Понятие «социальная установка» используется для обозначения односторонней психологической связи человека с людьми, любыми одушевленными и неодушевленными объектами и явлениями окружающей его действительности. В исследованиях социальных установок главное место занимает сам социальный объект установки, который служит как бы общим знаменателем, вмещающим в себя разнообразие индивидуальных установок. Понятие «установка» ввели в обиход социальной психологии Т. и Ф. Знанецки. Они определяли социальную установку как процесс переживания личностью значимости социального объекта.
Хотя в современной социальной психологии существуют различные определения социальной установки, чаще пользуются тем, которое было дано Г. Оллпортом: социальная установка – это состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное ее прошлым опытом.
Для сглаживания серьезных расхождений в определениях, даваемых этому понятию, М. Смит в 1942 г. предложил различать в структуре установки три ее взаимосвязанных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий (П. Н. Шихирев, 1999) (рис. 19-1).
Установка как целостное явление формируется на основе не только собственного опыта индивида, но и опыта, полученного от других людей, и поэтому главным путем передачи установок выступает словесная (вербальная) форма. Установки такого вида, когда в своем личном опыте человек имеет дело с отдельным, единичным объектом, называют частными (парциальными). Обобщенные установки, т. е. установки на совокупность однородных объектов, обязаны своим происхождением межличностной и массовой коммуникации. Они служат фактором упрочения установок индивида, так как выслушивание мнений, согласующихся со взглядами самого индивида, укрепляет его в правильности его собственных установок и поощряет в дальнейшем его обращение за информацией к тому же источнику.
|
|
Основными свойствами установок выступают устойчивость и изменчивость. Если индивид во всех разнообразных ситуациях реализует ставший для него привычным и естественным способ поведения в отношении объекта, то это свидетельствует об устойчивости его установки.
В качестве одного из факторов изменения установок исследовалось воздействие средств массовой коммуникации. Так, поступающая новая информация об объекте установки определенным образом соотносится с уже имеющимися знаниями с целью определения того, совместима она с ней или нет. Если установка содержит в себе информационные противоречия («когнитивный диссонанс»), например одновременно осознаваемые вред и польза объекта, то под влиянием поступления новой информации и рациональных аргументов в ней могут происходить изменения. Так, изменение установки весьма вероятно под влиянием сведений, открывающих, что объект соответствует интересам и нуждам индивида в большей степени, чем тот предполагал раньше. В результате оценка в отношении объекта может меняться с отрицательной на положительную, а вслед за ней меняется и поведение индивида.
Свое влияние на поведение и деятельность установка проявляет как практический определитель вещей и явлений, на которые направлены жизненные интересы человека и которые нежелательны, неприятны для него. Соответственно, различают виды установок по их модальности:
|
|
- положительные («за» объект);
- отрицательные («против» объекта);
- нейтральные.
Основная функция установки – регуляция социального поведения индивида. Система индивидуальных установок обеспечивает возможность его ориентировки в социальной действительности.
Однако существует известное как парадокс Ла-Пьера систематическое расхождение заявленных установок на объект и поведения, диктуемого ситуацией. В реальной ситуации, при наличии нескольких потенциальных объектов, установка, проявляющаяся в поведении, называется доминантной, остальные – субдоминантными (латентными, скрытыми).
Защитная функция социальной установки достигается благодаря тенденции к единообразию установок у ближайшего социального окружения, например между членами одной семьи или трудового коллектива. Такое «подравнивание» индивидом его социальных установок под существующие нормативы служит для того, чтобы производить хорошее впечатление о себе и получать социальное одобрение. Таким образом, социальная установка защищает самооценку субъекта в группе, если он думает и действует определенным образом и воздерживается от иного, несанкционированного отношения.
Устойчивые и закрытые от влияния нового опыта формы существования установки – это стереотипы и предрассудки. В структуре стереотипа главную роль играет его эмоциональный заряд, который однозначно указывает, что принято, а что неприемлемо, что вообще «хорошо» или «плохо» применительно к любому объекту. Стереотип обязан своим происхождением развитию сети массовой коммуникации, он формирует упрощенные и поверхностные представления о явлениях действительности. Благодаря ему легкость и быстрота выделения якобы существенных деталей в любом вопросе может при более детальной проверке оказаться всего лишь банальностью или художественным штампом.
|
|
Если объектом стереотипа выступает другой человек, то ведущими признаками часто оказываются его пол, национальность, профессия, а прочие различия неоправданно игнорируются. Наиболее характерной особенностью является деление людей на «своих» и «чужих», причем «свои» воспринимаются идеализированно, им приписываются отличия по положительным качествам (автостереотип), а «чужие» наделяются негативными оценками (гетеростереотип) (Шихирев П. Н., 1999).
В когнитивном компоненте предрассудка содержатся искаженные, иррациональные, абсурдные знания об объекте, не соответствующие новому опыту, меняющейся действительности. Относительно неодушевленных объектов это, например, разного рода суеверия, а в социальной сфере – обоснования расовых, этнических, классово-экономических различий. Значение предрассудка как иллюзорного, фантастического объяснения действительности в том, что он косвенно способствует сохранению социального неравенства, тормозит прогрессивные перемены (Майерс Д., 1998).
«Я-концепция» как социально-психологический феномен
Психология «Я-концепции» как одна из социально-психологических схем личности в теоретико-концептуальном плане в целом опирается на положения феноменологического подхода или гуманистической психологии, символического интеракционизма и в незначительной степени психоанализа.
«Я-концепция» – это сложный составной образ, или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений. «Я-концепция» личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействий со своим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности.
|
|
Термин «Я-концепция» появился в научном языке на рубеже ХІХ-ХХ вв. в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта. Американский психолог У. Джемс в книге «Принципы психологии» (1890) первый предложил идею «Я-концепции» и внес существенный вклад в ее разработку. Согласно Джемсу, глобальное «Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирического объекта (Ме), познаваемого субъективным оценивающим сознанием (І).
«Я» как объект содержит в себе четыре аспекта:
- духовное «Я»;
- материальное «Я»;
- социальное «Я»;
- телесное «Я».
Эти аспекты образуют для каждого человека уникальный образ, или совокупность представлений о себе как личности. Кроме этого Джемс предложил формулу оценивания личностью самой себя. Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний:
Феноменологический подход к поведению (гуманистическая психология), в котором теория «Я-концепции» стала связующим интегративным принципом, интерпретирует поведение на языке феноменального поля субъекта как субъективно воспринимаемой и осознаваемой реальности индивида (К. Левин), а не на языке аналитических категорий, конструируемых внешним наблюдателем. В целом теория «Я-концепции», разработанная в рамках феноменологического подхода, сводится к следующим положениям:
1. Поведение является продуктом восприятия индивида, которое по своей природе феноменологично: психологическая реальность индивида – это не объективная реальность как таковая, а продукт его субъективного восприятия в момент поведения.
2. Центральной, интегрирующей точкой феноменального поля индивида является «Я-концепция», вокруг которой организуются все образы восприятия.
3. «Я-концепция» – это одновременно и продукт восприятия, и совокупность представлений, в которой содержатся ценности, привнесенные из социокультурной среды.
4. С формированием «Я-концепции» поведение в целом начинает регулироваться ею.
5. «Я-концепция» относительно согласована во времени и ситуативных контекстах, в этом состоит ее прогностическая ценность.
6. Потребность в положительном отношении других людей возникает параллельно с формированием «Я-концепции». Потребность в своем положительном отношении к себе (потребность в положительной самооценке) возникает через усвоение опыта положительной оценки себя другими людьми.
7. Для снятия расхождений между данными текущего жизненного опыта и «Я-концепцией» используются различные защитные стратегии.
8. Существует одно главное мотивационное побуждение человека – потребность в самоактуализации, в поддержании и повышении ценности своей «Я-концепции».
Дальнейшее развитие теории «Я-концепции» шло в направлении унификации концептуально-терминологического аппарата для описания «Я-концепции» и поисков надежных эмпирических референтов для изменения, результатом чего стало представление ее как совокупности, или структуры установок индивида на самого себя (Р. Берне). Эта структура может быть представлена в виде схемы (рис. 19-5). Установки группируются в три категории:
- реальное «Я» (каким себя представляет индивид на данный момент);
- социальное «Я» (как, по мнению индивида, его представляют другие люди)
- идеальное «Я» (каким индивиду хотелось бы быть).
Понимание «Я-концепции» как структуры установок отражает ее структурно-динамический характер. Образ «Я» (структура представлений о себе самом) складывается из когнитивных составляющих установок (ролевые, статусные, имущественные, ценностные характеристики человека). Все они входят в образ «Я» с разными весами, т. е. образуют иерархию с точки зрения субъективной значимости.
Второй компонент – динамический, процессуальный – это эмоционально-оценочный компонент. Источниками оценочных суждений индивида о себе самом являются:
а) социокультурные стандарты и нормы социального окружения;
б) социальные реакции других людей на индивида (их субъективная интерпретация);
в) индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни. Фактически индивид реализует два процесса самооценки:
- сравнение реального «Я» с идеальным «Я»;
- сравнение реального «Я» с социальным «Я».
Социальная психология признает межличностно детерминированную и, следовательно, поддающуюся воздействиям природу «Я-концепции», но в то же время во многом игнорирует стабилизационные и объединяющие качества, приписываемые ей в гуманистических формулировках. Такой взгляд во многом обязан школе символического интеракционизма в социальной психологии. В частности, Ч. Кули (1902) предложил концепцию «зеркального Я», в которой «Я-концепция» формируется на основе субъективно интерпретируемой обратной связи от других как основного источника данных о себе в процессе символического взаимодействия между индивидом и его различными первичными группами. Г. Мид (1934) в своей теории «обобщенного другого» главным условием развития «Я-концепции» считал способность индивида принимать роль другого, с тем чтобы установки другого по отношению к индивиду могли бы быть им оценены и интериоризированы. Объединение таких оценочных представлений «обобщенного другого» и есть главный источник формирования «Я-концепции» и внутренней регуляции поведения индивида.
Однако представление «Я-концепции» преимущественно целиком интерпсихическим, а не интрапсихическим феноменом может привести к экстремальному ситуационизму. Хотя и есть много свидетельств тому, что «Я-концепция» индивида подвержена изменениям при целенаправленных воздействиях извне (например, при психотерапии), нельзя игнорировать многократно эмпирически подтвержденный факт трансситуациональной согласованности «Я-концепции» здоровой личности.
Вопросы для повторения
1. Что понимают под социальным объектом установки?
2. Какие функции установок вы знаете?
3. За счет чего может обеспечиваться устойчивость установки?
4. В чем состоит сходство и различие между стереотипами и предрассудками?
5. Что такое «Я-концепция» личности?
6. Сформулируйте основные положения концепции У. Джемса.
7. Перечислите основные положения теории «Я-концепции», разработанной в рамках феноменологического подхода.
8. Какова структура «Я-концепции»?
9. Перечислите основные представления о «Я-концепции», существующие в символическом инте-ракционизме.
Рекомендуемая литература
Анастази А. Психологическое тестирование.: В 2-х кн. Кн.2 / Пер. с англ., предисл. К. М.Гуревича, – М.: Педагогика, 1982. – 318 с. – С. 169-182.
Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 429 с. – С. 348-367.
Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Общ. ред. В. Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. В. Гаврилова и др. – СПб.: Питер, 1998. – 682 с. – Гл. 4, 11. – (Мастера психологии).
Надирашвили Ш. А. Социальные ориентации личности // Социальная психология личности: Сб. стат. Глава 8 / Под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. – М.: Наука, 1979. – 352 с. – С. 43.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М. Исениной; Общ. ред. И. Е. Исенина. – М.: Прогресс, 1994. – 479 с.
Шихирев П. Н. Современная социальная психология в Западной Европе: Проблемы методологии и теории / Отв. ред. Е. В. Шорохова. – М., 1985. – 175 с. – С. 109-114.
Шихирев П. Н. Современная социальная психология США. – М.: Наука, 1979. – 229 с.
Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности //Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. – М.: Наука, 1975. – 295 с. – С. 89-105.