Тема 5: Система управления организации
Цель лекционного занятия: дать понятие системы управления организации, ее построение через четыре основных подсистемы, а также характеристику элементов подсистем, а также в качестве примера показать в сравнении японскую и американскую модели менеджмента.
План лекционного занятия:
• 1.Состав, структура и особенности системы управления.
• 2.Японская и американская модели менеджмента.
Использованная литература:
1.Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука.-М.:Экономика, 1989 г.
2.Мильнер Б.З. Теория организаций.- М.:ИНФРА-М, 1999.
3.Смирнов Э.А. Основы теория организаций.-М.:ЮНИТИ, 2000.
4.Третьякова Е.П. Теория организации: учебное пособие/ Е.П.Третьякова.- М.:КНОРУС, 2009.
Состав, структура и особенности системы управления
• Организация - это один из самых сложных объектов для изучения и познания.
• Особый интерес представляет система управления организации.
• Ее изучение и совершенствование - постоянная задача руководителя.
Место системы управления в социальной системе
• Важнейшими направлениями совершенствования системы управления являются:
• Информационная поддержка процессов разработки и реализации решений;
• Наборы типовых бизнес-процедур для решения поставленных задач;
• Система активизации персонала.
• Система управления представляет собой совокупность подсистем, элементов и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации.
• Система управления - это сложное образование процессов и явлений, совершенствование которого может идти с различной степенью детализации.
Структура элементов системы управления организации
• Состояние элементов системы управления организации непосредственно отражается на эффективности ее функционирования в целом.
• Основная задача СУ - формирование профессиональной управленческой деятельности (ПУД), которая может рассматриваться как процесс и как явление.
• Как процесс ПУД - это совокупность действий по выполнению функций и использованию методов, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.
• Как явление ПУД - это объединение элементов (цели, программы, средства) для реализации миссии организации на основании определенных правил и процедур.
• Узаконенные и общепринятые правила и процедуры перерастают в стандарты.
• Отношение к ним у управленцев неоднозначное.
• В теории управления ПУД рассматривается сочетание науки и искусства управления, где наука - это прагматизм, а искусство - творчество.
• Наука - это управленческие технологии, функции и структуры, законы и закономерности.
• Искусство - это интуиция, опыт, здравый смысл и озарение.
• Формализация многих процессов и явлений в системах управления организации несомненно будет идти - это неизбежный процесс развития науки. С другой стороны, общественное сознание не приемлет жесткой системы стандартизации в деятельности социальной системы, т.е. этот процесс будет идти весьма сложно.
Японская и американская модели менеджмента
• Традиционно российская школа управления испытывает влияние американской и японской управленческих школ и сама также оказывает влияние на них.
• Особенно важным становится изучение и сравнение этих школ в связи с акцентом в России на малый бизнес.
• В США половина работающих занята на малых предприятиях.
• В Японии 9/10 трудоспособного населения также занято в малом бизнесе
Таблица. Японская и американская модели менеджмента
Япония Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия Коллективная ответственность Гибкая (индивидуальная для организации) структура управления Неформальная организация контроля Коллективный контроль Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост Основное качество руководителя - умение осуществлять координацию действий и контроль Ориентация управления на группу Оценка управления по достижению гармонии в коллективе и по коллективному результату Неформальные отношения с подчиненными Продвижение по службе по старшинству и стажу работы Подготовка руководителей универсального типа Оплата труда по показателям работы группы и служебному стажу Долгосрочная занятость руководителя в фирме | США Индивидуальный характер принятия решения Индивидуальная ответственность Строго формализованная структура управления Четко формализованная процедура контроля Индивидуальный контроль руководства Быстрая оценка результата труда и ускоренное продвижение по службе Главное качество руководителя - профессионализм и инициатива Ориентация управления на отдельную личность Оценка результатов по индивидуальным показателям • Формальные отношения с подчиненными Деловая карьера обусловливается личными результатами Подготовка узкоспециализирован-ных руководителей Оплата труда по индивидуальным достижениям Наем на работу на короткий период |
• Во всех случаях менеджер должен уметь:
• Правильно говорить, чтобы его поняли подчиненные, без двусмысленности в постановке задач;
• Учитывать возраст, психологию, опыт и темперамент при работе с людьми; слушать и понимать собеседника;
• Грамотно, сжато, понятно и аргументированно писать;
• Быстро читать и усваивать суть проблемы и профессионально принимать решения;
• Быть организованным и четким в работе.