Билет 1
Основные этапы становления органов государственного пожарного надзора в Российском государстве.
1) 17 апреля 1918 г. Декрета «Об организации государственных мер борьбы с огнем». В нем предусматривалось планомерное проведение предупредительных и оборонительных мер борьбы с пожарами, отмечалась необходимость правильного и планомерного проведения противопожарных мероприятий. Также в декрете была определена главная задача пожарной охраны – предупреждение пожаров.
2) 1 декабря 1918 г. Совет народных комиссаров РСФСР издал Декрет «Об организации страхового дела в Российской Республике», объявивший государственную монополию страхования. Согласно декрету комиссариат страхования и борьбы с огнем был преобразован в страховой, а позднее – в пожарно-страховой отдел (ПСО) Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ).
3) В 1921 году первая пожарно-профилактическая акция широкого масштаба.
4) К концу 1927 года в Советском Союзе складывается единая система органов государственного пожарного надзора.
5) Документ ВЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1936 г. № 52/654 13 «Положение о государственном пожарном надзоре и городской пожарной охране».
6) Задачи, функции и права органов государственного пожарного надзора МВД СССР определило Положение о государственном пожарном надзоре СССР, утвержденное постановлением Совета Министров СССР № 1115 от 26 декабря 1977г.
7) Наставление по организации работы органов государственного пожарного надзора, введенное в действие приказом МВД СССР от 29 декабря 1979 г. № 359 – основной руководящий документ, определявший конкретные формы и методы профилактической деятельности территориальных и местных органов государственного пожарного надзора.
8) В 1987 году вводится в действие новое Наставление по организации работы органов государственного пожарного надзора, утвержденное приказом МВД СССР от 15 января 1987 г. № 15 (с последующими 16 изменениями и дополнениями в ред. приказа МВД СССР от 5 октября 1989 г. № 239), которое не только расширило диапазон действий инспекторского состава, но и наделило их большей самостоятельностью.
9) В системе Министерства внутренних дел России в 1991 году создается Служба противопожарных и аварийно-спасательных работ (СПАСР), на органы управления и подразделения которой были возложены функции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора.
10) 23 августа 1993 г. Правительство Российской Федерации своим постановлением № 849 «Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Феде- рации» преобразовало СПАСР МВД России в Государственную противопожарную службу (ГПС) МВД России.
11) В ноябре 1994 года впервые в истории пожарного дела Государственной Думой Российской Федерации был принят, а 21 декабря 1994 года подписан Президентом Российской Федерации Федеральный закон «О пожарной безопасности».
12) С 1 января 2002 года ГПС МВД России преобразована в ГПС МЧС России. Начался современный этап в развитии органов государственного пожарного надзора.
13) Немаловажную роль в совершенствовании органов государственного пожарного надзора также имел приказ МЧС России от 17 марта 2003 г. № 132 «Об утверждении инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации».
Порядок проведения выездной проверки.
Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении органа ГПН документах лица, в отношении которого проводится проверка, а также содержащихся в уведомлении о начале осуществления предпринимательской деятельности;
2) оценить соответствие деятельности лиц, указанных в абзацах втором - одиннадцатом пункта 6 настоящего Административного регламента, обязательным требованиям пожарной безопасности, без проведения следующих мероприятий по контролю (одного или в совокупности):
обследования объектов защиты (визуального осмотра);
отбора образцов продукции и их исследования, испытания;
проведения экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований пожарной безопасности с фактами причинения вреда.
Органы ГПН привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.
В отношении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления проводятся только выездные проверки.
Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения государственным инспектором (государственными инспекторами) по пожарному надзору, обязательного ознакомления проверяемого лица, его уполномоченного представителя или иного должностного лица организации с:
· распоряжением о проведении проверки;
· полномочиями проводящего (проводящих) выездную проверку государственного инспектора (государственных инспекторов) по пожарному надзору;
· целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки;
· видами и объемом мероприятий по контролю;
· составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке;
· сроками и с условиями ее проведения.