ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 1 глава




Министерство образования и науки

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА „СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ”

В.Л. Агапов

К У Л Ь Т У Р О Л О Г И Я

Учебно-методическое пособие

для студентов всех специальностей

дневной и заочной формы обучения

Донецк – 2016

ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

В.Л. Агапов

К У Л Ь Т У Р О Л О Г И Я

Учебно-методическое пособие

для студентов всех специальностей

дневной и заочной формы обучения

 

 

Донецк 2016


УДК: 168.522

Культурология: учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей дневной и заочной формы обучения / В.Л. Агапов – Донецк, 2016.−91с.

Учебно-методическое пособие состоит из программы курса, планов семинарских занятий, вопросов для работы с хронологической таблицей и для самоконтроля, вопросов к экзамену, адресов электронных версий монографий и научных статей. В пособие включены также названия имеющихся в видеохостинге YouTube научно-документальных и документально-просветительских фильмов, записей балетов, исполнений музыкальных произведений, просмотр которых позволяет существенно углубить и конкретизировать представление о развитии и современном состоянии культуры. Методические указания предназначены студентам дневной и заочной формы обучения для осуществления самостоятельной работы под руководством преподавателя.

 

Рекомендованы к печати решением кафедры социально-гуманитарных дисциплин Донецкого института железнодорожного транспорта, протокол № 5 от 28 ноября 2016 г.

 

Составитель:

доктор исторических наук, заведующий

кафедрой социально-гуманитарных дисциплин

ДОНИЖТ В.Л. Агапов

Рецензенты:

кандидат философских наук, доцент

кафедры социально-гуманитарных

дисциплин ДОНИЖТ Е.А. Шелехов

кандидат политических наук,

доцент кафедры международных

отношений и внешней политики ДонНУ Е.В. Кузнецова

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  Вступление……………………………………………………….  
1. Программа курса «Культурология» ………………………….  
2. Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям ………  
3. Основная литература……………………………………………  
4. Семинарское занятие № 1……………………………………….  
5. Семинарское занятие № 2. ……………………………………….  
6. Семинарское занятие № 3………………………………………..  
7. Семинарское занятие № 4………………………………………...  
8. Семинарское занятие № 5. ………………………………………  
9. Семинарское занятие № 6………………………………………..  
10. Семинарское занятие № 7………………………………………..  
11. Семинарское занятие № 8. ………………………………………  
12. Семинарское занятие № 9. ………………………………………  
13. Экзаменационные вопросы………………………………………  
14. Глоссарий…………………………………………………………  

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

Курс культурологии является одной из базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного знания. Он введен в учебный процесс в соответствии с приказом Министерства образования и науки ДНР от 15 февраля 2016 г. «О внедрении дисциплин социально-гуманитарного цикла в образовательных организациях высшего профессионального образования». Методические рекомендации разработаны на основе требований Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника вуза.

Объект курса − сущность, движущие силы, причины и последствия культурных изменений.

Предмет курса − общие закономерности функционирования культуры, законы ее развития, конкретно-исторические формы культуры, ценностное содержание деятельности людей в разные исторические периоды.

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов систематических знаний в области культурологии, умение оценивать достижения культуры, в том числе российской, культуры Донбасса, на основе исторического контекста их создания, способности самостоятельно приобретать и пополнять в дальнейшем опыт освоения культуры.

Задачи изучения дисциплины :

− систематизировать ранее полученные знания по истории отечественной культуры;

− сформировать у студентов научные представления о содержании понятия «культура», о феномене культуры, ее роли в человеческой жизнедеятельности, хранении и передачи социального опыта;

− рассмотреть закономерности и особенности культурного развития в различные эпохи человеческой истории в различных регионах мира, выработать понимание своеобразия культур других народов;

− сформировать научные представления о базисных ценностях культуры, о типах культуры; о методологии и методах изучения культуры; об основных этапах развития культурологии, школах, направлениях и теориях в культурологии;

− охарактеризовать основные культурно-исторические центры мира.

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Иметь представление:

− о культуре как предмете исторического исследования; о процессах, протекавших в человеческой культуре на протяжении многих столетий; об основных этапах развития мировой и отечественной культуры;

− о связи культуры с другими сферами человеческой деятельности; об основных формах и типах культур и цивилизаций; о современной периодизации отечественной культуры в контексте взаимосвязи с периодизацией всемирной культуры; о национальном своеобразии отечественной культуры, ее менталитете и нравственных традициях.

Знать:

− место культурологии в системе гуманитарных дисциплин, специфику ее объекта и предмета, основные разделы культурологии, историю ее формирования как научной дисциплины, специфику основных современных культурологических школ и направлений;

− основные категории и понятия культуры, ее структуру и функции; место и роль в культуре профессиональной сферы деятельности, базовые ценности культуры;

− вклад цивилизаций, культурных центров, выдающихся деятелей науки, литературы и искусства в развитие мировой культуры;

− основные культурно-исторические факты, события, даты, имена деятелей мировой и российской культуры и сферы их деятельности;

− историю культуры Отечества, ее место в системе российской мировой культуры.

Уметь:

− ориентироваться в культурологической художественно-эстетической и нравственной проблематике;

− понимать, характеризовать и давать оценку явлениям культуры и бескультурья современной жизни;

− использовать ценности культуры в подготовке себя к будущей профессиональной деятельности;

− формулировать собственные смыслы ценностей культуры.

Владеть (общекультурные компетенции):

− культурой мышления, способностью к культурологическому подходу к изучению проблем науки и техники, абстрактному мышлению, анализу, синтезу, обобщению, восприятию культурологической информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

− способностью использовать основы культурологических знаний для формирования мировоззренческой позиции; интерпретации и моделирования на основе существующих научных концепций отдельных явлений культуры и культурных процессов с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;

− способностью уважительно и бережно относиться к историко-культурному наследию и культурным традициям, способностью анализировать основные этапы и закономерности культурно-исторического развития общества для формирования гражданской позиции, определения места и роли своей страны в истории человечества и в современном мире;

− способностью использовать основы культурологических знаний, основные положения и методы культурологии при решении профессиональных задач, способностью использовать их в различных сферах деятельности;

− пониманием и восприятием этических и моральных норм поведения в отношении других людей и в отношении природы, соблюдением норм здорового образа жизни;

− способностью осознавать культурологическую значимость своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, обеспечивать высокое качество выполняемых работ;

− готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести этическую ответственность за принятые решения;

− способностью к личностному развитию и повышению профессионального мастерства, обладать самосознанием, необходимым для обеспечения самовоспитания с целью формирования и совершенствования у себя положительных и устранению отрицательных качеств;

− способностью выполнять свои обязанности по профессиональной деятельности с учетом задач по охране труда и гражданской обороне, формулировать цели и задачи по личной безопасности, безопасности коллектива, общества и обосновывать подходы и средства сохранения жизни, здоровья и защиты работников в условиях угрозы и возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций.

Место дисциплины в учебном процессе. Культурология готовит к восприятию сложной и абстрактной проблематики курса «Философия», дает первичные знания для изучения курсов «Психология», «Социология» и «Политология». В этом смысле «Культурология» является интегральной дисциплиной в сфере гуманитарного знания.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 час.).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

(дневная форма)

№ п/п Наименование тем Лекции Семинары Самостоятельная работа Всего часов
  Культурология как система научного знания        
  Культура как объект исследования культурологии        
  Становление культуры        
  Античная культура        
  Культура средневековья        
  Становление культуры нового времени. Эпоха ренессанса.        
  Культура эпохи Просвещения (вторая пол. XVII − XVIII вв.)        
  Культура ХIХ века.        
  Культура ХХ в. − начала ХХI века.        
Итого          

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

(заочная форма)

№ п/п Наименование тем Лекции Семинары Самостоятельная работа Всего часов
  Культурология как система научного знания        
  Культура как объект исследования культурологии        
  Становление культуры    
  Античная культура и ее особенности    
  Культура средневековья    
  Становление культуры нового времени. Эпоха ренессанса.    
  Культура эпохи Просвещения (вторая пол. XVII − XVIII вв.)    
  Культура ХIХ века.    
  Культура ХХ в. − начала ХХI века.    
Итого          

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Тема №1. Культурология как система научного знания

Предмет культурологии. Философские обоснования и определения культуры. Культурология как общая теория культуры. Связь культурологии с другими науками. Культурология и история культуры. Основные понятия культурологии. Структура культурологии и ее функции. Основные этапы становления культурологии как научной дисциплины. Источники изучения культуры. Методы изучения культуры. Школы, направления и теории в культурологии. Фундаментальная культурология, прикладная культурология, социальная культурология, этнокультурология, историческая культурология, психология культуры, эволюционная и циклическая школы культурного процесса, общественно-историческая школа, натуралистическая школа, социологическая школа, символическая школа, антропологическая школа. Феноменология культуры.

Тема № 2. Культура как объект исследования культурологии

Понятие, структура и функции культуры. Культура как результат человеческой деятельности. Культура как социальная память человечества. Культура как система коммуникаций. Культура как системная целостность. Культура как система материальных объектов, идей, образов, технологий их изготовления, устойчивых связей между людьми и способов их регулирования, оценочных критериев, имеющихся в обществе. Соотношение понятий "природа" и "культура". Функции культуры. Морфология культуры. Культура и ценности. Материальные и духовные ценности в культуре общества. Типология культур. Высокая культура; примитивная культура; архаическая культура; обыденная культура; народная культура; массовая культура; маргинальная культура. Восточный и западный типы культур. Понятие цивилизации. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Генезис термина и понятия «цивилизация». Противопоставление культуры и цивилизации у О. Шпенглера. Классификация цивилизаций.

 

Тема № 3. Становление культуры

 

Возникновение человека разумного как условие становления культуры. Факторы, предопределившие появление культуры. Культура каменного века. Истоки религии и науки. Формы архаического сознания. Рождение искусства. Палеолитическая живопись. Пластика малых форм. Теория культуры доосевых цивилизаций К. Ясперса. Культура ранних цивилизаций. Понятие «традиционное общество». Основные черты традиционного общества. Генезис культуры. Первые цивилизации Древнего Востока. Понятие жизни и смерти. Первые библиотеки и школы. Архитектура древних городов. Цивилизации Индии, Китая, Центральной и Южной Америки. Достижения в области материальной и духовной культуры. Создание письменности. Первые литературные памятники.

 

Тема № 4. Культура античного мира.

Социально-экономические предпосылки расцвета материальной и духовной культуры античности. Этапы развития античной культуры. Культура Крита в период ее расцвета и упадка. Культура Микен. Особенности становления и развития культуры в Древней Греции, образ жизни населения, философия, искусство, политика. Мифы Греции − основа античного искусства. Золотой век Перикла: литература, театр, архитектура и изобразительное искусство. Идеализация, реализм, гедонизм. Эллинизм и его черты. Рим, римская цивилизация. Культура и искусство Рима. Римское право, ораторское искусство в системе духовных ценностей древнеримской культуры. Золотой век римской литературы. Архитектура и изобразительное искусство. Образ человека в искусстве Древней Греции и Рима. Возникновение христианства. Античность и современность.

 

Тема № 5. Культура средневековья.

Падение Рима. Византия и традиции греко-римской культуры. Культура феодализма − тип средневековой культуры. Теологичность мировоззрения. Архитектура, литература, изобразительное искусство в Византии. Влияние Византии на культурное развитие Европы. Центральная Европа и королевство франков. Каролинское Возрождение. Особенности развития культуры в Центральной и Северной Европе. Влияние феодальной раздробленности на культуру средневековой Европы. Формирование монастырской культуры. Католическая церковь и ее роль в развитии европейской культуры. Христианство и светская культура горожан. Возникновение протестантизма. Взаимосвязь религиозной, светской и народной культуры. Романский и готический стиль. Рыцарская культура. Возникновение гуманистических традиций. Средневековый эпос. Литература и искусство позднего средневековья. Ислам как культурный феномен. Мировоззрение и нравственные ценности арабо-мусульманского Востока. Художественная культура арабского Востока.

 

Тема № 6. Становление культуры Нового времени.

Эпоха ренессанса.

Формирование новой европейской культуры городов-республик Флоренции, Венеции. Мануфактурное производство, поляризация социальных интересов дворянства и буржуазии. Антифеодальные движения, борьба против духовной диктатуры церкви. Великие географические открытия, естественнонаучные знания и изменения представлений о пространстве и времени. Специфические черты культуры Возрождения: человеческая личность – смысловой центр культуры Ренессанса. Высокое Возрождение в Италии: литература, архитектура, изобразительное искусство. Противоречия эпохи Ренессанса. Золотой век испанской литературы. Возрождение во Франции и Северной Европе. Барокко. Позднее Возрождение и кризис гуманизма. Утопизм как элемент культуры эпохи Возрождения. Значение Ренессанса в культуре последующих эпох. Реформация как идеологическая и культурная революция. Контрреформация. Историческое значение Ренессанса, Реформации и Контрреформации.

 

Тема № 7. Культура эпохи Просвещения (вторая пол.

XVII − XVIII вв.)

 

Предпосылки и истоки европейского Просвещения. Мировоззрение и идеология Просвещения. Культ разума в эпоху классицизма. Особенности культуры Просвещения: исторический оптимизм, антикрепостническая направленность, многообразие и плюрализм философских, этических и эстетических учений. Английское просвещение. Первая научная революция. Ньютоновская механика. Национальные академии наук. Промышленная революция. Зарождение идеологии либерализма. Развитие культуры буржуазного общества. Особенности культуры Просвещения: исторический оптимизм, антикрепостническая направленность, многообразие и плюрализм философских, этических и эстетических учений. Рационализм, позитивизм, сентиментализм, рококо, просветительский реализм, классицизм. «Золотой век» театра». Влияние культуры Просвещения на современную европейскую культуру.

Тема № 8. Культура ХIХ века.

Капиталистическая система хозяйствования. Вторая научная революция. Египтология. Технический прогресс и новые виды искусства, немецкая классическая философия. Кризис религиозного сознания (А.Шопэнгауэр, Ф.Ницше) и его отражение в культуре. Натурализм в искусстве. «Золотой век» русской культуры. Рококо, классицизм. Романтизм как отклик на крах просветительских идей. Идейные искания романтизма, индивидуализма в художественной культуре. Искусство романтизма. Позитивизм, критический реализм. Венская классическая школа. «Могучая кучка». Передвижники. Кризис реалистических направлений в искусстве. Новые явления в культуре и искусстве конца XIX в.: импрессионизм, модерн, символизм, эклектика, натурализм и др.

Тема № 9. Культура ХХ в. − начала ХХI века.

Изменение «человеческой судьбы» (Х. Ортега-и-Гассет). Обострение социальных противоречий и активизация политической борьбы в Европе. Научные открытия на рубеже XX в. и их влияние на сознание людей. Культурологическое содержание крупнейших научных открытий ХХ века и технических достижений. Расширение границ искусства. «Серебряный век» русской культуры. Мировые войны и их влияние на развитие культуры. Философия экзистенциализма. Сюрреализм, кубизм, авангардизм, реалистическое искусство. Социалистический реализм. Последствия политики тоталитарных государств в области науки, литературы и искусства. Возникновение субкультуры: массовой, официальной, молодежной, элитарной. Четвертая информационная революция, информационное общество, нанотехнологии. Третий этап техногенной цивилизации. Общество массового потребления. Культура и глобальные проблемы современности. Постмодернизм. Неоавангардизм. Возникновение индустрии массового сознания. Новые организационные формы культуры. Противоречивое единство современной культуры.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Семинарские занятия – одна из важнейших форм учебного процесса по курсу «Культурология». На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в содержании и развития культурного процесса невозможно. Поэтому главным условием усвоения курса является тщательная подготовка студента к каждому семинару. Подготовку к нему следует вести в следующем порядке:

1. Внимательно ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, темами рефератов, вопросами для самостоятельной работы и проверки полученных знаний.

2. Прочитать предложенные преподавателем публикации, выделив те из них, которые, с Вашей точки зрения, помогут лучше подготовиться к занятию. Практика последних лет показывает, что при подготовке к семинарским занятиям студенты активно пользуются интернет-ресурсами. Поэтому студентам для облегчения поиска электронных версий публикаций предложены адреса учебных пособий и статей. Адреса статей, содержание которых поможет в конспектировании отдельных вопросов семинара, сгруппированы под рубрикой «дополнительная литература».

3. При работе с литературой необходимо помнить, что здесь недостаточно ограничиваться лишь беглым ознакомлением или просмотром текста. Вот несколько конкретных рекомендаций, касающихся организации работы студента с текстом:

а) сформулируйте общее представление об учебнике. Ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, если оно имеется, просмотрите текст;

б) внимательно прочтите текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясности, используя словари, справочную литературу;

в) разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую из них, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода;

г) еще раз просмотрите весь текст, установите логические связи между выделенными частями, составьте структурный план.

На основе изученной литературы необходимо подготовить тезисы или конспект, оформив соответствующие записи в тетради. В тезисной форме может быть подготовлено устное выступление на семинаре. Основой тезисов является план выступления, но в отличие от него в тезисах фиксируется не просто последовательность рассматриваемых вопросов, но и в краткой форме раскрывается их основное содержание.

Наиболее трудоемкой, но совершенно необходимой, частью подготовки к семинару является конспектирование. При подготовке к нему следует просмотреть конспект прочитанной преподавателем лекции, обратить особое внимание на термины, даты, сам ход культурно-исторического процесса. Это поможет лучше понять проблему. Конспективная форма записи требует не только фиксации наиболее важных положений источника, но и приведения необходимых рассуждений, доказательств. Нередко в конспект включают и собственные замечания, размышления, оставляемые, как правило, на полях.

Конспект составляется в следующей последовательности:

а) запишите дату подготовки к семинару, перепишите его тему и выносимые на рассмотрение вопросы;

б) используя учебник, Интернет-ресурсы, составьте «словарь культурологических понятий», для чего нужно дать определения понятиям, сгруппированных под названием «ключевые слова».

в) конспективная запись разделяется на части в соответствии с пунктами плана. Каждая часть должна содержать изложение какого-либо положения, а также его аргументацию. В ходе работы подчеркивается наиболее существенное, делаются пометки на полях.

На семинарских занятиях студент должен: а) принимать активное участие в обсуждении вопросов семинара; б) внимательно следить за выступлениями; в) уметь вести полемику с оппонентами.

К каждому семинарскому занятию рекомендуются темы рефератов. При подготовке реферата используется самая разнообразная литература. Подготовку реферата следует начинать с составления плана, подбора необходимого научно-популярные книги, публикации в исторических журналах.

Составители данного пособия предлагают студентам обратить внимание на подраздел «Видеоматериалы (You Tube)». В нем содержится список научно-документальных, научно-просветительских фильмов, фрагментов видеозаписей спектаклей, исполнения музыкальных произведений и т.д. Видеоматериалы позволяют реализовать совет: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Их просмотр является необходимым условием реального, а не формального познания истории создания и развития цивилизаций, зарождения и развития архитектуры и искусства, их сегодняшнего состояния.

Основная литература:

1. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). – М., 2002.
2. Власенко О.И. Культурология: уч. пособие / О.И.Власенко, Ю.В.Зайончковский. – Х., 2007.
3. Гриценко Т.Б. Культурологія: навч. посіб. / Гриценко С.П., КондратюкА.Ю., Сироватський С.А., Мельничук Т.Ф. – К., 2007.
4. Гуревич. П.С. Культурология: Учебник для вузов. – М., 2003.
5. История мировой культуры / Под ред. Н.О. Воскресенской. – М., 2003.
6. История мировой культуры: Учебник / Под. ред. Марковой А.Н. – М., 2003.
7. Кондаков И.В. История культуры России: Курс лекций. – М., 2003.
8. Корміч Л.І. Історія і теорія світової культури / Л.І. Корміч, В.В. Багацький. – Х., 2002.
9. Культурология: Уч. пособ. для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. – М., 2003.
10. Левчук Л.Т Історія світової культури / Левчук Л.Т, Єфименко В.В., Гриценко В.С. – К., 2000.
11. Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. – Минск, 1998.
12. Подольська Є.А. Культурологія / Є.А. Подольська, В.Д. Лихвар, К.А.Іванова. – К., 2005.
13. Полікарпов В.С. Лекції з історії світової культурі. – Х., 1999.
14. Розин В.М. Культурология: Учебник. – М., 1999.
15. Сапронов П.А. Курс лекций по теории и истории культуры. – СПб, 1998.
16. Скворцова Е.Н. Теория и история культуры: Учебник. – М., 1997.
17. Хмелевская С.А Культурология: Уч. пособ. – М., 2002.

 

 

Дополнительная литература:

Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. – М., 2010. – [Электронный ресурс]:

nashol.com›…kulturologiya-grushevickaya…sadohin…p…

История и культурология. Уч. пособие для ст. вузов. //. Н.В. Шишова, Т.В.Акулич, М.И. Бойко и др. Под ред. Н.В. Шишовой. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М, 2000. – [Электронный ресурс]:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: