Информация, полученная в процессе экспертного опроса, не является готовой экспертизой, она должна быть обработана, и лишь после этого ее можно рассматривать как решение поставленной задачи.
При проведении исследований возникает необходимость решения следующих проблем: -отбор квалифицированных экспертов; -выбор эффективного способа взаимодействия -сследовательской группы с экспертами, а при групповой экспертизе - экспертов между собой; -определение метода обработки и интерпретации информации, полученной от экспертов.
Выбор экспертов: Для отбора экспертов необходимо, во-первых, сформулировать критерии отбора (ответить на вопрос "Кто может выступать в качестве эксперта по данной проблеме?"), во-вторых, определить процедуры отбора (ответить на вопрос "Как установить соответствие эксперта необходимым требованиям?"). В качестве основных критериев отбора можно назвать следующие: 1. Уровень компетентности эксперта 2. Степень объективности и беспристрастности эксперта при анализе и оценке явлений 3. Умение работать в команде
Организация взаимодействия экспертов: Организация взаимодействия экспертов с исследователями зависит от выбранного метода сбора экспертной информации. Методы экспертизы в этом контексте могут быть классифицированы следующим образом: - индивидуальные методы экспертизы, - групповые методы экспертизы.
Индивидуальность заключается в том, что эксперты не собираются вместе, не знакомятся с оценками других экспертов, разных экспертов могут опрашивать относительно разных аспектов одной проблемы, также могут быть различны и процедуры опроса разных экспертов. Чаще всего при индивидуальном экспертном опросе используются следующие методы: Стандартизированный экспертный опрос, Нестандартизированный экспертный опрос, Метод "индивидуального блокнота".
Групповые методы формирования экспертизы в зависимости от характера и направленности обсуждения подразделяют на аналитические и креативные. Аналитические методы нацелены преимущественно на исследование характеристик изучаемого объекта. Креативные имеют своей целью коллективную генерацию идей или выработку решения проблемы. Соответствующим образом классифицируют и экспертные группы: -обсуждающие группы (основная цель работы аналитическая), -созидательные группы (основная цель креативная).
При выработке экспертизы возможно использование как одного из названных методов, так и различных их сочетаний, что имеет смысл, если обсуждаемая проблема слишком сложна. Например, возможно следующее сочетание экспертных процедур: 1. Коллективный блокнот - ознакомление экспертов с проблемой, индивидуальное размышление над проблемой и подготовка экспертов к групповому обсуждению. 2. Групповое обсуждение (фокусирование, мозговой штурм и т.п.) - совместное изучение проблемы, выдвижение и рассмотрение гипотез, выбор наиболее приемлемой гипотезы. 3. Опрос по методу Дельфи - оценивание явления в
Информация, полученная в процессе экспертного опроса, не является готовой экспертизой, она должна быть обработана, систематизирована, оценена с точки зрения качества, подвергнута анализу и целенаправленной интерпретации, и лишь после этого ее можно рассматривать как решение поставленной задачи.
При согласовании экспертных мнений и выработке окончательной экспертизы важно соблюсти следующие требования: системность и взаимная непротиворечивость параметров экспертизы, обоснованность и логичность выводов, полнота решения поставленной задачи. Соблюдение этих требований и обеспечивает высокое качество экспертизы при условии, естественно, соответствующей компетентности экспертов.
В связи с дороговизной и сложностью проведения экспертного опроса выбор этого метода должен быть строго оправданным. Имеет смысл привлекать экспертов только для решения нетривиальных масштабных задач, для которых требуется получение независимой, объективной оценки ситуации, а также для выработки решений, которые не могут быть получены никаким другим способом.
Сплошной и выборочный методы сбора информации. Основные понятия: ценз, выборка, репрезентативность.
Существует два метода: - сплошной и – выборочный.
Сплошной метод сбора состоит в следующем: исследуются все единицы совокупности (генеральной совокупности, популяции). Совокупность – это множество элементов, удовлетворяющих неким заданным условиям.
Выборочный метод сбора состоит в следующем: исследованию подвергается некая часть совокупности. Преимущества выборочного метода: - быстрота реализации; - можно получать более полные данные; - сведения могут быть более достоверные; - дешевизна; - иногда сплошное исследование лишено смысла.
Недостатки метода – наличие ошибок выборки (различие между данными, полученными от выборки и истинными данными).
Ошибки выборки обусловленные 2-мя факторами: - методом формирования выборки, - размером выборки.
Ценз – полная перепись совокупности.
Выборка – совокупность элементов подмножества большей группы объектов.
Объем выборки зависит: - от требуемой точности оценки; - от стремления к определенной статистической достоверности результатов; - от уровня однородности или разнородности изучаемых объектов; - от стоимости сбора информации.
Точность – степень ошибочности результатов обследования или размер доверительного интервала.
Достоверность – степень уверенности в том, что оценка близка к истинному значению.
Существуют следующие методы определения объема простой случайной выборки:
1)при исследовании количественных характеристик (метрический уровень шкалы и т.д.), по которым интересует среднее значение в генеральной совокупности
n= где n – размер выборки; z – уровень достоверности; Н – максимально допустимая ошибка выборки; σ - стандартное отклонение (дисперсия) в генеральной совокупности (оценочное или из прошлых исследований);
2)при оценке качественных характеристик (профессия, пол) определенных групп и если генеральная совокупность неизвестна
где n – размер выборки; z – уровень достоверности; Н – максимально допустимая ошибка выборки; Р – доля в выборочной совокупности (грубая оценка или значение, равное 0,5)
3)Если неизвестна доля единиц совокупности, и необходимо определить среднюю величину генеральной совокупности, расчет может осуществляться по формуле:
где n – размер выборки;
N – объем генеральной совокупности; z – уровень достоверности; Н – максимально допустимая ошибка выборки; σ - стандартное отклонение (дисперсия) в генеральной совокупности (оценочное или из прошлых исследований);
Под репрезентативностью понимают свойство выборки, позволяющее ей выступать на момент сбора информации моделью генеральной совокупности. Различают количественную и качественную репрезентативность
Количественная – обеспечение в выборке такого числа единиц, при котором можно достаточно обоснованно судить о величине изучаемых признаков.
Под качественной – понимают обеспечение в выборке максимально возможного числа групп в генеральной совокупности.
Типы выборок.
Выборка – совокупность элементов подмножества большей группы объектов.
Все выборки можно разделить на вероятностные и детерминированные.
Детерминированные выборки – оценить вероятность включения любого элемента в выборки становится невозможно. Выделяют два основных вида неслучайного отбора: направленный и стихийный.
Классификация выборки:
А) Нерепрезентативная выборка - Отбор эл-ов выборки осущ. удобным для исследователя образом (т.е. отбор респондентов для участия основан на том, что они оказались в нужное время в нужном месте); увеличение объема выборки не делает ее репрезентативной (телеопрос).
Б)Преднамеренная выборка - выборка, в к-рой отбираются те эл-ты, к-рые по мысли исследователя отвечают целям исследования. Основа выборки – мнение исследователя.
В) Квотная выборка - выборка, к к-рой репрезентативность достигается включением в нее той же, что и в генеральной совок-ти, доли эл-тов, обладающих определенными харак-ками; каждому счетчику задается квота. но, выборка может отличаться по каким-то иным харак-кам.
Вероятностные – все единицы выборки имеют вероятность быть включенными в выборку. Необходимо наличие полного списка всех элементов.
Классификация выборки:
а) Простая случайная выборка - Каждый элемент имеет одну и ту же вероятность;
б) Систематическая выборка - Каждый элемент выборки отбирается определенным шагом в генеральной совок-ти; необх-мо выбрать точку отчета;
в) Кластерная выборка – основыв-ся на делении совок-ти на подгруппы (кластеры), каждая из к-рых представляет собой совок-ть в целом. Далее случайным отбором выбирается кластер, определяется совок-ть для этой области, в ней проводится соответствующее исследование.
Г) Стратифицированная выборка – испол-ся при несимметричном распределении совок-ти; генеральная совок-ть разделяется на отдельные страты более или менее однородные по составу, а затем производится расчет простой выборки.
Д) Территориальная – в к-рой территории или зоны выступают в роли первичных выборочных единиц.