Опрос – это метод сбора первичной информации путем выяснения субъективных мнений, предпочтений, установок людей в отношении какого-либо объекта.
Классификация опросов
Признак классификации | Классификационные группировки |
1. Носитель первичной информации | - массовые -специализированные (экспертные) |
2. Частота опроса | - точечные (разовые) - повторные |
3. Степень охвата | - сплошные - выборочные |
4. Форма опроса | - анкетирование - интервьюирование |
В зависимости от того кем явл. опрашиваемые лица, опросы классифицируются по следующим группам:
- опросы потребителей;
- работников торговых предприятий; -
- экспертов.
По степени обхвата опросы делятся на:
- сплошные, когда изучается мнение всех лиц данной совокупности;
- выборочные, охватывающие только часть единиц данной совокупности.
По частоте проведения опросы бывают:
- спорадические – опросы отдельных групп потребителей, проводящиеся в случае необходимости решения конкретной проблемы;
- панельные – многократные опросы одной и той же группы лиц.
При проведении мар.иссл используются различные формы опроса:
- устные и письменные индивидуальные опросы в результате непосредственного контакта исследователя или респондента;
- опросы по почте;
- телефонные опросы;
- панельные вопросы;
- фокус- группы;
- опросы в Интернете
– телевизионные опросы;
- опросы через прессу;
- интерактивные опросы по телевидению или радио.
Несмотря на кажущуюся простоту и доступность проведения опросов, их практическая организация и проведение должны иметь строго научный подход к решению исследуемой проблемы.
Такой подход предопределяет:
- установление цели опроса;
- решение вопросов его финансирования;
- разработку анкеты и ее апробирование;
- определение численности респондентов и правил их отбора;
- размножение бланков анкет;
- подбор и обучение регистраторов – анкетеров;
- установление правил проведения опроса и методов обработки результатов анкетирования;
- составление отчета и представление его заказчик
Наблюдение. Формы наблюдений. Организация и проведение наблюдений.
Наблюдение - это метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, действий, поступков людей, событий, которые могут быть выявлены органами чувств (визуальное и слуховое восприятие).
Классификация наблюдений
Признак классификации | Формы наблюдений |
Характер окружающей обстановки | - полевое – лабораторное – лабораторно -полевое |
Регулярное проведение | - однократное - систематическое – эпизодическое - случайное |
Место исследователя в изучаемом процессе | - включенное - невключенное |
Степень восприятия объекта наблюдений | - персональное - с помощью приборов |
Степень открытости процесса наблюдений | - открытое - скрытое |
Степень стандартизации | - структурированное (стандартизированное) - свободное |
Характер наблюдаемых событий | - прямое - косвенное |
Эксперимент. Формы экспериментов. Организация и проведение экспериментов.
Эксперимент – это метод сбора первичной информации путем активного вмешательства исследователя в определенные процессы по манипулированию и контролю переменных с целью установления взаимосвязи между событиями.
Классификация экспериментов
Признак классификации | Формы экспериментов |
Характер окружающей обстановки | - полевое - лабораторное |
Материализация объекта исследования | - реальный – имитационный - умозрительный (мысленный) |
Тип используемой модели эксперимента | - классический - статистический |
Место проведения | - холл-тест - хоум-тест - шоп-тест |
Степень открытости | - открытый - скрытый |
Предмет исследования | - продуктовый тест - ценовой тест - рекламный тест - тестирование каналов распределение, мероприятий стимулирование сбыта |
Масштаб поставленной задачи | - однофакторное - косвенное |
Анкетирование. Процесс разработки анкеты. Структура анкеты.
Анкета - список вопросов, на которые должен ответить респондент. Список вопросов зависит от целей, объекта исследования, собственных возможностей.
Основные блоки анкеты:
1 Введение - Указывается цель, информация о предприятии; Гарантия анонимности; Инструкция по заполнению и возврату; Вводные вопрос, которые могут подтолкнуть респондента продолжить заполнение анкеты
2 Основная часть - Состоит из двух блоков - «Рыбы» - основной перечень вопросов; - «Детектор» - проверочные вопросы, призванные проверить внимательность, серьезность, откровенность
3 Реквизитная часть - Вопросы, посвященные респонденту (возраст, пол, род занятий, семейное положение и т.п.).
Этап составления:
1 Определить, какая информация необходима
2 Определить вид анкеты и метод проведения опроса
3 Определить содержание конкретных вопросов.
4 Определить форму ответа на каждый вопрос
5 Определить формулировку каждого вопроса
6. Определить последовательность вопросов
7 Определить физические характ-ки анкеты
8 Перепроверить этапы 1-7 и пересмотреть их при необходимости.
9 Провести предварит. тестирование анкеты и изменить ее при необходимости.
Некоторые правила составления анкеты:
1. Анкета д. быть посвящена какой–либо проблеме
2. Соблюдение принцип-х требований к формулировке вопросов: - вопросы д. быть простыми и понятными; - вопросы д. быть однозначными;
-вопросы д. б. нейтральными, т.е. не должны направлять ответ в определённую сторону; - вопросы не должны выходить за рамки опыта респондента.
3. Соблюдение принципов построения анкет: -от простого к сложному;-от общих вопросов к специальным; -от не обязывающих к деликатным;-не применять слишком много различных инструментов (различных шкал);-сначала вопросы, устанавливающие доверие, затем вопросы по существу, затем контрольные вопросы, в конце – вопросы о личности респондента.
4. Выбор оптимального объёма анкеты.
5. Предварит. оценка качества анкет: - пробный опрос на 10-15 чел-к; - логический контроль вопросов и вариантов ответов.
6. Повышение % желающих ответить на анкету путем поощрения.
Виды анкеты 1)стандаотизированные (открытые,закрытые) 2)нестандартизированные (открытые,закрытые)
14. Открытые и закрытые вопросы в анкете.
Анкета - список вопросов, на которые должен ответить респондент. Список вопросов зависит от целей, объекта исследования, собственных возможностей
по степени свободы вопросы классифицируются: открытые, закрытые
Виды открытых вопросов-
Название | Описание | Пример | ||
Обычный вопрос | Опрашиваемому задают вопрос, подразумевающий свободную форму ответа | “Чем вы обычно занимаетесь, когда летите на самолете?” | ||
Подбор словесной ассоциации | Опрашиваемому называют слово и просят назвать первое, пришедшее на ум слово | “Какое первое слово приходит вам на ум, когда вы слышите слово “авиалиния”?” | ||
Завершение предложения | Опрашиваемому предлагают незаконченное предложение и просят его завершить | “Когда я выбираю авиакомпанию, для меня самое главное...” | ||
Завершение рисунка | ||||
Завершение рассказа | Опрашиваемому предлагают незаконченный рассказ и просят его продолжить | |||
Тематический апперцепционный тест | Предлагается придумать рассказ по предложенной картинке. | |||
Виды закрытых вопросов: 1. Альтернативный вопрос (вопрос,предлагающий выбрать один из двух ответов), (задумав поездку,вы лично позванили в авиакомпанию Delta?да.нет.)
2. Вопрос с выборочным ответом (вопрос,предлагающий выбрать один из трех т более вариантов ответов), (С кем вы собираетесь лететь на этот раз?Один.С женой (мужем). С женой(мужем) и детьми. Другое. 3.Вопрос со шкалой Лайкерта (утверждение с предложением указать степень согласия или несогласия с сутью сделанного заявления), (Небольшие авиакомпании обычно обслуживают пассажиров лучше,чем крупные?Абсолютно не согласен. Не согласен. Не могу сказать. Согласен. Абсолютно согласен.) 4. Семантический дифференциал (Шкала ответов с двумя противоположными значениями,респондент должен выбрать точку,соответсвующую направлению и интенсивности его восприятия), (Авивкомпания Delta airlines. Крупная-Небольшая, Опытная-Неопытная). 5.Шкала важности (шкала с оценкой степени важности характеристик:от «совсем неважно» до «исключительно важно»),(«Питание в полете для меня». Исключительно важно. Очень важно. Довольно важно. Не очень важно. Совсем не важно.) 6. Оценочная шкал а (Шкала, оценивающая какую-то характеристику от «неудовлетворительно» до «отлично»),(«На самолете авиакомпании Delta питание…» Отличное.Хорошее. Удовлетворительное. Неудолетворительное.) 7. Шкала заинтересованности в покупке (шкала,которая отражает степень готовности респондента к совершению покупки),(«Если на борту самолета установлен телефон на случай длительного перелета,то я…» Конечно,воспользуюсь этой услугой. Возможно,воспользуюсь этой услугой. Я еще не знаю. Возможно, не воспользуюсь этой услугой. Не воспользуюсь этой услугой.)