаживание, обмен записочками, первое свидание, первый поцелуй в этом возрасте важны не только и нс столько сами по себе, как ответ на собственную внутреннюю потребность, сколько как социальные символы, знаки взросления. Как младший подросток ждет появления вторичных половых признаков, так юноша ждет, когда же наконец он полюбит. Если это событие запаздывает (а никаких возрастных норм здесь не существует), он нервничает, старается заменить подлинное увлечение придуманным и т. д. Игровой характер подростковых ухаживаний очевиден. Но и для юношей собственные переживания, воспринимаемые в свете стереотипной половой роли, на первых порах важнее, чем объект привязанности. Отсюда - постоянная оглядка на мнение сверстников собственного пола, подражательность, хвастовство действительными, а чаще мнимыми "победами". Влюбленности напоминают эпидемии: стоит появиться в классе одной паре, как влюбляются все, а в соседнем классе спокойно. "Объекты" увлечений также нередко бывают общими, поскольку общение с популярной девушкой (или юношей) повышает собственный престиж у сверстников. Даже интимная близость нередко бывает только средством самоутверждения в глазах сверстников.
Бурный темп полового созревания опережает у мальчиков развитие тонких коммуникативных качеств, включая способность к сопереживанию. Кроме того, сказывается влияние традиционного стереотипа маскулинности, согласно которому мужчина подходит к женщине с "позиции силы". Подросток этой силы в себе не ощущает, а попытки симулировать ее, чтобы быть "на уровне" стереотипа, только увеличивают его затруднения. Жажда любви очень часто сочетается со страхом "потерять себя", "подчиниться".
Девочки, которым "сила" не предписана, свободны от этой заботы, зато вынуждены скрывать свои увлечения, оберегая девичье достоинство и репутацию.
Разрешение этих противоречий во многом зависит от того, как складываются взаимоотношения юношей и девушек в более широком кругу. Обособление мальчиков и девочек в подростковом возрасте - универсальное явление в истории культуры. В современном обществе эта сегрегация полов осуществляется стихийно, самими детьми. Тем не менее она существует, и преодолеть психологическую дистанцию между мальчиками и девочками не так просто. Психологическая близость вначале легче достигается с человеком собственного пола, с которым подростка связывает широкий круг общих значимых переживаний, включая и эротические.
Анализ ответов ленинградских старшеклассников в 1970-х годах на вопрос: "В общении с кем вы чувствуете себя наиболее уверенно и свободно?" -- показал, что общение со сверстниками противоположного пола значительно напряженнее, чем со всеми остальными лицами, за исключением учителей. Однако девушки чувствуют себя в общении с юношами более свободно и уверенно, чем юноши с девушками. Характерно в этой связи неодинаковое отношение юношей и девушек к разнополой дружбе. На вопрос: "Возможна ли, по-вашему, настоящая дружба (без влюбленности) между юношей и девушкой?" - утвердительно отвечали свыше трех четвертей учащихся VII -- Х классов. Но с возрастом сомнения усиливаются, свыше половины юношей-студентов ответили на этот вопрос отрицательно. При ответах на вопрос: "Кого вы предпочли бы иметь своим другом - юношу или девушку?" - доля девушек, предпочитающих иметь друга противоположного пола, выше, чем доля юношей, причем с возрастом эта разница увеличивается.
Потребность в дружбе с человеком противоположного пола выражает, в сущности, потребность в любви. Эти отношения часто кажутся более или менее альтернативными. Появление "любимой" снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым товарищем. В то же время любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Если в ранней юности главным конфидантом обычно бывает друг своего пола, то позже это место занимает любимый (любимая). Сочетание духовного общения с физической близостью допускает максимальное самораскрытие, на которое способна личность. Шестнадцатилетний юноша еще может довольствоваться обществом друзей своего пола. В более старшем возрасте отсутствие интимного контакта с девушкой уже не компенсируется однополой дружбой. Больше того, чувствуя, что отстает в этом отношении от сверстников, юноша становится менее откровенен и с друзьями, замыкается в себе.
Несмотря на явную демократизацию и большую свободу взаимоотношений между юношами и девушками, они вовсе не так элементарны, как кажется некоторым взрослым. Современный ритуал ухаживания проще традиционного, зато он нигде не кодифицирован, это создает нормативную неопределенность. Характерно, что большая часть вопросов, задаваемых подростками и юношами, касается не столько психофизиологии половой жизни, всей сложности которой они еще не осознают, сколько ее нормативной стороны: как надо вести себя в ситуации ухаживания, например, во время свидания, когда можно и нужно целоваться и т. д. Озабоченность ритуальной стороной дела иногда настолько сильна, что молодые люди глухи к переживаниям друг друга и даже собственные чувства отступают перед вопросом, "правильно" ли они поступают с точки зрения норм своей половозрастной группы. Ухаживание -- игра по правилам, которые, с одной стороны, весьма жестки, а с другой -- довольно неопределенны.
Это хорошо описано в рассказе Анатолия Конгро "Нет, мы такими не были". Его 17-летний герой страстно мечтает о девушках, но не знает, как к ним подступиться. Более бойкий в этом отношении друг Гошка говорит ему, что все очень просто: пригласи девушку на танец, потом она тебя пригласит, затем попроси разрешения проводить ее домой, а у парадной спроси:
"Можно поцеловать вас?" И все...
А на самом деле? Надо все время разговаривать, а о чем? Обнял девушку за плечи, рука затекла, а снять ее вроде бы неудобно. Хоть бы скорей ее дом! Вот наказание!
"В конце концов я исполнил великий Гошкин завет. Промямлил: "Можно вас поцеловать?" Она смешалась (от удивления) и сказала, как психу: "Ну кто же об этом спрашивает?!"
А?! Каков друг?! Спроси, говорит. Не спрашивают об этом! Откуда он взял, что спрашивают? Из богатого личного опыта? Или вычитал в Большой Советской Энциклопедии?
Я ляпнул куда-то губами мимо... Она в последний момент отвернула мордочку. Но официально можно было считать, что я первый раз поцеловал девушку. Правда, не так... и не ту... Но это меня совершенно сейчас не трогало. Я почувствовал, что все они, сколько есть их в мире, стали доступны мне". Увы, завтра все надо начинать сначала...
Герой знаменитой повести Дж. Д. Сэлинджера "Над пропастью во ржи" Холден Колфилд очень хотел бы "быть опытным во всяких таких делах. А то, по правде говоря, когда я с девчонкой, я и нс знаю к"лк следует, что с ней делать... Главное, как только дойдет до этого -- так девчонка, если она не проститутка или вроде того, обязательно скажет: "Не надо, перестань". И вся беда в том, что я ее слушаюсь. Другие не слушаются. А я не могу. Я слушаюсь. Никогда не знаешь -- ей и вправду не хочется, или она просто боится, или она нарочно говорит "перестань", чтобы ты был виновен, если что случится, а не она. Словом, я сразу слушаюсь. Главное, мне их всегда жалко. Понимаете, девчонки такие дуры, просто беда. Их как начнешь целовать и все такое, они сразу теряют голову".
Мне могут сказать, что для современных подростков эти переживания слишком сложны и нетипичны, у них многое стало проще. Отчасти это верно.
Современные юноши и девушки начинают половую жизнь значительно раньше, чем их сверстники в прошлом. Хотя данные разных исследователей не всегда совпадают, общая долгосрочная тенденция сомнений не вызывает: доля юношей, начинающих сексуальную жизнь в 16 лет и младше, втрое превышает соответствующий процент в поколении их отцов, а доля девушек впятеро больше, чем в поколении их матерей.
По данным выборочных эпидемиологических исследований и Москве О. К. Лосевой, которая сравнивала венерологических больных с аналогичными контрольными группами, средний возраст начала половой жизни у контрольных групп в 1983/84 г.г. по сравнению с 1975/76 снизился с 19,2 до 18,1 года у мужчин и с 21,8 до 20,6 года у женщин.
Эти сдвиги отражаются и в общественном сознании. По данным опроса ВЦИОМ (июнь 1993), в котором были представлены все возрастные группы, однако свыше 40 процентов на вопросы личного характера не ответили, средний возраст начала половой жизни ("В каком возрасте вы впервые вступили в половую связь?") был 19,5 года. Между тем на вопрос "С какого возраста, по вашему мнению, допустимо начало половой жизни?" люди, среди которых было значительно больше пожилых, чем юных, назвали 17,9 года.
Поданным анкеты, проведенной сотрудниками Лейпцигского Центрального института исследований молодежи совместно с ленинградскими социологами в июне 1990 г. среди студентов бывшего СССР (всего было опрошено 1509 человек), средний возраст начала половой жизни у мужчин составил 18,4 года, а у женщин -- 19,0 лет.
Судя по данным анкетного опроса, проведенного в 1993 г. (1615 учащихся 16 средних школ и восьми ПТУ Москвы и Петербурга, в возрасте от 12 до 17 лет), подростки, как и раньше, начинают ухаживать и назначать свидания еще до завершения полового созревания: примерно половина их делает это еще не достигнув 12 лет. К шестнадцати годам трепета уединенных встреч не испытал лишь один из пяти. Более или менее устойчивые пары образуются гораздо реже, даже среди 16-17-летних в момент исследования свыше половины постоянной пары еще не имели. Наличие сексуального опыта в целом по выборке признали около 15 процентов девочек и 22 процента мальчиков. Почти половина сексуально-искушенных подростков (34 процента девочек и 57 процентов мальчиков) первый половой акт пережили моложе пятнадцати лет, а 5 процентов девочек и 20 процентов мальчиков -- в 12 лет и младше. По возрастным группам, среди не достигших 14 лет. сексуально искушены 2 процента, среди 14-15-летних -- 13 процентов, среди 16-17-летних -- 36 процентов.
В 1995 г. возраст сексуальной инициации снизился: среди шестнадцатилетних первый



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: