Школьная и университетская реформа 1863-1864 г.
История развития образования в России.
· Первые религиозные школы создавались на Руси только при монастырях. В школах начального типа изучали чтение, письмо, пение и богословие.
· К началу правления Петра I, в Европе уже существовало около 100 университетов, а в России два учебных заведения: Киевская Духовная академия и Московская славяно-греко-латинская академия.
· Петр I в условиях войны создал систему профессионального образования в форме военных училищ и заложил основы начального и профессионального светского и духовного обучения.
· В 1755 г. Был создан первый в России Московский университет. В университете было три факультета: юридический, философский и медицинский.
· По инициативе Екатерины II было создано 550 школ для обучения горожан и подготовки учителей.
· Александр I завершил создание системы многоуровневого образования в которую вошли: университеты, гимназии, уездные училища. Низшей ступенью образования являлись приходские училища. Впервые были созданы церковно-приходские школ, в которых могли учиться дети нижних сословий. Находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего Правительствующего Синода.
· При Николаи I правительство стало широко проводить в жизнь сословный принцип в системе образования, что выражалось уже не только в создании закрытых учебных заведений, но и в недопущении преемственности обучения в общеобразовательной школе.
Причины проведения реформы образования в 1863-1864 г.
· Предоставление гражданских прав бывших крепостным крестьянам обусловило проведение земской и судебной реформы, в соответствии в которыми стране необходимо было большое количество работников судебной системы, земских врачей, агрономов, и других специалистов. Готовить их можно было из нижних слоев населения, так как дворян в России было меньше, чем нужно было специалистов.
Разработка реформы
· 4 декабря 1861 года Александр II учредил специальную комиссию, в состав которой вошли университетские профессора и попечители учебных округов. Она должна была разработать новый Устав российских университетов. Проект нового Устава был готов уже 5 января 1862 года.
· Реформа проведена министром народного просвещения графом Д.А. Толстым.
Система подготовки специалистов из нижних слоев населения. Изменения в основных звеньях народного образования.
· Для подготовки специалистов из детей низших сословий от платы освобождались дети малоимущих родителей (не более 10% от общего числа учеников). Особо отличившимся учащимся предусматривалась выдача единовременных пособий и стипендий.
· Начальные школы разделялись на церковно-приходские училища, содержание которых осуществлялось за счёт местных обществ, с возможностью пособий от частных лиц и казны, и народные училища, финансируемые частными лицами; церковно-приходские училища, существующие за счёт средств православной церкви, и сельские училища различных государственных ведомств; эти училища не отличались ничем, кроме порядка управления и финансирования; Допускалось введение платы за обучение, размер которой определялся теми, кто содержал училище. Определяющим условием для поступления в гимназию становилось имущественное положение, способность оплачивать обучение.
· По уставу 1864 года гимназии объявлялись бессословными учебными заведениями: в число учащихся принимались мальчики всех сословий без различия звания их родителей и вероисповедания.
· Устав 1963 г. объявлял о создании трех типов средней школы с семилетним курсом обучения: классическая гимназия с двумя древними языками; классическая гимназия с латинским языком; реальная гимназия без древних языков. Учреждался новый тип неполного среднего образования — прогимназия с четырехлетним курсом обучения по программам классического или современного образования. Вносились также изменения в статус уездных училищ, которые предусматривалось преобразовать в прогимназии или двухлетние приходские начальные школы.
· Окончившие классическую гимназию имели право без экзаменов поступить в университет, а реальную – в технические вузы.
· К важным школьным реформам 60-х гг. следует также отнести учреждение женских общеобразовательных всесословных училищ (с 1870 г. — женских гимназий). Окончившие женские гимназии не пользовались правом поступления в университет.
· Благодаря реформе университетам представилось больше самостоятельности в делах внутреннего управления, устав ввел выборность ректоров и профессоров университетов.
Положительный эффект реформы образования
· Устав средней школы вводил принцип равенства всех сословий и вероисповеданий;
· Появилась система женских гимназий;
· Менее чем за десятилетие после проведения реформ количество школ в России выросло почти до 20 тысяч, а число студентов в ВУЗах увеличилось в полтора раза. Уровень грамотности в народной среде существенно повысился. Количество врачей в земских губерниях с 1870 по 1910 год выросло в 5 раз