Как начинается и проходит кризисная стадия адаптации




ПАМЯТКА

Адаптация ребенка: кризисная стадия

Народная мудрость, собрал и обработал А. Рудов

Цель этой памятки – помочь родителям пережить этот период с наименьшими потерями и набольшими приобретениями. Периодически перечитывайте её, но это не единственное, что стоит прочесть на эту тему.

Раздел 1. Что такое кризисная стадия адаптации и как определить, что это она?

Для кризисной стадии адаптации характерны конфликты и проявление регресса в поведении ребёнка (он как бы впадает в «детство»). Не путайте эти конфликты с теми, что могут возникнуть из-за противоречий между установками в вашей семье и поведением ребёнка, его неприятными привычками и отсутствием полезных навыков. Причины конфликтов и истерик, характерных для периода кризисной стадии адаптации, чаще всего непонятны, носят спонтанный характер и возникают «по ерунде». Случается, что они бывают специально спровоцированы ребёнком. Почему?

– Адаптация – это не только привыкание ребёнка к тому, где что в доме лежит, как кого зовут и приобретение им новых бытовых навыков. В первую очередь – это процесс создания новой модели мира. В этот период ребенку потребуется установить границы позволенного и свой статус в семье, проверить – срабатывают ли старые модели поведения и общения и, если нет, то выработать новые. Но главное, ему надлежит убедиться в надёжности семьи и дома (что его не предадут в очередной раз), установить новые доверительные отношения и привязанности к новым родителям.

– Проверено на опыте многих семей: к незнакомой обстановке ребёнок привыкает быстро (как правило, в течение первого месяца) и без особых проблем, а вот процесс становления внутрисемейных отношений достаточно длителен, он обязательно затрагивает ВСЮ семью и протекает болезненно для ВСЕХ. Терпение! Именно в результате этой болезненной притирки родители и ребёнок, меняясь внутренне, и образуют семью.

– Болезненная стадия адаптации начинается не сразу, а только когда ребёнок на уровне подсознания ПОЧУВСТВУЕТ, что произошедшие изменения – надолго и необходимо к ним приспосабливаться. Поэтому пусть вас не вводит в заблуждение если первое время ребёнок ведёт себя спокойно, бесконфликтно и лояльно к семейным установкам.

– Продолжительность этого периода во многом зависит от возраста ребёнка, его психического склада, опыта жизни в кровной семье, времени пребывания в учреждении, накопленных психологических проблем и, конечно, от умения родителей понимать своего ребёнка. Ситуация проще, если ребёнок маленький - до двух лет, был рано изъят из семьи и не испытывал частых перемещений из одного места в другое и пробыл учреждении несколько месяцев – адаптация начинается через неделю-две и занимает от 3 до 6 месяцев. Сложнее, когда ребенку больше 7 лет, он с рождения в учреждении, часто перемещался и много натерпелся - в этом случае начало кризисной стадии адаптации отсрочено на 1-3 месяца и длится от 5 месяцев до 1 года.

ВНИМАНИЕ! Если ребёнок длительное время закрывается, избегает общения, то есть происходит его самоизоляция, он не доверяет вам – пугается ваших жестов, в ожидании наказания или выговора «отключается», впадает в ступор, начинает раскачиваться – обратитесь к специалисту!

Как начинается и проходит кризисная стадия адаптации

– Для этого периода в равной мере характерны: и лихорадочно-возбужденное состояние (беспокойство, чрезмерная активность) и, наоборот, депрессия, заторможенность. Ребенок начинает вредничать, устраивать истерики, пытается манипулировать родителями, делать всё «на зло». Часто просится на руки, прилипчив, но сидит неспокойно, не концентрируется, не слышит, всё забывает, постоянно переспрашивает, перепроверяет, теряет вещи, цепляет углы.

– Будьте готовы к проявлениям агрессии, например, ребенок может начать кусаться, драться, провоцировать родителей и других членов семьи, детей, животных, может пугать: «Убегу, поранюсь, убьюсь» (при этом может действительно открывать окно, выбегать на дорогу и др.).

– Практически всегда появляется яркий «регресс»: ребёнок ведёт себя явно младше своего возраста, его речь становится менее разборчивой, упрощенной, он может просить покормить его с ложечки, завернуть в пеленку, дать соску-пустышку, у него пропадают некоторые навыки, самостоятельности, появляется энурез.

– Ребёнок может начать угрожающе много есть, причём, всё подряд, что находит на столе.

– Старшие дети могут безудержно фантазировать, в основном на тему как они «крýты».

На этой стадии крайне важно проявить терпение и доброжелательность. Тщательно следите за своими эмоциями! Наказывать, лишением общения категорически нельзя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: