Типовые примеры библиографического описания




ДЕЛОВОЙ ЯЗЫК ЮРИСТА

 

 

Методические указания

по выполнению контрольных работ

для студентов заочной формы обучения,

обучающихся по направлению 40.03.01.62 «Юриспруденция» -

направленность: «Государственно-правовая»

 

Санкт-Петербург


 

 

УДК 340

ББК 67.5

 

Рассмотрено и рекомендовано к изданию

Методическим советом Юридического института

(протокол № 8 от 15 мая 2017 г.)

 

 

Составители:

кандидат философских наук, доцент А.В. Евсеев

старший преподаватель Т.Т. Ляшенко

 

Рецензент:

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права А.О. Лядов

 

 

Деловой язык юриста: методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения / Сост.: А.В. Евсеев, Т.Т. Ляшенко; С.-Петерб. ун-т технол. упр. и экон. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2017. — 42 с.

 

ISBN 978-5-----------------------------

 

Методические указания разработаны на основании Макета методических указаний по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения, разработанного и утвержденного Институтом образовательных программ СПбУТУиЭ.

Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Деловой язык юриста» предназначены для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 40.03.01 «Юриспруденция» (бакалавриат).

 

 

УДК 340

ББК 67.5

ISBN 978-5

 

© Ляшенко Т.Т., составление, 2017

© Евсеев А.В., составление, 2017

© СПбУТУиЭ, 2017

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
Общие требования к выполнению контрольных работ  
Цели и задачи контрольной работы  
Этапы выполнения контрольной работы  
Оформление контрольной работы  
Критерии оценки контрольной работы  
Список вариантов контрольных работ  
Заключение  
Список рекомендуемой литературы  
Приложения  

 


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Контрольная работа – один из видов индивидуальной самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа, наряду с аудиторной, представляет собой важную форму учебного процесса, являясь одновременно существенной частью рабочей программы учебной дисциплины «Деловой язык юриста». Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и под методическим руководством преподавателя, но без его непосредственного участия.

Контрольная работа предназначена не только для проверки теоретических знаний по изучаемой дисциплине, но и для выработки и применения умений и навыков, необходимых при самостоятельном анализе практических ситуаций или юридически значимых проблем в обществе.

Контрольная работа позволяет студенту более глубоко познакомиться с одной из тем (или разделов) изучаемой дисциплины, наряду с этим – освоить общие понятия и категории, охватывающие самые разные политико-правовые явления, понять закономерности правовых систем и юридическую логику правоприменительной деятельности.

Настоящие Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Деловой язык юриста» предназначены для студентов заочной формы обучения по направлению 40.03.01 «Юриспруденция» (для всех профилей и направленностей).

Методические указания содержат варианты контрольных работ, составленные в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Деловой язык юриста», рекомендации по их выполнению, типовые задания, справочные материалы.

Каждый вариант контрольной работы по дисциплине «Деловой язык юриста» может быть посвящен как определенной теме, так и нескольким темам и включать в себя несколько заданий, формулируемых в виде общих вопросов, ситуативных задач, тестов и т.д.

В процессе выполнения контрольной работы студент имеет право обратиться за индивидуальной консультацией к преподавателю.

Получив проверенную работу, студент должен внимательно ознакомиться с рецензией, разобраться в замечаниях, и в соответствии с ними доработать ответы. Не зачтенная работа возвращается на доработку. Студент обязан исправить ошибки, дополнить работу и вновь отправить ее на кафедру ТИГП вместе с не зачтенной работой на проверку.

Работы, выполненные по тематике несогласованной с преподавателем, возвращаются без проверки.

Выполненная контрольная работа хранится на кафедре ТИГП в течение года.

Зачтенная контрольная работа является допуском к экзамену.

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа является завершающим этапом изучения курса дисциплины «Деловой язык юриста».

Контрольная работа позволяет судить о том, насколько студент усвоил теоретический курс и каковы его умения в решении конкретных практических проблем, с которыми сталкиваются юристы.

Значение контрольной работы состоит в том, что в процессе ее выполнения студент не только закрепляет, но и углубляет полученные знания, умения и навыки.

Контрольная работа является важной частью самостоятельной работы студентов.

Опыт и знания, полученные студентами на этом этапе обучения, во многом могут быть использованы и в плане подготовки дипломной работы (выпускной квалификационной работы), и в будущей профессиональной деятельности.

Основные цели выполнения контрольной работы:

1) закрепление и систематизация уже полученных знаний, а также актуализация прикладных умений и навыков по изучаемому курсу;

2) обучение студентов самостоятельно пользоваться научной и учебной литературой, а также официальными источниками правовой информации (законодательство, судебные решения и т.д.);

3) углубление теоретических знаний по соответствующей теме (разделу), предложенной в рамках контрольной работы;

4) построение прикладных моделей поведения при решении поставленных в контрольной работе задач;

5) развитие у студента творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.

Для достижения выше указанных целей студент должен быть способным к решению следующих дидактических задач:

- знать базовые понятия и положения изучаемой дисциплины, а также смешных учебных и научных дисциплин;

- иметь информацию о научных дискуссиях в рассматриваемой области;

- представлять себе типичные ситуации, которые актуализируют эти дисциплинарные знания учебного и научного характера;

- уметь оперативно находить информацию из разнообразных источников, необходимую для анализа и прогнозирования развития этих типичных ситуаций,

- иметь в наличии и/или памяти образцы разрешения этих типичных ситуаций,

- иметь в наличии и/или памяти образцы ошибок, которые не способствуют разрешению этих типичных ситуаций,

- уметь доказывать выдвигаемые тезисы (гипотезы), необходимые для более глубокого и конкретного понимания рассматриваемых в контрольной работе вопросов;

- уметь обосновывать предлагаемые прикладные действия, их существенные условия, средства и методы, необходимые для разрешения типичных ситуаций, которые актуализируют знания данной дисциплины;

- быть информирован по смежным вопросам рассматриваемой тематики,

- умение грамотно выражать свою правовую и жизненную позицию, используя соответствующую юридическую терминологию.

 

ЭТАПЫВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Выполнение контрольной работы включает следующие этапы:

1) ознакомление с Методическими указаниями по выполнению контрольных работ по дисциплине «Деловой язык юриста»;

2) выбор индивидуального варианта контрольной работы;

3) подбор и первоначальное ознакомление с литературой, соответствующей теме выбранной контрольной работы;

4) составление предварительного плана;

5) отбор и изучение литературных источников;

6) сбор, обработку и систематизацию эмпирических данных на основе статистической информации, публикаций в научной и общественно-политической литературе, а также в СМИ и Интернете;

7) составление окончательного варианта плана контрольной работы;

8) написание контрольной работы;

9) надлежащее оформление контрольной работы;

10) предоставление контрольной работы преподавателю на проверку;

11) защита контрольной работы.

 

Рассмотрим эти этапы подробнее.

 

1) После внимательного ознакомления с Методическими указаниями по выполнению контрольных работ по дисциплине «Деловой язык юриста» студент приступает к рассмотрению списка (перечня) предложенных вариантов контрольных работ.

2) Студент самостоятельно или по схеме, предложенной ведущим преподавателем, выбирает один вариант контрольной работы из списка (перечня) контрольных работ, представленных в данных Методических указаниях. Студент может самостоятельно (а) предложить другую тему контрольной работы (с обоснованием её предметности и значимости) либо (б) сузить первоначальную тему (что предполагает более углубленное ее изучение). Сведения об избранном студентом варианте контрольной работы должны быть доведены до сведения преподавателя в установленные сроки. Для этого студент должен связаться с кафедрой ТИГП (по телефону или по электронной почте - см.: сайт https://www.spbume.ru/ru/) и уведомить специалиста о выбранной теме в письменной форме. Если за это время студент не выбрал для себя тему, то тему контрольной работы определяет сам преподаватель, сообщая ее студенту. Обычный срок для выбора варианта контрольной работы – один месяц с начала семестра, в конце которого учебным планом установлен зачет или экзамен по данной учебной дисциплине.

3) Выполнение контрольной работы следует начинать с общего ознакомления с ее темой, прежде всего, в виде прочтения соответствующего раздела из учебников (учебных пособий), представленных в рабочей программе по курсу «Деловой язык юриста» и в данных Методических пособиях, а также конспектов лекций.

4) Весьма полезным для предстоящей деятельности по написанию контрольной работы является составление ее предварительного плана. Конечно, он выступает лишь гипотезой, нуждающейся в дальнейшем усовершенствовании или даже пересмотре. Тем не менее, благодаря такому плану, студент сможет наметить логическую структура будущей работы, и на этой основе в будущем группировать собранный и проанализированный и м материал. Контрольная работа по своей структуре состоит из: (а) введения, в котором кратко обосновывается актуальность, научная и практическая значимость избранной темы; (б) основной части, содержательно раскрывающей суть темы (вопроса, задачи и т.д.); (в) заключения, где формулируются выводы, оценки, предложения.

5) Исходя из предварительного плана контрольной работы, студенту будет более понятным переход от общей учебной литературы, с которой он уже ознакомился, к другим литературным источникам по данной, в том числе, к официальным юридическим актам. Некоторые источники по выбранной теме может рекомендовать преподаватель или составитель учебной программы по данному курсу. Но для самого студента очень важно научиться вести поиск и подбор необходимой литературы самостоятельно. Для этого целесообразно отправиться в библиотеку (библиотеки) или обратиться к Интернет-ресурсам. В каждой библиотеке имеются каталоги (алфавитные, предметные, систематические и т.д.), в справочном зале находится, как правило, консультант, который всегда поможет вам сориентироваться в библиотечных фондах и правильно оформить заказ на книгу. Весьма информативны различные реферативные журналы, а также библиографические журналы по определенной тематике, в частности, издаваемые Институтом научной информации по общественным наукам Российской академии наук (сайт ИНИОН РАН: https://inion.ru/). В Интернет-сети имеются поисковики, а также специализированные сайты и электронные библиотеки. Подчерпнутая таким образом информация должна быть внимательно изучена, проанализирована с точки зрения ее актуальности, истинности, эффективности, дискуссионности. Данные материалы и комментарии к ним студенту лучше сохранять в письменном или электронном виде и не надеяться на свою память.

6) Обращаясь к различным источникам тематической литературы, студенту следует особо выделять такую информацию, которая имеет не столько теоретический или идеологический характер, сколько эмпирический (прикладной) характер. Другими словами, нужно обратиться и к таким источниками информации, которые выступают как независимые данные, которые могут быть использованы, прежде всего, в качестве весомых аргументов и построении доказательной базы в целом в предстоящей контрольной работе. Это - сбор, обработка и систематизация эмпирических данных на основе статистической информации, публикаций в научной и общественно-политической литературе, а также в СМИ и Интернете. В частности, рекомендуется обращаться к ежегодным статистическим сборникам, подготавливаемым Федеральной службой государственной статистики РФ под названием «Социально-экономическое развитие России» и др. (см.: https://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/).

7) С учетом собранного и проанализированного материала по теме, а также комментариев и собственных записей, можно переходить к составлению окончательного плана контрольной работы.

8) При написании контрольной работы нужно придерживаться ряда правил. Изложение материала должно быть кратким, точным, последовательным. Необходимо употреблять научные термины, избегать непривычных или двусмысленных понятий и категорий, сложных грамматических оборотов. Некоторые термины, отдельные слова и словосочетания допускается заменять общепринятыми текстовыми сокращениями, например, РФ, ЦИК, СМИ и т.д. Рекомендуется включать в контрольную работу схемы и таблицы, если они помогают раскрыть основное содержание темы или стать аргументов в пользу авторских выводов и оценок. Текст работы должен демонстрировать:

- знакомство автора с нормативными правовыми актами, основной литературой по рассматриваемым вопросам;

- умение выделить проблему и определить методы ее решения;

- умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов;

- владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;

- приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем научного изложения.

9) Особое внимание следует уделять оформлению контрольной работы, поскольку невыполнение формальных требований может стать основанием для неполучения зачета по данному виду самостоятельной работы студента. Ниже приведены общие требования по оформлению контрольных работ по дисциплине «Деловой язык юриста». Текст полностью написанной и оформленной работы подлежит тщательной проверке - ошибки и описки как в тексте, так и в научно-справочном аппарате отрицательно сказываются на итоговой оценке.

10) Контрольная работа должна быть представлена преподавателю в письменном и электронном виде – в срок, определенный приказом (распоряжением) заведующего кафедрой ТИГП. Как правило, срок представления контрольной работы устанавливается в конце учебного семестра (модуля), но до начала сессии.

11) Защита контрольной работы предполагает собеседование преподавателя и студента в формате краткого устного изложения основных идей представленной контрольной работы со стороны ее автора и последующих вопросов, которые могут возникнуть у преподавателя в связи и с устным выступлением, и по тексту самой работы. Итоговая оценка заносится в ведомость и журнал учета учебных достижений обучающихся.

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Общий объем контрольной работы не должен превышать 15 страниц). Работа должна быть напечатана на одной стороне листа белой бумаги форматом А4. Рекомендуемый шрифт Times New Roman, размер 14, межстрочный интервал - 1,5.

Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей; левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 15 мм, нижнее - 20 мм. Следует включить режимы «выравнивание по ширине» и «автоматический перенос слов».

Титульный лист работы (см.: Приложение 1) должен содержать полное наименование вуза, название подразделения (факультет, кафедра), в котором выполнена работа, название темы, фамилию, имя, отчество автора, фамилию, инициалы и ученую степень (звание) научного руководителя, наименование места и год выполнения.

Содержание (см. Приложение 2) представляет собой составленный в последовательном порядке список заголовков всех разделов и подразделов работы с указанием страниц, на которых они начинаются.

Введение. Во введении контрольной работы (рекомендуемый объем не более 2-3 страниц) — дается обоснование выбора темы, характеризуется ее актуальность и степень научной разработки, общая оценка исследуемой проблемы, формируются цели и задачи исследования, перечисляются целесообразные подходы и методы их решения.

Основная часть. Основная часть контрольной работы должна быть представлена главами или разделами (не более трех), которые могут быть разбиты на параграфы. Все части контрольной работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи. Каждая глава, раздел должны иметь определенное целевое назначение и является базой для последующего изложения. В конце каждой главы или раздела должны быть сформулированы краткие выводы, вытекающие их текста.

Заключение. Заключение содержит в сжатой форме как теоретические выводы, так и практические предложения, к которым пришел студент в результате выполнения контрольной работы. Они должны быть краткими, конкретными, вытекать из существа работы и отражать предмет защиты. Объем заключения —до 2-х страниц.

Список использованных источников должен содержать перечень источников информации, используемых при выполнении контрольной работы, и их библиографическое описание. Список включает в себя официальные нормативно-правовые акты, судебные решения, научную и учебную литературу (располагаемую в алфавитном порядке). В контрольной работе необходимо использовать не менее 5 источников.

Приложения должны включать вспомогательный или дополнительный материал, который необходим для полноты восприятия текста контрольной работы и оценки ее значимости (копии документов, таблицы вспомогательных и цифровых данных, иллюстрации и т.д.). Приложения нумеруются арабскими цифрами – как Приложение 1 или Приложение 2.

 

Все листы контрольной работы должны быть сброшюрованы, т.е. скреплены надлежащим образом.

Нумерация страниц должна быть по возрастающей, начиная с титульного листа, и сквозной. На титульном листе номер страницы не проставляется, но учитывается.

Заголовки структурных элементов работы «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЕ» располагают в середине строки без точки в конце и печатают прописными заглавными буквами без подчеркивания. Шрифт заголовка выделяют жирным. Каждый структурный элемент следует начинать с новой страницы. Переносы слов в заголовках не допускаются. Заголовки подразделов и пунктов пишутся так: первая буква - прописная, остальные – строчные. Подразделы входят в структуру раздела и поэтому их не надо начинать с новой страницы.

Нумерация списка использованных источников должна быть единой от начала вне зависимости от деления источников на группы. В список включаются лишь те источники, которые непосредственно использованы автором при работе над темой: они цитируются, на них ссылаются или они послужили отправной точкой при формировании позиции автора работы. Приводимый список свидетельствует о глубине проведенного исследования, уровне изученности исследуемой проблемы, навыках работы с научной литературой. Библиографическое описание источников должно соответствовать ГОСТу 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»(см. Приложение 3).

Ссылки на источники внутри текста контрольной работы следует обозначать арабскими цифрами, заключенными в квадратные скобки – в соответствии с ГОСТом Р.7.05-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Если приводится прямая цитата из работы какого-либо автора, то после нее в квадратных скобках указывается порядковый номер источника (в списке использованных источников), а также страница, откуда заимствована цитата, например, [2 c. 44]. Если ссылка осуществляется на несколько работ одного и того же автора, то можно использовать формат ссылки: [12; 13, 14], где цифрами указаны работы этого автора под своими номерами из списка использованных источников.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

При выполнении контрольной работы студент должен ориентироваться на следующие общие критерии, обычно предъявляемые к таким работам:

- самостоятельность выполнения контрольной работы

- актуальность темы исследования;

- соответствие содержания контрольной работы ее теме;

- глубина проработки привлекаемого научного и прикладного (эмпирического) материала;

- правильность и точность поставленных вопросов, представленных в плане работы;

- концептуальность правовой позиции автора по поставленным вопросам,

- логичность и обоснованность выводов исходя из заявленных студентом позиций;

- значимость предлагаемых решений для разрешения типичных ситуаций, актуализируемых

- правильность и полнота использования литературы;

- ссылки на действующее законодательство,

- использование судебной практики,

- соответствие оформления контрольной работы действующим стандартам;

- качество сообщения и ответов на вопросы при защите контрольной работы.

 

Более конкретными критериями при планировании и оценивании выполненной контрольной работы по дисциплине «Деловой язык юриста» могут служить компетенции и их компоненты, предусмотренные основной образовательной программой при изучении студентом данной учебной дисциплины, а именно:

- владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору пути ее достижения (ОК-3);

- способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4).

В результате изучения дисциплины студент должен:

 

ЗНАТЬ   основные юридические понятия и темы ОК-7
основы культуры мышления, включая законы формальной и диалектической логики ОК-7
базовую юридическую терминологию ПК-7
УМЕТЬ   грамотно излагать (устно и письменно) свои мысли, результаты учебной и исследовательской работы ОПК-5
логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, анализировать и рассуждать, находить ошибки в речи ОПК-5
выдвигать определенные цели, находить соответствующие средства и методы ОК-7
ВЛАДЕТЬ   базовой лексикой по юридическим и иным наукам ОПК-5
методами доказательств и опровержений ОПК-5
навыками публичного выступления и ведения дискуссии ОПК-4

 

Контрольная работа, представленная студентом, оценивается преподавателем в традиционной шкале: «зачтено» или «не зачтено».

Оценка «зачтено» выставляется, если обучающийся знает материал, предусмотренный темой контрольной работы, правильно, по существу и последовательно излагает содержание заданий (вопросов, задач), включенных в контрольную работу, при этом делает правильные выводы и убедительные оценки, вносит конструктивные предложения, имеющие значение для юридической науки и практики, при устном ответе не допускает существенных ошибок и систематических неточностей.

Оценка «незачтено» выставляется, если обучающийся не знает основных положений программного материала, предусмотренного темой контрольной работы, при раскрытии темы и заданий, включенных в контрольную работу, допускает существенные ошибки, в ходе устного зачета не смог ответить на большинство дополнительных вопросов или отказался отвечать.

 


СПИСОК ВАРИАНТОВ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Вариант № 1

Задание № 1

Проанализируйте ситуации, разработайте механизм критики для каждой ситуации, выберите наиболее конструктивные приемы.

Ситуация 1

Подчиненный вам работник, талантливый специалист творческого типа, в возрасте, обладает статусом и личностными достижениями, пользуется большой популярностью у деловых партнеров, решает любые проблемы и великолепно взаимодействует. Вместе с тем, у вас не сложились отношения с этим работником. Он не воспринимает вас как руководителя, ведет себя достаточно самоуверенно и амбициозно. В его работе вы нашли некоторые недочеты и решили высказать ему критические ия, однако ваш предыдущий опыт свидетельствует о его негативной реакции на критику: он становится раздражительным и настороженным. Как вести себя?

 

Ситуация 2

Вслед за кратким выговором вы сказали работнику несколько приятных слов. Наблюдая за партнером вы заметили, что его лицо, поначалу несколько напряженное, быстро повеселело. К тому же он начал как всегда шутить и балагурить, рассказал пару свежих анекдотов и историю, которая сегодня произошла у него в доме. В конце разговора вы поняли, что критика, с которой вы начали разговор, не только не была воспринята, но и как бы забыта.

Вероятно, он услышал только приятную часть разговора. Что вы предпримете?

 

Ситуация 3

Всякий раз, когда вы ведете серьезный разговор с одной из ваших

подчиненных, критикуете ее работу и спрашиваете, почему она так поступает, она отделывается молчанием. Вам это неприятно, вы не знаете толком, с чем связано ее молчание, воспринимает она критику или нет, вы расстраиваетесь и злитесь. Что можно предпринять, чтобы изменить ситуацию?

 

Задание № 2

Решите тест

 

1. «Глаза – это орган зрения». Достаточно ли полно в этом утверждении отражена функция этого органа чувств?

а) да;

б) нет.

 

2. Когда мы прищуриваем глаза, делая их маленькими?

а) только тогда, когда желаем что-то рассмотреть;

б) только тогда, когда смотрим на человека с презрением;

в) когда смотрим с презрением или желаем что-то рассмотреть;

г) всегда, когда объясняемся в любви;

д) всегда, когда смотрим на что-то с интересом.

 

3. Почему негативно воспринимаются глубоко посаженные глаза (исключите неверный ответ.)?

а) потому что глубокие глазницы характерны для истощенных

людей, то есть для больных;

б) потому что такие люди всегда негативно настроены к

окружающим;

в) то же объяснение, что и объяснение связи «худой – плохой»;

г) потому что при этом взгляд идет как бы из-под бровей.

 

 

4. Если ваш собеседник при разговоре с вами почти неотрывно смотрит на вас, это значит (Исключите неверный ответ.):

а) вы ему симпатичны;

б) он негативно настроен к вам;

в) он равнодушен к вам;

г) вы его интересуете.

 

5. Если при обычной, не требующей большого интеллектуального усилия беседе вы редко ловите на себе взгляд вашего собеседника,

то есть основание расценивать это как:

а) «плюс-реакцию»;

б) «минус-реакцию»;

в) либо «плюс», либо «минус» - в зависимости от других знаков.

 

6. Если ваш собеседник при обычной, не требующей большого интеллектуального усилия беседе в течение всего времени почти

неотрывно смотрит на вас, есть основание расценивать это как:

а) «плюс-реакцию»;

б) «минус-реакцию»;

в) либо «плюс», либо «минус» - в зависимости от других знаков.

 

7. В ходе делового разговора вы заметили, что ваш собеседник почему-то перестал на вас смотреть. Это вызвано тем, что (Исключите маловероятный ответ.):

а) он решает какую-то трудную задачу;

б) он с трудом перерабатывает вашу информацию;

в) он потерял интерес к вас (к вашей идее);

г) он увлечен вашей идеей;

д) он стал испытывать по отношению к вам негативные эмоции;

е) он испытывает чувство вины.

8. Интерес партнера к вам – всегда ли это «плюс-реакция»?

а) да;

б) нет.

 

9. При обычном разговоре, не требующем большого усилия, ваш

партнер будет чаще направлять свой взгляд на вас тогда, когда:

а) он будет говорить, а вы - слушать;

б) он будет слушать, а вы - говорить;

в) в зависимости от того. Что ему все-таки легче в этом диалоге –

говорить или слушать.

 

10.Почему взгляд искоса воспринимается негативно?

а) потому что это свидетельствует о неискренности говорящего в

данный момент;

б) потому что есть диссонанс между направлением взгляда и

направлением головы;

в) потому что это похоже на косоглазие.

 

Вариант № 2

Задание № 1

Проанализируйте ситуации, разработайте механизм критики для каждой ситуации, выберите наиболее конструктивные приемы.

Ситуация 1

Подчиненный вам работник, талантливый специалист творческого типа, в возрасте, обладает статусом и личностными достижениями, пользуется большой популярностью у деловых партнеров, решает любые проблемы и великолепно взаимодействует. Вместе с тем, у вас не сложились отношения с этим работником. Он не воспринимает вас как руководителя, ведет себя достаточно самоуверенно и амбициозно. В его работе вы нашли некоторые недочеты и решили высказать ему критические ия, однако ваш предыдущий опыт свидетельствует о его негативной реакции на критику: он становится раздражительным и настороженным. Как вести себя?

 

Ситуация 2

Вслед за кратким выговором вы сказали работнику несколько приятных слов. Наблюдая за партнером вы заметили, что его лицо, поначалу несколько напряженное, быстро повеселело. К тому же он начал как всегда шутить и балагурить, рассказал пару свежих анекдотов и историю, которая сегодня произошла у него в доме. В конце разговора вы поняли, что критика, с которой вы начали разговор, не только не была воспринята, но и как бы забыта.

Вероятно, он услышал только приятную часть разговора. Что вы предпримете?

 

Ситуация 3

Всякий раз, когда вы ведете серьезный разговор с одной из ваших

подчиненных, критикуете ее работу и спрашиваете, почему она так поступает, она отделывается молчанием. Вам это неприятно, вы не знаете толком, с чем связано ее молчание, воспринимает она критику или нет, вы расстраиваетесь и злитесь. Что можно предпринять, чтобы изменить ситуацию?

 

Задание № 2

Решите тест

 

1. К основным видам убеждения относится

А) информирование

Б) разъяснение

В) доказательство

Г) все вышеперечисленное

 

2. Живое и образное изложение сути дела представляет собой

А) рассказ

Б) разъяснение

В) информирование

Г) опровержение

 

3. К основным видам разъяснений не относится

А) инструктивное повествование

Б) повествующее повествование

В) рассуждающее повествование

Г) информационное разъяснение

 

4. Доказательство строится на законах…

А) логики

Б) риторики

В) физики

Г) двенадцати таблиц

 

5. Закон ___________ определяет, что высказанная мысль тождественна самой себе, если в момент ее высказывания объем ее остается неизменным

А) закон противоречия

Б) закон достаточного основания

В) закон тождества

Г) закон исключительного третьего

 

6. Из двух отрицающих друг друга суждений одно непременно истинно, а другое ложно гласит

А) закон исключительного третьего

Б) закон противоречий

В) закон достаточного основания

Г) закон тождества

 

7. Суть закона _________ заключается в том, что всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями (аргументами, утверждениями) истинность которых проверена практикой

 

8. Классическая схема последовательного воздействия на сознание человека (схема убеждения) состоит из следующих элементов (расставьте по порядку)

 

1)_____________ - 2)___________ - 3)____________ - 4)________________

 

интерес, действие, желание, внимание

 

9. Тезис – это

А) то, что хотят доказать

Б) логический довод, истинность которого проверена и доказана практикой

В) способ доказательства, рассуждения

Г) все вышеперечисленное

 

10. Аргумент – это

А) логический довод, истинность которого проверена и доказана практикой

Б) необходимая часть всякого доказательства

В) утверждение приводимое в защиту другого утверждения

Г) логическая диверсия


 

Вариант № 3

Задание № 1

Проанализируйте ситуации, разработайте механизм критики для каждой ситуации, выберите наиболее конструктивные приемы.

 

Ситуация 1

Во время делового взаимодействия с вами ваш сотрудник «вышел из себя», не принимая ваших ий по поводу очередного проекта. Вы не можете позволить подчиненному так себя вести. Ведь это подрывает ваш авторитет. Что вы предпримете?

 

Ситуация 2

У вас есть несколько подчиненных, которые совершают немотивированные действия. Вы видите их постоянно вместе, при этом вам кажется, что вы знаете, кто у них неформальный лидер. Вам нужно заставить их хорошо работать, а не устраивать «тусовки» прямо на рабочем месте. Вы не знаете, какой интерес их объединяет. Что вы предпримете для изменения ситуации и улучшения работы?

 

Ситуация 3

Ваш заместитель, очень опытный специалист, он действительно знает работу как «свои пять пальцев», практически он незаменим, когда он рядом, вы уверены, что все будет хорошо. Однако вы знаете, что он бесчувственный человек и никакие «человеческие» проблемы его не интересуют. От этого в коллективе последнее время стало тревожно, некоторые коллеги собираются подать заявление об уходе, так как он их обидел. Вы пытались в неформальной беседе с ним это обсудить, но он даже не понимает, о чем вы говорите, его интересует только прибыль. Как нужно воздействовать на своего заместителя, чтобы изменить стиль его взаимодействия с персоналом? Что вы предпримете?

 

Задание № 2

Решите тест

 

1. К вербальным средствам общения не относится

А) убеждение

Б) рефлективное слушание

В) комплимент

Г) пантомимика

 

2. К паралингвистическим каналам воздействия оратора на слушателя относится

А) язык

Б) интонация

В) жесты

Г) взгляд

 

3. К пантомимике относится

А) позы

Б) темп речи

В) логические паузы

Г) риторические вопросы

 

4. Наука о типах лица, об умении их читать, выявляя по чертам скрытые характеристики личности

А) паралингвистика

Б) физиогномика

В) пантомимика

Г) лингвистика

 

5. переубеждая собеседника, начинайте с того, в чем вы

А) согласны

Б) не согласны

В) недосказали

Г) не доверились

 

6. Условия, какой капитуляции принимаются Вашим оппонентом более легко

А) быстрой

Б) почетной

В) мучительной

Г) достойной

 

7. Способность к сопереживанию, умение понять чувства и мысли другого человека

А) эмпатия

Б) симпатия

В) антипатия

Г) гуманизм

 

8. Внутреннее сос



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: