Формирование новых знаний.




Ход урока.

1. Орг. Момент. Приветствие.

Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас всех сегодня! Думаю, что наша совместная работа на уроке будет интересной и полезной.

 

Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение органов растения. Давайте вспомним, какие органы вы уже знаете? (ученики перечисляют органы).

 

Вопросы кроссворда

1. Как называется видоизмененный побег у тюльпана.

2. Как называется видоизмененный побег у пырея.

3. Как называются видоизмененные листья у луковицы.

4. Что откладывается на зиму в подземных побегах.

5. Что общего в строении у подземных побегов.

6. Как называется подземный побег у картофеля.

Формирование новых знаний.

Вы изучили органы цветковых растений: корень, стебель, побег. Сегодня мы будем говорить о цветах. Нам предстоит не только любоваться красотой цветов, но и изучить их строение. Подумайте, у всех ли растений они образуются. (Дети отвечают).

 

Цветки образуются только у цветковых растений. Цветки бывают самой разнообразной формы и окраски, привлекают внимание человека.

Цветок –это орган семенного размножения цветковых растений.

(Определение записываем в тетрадь)

 

Изучать строение частей цветка мы будем вместе с вами. Откройте учебники, на стр.70 есть рисунок 52 «Строение цветка». Будьте внимательны я задаю вопросы, вы отвечаете, работаем с учебником. Цветки многих растений размещаются на тонких стебельках- цветоножках.

Верхний конец цветоножки, на котором располагается цветок, называется цветоложем. Это ось цветка, на ней располагаются все части цветка.

 

Главные части цветка – пестик и тычинки. Пестик находится на самой верхушке цветоложа (один или несколько), чуть ниже его размещаются тычинки. Еще ниже на цветоложе располагаются лепестки, их совокупность образует венчик. Под ними находятся чашелистики, образующие чашечку. Венчик и чашечка создают вместе околоцветник. Это самая яркая часть цветка. Околоцветник может быть простой и двойной. Основная функция околоцветника: защита органов размножения цветка и привлечение насекомых.

Околоцветник, в котором можно различить чашечку и венчик, называется двойным

Околоцветник, в котором нельзя выделить ни чашечку, ни венчик, называют простым. (определения записываем в тетрадь).

Встречаются цветки без околоцветников. Это так называемые голые цветки.

 

Рассмотрим главные части цветка: пестик и тычинки. Пестик, например, вишни, состоит из трех частей: завязи, столбика и рыльца. У тюльпана в пестике нет столбика. У него рыльце сидит непосредственно на верхушке завязи. Рыльце обычно клейкое, шероховатое или даже ветвистое. Оно служит для восприятия пыльцы. Столбик приподнимает рыльце, располагает его иногда высоко над околоцветником. Самая нижняя, вздутая часть пестика – это завязь. Она содержит в себе семязачатки. В завязи вишни развивается один семязачаток, а у тюльпана их много. Поэтому у вишни из цветка развивается односемянный плод, а у тюльпана – многосемянный.

 

Из завязи пестика после опыления и оплодотворения развивается плод, а из семязачатков образуются семена. Тычинки у вишни и тюльпана состоят из длинной, тонкой тычиночной нити и крупного пыльника. Внутри пыльника развивается пыльца. В цветке вишни имеется много тычинок, у тюльпана их только шесть. Пестик и тычинки участвуют в оплодотворении и образовании плода, поэтому их называют половыми или генеративными органами. Пестик – это женская часть цветка, расположении в его центральной части, а тычинки – мужская часть. Большинство цветков имеют и пестик и тычинки. Есть цветки, которые имеют или тычинки или пестики. Цветок, имеющий пестик и тычинки называется обоеполым ( вишня, черемуха, ландыш, яблоня, тюльпан, капуста). Если цветок имеет либо пестик, либо тычинки, он называется однополым (огурец, тополь, облепиха, ольха. (На доске схема)

 

Мы познакомились со строением цветка, скажите, пожалуйста, какое значение имеет цветок в природе? В жизни человека? Для чего они нужны? Посмотрите вокруг, сколько цветов нас окружает? Почему мы так восхищаемся ими?

Вывод: значение цветка: привлечение насекомых опылителей, образование плодов и семян.

 

Есть такое выражение: «дети –это цветы жизни», объясните как вы понимаете данное выражение. Цветок он как ребенок, за ним нужно ухаживать, лелеять, относиться бережно. Во все времена люди восхищались цветами, о них слагали стихи, песни, легенды.

4. Закрепление. Лабораторная работа №14. (приложение). Рассмотрение строения цветка

5. Д/з. П. 20. Пересказ.Творческое – 1. подготовить легенду о цветах. 2. Вырежьте из цветной бумаги или картона силуэты частей цветка – из зеленой бумаги – силуэты чашелистиков и пестика, из желтой – силуэты тычинок, попробуйте смонтировать различные типы цветов – обоеполых и раздельнополых, с двойным и простым околоцветником. 3. Составьте свой кроссворд на тему “Строение цветка”



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: