Если в государстве диктаторский режим это правовое государство?




Любое государство независимо от политического режима и формы правления всегда правовое.

4)Раскройте связь права с другими социальными нормами:

А. Право и обычай

Обычай появился раньше права уже в родовом обществе. Отношение государства к родовым обычаям не всегда было одина­ковым: на некоторые обычаи оно не обращало внимания, предоставляя населению право самому решать, соблюдать их или нет (например, в Древней Руси государство не вмешивалось в проведение сельскохо­зяйственных работ, здесь продолжал действовать календарь — древ­нейший обычай, определявший дни начала пахоты, сева и т. п.), дру­гие, наоборот, стремилось изжить (в частности, обычай кровной мес­ти, что нашло отражение, например, в ст. 33 Краткой Правды). Были и такие обычаи, в соблюдении которых государство было заинтересо­вано настолько, что принуждало население к их исполнению.

Нормы этих обычаев становились, таким образом, обычно-правовы­ми и в совокупности составляли древнейший, первый по времени воз­никновения источник права — обычное право. Например, в Древней Руси нормы обычного права достаточно долго сохранялись в сфере имущественных отношений (особенно между купцами), в области публичного права (ими определялись порядок деятельности органов государства и их компетенция, порядок формирования войска, сбор налогов). Исключительно обычным правом регулировались в Древней Руси и семейно-брачные отношения.

В раннеклассовом обществе обычай есть исто­рически первая и единственная форма права. В странах, где сохранились раннеклассовые отноше­ния (Тропическая Африка, Индия и т. д.), такой обы­чай широко распространен. Историческое развитие пра­ва означает постепенное сужение сферы действия обы­чая за счет норм позитивного права.

В развитых странах обычай играет вспомогатель­ную роль в правовом регулировании. В нашей стране в советское время он практически не признавался в каче­стве источника права. Современная российская право­вая доктрина исходит из дуализма обычая, разделяя его на "просто" обычай и правовой обычай. Последний трактуется как обычай, получивший санкцию (защиту) государства. Так, например, в Гражданском кодексе РФ обычай делового оборота признается источником пра­ва.

Источники права в процессе перехода от родового строя к государ­ственному возникали в следующей последовательности: сначала пра­вовые обычаи, затем, по мере укрепления судебных учреждений — судебные прецеденты, и, наконец, спустя столетия право законо­творчества было признано за правителями (а в Вавилонии, Древней Индии и других странах также за храмами и жрецами), т. е. воз­никло позитивное право.

Б. Право и мораль

Мораль вклю­чает взгляды, представления людей о добре и зле, чести, совести, долге и основанные на них нормы поведения. Это социальный регулятор, с которым право взаимодействует наиболее тесно. Мораль — это сначала представления, идеалы, а уже потом — нормы (правила) поведения. Следует подчеркнуть историческую изменчивость мораль­ных взглядов и представлений и, соответственно, мо­ральных норм, а также возможность неодинаковой мо­ральной оценки тех или иных социальных явлений в различных слоях общества и отдельными людьми.

Между правом и моралью имеются общие черты:

§ представляют собой разновидности единой системы социальных норм;

§ являются регуляторами поведения людей в обществе;

§ основаны на общности социально-экономических интересов и культуры общества;

§ могут выступать в качестве инст­рументов политики определенных классов и социальных групп. Так, в Советском Союзе господствовала коллек­тивистская мораль, признававшая первичность обще­ственных интересов перед интересами личности. Этот же принцип находил правовое закрепление и использовался в официальной политике государства, особенно при массовых нарушениях законности. В постсоветской России, напротив, закреплен конституционный принцип высшей ценности прав и свобод человека, а в об­ществе утверждается соответствующая индивидуалистическая мораль.

Различия между правом и моралью можно проследить:

1. По времени возникновения - исторически мораль возникла раньше права

2. По способу образования - мораль формируется всем обществом на основе нравственных представлений людей о добре и зле, а правовые нормы устанавливаются государством

3. По форме выражения - моральные нормы содержатся в сознании людей и передаются ими из поколения в поколение, а правовые нормы содержатся в официальных государственных актах (законах, указах и т.д.).

4. По степени детализации - требования норм морали носят расплывчатый характер (будь честным, добрым, справедливым, не убий), а нормы права имеют строго определенное юридическое содержание.

5. По способу охраны от нарушений - выполнение норм морали обеспечивается общественным мнением и осуждением, а нарушение правовых норм влечет применение мер юридической ответственности, санкций закона.

Право активно содействует утверждению общечеловеческих нравствен­ных представлений, убеждений и принципов, в то время мораль укрепляет нравственную основу и авторитет права, наполняет его глубоким нравственным содержанием.

В. Право и религия

В начальные периоды своей истории право неотде­лимо от религии и выступает, как правило, в религиоз­ных формах (иудейское право, римское право на его ранних стадиях, мусульманское право и т.д.). В даль­нейшем право "сбрасывает" религиозную форму, одна­ко на Востоке этот процесс и ныне не завершен.

Соотношение права и религии зависит от того, одновременно ли с государством формировалась та или иная религиозная система или после его возник­новения. У тех народов, где формирование госу­дарства и религии шло одновременно, право стало со­ставной частью соответствующей религиозно-философской системы (иудейское право, индусское право, мусульманское право и т.д.).

Когда религия фор­мировалась в условиях уже сложившейся государствен­ности (например, христианство), новая религия заста­вала уже действующее право, которое, как правило, оставалось светским. Религиозное право, сложившееся на почве такой религии, регулировало отношения, свя­занные главным образом с деятельностью церкви (ка­ноническое право в Западной Европе).

В странах Востока и ныне не преодолена слитность права с религией (Иран), что обусловливает специфику соот­ношения между ними.

Фактор слитности права и религии приводит к отождествлению в глазах верующих государ­ства и религиозной общины и порождает ряд проблем в области равенства граждан перед законом. Так, в со­временных странах Востока в условиях государствен­ного характера ислама немусульманин не может стать главой государства, ему весьма сложно стать депута­том парламента и т.д. Влияние религии проявляется также в неравенстве в ряде стран правового статуса мужчины и женщины и т.д.

Сохранение действия традиционного, то есть добуржуазного (в том числе религиозного), права в ряде раз­вивающихся стран Азии и Африки обусловливает двой­ственность правового статуса их граждан (Латинское слово status означает "положение".).

В католических странах Европы и Америки наряду со светским правом возможно также применение кано­нического права, имеющего ограниченную сферу дей­ствия.

Некоторые важнейшие правовые акты отражают влияние религиозного правопонимания. Авторы Декларации независимости США 1776 г. рассмат­ривали права человека как создание творца. В этом же контексте упоминается Бог в преамбуле Конституции Швейцарской конфедерации 1999 г. и т. д.

В России до 1917 г. источниками права признавались Устав Духовных Консисторий, Книга Правил Св. Синода, Кормчая Книга и др. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы).

В наши дни характер взаи­модействия правовых и религиозных норм определяется харак­тером государства и зависит от того, является ли последнее светским или нет.

Г. Право и корпоративные нормы

Под корпоративными нормами понимают правила поведения, выработанные в рамках корпораций (фирм, производственных объединений и т. д.), кооперативов, общественно-политических образований (политических партий, профсоюзов и т. д.).

Корпоративные нормы создаются "снизу", по воле членов соответствующих организаций, нормы права создаются по воле государства.

Корпоративные нормы действуют в рамках отдельной организации, а действие норм права распространяется на всех лиц, находящихся на его территории.

Нарушение корпоративных норм влечет за собой применение санкций, предусмотренных в уставах соот­ветствующих организаций, а при пра­вонарушениях применяются санкции правовых норм, обеспечиваемые принудительной силой государства.

Д. Право и закон

Право и закон не всегда совпадают, например, немецкие фашисты уничтожали людей в соответствии со своими за­конами, но вопреки праву. За основу нового подхода берется принцип формального равенства, что означает независимость и свободу людей в их правовых отношениях. Этот принцип в абстрактной форме выражает справедливость.

Смысл разграничения права и закона в том, чтобы раз­граничить право и произвол, установить соответствие закона объективным требованиям права.

Правовой закон характеризуется следующими признака­ми:

1. Он есть выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей.

2. Воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющего всеобщий характер справедливости.

3. Учитывает и охраняет интересы тех, кто стеснен в своих возможностях или не может в силу определенных причин защитить свои права (больные, престарелые, безра­ботные).

4. Это не продукт воли и субъективного усмотрения законодателя, а необходимая составная часть объективно складывающегося в данном обществе права.

5. Правовой закон — антипод произволу. Реальная жизнь закона возможна только в условиях правового государства.

Следовательно, содержание права можно видеть в масш­табе, в мере свободы.

 

Использованная литература:

§ https://ucheba-legko.ru/;

§ https://www.grandars.ru/;

§ лекции по правоведению;

§ Конституция Российской Федерации;

§ Кутафин О.Е., «Правоведение» – М.: Юристъ, 2007. - 400 с.

§ Алексеев С.С., «Теория государства и права» - М.: Норма, 2004. - 283 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: