Социальные установки, стереотипы и предрассудки личности





Понятие «социальная установка» используется для обозначения односторонней психологической связи человека с людьми, любыми одушевленными и неодушевлен­ными объектами и явлениями окружающей его действительности. В исследованиях социальных установок главное место занимает сам социальный объект установки, ко­торый служит как бы общим знаменателем, вмещающим в себя разнообразие инди­видуальных установок. Понятие «установка» ввели в обиход социальной психологии Т. и Ф. Знанецки. Они определяли социальную установку как процесс переживания личностью значимости социального объекта.

Хотя в современной социальной психологии существуют различные определения со­циальной установки, чаще пользуются тем, которое было дано Г. Оллпортом: социальная установка – это состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное ее прошлым опытом.

Для сглаживания серьезных расхождений в определениях, даваемых этому поня­тию, М. Смит в 1942 г. предложил различать в структуре установки три ее взаимо­связанных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий (П. Н. Шихирев, 1999) (рис. 19-1).

Установка как целостное явление формируется на основе не только собственного опыта индивида, но и опыта, полученного от других людей, и поэтому главным путем передачи установок выступает словесная (вербальная) форма. Установки такого вида, когда в своем личном опыте человек имеет дело с отдельным, единичным объектом, называют частными (парциальными). Обобщенные установки, т. е. установки на совокупность однородных объектов, обязаны своим проис­хождением межличностной и массовой коммуникации. Они служат фактором упрочения установок индивида, так как выслушивание мнений, согласующихся со взглядами самого индивида, укрепляет его в правильности его соб­ственных установок и поощряет в дальнейшем его обраще­ние за информацией к тому же источнику.

Основными свойствами установок выступают устойчивость и изменчивость. Если индивид во всех разнообразных ситуациях реализует ставший для него привычным и естественным способ поведения в отношении объекта, то это свидетельствует об устойчивости его установки.

В качестве одного из факторов изменения установок исследовалось воздействие средств массовой коммуникации. Так, поступающая новая информация об объекте установки определенным образом соотносится с уже имеющимися знаниями с целью определения того, совместима она с ней или нет. Если установка содержит в себе ин­формационные противоречия («когнитивный диссонанс»), например одновременно осознаваемые вред и польза объекта, то под влиянием поступления новой информа­ции и рациональных аргументов в ней могут происходить изменения. Так, изменение установки весьма вероятно под влиянием сведений, открывающих, что объект соот­ветствует интересам и нуждам индивида в большей степени, чем тот предполагал раньше. В результате оценка в отношении объекта может меняться с отрицательной на положительную, а вслед за ней меняется и поведение индивида.

Свое влияние на поведение и деятельность установка проявляет как практичес­кий определитель вещей и явлений, на которые направлены жизненные интересы человека и которые нежелательны, неприятны для него. Соответственно, различают виды установок по их модальности:

- положительные («за» объект);

- отрицательные («против» объекта);

- нейтральные.

 

Основная функция установки – регуляция социального поведения индивида. Си­стема индивидуальных установок обеспечивает возможность его ориентировки в со­циальной действительности.

Однако существует известное как парадокс Ла-Пьера систематическое расхожде­ние заявленных установок на объект и поведения, диктуемого ситуацией. В реальной ситуации, при наличии нескольких потенциальных объектов, установка, проявляю­щаяся в поведении, называется доминантной, остальные – субдоминантными (ла­тентными, скрытыми).

Защитная функция социальной установки достигается благодаря тенденции к еди­нообразию установок у ближайшего социального окружения, например между чле­нами одной семьи или трудового коллектива. Такое «подравнивание» индивидом его социальных установок под существующие нормативы служит для того, чтобы произ­водить хорошее впечатление о себе и получать социальное одобрение. Таким обра­зом, социальная установка защищает самооценку субъекта в группе, если он думает и действует определенным образом и воздерживается от иного, несанкционированно­го отношения.

Устойчивые и закрытые от влияния нового опыта формы существования установ­ки – это стереотипы и предрассудки. В структуре стереотипа главную роль играет его эмоциональный заряд, который однозначно указывает, что принято, а что неприемле­мо, что вообще «хорошо» или «плохо» применительно к любому объекту. Стереотип обязан своим происхождением развитию сети массовой коммуникации, он формиру­ет упрощенные и поверхностные представления о явлениях действительности. Благо­даря ему легкость и быстрота выделения якобы существенных деталей в любом вопросе может при более детальной проверке оказаться всего лишь банальностью или художественным штампом.

Если объектом стереотипа выступает другой человек, то ведущими признаками часто оказываются его пол, на­циональность, профессия, а прочие различия неоправдан­но игнорируются. Наиболее характерной особенностью является деление людей на «своих» и «чужих», причем «свои» воспринимаются идеализированно, им приписы­ваются отличия по положительным качествам (автостереотип), а «чужие» наделя­ются негативными оценками (гетеростереотип) (Шихирев П. Н., 1999).

В когнитивном компоненте предрассудка содержатся искаженные, иррациональ­ные, абсурдные знания об объекте, не соответствующие новому опыту, меняющейся действительности. Относительно неодушевленных объектов это, например, разного рода суеверия, а в социальной сфере – обоснования расовых, этнических, классово-экономических различий. Значение предрассудка как иллюзорного, фантастическо­го объяснения действительности в том, что он косвенно способствует сохранению со­циального неравенства, тормозит прогрессивные перемены (Майерс Д., 1998).

«Я-концепция» как социально-психологический феномен

Психология «Я-концепции» как одна из социально-психологических схем лично­сти в теоретико-концептуальном плане в целом опирается на положения феномено­логического подхода или гуманистической психологии, символического интеракционизма и в незначительной степени психоанализа.

«Я-концепция» – это сложный составной образ, или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценоч­ными компонентами этих представлений. «Я-концепция» личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействий со своим психологическим окру­жением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности.

Термин «Я-концепция» появился в научном языке на рубеже ХІХ-ХХ вв. в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и позна­ваемого объекта. Американский психолог У. Джемс в книге «Принципы психологии» (1890) первый предложил идею «Я-концепции» и внес существенный вклад в ее разра­ботку. Согласно Джемсу, глобальное «Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эм­пирического объекта (Ме), познаваемого субъективным оценивающим сознанием (І).

«Я» как объект содержит в себе четыре аспекта:

- духовное «Я»;

- материальное «Я»;

- социальное «Я»;

- телесное «Я».

Эти аспекты образуют для каждого человека уникальный образ, или совокупность представлений о себе как личности. Кроме этого Джемс предложил формулу оцени­вания личностью самой себя. Формула самооценки выражается в сравнении достиг­нутых успехов с уровнем притязаний:

Феноменологический подход к пове­дению (гуманистическая психология), в котором теория «Я-концепции» стала связующим интегративным принципом, интерпретирует поведение на языке фе­номенального поля субъекта как субъек­тивно воспринимаемой и осознаваемой реальности индивида (К. Левин), а не на языке аналитических категорий, кон­струируемых внешним наблюдателем. В целом теория «Я-концепции», разра­ботанная в рамках феноменологическо­го подхода, сводится к следующим по­ложениям:

1. Поведение является продуктом восприятия индивида, которое по своей природе феноменологично: психологи­ческая реальность индивида – это не объективная реальность как таковая, а продукт его субъективного восприятия в момент поведения.

2. Центральной, интегрирующей точ­кой феноменального поля индивида яв­ляется «Я-концепция», вокруг которой организуются все образы восприятия.

3. «Я-концепция» – это одновременно и продукт восприятия, и совокупность пред­ставлений, в которой содержатся ценности, привнесенные из социокультурной среды.

4. С формированием «Я-концепции» поведение в целом начинает регулироваться ею.

5. «Я-концепция» относительно согласована во времени и ситуативных контекс­тах, в этом состоит ее прогностическая ценность.

6. Потребность в положительном отношении других людей возникает параллель­но с формированием «Я-концепции». Потребность в своем положительном отноше­нии к себе (потребность в положительной самооценке) возникает через усвоение опы­та положительной оценки себя другими людьми.

7. Для снятия расхождений между данными текущего жизненного опыта и «Я-концепцией» используются различные защитные стратегии.

8. Существует одно главное мотивационное побуждение человека – потребность в самоактуализации, в поддержании и повышении ценности своей «Я-концепции».

Дальнейшее развитие теории «Я-концепции» шло в направлении унификации концептуально-терминологического аппарата для описания «Я-концепции» и поис­ков надежных эмпирических референтов для изменения, результатом чего стало пред­ставление ее как совокупности, или структуры установок индивида на самого себя (Р. Берне). Эта структура может быть представлена в виде схемы (рис. 19-5). Уста­новки группируются в три категории:

- реальное «Я» (каким себя представляет индивид на данный момент);

- социальное «Я» (как, по мнению индивида, его представляют другие люди)

- идеальное «Я» (каким индивиду хотелось бы быть).

 

Понимание «Я-концепции» как структуры установок отражает ее структурно-ди­намический характер. Образ «Я» (структура представлений о себе самом) складыва­ется из когнитивных составляющих установок (ролевые, статусные, имущественные, ценностные характеристики человека). Все они входят в образ «Я» с разными веса­ми, т. е. образуют иерархию с точки зрения субъективной значимости.

Второй компонент – динамический, процессуальный – это эмоционально-оценоч­ный компонент. Источниками оценочных суждений индивида о себе самом являются:

а) социокультурные стандарты и нормы социального окружения;

б) социальные реакции других людей на индивида (их субъективная интерпрета­ция);

в) индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни. Фактически индивид реализует два процесса самооценки:

- сравнение реального «Я» с идеальным «Я»;

- сравнение реального «Я» с социальным «Я».

Социальная психология признает межличностно детерминированную и, следова­тельно, поддающуюся воздействиям природу «Я-концепции», но в то же время во многом игнорирует стабилизационные и объединяющие качества, приписываемые ей в гуманистических формулировках. Такой взгляд во многом обязан школе символи­ческого интеракционизма в социальной психологии. В частности, Ч. Кули (1902) предложил концепцию «зеркального Я», в которой «Я-концепция» формируется на основе субъективно интерпретируемой обратной связи от других как основного ис­точника данных о себе в процессе символического взаимодействия между индиви­дом и его различными первичными группами. Г. Мид (1934) в своей теории «обоб­щенного другого» главным условием развития «Я-концепции» считал способность индивида принимать роль другого, с тем чтобы установки другого по отношению к индивиду могли бы быть им оценены и интериоризированы. Объединение таких оце­ночных представлений «обобщенного другого» и есть главный источник формирова­ния «Я-концепции» и внутренней регуляции поведения индивида.

Однако представление «Я-концепции» преимущественно целиком интерпсихиче­ским, а не интрапсихическим феноменом может привести к экстремальному ситуационизму. Хотя и есть много свидетельств тому, что «Я-концепция» индивида подвержена изменениям при целенаправленных воздействиях извне (например, при психотера­пии), нельзя игнорировать многократно эмпирически подтвержденный факт трансситуациональной согласованности «Я-концепции» здоровой личности.

Вопросы для повторения

1. Что понимают под социальным объектом установки?

2. Какие функции установок вы знаете?

3. За счет чего может обеспечиваться устойчивость установки?

4. В чем состоит сходство и различие между стереотипами и предрассудками?

5. Что такое «Я-концепция» личности?

6. Сформулируйте основные положения концепции У. Джемса.

7. Перечислите основные положения теории «Я-концепции», разработанной в рамках феноменоло­гического подхода.

8. Какова структура «Я-концепции»?

9. Перечислите основные представления о «Я-концепции», существующие в символическом инте-ракционизме.

Рекомендуемая литература

Анастази А. Психологическое тестирование.: В 2-х кн. Кн.2 / Пер. с англ., предисл. К. М.Гуревича, – М.: Педагогика, 1982. – 318 с. – С. 169-182.

Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 429 с. – С. 348-367.

Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Общ. ред. В. Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.

Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. В. Гаврилова и др. – СПб.: Питер, 1998. – 682 с. – Гл. 4, 11. – (Мастера психологии).

Надирашвили Ш. А. Социальные ориентации личности // Социальная психология личности: Сб. стат. Глава 8 / Под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. – М.: Наука, 1979. – 352 с. – С. 43.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М. Исениной; Общ. ред. И. Е. Исенина. – М.: Прогресс, 1994. – 479 с.

Шихирев П. Н. Современная социальная психология в Западной Европе: Проблемы методологии и тео­рии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. – М., 1985. – 175 с. – С. 109-114.

Шихирев П. Н. Современная социальная психология США. – М.: Наука, 1979. – 229 с.

Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности //Методологические пробле­мы социальной психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. – М.: Наука, 1975. – 295 с. – С. 89-105.

 





Читайте также:
Зачем изучать экономику?: Большинство людей работают, чтобы заработать себе на жизнь...
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...
Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые...
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.031 с.