результатов исследования




ТЕМА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В ОБЛАСТИ

НАУЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Вопрос. Достоверность и обоснованность

результатов исследования

Под достоверностью понимается форма существования истины, обоснованной каким.-либо способом (напр., экспериментом, логическим доказательством), для познающего субъекта. Основа и критерий достоверности – общественно-истинная практика (Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А.М. Прохоров.– М., 1985. – С. 408).

Истина – 1. То, что существует в действительности, отражает действительность, правда (Например, объективная истина. Ручаться за истину сообщения. 2. Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом (Например, повторять старую истину. Святая истина (непререкаемое положение, утверждение) (Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. д. филол. н., проф. Н.Ю. Шведовой. – М., 1984. – стр. 221).

Понятие «обоснованный» в «Советском энциклопедическом словаре» под ред. А.М. Прохорова трактуется как «подтверждённый фактами, серьёзными доводами, убедительный » (например, обоснованный вывод). (сущ. обоснованность). В этом же словаре далее поясняется «обосновать » что-либо предполагает «подкрепить доказательствами» (например, обосновать своё предположение) (Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Докт. Филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. –М., 1984. – С.371).

Достоверность и обоснованность полученных результатовисследования как правило обеспечивается: 1) методологическим анализом теоретических положений, получивших развитие в философии, психологии, педагогике, социологии; 2) применением методов теоретического и эмпирического исследования, адекватных целям, задачам и логике исследования; 3) опытно – экспериментальной проверкой основных положений гипотезы исследования; 4) личным участием автора в экспериментальной проверке.

Вопрос. Апробация и внедрение

Под апробацией (лат. approbatio) понимается «официальное одобрение, утверждение чего-н.» (Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок 57 000 слов/ Под ред. д. филол. н., проф. Н.Ю. Шведовой.– М., 1984. – С.27).

Одной из форм апробации результатов научно-практического исследования является участие исследователя в научно-практических конференциях.

В справочно-энциклопедической литературе даются следующие определения понятия «конференция» (позднелат. сonferentia, от лат. сonferо – собираю в одно место):

это собрание, совещание представителей к.-л. организаций, групп, гос-в, а также отд. лиц, учёных для обсуждения определённых (часто теоретических) вопросов (Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А.М. Прохоров.– М., 1985. – С. 623);

это мероприятие, проводимое с целью изучения, обмена и распространения научных достижений и передового опыта или повышения уровня знаний и профессиональной квалификации специалистов (Полонский В.М.).

По сути своей понятие конференция понимается в широком смысле – как мероприятие или в узком смысле – как собрание, совещание в рамках которых происходит обмен мнениями или опыта специалистов.

Уровни конференций: международные, всероссийские, межрегиональные, межвузовские, внутривузовские.

В рамках научно-практических конференций обсуждаются различные типы педагогических проблем: информационные, концептуальные, организационно-методические, квалиметрические, методологические.

Содержание доклада на конференции:

· результаты работы с ключевыми понятиями исследования,

· анализ степени изученности предметной области исследования в научной литературе;

· результаты анализа состояния проблемы исследования в педагогической практике;

· использование того или иного методологического подхода к проблеме исследования;

· характеристика концепции обучения, воспитания, содержания образования;

· определение закономерностей учебно-воспитательного процесса,

· характеристика выявленных факторов, влияющих на эффективность усвоения знаний, применение методов и средств обучения;

· характеристика выявленных предпосылок становления, основных этапов и факторов развития исследуемого историко-педагогического явления;

· представление разработанной, теоретически обоснованной и экспериментально проверенной модели изучаемого процесса;

· результаты экспериментальной работы;

· выявленные особенности организации и содержания образовательного процесса в исследуемых типах учебно-воспитательных учреждений;

· постановка новых педагогических проблем и т.д.

На конференции могут обсуждаться и другие теоретические результаты, которые имеют сущностный характер, так как речь идёт о том, каким был, есть и будет объект, способы его осмысления и получения знания о нём. Это – новые концепции, подходы, направления, идеи, гипотезы, закономерности, тенденции, классификации, принципы в области обучения и воспитания, развития педагогической науки и практики.

В то же время на конференции могут обсуждаться и практические результаты исследования. Они, как правило, носят деятельностный характер и представляют собой знание, связанное с объектом исследования, способами использования объекта в практической деятельности людей.

В этой связи содержанием доклада на конференции могут быть:

· разработанные и апробированные на практике новые, связанные с организацией воспитания, обучения, содержания образования: методики, правила, алгоритмы, предложения;

· разработанные и предложенные к внедрению нормативные документы, программы, методические рекомендации и указания и т.п.

Осуществляя публичное выступление по проблеме исследования на научно-практической конференции, следует выполнять ряд рекомендаций:

· начните своё выступление с приветственного слова, обращенного к аудитории;

· представьтесь, назовите тему;

· обоснуйте актуальность темы,

· представьте кратко степень её изученности в научной литературе;

· сформулируйте цель и задачи Вашего исследования;

· назовите методы и методики исследования, с помощью которых Вы собирали и обрабатывали материал по теме;

· подчеркните, что лично Вы открыли, работая над темой исследования;

· назовите перспективы развития темы Вашего исследования.

Апробация может осуществляться и на заседаниях кафедры. Результаты исследования важно апробироват ь на практике. Внедрение материалов исследования в практику учебно-воспитательного процесса должно быть подкреплено соответствующим документом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: