Ситуационные задачи для разбора на занятии




Методические указания для студентов 3 курса

к практическому занятию

по дисциплине «Патофизиология, клиническая патофизиология»

для студентов 3 курса

специальности 060101 Лечебное дело

 

ТЕМА: Типовые формы нарушений пигментного обмена.

 

ЦЕЛЬ: сформировать знания об основных видах нарушений пигментного обмена.

 

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть этиологию, патогенез, последствия, принципы патогенетической терапии основных видов нарушения пигментного обмена;

- обучить методам патофизиологического разбора результатов лабораторных анализов при состояниях, связанных с нарушениями обмена билирубина;

- изучить роль нарушений пигментного обмена в формировании заболеваний человека.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: биохимические основы пигментного обмена

После изучения темы: этиологию, патогенез, биохимические и клинические проявления различных видов желтух.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: По данным биохимических анализов крови проводить патофизиологический анализ ситуаций, связанных с нарушением пигментного обмена и дифференцировать разные виды желтух.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками работы с лабораторными животными, навыками разбора ситуационных задач.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Тестовый контроль исходного уровня подготовки.

2. Беседа по теме занятия по вопросам:

1.Основные этапы метаболизма билирубина в организме.

2..Желтухи. Определение, принципы классификации, общая характеристика.

3.Этиология, патогенез, клинические проявленияи и лабораторная диагностика надпечёночной – гемолитической, желтухи.

4.Этиология, патогенез, клинические проявления и лабораторная диагностика печёночных - паренхиматозных желтух.

5.Этиология, патогенез, клинические проявления и лабораторная диагностика подпечёночной – механической желтухи.

6. Физиологическая и гемолитическая желтуха новорожденных. Конфликт по системе АВО и Rh (резус)-конфликт.

7. Храктеристика основных синдромов: ахолии, холемии.

8 Общая характеристика дисхолии.

 

3. Практическая работа.

3.1. Сделать лабораторную работу «Экспериментальная модель холемии».

Цель: изучить влияние желчи на нервную и дыхательную системы лягушки.

Методика: лягушку не обездвиживают. Определяют время латентного периода двигательного рефлекса - это время, через которое лягушка отдергивает лапу после нанесения на ее поверхность 0,2% раствора HCl, (лапку лягушки необходимо тщательно обмывать водой и вытирать). Рефлекс переворачивания - время, за которое лягушка перевернется в нормальное положение из положения на спине. Рефлекс позы - время, за которое лягушка перейдет в нормальное положение из позы Будды. Подсчитывают частоту дыхательных движений в минуту. Затем лягушке вводят в лимфатический мешок (под кожу спины) 1,0-1,5 мл цельной желчи. Каждые 5 мин. после введения желчи вновь определяют все показатели (берут средние показатели 2-3 повторных проб). Делают вывод, отмечая изменения частоты дыхания, двигательной активности, удлинение времени латентного периода двигательного рефлекса, рефлекса переворачивания и рефлекса позы.

Результаты:

 

Таблица 1. Влияние желчи на нервную и дыхательную системы лягушки.

 

Показатели Фон После введения желчи (мин)
         
1. Время латентного периода двигательного рефлекса            
2. Время рефлекса переворачивания            
3. Время рефлекса позы            
4. Число дыхательных движений            

Вывод:

 

 

3.2. Сделать лабораторную работу «Влияние цельной и предварительно прогретой желчи на частоту сердечных сокращений изолированного сердца лягушки».

Цель: изучить влияние желчи на деятельность сердца.

Методика: изолированное сердце лягушки (без перикарда) помещают в чашку Петри с раствором Рингера и подсчитывают количество сердечных сокращений за 1 мин. Затем р-р Рингера в чашке Петри заменяют прогретой при t 450С желчью (прогревание разрушает желчные кислоты) и вновь подсчитывают сокращения. После этого сердце отмывают изотоническим раствором хлорида натрия, помещают в цельную непрогретую желчь и подсчитывают частоту сокращений сердца. Делают вывод, отмечая какие части желчи вызывают нарушение сердечной деятельности.

 

Результаты:

 

Таблица 2. Влияние желчи на изолированное сердце лягушки.

 

ЧСС в р-ре Рингера ЧСС в прогретой желчи ЧСС в непрогретой желчи
     

Вывод:

 

 

Ситуационные задачи для разбора на занятии

 

Задача №1. Больная Д., 38 лет, примерно через сутки после болевого приступа в области правого подреберья появилась желтуха, моча «цвета пива», кал бесцветный.

Данные лабораторных анализов:

Показатель Кровь Моча Экскременты
АЛТ Норма - -
АСТ Норма - -
Билирубин общий 57 мкмоль/л - -
Билирубин прямой 47 мкмоль/л Обнаружен -
Уробилиноген (ин) Нет Нет -
Стеркобилиноген (ин) Нет Нет Нет
Желчные кислоты Обнаружены Обнаружены -

 

Вопросы:

1. Определить тип желтухи. Составить цепь патогенеза.

2. Как объяснить изменение цвета кала и мочи?

 

Задача №2. У больного Р., 33 лет, в течение недели отмечались катаральные явления, слабость, субфебрильная температура. Сутки назад появилась желтушность склер и темная моча, кал слабо окрашен, жалуется на зуд кожи.

 

Данные лабораторных анализов:

Показатель Кровь Моча Экскременты
АЛТ Увеличена -  
АСТ Увеличена -  
Билирубин общий 54 мкмоль/л - -
Билирубин прямой 30 мкмоль/л Обнаружен -
Уробилиноген (ин) Обнаружен Обнаружен -
Стеркобилиноген (ин) Следы Следы Значительно уменьшен
Желчные кислоты Обнаружены Обнаружены Нет

 

Вопросы:

1) Определить тип желтухи. Составить цепь патогенеза.

2) О чем может свидетельствовать повышение в крови непрямого билирубина и появление прямого, обнаружение в крови и моче уробилиногена?

3) О чем может свидетельствовать обнаружение в крови и моче уробилиногена?

4) О чем может свидетельствовать повышение в крови АЛТ и АСТ?

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

Дополнительная

1. Патофизиология: учебник: в 2 т. - Под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

2. Патофизиология. В 3 т.: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - Под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина. - М.: издательский центр «Академия», 2007.

 

Методические указания подготовлены:

ст. преподаватель Кушкова Н.Е. _______________

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры

№ 2 от 14 сентября 2012 г.

Зав. кафедрой: ____________________ А.П. Спицин



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: