Особенности печати Великой французской революции.




Третье сословие генеральных штатов отделилось и провозгласило себя Национальным собранием. Генеральные штаты - высшее сословно-представительное учреждение с 1302-1789 гг., состояло из депутатов духовенства, дворянства и 3-го сословия. Созывалось королем для получения от них согласия на сбор налогов.

Ход революции:

-14 июня 1789 года - август 1792 года - у власти фельяны (роялистская партия), в стране конституционная монархия.

-Август 1792 - 1793 - у власти жиронда (среднее между якобинцами и фельянами)

-31 мая - 2июня 93 года - у власти якобинцы

-1793 - 1794 - террор и диктатура.

 

По мере развития революции умирали периодические издания.

 

Первый этап - газеты “ Друг короля” или “Деяния апостолов” графа Ривароля. Эти газеты стояли на защите короля, считая необходимостью вернуться к прежнему строю.

 

Появляются газеты разных направлений:

“Друг народа” (вопрос№42), “ Французский патриот” Бриссо (партийность французской прессы того периода).

 

Особого внимания заслуживает газета Эбера “Папаша Дюшен” (вопрос№45).

 

Французская печать политизирована, разные силы использовали газеты как трибуны их политической борьбы.


30. Ведущие публицисты Великой французской революции.

Элизе Лустало – журнал «Парижские революции»

Жан Рене Эбер – газета «Папаша Дюшен»

Камиль Демулен – газеты «Революции Франции и Барбанта», «Старый кордельер» (казнен за нее)

Жан Поль Марат – газета «Друг народа», трактат «Цепи рабства», «Дар Отечеству»

Гракх Бабеф – газеты «Народная трибуна», «Просветитель».

Организация «Во имя равенства»


31. Французская революция и развитие французской концепции свободы печати.

24 августа 1789 год – Декларация прав человека и гражданина. 11 статья – свобода слова и печати.

 

Французская концепция свободы печати:

- бОльшая роль государства в журналистике, чем в Англии и Америке

-журналистика регламентируется законодательством

-выражение: права человека

1789-1791 года - безграничная свобода печати

1791-1794 года - якобинский террор (инакомыслие каралось)

1795 год - Конституция

1800 год - Наполеон упразднил свободу печати

18 мая 1804 закон о «свободе печати». (На деле – Сенатская комиссия по печатным делам – контролирующий и карательный орган, который решал, соответствует ли печатаемое «государственным интересам» или нет)


32. Марат и газета "Друг народа"

Жан Поль Марат (1743 – 1793)

В 1789 году в Париже появляется новая газета “ Парижский публицист” с шестого номера получившая название “Друг народа”.

 

Эпиграф газеты - слова Ж.Ж. Руссо: “ посвятим жизнь истине”.

 

“Друг народа” сразу же занял бескомпромиссную позицию. Она жестко критиковала Учредительное собрание за его нерешительность и консервативность. На страницах газет Марат обрушивался и на известных лидеров революции Неккера, Мирабо, Лафайета. Обвинял их в антинародной политике. Свою политическую борьбу Марат вел со страниц газеты. На протяжении всей революции, Марат отстаивал свой тезис, что революцию надо довести до конца. И не страшно, что для этого будет применен террор.

 

Первое политическое произведение “Цепи рабства” - за свободу печати. «Спасением народов является революция» + “план уголовного законодательства” - законы должны быть “одинаковыми” для всех.


33. Марат о свободе печати. Памфлет "Дар Отечеству".

 

1789 год - «Дар Отечеству» - разработка теории печати.

 

«Граждане, это вы составляете мощь и богатство государства»

«Необходима свобода печати»

«Чтобы избежать распущенности, достаточно обязать автора подписывать своим именем то, что он опубликовывает».

«Мы стремимся лишь вернуть правительственную власть»

«Да поможет же тот священный огонь свободы, что всегда горел у меня в груди, зажечь и вас»


34. Газета Эбера "Папаша Дюшен".

Газета Эбера “Папаша Дюшен” - известное периодическое издание демократической прессы Великой французской революции.

1791 год - издание.

 

Папаша Дюшен - собирательный тип человека из народа. Это мелкий торговец, готовый всегда разоблачить любую несправедливость. Газета Эбера была очень популярна среди французского народа.

Язык пестрел шуточками, грубоватыми оборотами, ругательствами.

Стиль - острый, ясный, с чётко выраженной мыслью.

 

Эбер откликался проблемы текущей политической жизни. Он умел прислушиваться к нуждам народных масс, знал из настроения и запросы.

 

Он и его “Папаша Дюшен” сыграли важную роль в борьбе за свержение монархии, изгнание жирондистов из Конвента, принятие мер против спекуляции и дороговизны. Эбер активно разоблачал в своей газете врагов революции и призывал к борьбе с ними.


35. Особенности развития печати английских колоний Северной Америки XVIIв. - первой половины XVIIIв.

Пресса всех английских колоний - отростки британской прессы.

Английские газеты (еженедельные) пришли в Америку в самом начале XVIII веке (“The Boston News Letter” вышла в 1704 г. в Бостоне).

 

1785 год - первая ежедневная газета “American Daily Advertiser”.

 

Особенностью американской печати того времени - наличие вечерних газет, сообщающих то, что произошло за день.

 

Сильный толчок прессе Америки дал печатный станок усовершенствованной конструкции (Франклин).

В целом, в период предшествующий войне за независимость США, американская пресса была развита достаточно слабо.


36. Первая поправка в конституции США. Американская концепция свободы печати.

Америка.

Бенджамин Франклин. 1730 год – «Пенсильвания газет». За отмену цензуры.

Томас Пейн. 1776 год – памфлет «Здравый смысл» (призыв к независимости американских колоний).

 

4 июля 1776 год – Декларация независимости (Томас Джефферсон)

1787 год – Конституция. Федералисты (сильный центр - Вашингтон, Гамильтон).

1791 год – Поправка.

Концепция американской печати:

-свобода печати

-государство не имеет своей прессы


37. Журналистская деятельность Франклина.

Бенджамин Франклин (1706 – 1790гг.) был одним из самых разносторонне образованных и одарённых людей своего века.

 

Когда Джеймс Франклин стал издавать The New England Courant, Бенджамин перешёл к нему в газету и начал пробовать себя в журналистике. С апреля 1722 года он под псевдонимом Сайленс Дугуд дважды в месяц писал очерки The New England Courant – в течение полугода, пока Джеймс не узнал правду.

 

В 1729 году Франклин купил в Филадельфии собственную типографию и в 1730 году начал издавать еженедельную The Pennsylvanya Gazette. Вскоре она принесла редактору не только большую популярность, но и значительную коммерческую прибыль.

 

Отстаивал право своих коллег предоставлять место в газете всем авторам, независимо от их взглядов, лишь бы они платили деньги.

Отстаивал принципы свободы печати и выступал против предварительной цензуры (сам не публиковал безнравственные и клеветнические материалы).

 

В 1741 году Франклин основал первый в Новой Англии журнал – The General Magazine. Но через 6 месяцев он прекратил существование.

 

Бенджамин Франклин был не только журналистом и публицистом. Его по праву можно назвать одним из отцов-основателей США и первым американским просветителем.


38. Пейн - публицист.

Томас Пейн – памфлет «Здравый смысл» - призыв Америки к независимости и план создания нового государства.

 

Памфлеты Пейна направлены на активного оппонента, собеседника. Призыв к «здравому смыслу».

Пейн – сторонник революции.

 

«Англия защищала нас ради коммерции и власти»

«Преимуществ связи с Великобританией нет».


39. Проповедники-публицисты немецкой Реформации. Лютер.

Реформация началась в 16 веке.

Причина реформации - зарождение капиталистических отношений в Европе.

 

Католическая церковь хотела установить свою политическую гегемонию, подчинить себе светскую власть, использовать влияние в целях своего обогащения. Папские дипломаты, сборщики церковных поборов и продавцы индульгенций заполняли страны Европы.

 

Претензии католической церкви вызывали недовольство жителей городов, в которых зарождалась новая, буржуазная идеология.

 

В XV и XVI вв. притязания церкви встречали отпор со стороны королевской власти в централизованных странах. В раздробленной же Германии папы по-прежнему претендовали на значительную власть. Впоследствии большая часть князей поддержала Реформацию.

Огромные суммы денег шли из германских земель в папскую казну через разветвленную папскую агентуру. Реформационное движение началось ранее всего именно в Германии и объединило широкие слои населения.

 

Мартин Лютер (1483—1546) родился в городе Эйслебе (Саксония).

С началом реформационного движения было связано выступлением Лютера в октябре 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций.

 

Один из пунктов лютеровского учения - тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается ею лично перед Богом, становясь тут священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви. Только лишь Богу - существу совершеннейшему - обязаны люди повиноваться рабски, служить верноподданнически.

М. Лютер наставлял подданных быть покорными монархам, не восставать против власти и смиренно сносить чинимые ею несправедливости.

Томас Мюнцер (1489 – 1525) - выразитель народного революционного понимания Реформации.

Томас Мюнцер ездил по городам Южной Германии и Чехии, призывал к решительным действиям крестьян. Он основывал тайный «Союз избранных», ставивший своей задачей подготовку общегерманского восстания против князей и церкви.

 

Требования об отмене крепостного права, о ликвидации прав господ на пашни, леса, реки и другие угодья, об отмене несправедливых поборов. Томас Мюнцер благословляет святое дело расправы с господами и их слугами. Он постоянно проповедует беспощадную борьбу как выполнение воли божьей.

 

Его казнили 27 мая 1525 года. Казнь была тайной, ибо палачи боялись, что Мюнцер обратится к народу и вызовет новое, возмущение. Ему отрубили голову и выставили на шесте на вершине холма.


40. "Новый Завет" и развитие публицистики и риторики.

Новый Завет:

 

1.Евангелие от Матфея

2.Евангелие от Марка

3.Евангелие от Луки

4.Евангелие от Иоанна

5.Послания апостолов верующим

6.Апокалипсис (откровения Иоанна Богослова)

 

Новый Завет посвящён описанию жизни, чудес, смерти и воскрешения Иисуса Христа. Написан в I-II веках н.э.

Отцы церкви, восприняв у античности высокие достижения риторики, создали на её основе свою церковную риторику и публицистику, искусство церковной проповеди, обращений к Богу. Образы Нового Завета, повествования и притчи имели огромное влияние на верующих, но не выходили за пределы священного писания.

 

На заре Возрождения реформаторы вкладывали в форму проповеди уже светское, политическое содержание и направляли свои речи на борьбу с католицизмом и феодализмом. (Мартин Лютер)


41. Роль экономики в возникновении и развитии периодической печати.

Китайцы изобрели бумагу во 2 веке.

 

В 1320 г. в Германии появилась первая бумажная фабрика.

Вначале бумага была дорога, т.к. производилась из тряпок. Только в 19 веке научились делать бумагу из древесины, что резко снизило её стоимость и сделало периодику более доступной массовому читателю.

 

Гутенберг в середине 15 века изобрел книгопечатание.

 

Развитие экономики и промышленности сделало возможным изготовление металлических литер, типографского сплава и краски, печатного пресса.

 

В 16 и 17 веках возникает ряд крупных типографских объединений, использующих труд наёмных рабочих. Издательское дело встало на коммерческую основу.

 

Экономика воздействовала и на свободу печати. Резкое увеличение налога на печатные работы способствует удержанию на плаву только тех типографий, которым покровительствует король. В Англии до 1794 года действовал штемпельный налог на каждую отпечатанную страницу каждой книги. В Европе старались получить как можно больше денег с типографий, вводя совершенно непомерные налоги. Налоги – средство получения денег и банкротство типографий, которым монархи далеко не всегда покровительствовали.


42. Роль культуры в развитии печати.

Культура - это социально-прогрессивная деятельность человечества.

Культура:

-материальная (техника, производство, материальные ценности)

-духовная (наука, искусство, литература, просвещение, мораль, этика и т.д.).

 

Культура старше печати. Развитие культурных связей подтолкнуло человечество к созданию знаковой письменности, без чего печать не могла бы возникнуть. Именно из письменных источников нам известна культура древних народов.

 

Далёкими предшественниками современной печати были документы римского сената Аcta senatus и Аcta diurna. Они переписывались от руки, а затем распространялись среди населения. Acta diurna выпускалась ежедневно и имела большое влияние на общественное мнение в Риме и провинции.

 

В средние века в Европе культура воплощается в Библии. Эпоха Возрождения приводит к огромному росту потребностей в культуре. Старые методы рукописного тиражирования книг и документов сильно тормозили процесс культурного развития.

Революция в этом деле произошла в середине 15 века, когда Гуттенберг изобрел печатный станок.

Далее печать развивалась, стремясь удовлетворить растущие культурные потребности человечества. Теперь пресса оказывает огромное воздействие на дальнейшее развитие культуры, способствуя переходу от Возрождения к Новому времени.


43. Роль почты в развитии периодической печати.

Дороги очень важны т.к. информация старела, пока ее доставляли в нужное место (или даже в регионы)

 

1505 год – регулярная почтовая линия Вена- Брюссель (Франц фон Таксис)

 

17 век Англия. Регулярное почтовое сообщение. Почта для государственных целей. Тариф -1 пени (на оплаченных письмах - треугольник)

18 век Америка. Из Англии в Америку – почтовые суда (мin 2 недели)

18 век Франция. «Маленькая почта». Во время революции почта остановилась в развитии. Директория начала восстанавливать только государственная пока.


44. Развитие массовой коммуникации в XV-XVIIIвв.

Все, начиная с создания печатного станка Гуттенбергом, затем газеты и их распространение, затем ораторское искусство Средних веков, затем публицистика как политическая борьба и все. Короче, без массовой коммуникации никуда.


45. Прообраз газет в Древнем Риме. Культура глаза в коммуникации.

В Риме появляется письменность. Акты Сената при Юлии Цезаре фиксируются в письменном виде. Для римлян важнее чтение. В Древнем Риме даже театр часто использовался именно для выступлений с политическими речами. Римлян надо было видеть.


46. Речи для чтения в Древней Греции. Культура уха.

В Греции демократия. Обсуждение насущных вопросов происходит на площадях в форме дискуссий, ораторских споров.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: