Методические указания
к практическому занятию
по дисциплине «Патофизиология, клиническая патофизиология»
для студентов 3 курса
специальности 060101 Лечебное дело
ТЕМА: Стресс и его значение в патологии. Патофизиология экстремальных и терминальных состояний.
ЦЕЛЬ: сформировать знания об общем адаптационном синдроме (стрессе) и патофизиологии экстремальных и терминальных состояний.
ЗАДАЧИ:
- рассмотреть этиологию, патогенез, принципы терапии шока, обморока, коллапса, комы и механизмы развития общего адаптационного синдрома;
- обучить методам экспериментального моделирования шока и стресса; и принципам патофизиологического анализа экстремальных и терминальных состояний;
- изучить роль общего адаптационного синдрома в формировании резистентности к повреждающим факторам и в развитии заболеваний человека.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
До изучения темы: строение и функции гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой, РААС, мозгового вещества надпочечников; строение и функции сердчно-сосудистой системы.
После изучения темы: этиологию, патогенез, принципы терапии шока, обморока, коллапса, комы, особенности патогенеза стрессорных состояний и «болезней адаптации».
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: моделировать стресс и шок,проводить патофизиологический анализ экстремальных и терминальных состояний, «болезней адаптации».
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками работы с лабораторными животными, навыками разбора ситуационных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1. Тестовый контроль исходного уровня подготовки.
2. Беседа по теме занятия по вопросам:
1). Общая характеристика экстремальных состояний.
2). Принципы классификации, этиология, патогенез, стадии шока, принципы коррекции.
3). Этиология, патогенез обморока и коллапса.
4). Сравнительная характеристика шока, коллапса и обморока.
5). Виды, этиология, патогенез, принципы коррекции коматозных состояний; общая характеристика терминальных состояний, принципы реанимации.
6). Общая характеристика стрессорных состояний, «болезни адаптации».
3. Практическая работа.
3.1. Сделать лабораторную работу « Экспериментальная модель острой кровопотери».
Цель работы: изучение изменений гемодинамики при острой кровопотере. Методика: лягушку децеребрируют и обнажают сердце. Готовят препарат языка или плавательной перепонки (для изучения периферического кровообращения). После снятия показателей исходного фона выделяют обе бедренные артерии и перерезают их. В период кровотечения, начиная с 1 мин, каждые 5 минут подсчитывают число сердечных окращений и оценивают интенсивность периферического кровообращения (по диаметру сосудов, скорости кровотока, количеству функционирующих капилляров). Тромбы по мере об разования снимают ватным тампоном. Через 20-30 минут сосуды перевязывают и вводят в лимфатический мешок 2 мл физ.р-ра. Наблюдают изменения показателей каждые 5минут.
Параллельно проводят контрольный опыт (без введения физ.р-ра).
Таблица 1
Показатели | Исходный фон | Острая кровопотеря 1 5 10 15 20 25 30 мин | ПГТ 5 10 мин |
ЧСС Интенсивность кровообращения |
График изменения ЧСС при острой кровопотере
ЧСС
70
60
50
40
30 1 5 10 15 20 25 30 t (мин)
Вывод:
3.2. Сделать лабораторную работу «Влияние предварительного стрессорного воздействия на резистентность к гипоксии».
Цель: изучить влияние предварительной стрессорной нагрузки на устойчивость к гипоксии.
Методика: Берут двух мышей одинакового веса и возраста. Одной из них, опытной, дают физическую нагрузку - проводят 3-минутную плавательную пробу при температуре воды +20-25 градусов. Вторая мышь является контрольной. После стрессорного воздействия обеих мышей помещают в аппарат Комовского и одновременно "поднимают" на "высоту". Отмечают высоту, на которой происходит гибель животных.
В выводе объяснить механизм изменения резистентности организма после предварительного воздействия стрессорного фактора.
Таблица 2.
N п/п | Вид группы животных | Высота гибели |
1. | Контрольная | |
2. | После стрессорного воздействия |
Вывод:
Ситуационные задачи для разбора на занятии