Методические указания для студентов 3 курса
к практическому занятию
по дисциплине «Патофизиология, клиническая патофизиология»
для студентов 3 курса
специальности 060101 Лечебное дело
ТЕМА: Типовые формы нарушений пигментного обмена.
ЦЕЛЬ: сформировать знания об основных видах нарушений пигментного обмена.
ЗАДАЧИ:
- рассмотреть этиологию, патогенез, последствия, принципы патогенетической терапии основных видов нарушения пигментного обмена;
- обучить методам патофизиологического разбора результатов лабораторных анализов при состояниях, связанных с нарушениями обмена билирубина;
- изучить роль нарушений пигментного обмена в формировании заболеваний человека.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
До изучения темы: биохимические основы пигментного обмена
После изучения темы: этиологию, патогенез, биохимические и клинические проявления различных видов желтух.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: По данным биохимических анализов крови проводить патофизиологический анализ ситуаций, связанных с нарушением пигментного обмена и дифференцировать разные виды желтух.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками работы с лабораторными животными, навыками разбора ситуационных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1. Тестовый контроль исходного уровня подготовки.
2. Беседа по теме занятия по вопросам:
1.Основные этапы метаболизма билирубина в организме.
2..Желтухи. Определение, принципы классификации, общая характеристика.
3.Этиология, патогенез, клинические проявленияи и лабораторная диагностика надпечёночной – гемолитической, желтухи.
4.Этиология, патогенез, клинические проявления и лабораторная диагностика печёночных - паренхиматозных желтух.
5.Этиология, патогенез, клинические проявления и лабораторная диагностика подпечёночной – механической желтухи.
6. Физиологическая и гемолитическая желтуха новорожденных. Конфликт по системе АВО и Rh (резус)-конфликт.
7. Храктеристика основных синдромов: ахолии, холемии.
8 Общая характеристика дисхолии.
3. Практическая работа.
3.1. Сделать лабораторную работу «Экспериментальная модель холемии».
Цель: изучить влияние желчи на нервную и дыхательную системы лягушки.
Методика: лягушку не обездвиживают. Определяют время латентного периода двигательного рефлекса - это время, через которое лягушка отдергивает лапу после нанесения на ее поверхность 0,2% раствора HCl, (лапку лягушки необходимо тщательно обмывать водой и вытирать). Рефлекс переворачивания - время, за которое лягушка перевернется в нормальное положение из положения на спине. Рефлекс позы - время, за которое лягушка перейдет в нормальное положение из позы Будды. Подсчитывают частоту дыхательных движений в минуту. Затем лягушке вводят в лимфатический мешок (под кожу спины) 1,0-1,5 мл цельной желчи. Каждые 5 мин. после введения желчи вновь определяют все показатели (берут средние показатели 2-3 повторных проб). Делают вывод, отмечая изменения частоты дыхания, двигательной активности, удлинение времени латентного периода двигательного рефлекса, рефлекса переворачивания и рефлекса позы.
Результаты:
Таблица 1. Влияние желчи на нервную и дыхательную системы лягушки.
Показатели | Фон | После введения желчи (мин) | ||||
1. Время латентного периода двигательного рефлекса | ||||||
2. Время рефлекса переворачивания | ||||||
3. Время рефлекса позы | ||||||
4. Число дыхательных движений |
Вывод:
3.2. Сделать лабораторную работу «Влияние цельной и предварительно прогретой желчи на частоту сердечных сокращений изолированного сердца лягушки».
Цель: изучить влияние желчи на деятельность сердца.
Методика: изолированное сердце лягушки (без перикарда) помещают в чашку Петри с раствором Рингера и подсчитывают количество сердечных сокращений за 1 мин. Затем р-р Рингера в чашке Петри заменяют прогретой при t 450С желчью (прогревание разрушает желчные кислоты) и вновь подсчитывают сокращения. После этого сердце отмывают изотоническим раствором хлорида натрия, помещают в цельную непрогретую желчь и подсчитывают частоту сокращений сердца. Делают вывод, отмечая какие части желчи вызывают нарушение сердечной деятельности.
Результаты:
Таблица 2. Влияние желчи на изолированное сердце лягушки.
ЧСС в р-ре Рингера | ЧСС в прогретой желчи | ЧСС в непрогретой желчи |
Вывод:
Ситуационные задачи для разбора на занятии
Задача №1. Больная Д., 38 лет, примерно через сутки после болевого приступа в области правого подреберья появилась желтуха, моча «цвета пива», кал бесцветный.
Данные лабораторных анализов:
Показатель | Кровь | Моча | Экскременты |
АЛТ | Норма | - | - |
АСТ | Норма | - | - |
Билирубин общий | 57 мкмоль/л | - | - |
Билирубин прямой | 47 мкмоль/л | Обнаружен | - |
Уробилиноген (ин) | Нет | Нет | - |
Стеркобилиноген (ин) | Нет | Нет | Нет |
Желчные кислоты | Обнаружены | Обнаружены | - |
Вопросы:
1. Определить тип желтухи. Составить цепь патогенеза.
2. Как объяснить изменение цвета кала и мочи?
Задача №2. У больного Р., 33 лет, в течение недели отмечались катаральные явления, слабость, субфебрильная температура. Сутки назад появилась желтушность склер и темная моча, кал слабо окрашен, жалуется на зуд кожи.
Данные лабораторных анализов:
Показатель | Кровь | Моча | Экскременты |
АЛТ | Увеличена | - | |
АСТ | Увеличена | - | |
Билирубин общий | 54 мкмоль/л | - | - |
Билирубин прямой | 30 мкмоль/л | Обнаружен | - |
Уробилиноген (ин) | Обнаружен | Обнаружен | - |
Стеркобилиноген (ин) | Следы | Следы | Значительно уменьшен |
Желчные кислоты | Обнаружены | Обнаружены | Нет |
Вопросы:
1) Определить тип желтухи. Составить цепь патогенеза.
2) О чем может свидетельствовать повышение в крови непрямого билирубина и появление прямого, обнаружение в крови и моче уробилиногена?
3) О чем может свидетельствовать обнаружение в крови и моче уробилиногена?
4) О чем может свидетельствовать повышение в крови АЛТ и АСТ?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная
1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
Дополнительная
1. Патофизиология: учебник: в 2 т. - Под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
2. Патофизиология. В 3 т.: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - Под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина. - М.: издательский центр «Академия», 2007.
Методические указания подготовлены:
ст. преподаватель Кушкова Н.Е. _______________
Методические указания утверждены на заседании кафедры
№ 2 от 14 сентября 2012 г.
Зав. кафедрой: ____________________ А.П. Спицин