Любое государство независимо от политического режима и формы правления всегда правовое.
4)Раскройте связь права с другими социальными нормами:
А. Право и обычай
Обычай появился раньше права уже в родовом обществе. Отношение государства к родовым обычаям не всегда было одинаковым: на некоторые обычаи оно не обращало внимания, предоставляя населению право самому решать, соблюдать их или нет (например, в Древней Руси государство не вмешивалось в проведение сельскохозяйственных работ, здесь продолжал действовать календарь — древнейший обычай, определявший дни начала пахоты, сева и т. п.), другие, наоборот, стремилось изжить (в частности, обычай кровной мести, что нашло отражение, например, в ст. 33 Краткой Правды). Были и такие обычаи, в соблюдении которых государство было заинтересовано настолько, что принуждало население к их исполнению.
Нормы этих обычаев становились, таким образом, обычно-правовыми и в совокупности составляли древнейший, первый по времени возникновения источник права — обычное право. Например, в Древней Руси нормы обычного права достаточно долго сохранялись в сфере имущественных отношений (особенно между купцами), в области публичного права (ими определялись порядок деятельности органов государства и их компетенция, порядок формирования войска, сбор налогов). Исключительно обычным правом регулировались в Древней Руси и семейно-брачные отношения.
В раннеклассовом обществе обычай есть исторически первая и единственная форма права. В странах, где сохранились раннеклассовые отношения (Тропическая Африка, Индия и т. д.), такой обычай широко распространен. Историческое развитие права означает постепенное сужение сферы действия обычая за счет норм позитивного права.
В развитых странах обычай играет вспомогательную роль в правовом регулировании. В нашей стране в советское время он практически не признавался в качестве источника права. Современная российская правовая доктрина исходит из дуализма обычая, разделяя его на "просто" обычай и правовой обычай. Последний трактуется как обычай, получивший санкцию (защиту) государства. Так, например, в Гражданском кодексе РФ обычай делового оборота признается источником права.
Источники права в процессе перехода от родового строя к государственному возникали в следующей последовательности: сначала правовые обычаи, затем, по мере укрепления судебных учреждений — судебные прецеденты, и, наконец, спустя столетия право законотворчества было признано за правителями (а в Вавилонии, Древней Индии и других странах также за храмами и жрецами), т. е. возникло позитивное право.
Б. Право и мораль
Мораль включает взгляды, представления людей о добре и зле, чести, совести, долге и основанные на них нормы поведения. Это социальный регулятор, с которым право взаимодействует наиболее тесно. Мораль — это сначала представления, идеалы, а уже потом — нормы (правила) поведения. Следует подчеркнуть историческую изменчивость моральных взглядов и представлений и, соответственно, моральных норм, а также возможность неодинаковой моральной оценки тех или иных социальных явлений в различных слоях общества и отдельными людьми.
Между правом и моралью имеются общие черты:
§ представляют собой разновидности единой системы социальных норм;
§ являются регуляторами поведения людей в обществе;
§ основаны на общности социально-экономических интересов и культуры общества;
§ могут выступать в качестве инструментов политики определенных классов и социальных групп. Так, в Советском Союзе господствовала коллективистская мораль, признававшая первичность общественных интересов перед интересами личности. Этот же принцип находил правовое закрепление и использовался в официальной политике государства, особенно при массовых нарушениях законности. В постсоветской России, напротив, закреплен конституционный принцип высшей ценности прав и свобод человека, а в обществе утверждается соответствующая индивидуалистическая мораль.
Различия между правом и моралью можно проследить:
1. По времени возникновения - исторически мораль возникла раньше права
2. По способу образования - мораль формируется всем обществом на основе нравственных представлений людей о добре и зле, а правовые нормы устанавливаются государством
3. По форме выражения - моральные нормы содержатся в сознании людей и передаются ими из поколения в поколение, а правовые нормы содержатся в официальных государственных актах (законах, указах и т.д.).
4. По степени детализации - требования норм морали носят расплывчатый характер (будь честным, добрым, справедливым, не убий), а нормы права имеют строго определенное юридическое содержание.
5. По способу охраны от нарушений - выполнение норм морали обеспечивается общественным мнением и осуждением, а нарушение правовых норм влечет применение мер юридической ответственности, санкций закона.
Право активно содействует утверждению общечеловеческих нравственных представлений, убеждений и принципов, в то время мораль укрепляет нравственную основу и авторитет права, наполняет его глубоким нравственным содержанием.
В. Право и религия
В начальные периоды своей истории право неотделимо от религии и выступает, как правило, в религиозных формах (иудейское право, римское право на его ранних стадиях, мусульманское право и т.д.). В дальнейшем право "сбрасывает" религиозную форму, однако на Востоке этот процесс и ныне не завершен.
Соотношение права и религии зависит от того, одновременно ли с государством формировалась та или иная религиозная система или после его возникновения. У тех народов, где формирование государства и религии шло одновременно, право стало составной частью соответствующей религиозно-философской системы (иудейское право, индусское право, мусульманское право и т.д.).
Когда религия формировалась в условиях уже сложившейся государственности (например, христианство), новая религия заставала уже действующее право, которое, как правило, оставалось светским. Религиозное право, сложившееся на почве такой религии, регулировало отношения, связанные главным образом с деятельностью церкви (каноническое право в Западной Европе).
В странах Востока и ныне не преодолена слитность права с религией (Иран), что обусловливает специфику соотношения между ними.
Фактор слитности права и религии приводит к отождествлению в глазах верующих государства и религиозной общины и порождает ряд проблем в области равенства граждан перед законом. Так, в современных странах Востока в условиях государственного характера ислама немусульманин не может стать главой государства, ему весьма сложно стать депутатом парламента и т.д. Влияние религии проявляется также в неравенстве в ряде стран правового статуса мужчины и женщины и т.д.
Сохранение действия традиционного, то есть добуржуазного (в том числе религиозного), права в ряде развивающихся стран Азии и Африки обусловливает двойственность правового статуса их граждан (Латинское слово status означает "положение".).
В католических странах Европы и Америки наряду со светским правом возможно также применение канонического права, имеющего ограниченную сферу действия.
Некоторые важнейшие правовые акты отражают влияние религиозного правопонимания. Авторы Декларации независимости США 1776 г. рассматривали права человека как создание творца. В этом же контексте упоминается Бог в преамбуле Конституции Швейцарской конфедерации 1999 г. и т. д.
В России до 1917 г. источниками права признавались Устав Духовных Консисторий, Книга Правил Св. Синода, Кормчая Книга и др. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы).
В наши дни характер взаимодействия правовых и религиозных норм определяется характером государства и зависит от того, является ли последнее светским или нет.
Г. Право и корпоративные нормы
Под корпоративными нормами понимают правила поведения, выработанные в рамках корпораций (фирм, производственных объединений и т. д.), кооперативов, общественно-политических образований (политических партий, профсоюзов и т. д.).
Корпоративные нормы создаются "снизу", по воле членов соответствующих организаций, нормы права создаются по воле государства.
Корпоративные нормы действуют в рамках отдельной организации, а действие норм права распространяется на всех лиц, находящихся на его территории.
Нарушение корпоративных норм влечет за собой применение санкций, предусмотренных в уставах соответствующих организаций, а при правонарушениях применяются санкции правовых норм, обеспечиваемые принудительной силой государства.
Д. Право и закон
Право и закон не всегда совпадают, например, немецкие фашисты уничтожали людей в соответствии со своими законами, но вопреки праву. За основу нового подхода берется принцип формального равенства, что означает независимость и свободу людей в их правовых отношениях. Этот принцип в абстрактной форме выражает справедливость.
Смысл разграничения права и закона в том, чтобы разграничить право и произвол, установить соответствие закона объективным требованиям права.
Правовой закон характеризуется следующими признаками:
1. Он есть выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей.
2. Воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющего всеобщий характер справедливости.
3. Учитывает и охраняет интересы тех, кто стеснен в своих возможностях или не может в силу определенных причин защитить свои права (больные, престарелые, безработные).
4. Это не продукт воли и субъективного усмотрения законодателя, а необходимая составная часть объективно складывающегося в данном обществе права.
5. Правовой закон — антипод произволу. Реальная жизнь закона возможна только в условиях правового государства.
Следовательно, содержание права можно видеть в масштабе, в мере свободы.
Использованная литература:
§ https://ucheba-legko.ru/;
§ https://www.grandars.ru/;
§ лекции по правоведению;
§ Конституция Российской Федерации;
§ Кутафин О.Е., «Правоведение» – М.: Юристъ, 2007. - 400 с.
§ Алексеев С.С., «Теория государства и права» - М.: Норма, 2004. - 283 с.