Опрос. Формы опросов. Организация и проведение опросов.




Опрос – это метод сбора первичной информации путем выяснения субъективных мнений, предпочтений, установок людей в отношении какого-либо объекта.

Классификация опросов

Признак классификации Классификационные группировки
1. Носитель первичной информации - массовые -специализированные (экспертные)
2. Частота опроса - точечные (разовые) - повторные
3. Степень охвата - сплошные - выборочные
4. Форма опроса - анкетирование - интервьюирование

В зависимости от того кем явл. опрашиваемые лица, опросы классифицируются по следующим группам:

- опросы потребителей;

- работников торговых предприятий; -

- экспертов.

По степени обхвата опросы делятся на:

- сплошные, когда изучается мнение всех лиц данной совокупности;

- выборочные, охватывающие только часть единиц данной совокупности.

По частоте проведения опросы бывают:

- спорадические – опросы отдельных групп потребителей, проводящиеся в случае необходимости решения конкретной проблемы;

- панельные – многократные опросы одной и той же группы лиц.

При проведении мар.иссл используются различные формы опроса:

- устные и письменные индивидуальные опросы в результате непосредственного контакта исследователя или респондента;

- опросы по почте;

- телефонные опросы;

- панельные вопросы;

- фокус- группы;

- опросы в Интернете

– телевизионные опросы;

- опросы через прессу;

- интерактивные опросы по телевидению или радио.

Несмотря на кажущуюся простоту и доступность проведения опросов, их практическая организация и проведение должны иметь строго научный подход к решению исследуемой проблемы.

Такой подход предопределяет:

- установление цели опроса;

- решение вопросов его финансирования;

- разработку анкеты и ее апробирование;

- определение численности респондентов и правил их отбора;

- размножение бланков анкет;

- подбор и обучение регистраторов – анкетеров;

- установление правил проведения опроса и методов обработки результатов анкетирования;

- составление отчета и представление его заказчик

Наблюдение. Формы наблюдений. Организация и проведение наблюдений.

Наблюдение - это метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, действий, поступков людей, событий, которые могут быть выявлены органами чувств (визуальное и слуховое восприятие).

Классификация наблюдений

Признак классификации Формы наблюдений
Характер окружающей обстановки - полевое – лабораторное – лабораторно -полевое
Регулярное проведение - однократное - систематическое – эпизодическое - случайное
Место исследователя в изучаемом процессе - включенное - невключенное
Степень восприятия объекта наблюдений - персональное - с помощью приборов
Степень открытости процесса наблюдений - открытое - скрытое
Степень стандартизации - структурированное (стандартизированное) - свободное
Характер наблюдаемых событий - прямое - косвенное

 

Эксперимент. Формы экспериментов. Организация и проведение экспериментов.

Эксперимент – это метод сбора первичной информации путем активного вмешательства исследователя в определенные процессы по манипулированию и контролю переменных с целью установления взаимосвязи между событиями.

Классификация экспериментов

Признак классификации Формы экспериментов
Характер окружающей обстановки - полевое - лабораторное
Материализация объекта исследования - реальный – имитационный - умозрительный (мысленный)
Тип используемой модели эксперимента - классический - статистический
Место проведения - холл-тест - хоум-тест - шоп-тест
Степень открытости - открытый - скрытый
Предмет исследования - продуктовый тест - ценовой тест - рекламный тест - тестирование каналов распределение, мероприятий стимулирование сбыта
Масштаб поставленной задачи - однофакторное - косвенное

 

Анкетирование. Процесс разработки анкеты. Структура анкеты.

Анкета - список вопросов, на которые должен ответить респондент. Список вопросов зависит от целей, объекта исследования, собственных возможностей.

Основные блоки анкеты:

1 Введение - Указывается цель, информация о предприятии; Гарантия анонимности; Инструкция по заполнению и возврату; Вводные вопрос, которые могут подтолкнуть респондента продолжить заполнение анкеты

2 Основная часть - Состоит из двух блоков - «Рыбы» - основной перечень вопросов; - «Детектор» - проверочные вопросы, призванные проверить внимательность, серьезность, откровенность

3 Реквизитная часть - Вопросы, посвященные респонденту (возраст, пол, род занятий, семейное положение и т.п.).

Этап составления:

1 Определить, какая информация необходима

2 Определить вид анкеты и метод проведения опроса

3 Определить содержание конкретных вопросов.

4 Определить форму ответа на каждый вопрос

5 Определить формулировку каждого вопроса

6. Определить последовательность вопросов

7 Определить физические характ-ки анкеты

8 Перепроверить этапы 1-7 и пересмотреть их при необходимости.

9 Провести предварит. тестирование анкеты и изменить ее при необходимости.

Некоторые правила составления анкеты:

1. Анкета д. быть посвящена какой–либо проблеме

2. Соблюдение принцип-х требований к формулировке вопросов: - вопросы д. быть простыми и понятными; - вопросы д. быть однозначными;

-вопросы д. б. нейтральными, т.е. не должны направлять ответ в определённую сторону; - вопросы не должны выходить за рамки опыта респондента.

3. Соблюдение принципов построения анкет: -от простого к сложному;-от общих вопросов к специальным; -от не обязывающих к деликатным;-не применять слишком много различных инструментов (различных шкал);-сначала вопросы, устанавливающие доверие, затем вопросы по существу, затем контрольные вопросы, в конце – вопросы о личности респондента.

4. Выбор оптимального объёма анкеты.

5. Предварит. оценка качества анкет: - пробный опрос на 10-15 чел-к; - логический контроль вопросов и вариантов ответов.

6. Повышение % желающих ответить на анкету путем поощрения.

Виды анкеты 1)стандаотизированные (открытые,закрытые) 2)нестандартизированные (открытые,закрытые)

14. Открытые и закрытые вопросы в анкете.

Анкета - список вопросов, на которые должен ответить респондент. Список вопросов зависит от целей, объекта исследования, собственных возможностей

по степени свободы вопросы классифицируются: открытые, закрытые

Виды открытых вопросов-

Название Описание Пример
Обычный вопрос Опрашиваемому задают вопрос, подразумевающий свободную форму ответа “Чем вы обычно занимаетесь, когда летите на самолете?”
Подбор словесной ассоциации Опрашиваемому называют слово и просят назвать первое, пришедшее на ум слово “Какое первое слово приходит вам на ум, когда вы слышите слово “авиалиния”?”
Завершение предложения Опрашиваемому предлагают незаконченное предложение и просят его завершить “Когда я выбираю авиакомпанию, для меня самое главное...”
Завершение рисунка
 
 

Завершение рассказа Опрашиваемому предлагают незаконченный рассказ и просят его продолжить  
Тематический апперцепционный тест Предлагается придумать рассказ по предложенной картинке.  
       

Виды закрытых вопросов: 1. Альтернативный вопрос (вопрос,предлагающий выбрать один из двух ответов), (задумав поездку,вы лично позванили в авиакомпанию Delta?да.нет.)

2. Вопрос с выборочным ответом (вопрос,предлагающий выбрать один из трех т более вариантов ответов), (С кем вы собираетесь лететь на этот раз?Один.С женой (мужем). С женой(мужем) и детьми. Другое. 3.Вопрос со шкалой Лайкерта (утверждение с предложением указать степень согласия или несогласия с сутью сделанного заявления), (Небольшие авиакомпании обычно обслуживают пассажиров лучше,чем крупные?Абсолютно не согласен. Не согласен. Не могу сказать. Согласен. Абсолютно согласен.) 4. Семантический дифференциал (Шкала ответов с двумя противоположными значениями,респондент должен выбрать точку,соответсвующую направлению и интенсивности его восприятия), (Авивкомпания Delta airlines. Крупная-Небольшая, Опытная-Неопытная). 5.Шкала важности (шкала с оценкой степени важности характеристик:от «совсем неважно» до «исключительно важно»),(«Питание в полете для меня». Исключительно важно. Очень важно. Довольно важно. Не очень важно. Совсем не важно.) 6. Оценочная шкал а (Шкала, оценивающая какую-то характеристику от «неудовлетворительно» до «отлично»),(«На самолете авиакомпании Delta питание…» Отличное.Хорошее. Удовлетворительное. Неудолетворительное.) 7. Шкала заинтересованности в покупке (шкала,которая отражает степень готовности респондента к совершению покупки),(«Если на борту самолета установлен телефон на случай длительного перелета,то я…» Конечно,воспользуюсь этой услугой. Возможно,воспользуюсь этой услугой. Я еще не знаю. Возможно, не воспользуюсь этой услугой. Не воспользуюсь этой услугой.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: