Ситуационные задачи для разбора на занятии




Методические указания

к практическому занятию

по дисциплине «Патофизиология, клиническая патофизиология»

для студентов 3 курса

специальности 060101 Лечебное дело

ТЕМА: Стресс и его значение в патологии. Патофизиология экстремальных и терминальных состояний.

 

ЦЕЛЬ: сформировать знания об общем адаптационном синдроме (стрессе) и патофизиологии экстремальных и терминальных состояний.

 

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть этиологию, патогенез, принципы терапии шока, обморока, коллапса, комы и механизмы развития общего адаптационного синдрома;

- обучить методам экспериментального моделирования шока и стресса; и принципам патофизиологического анализа экстремальных и терминальных состояний;

- изучить роль общего адаптационного синдрома в формировании резистентности к повреждающим факторам и в развитии заболеваний человека.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: строение и функции гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой, РААС, мозгового вещества надпочечников; строение и функции сердчно-сосудистой системы.

После изучения темы: этиологию, патогенез, принципы терапии шока, обморока, коллапса, комы, особенности патогенеза стрессорных состояний и «болезней адаптации».

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: моделировать стресс и шок,проводить патофизиологический анализ экстремальных и терминальных состояний, «болезней адаптации».

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками работы с лабораторными животными, навыками разбора ситуационных задач.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Тестовый контроль исходного уровня подготовки.

2. Беседа по теме занятия по вопросам:

1). Общая характеристика экстремальных состояний.

2). Принципы классификации, этиология, патогенез, стадии шока, принципы коррекции.

3). Этиология, патогенез обморока и коллапса.

4). Сравнительная характеристика шока, коллапса и обморока.

5). Виды, этиология, патогенез, принципы коррекции коматозных состояний; общая характеристика терминальных состояний, принципы реанимации.

6). Общая характеристика стрессорных состояний, «болезни адаптации».

 

3. Практическая работа.

3.1. Сделать лабораторную работу « Экспериментальная модель острой кровопотери».

Цель работы: изучение изменений гемодинамики при острой кровопотере. Методика: лягушку децеребрируют и обнажают сердце. Готовят препарат языка или плавательной перепонки (для изучения периферического кровообращения). После снятия показателей исходного фона выделяют обе бедренные артерии и перерезают их. В период кровотечения, начиная с 1 мин, каждые 5 минут подсчитывают число сердечных окращений и оценивают интенсив­ность периферического кровообращения (по диаметру сосудов, скорости кровотока, количеству функционирующих капилляров). Тромбы по мере об разования снимают ватным тампоном. Через 20-30 минут сосуды перевязывают и вводят в лимфатический мешок 2 мл физ.р-ра. Наблюдают изменения показателей каждые 5минут.

Параллельно проводят контрольный опыт (без введения физ.р-ра).

 

Таблица 1

Показатели Исходный фон Острая кровопотеря 1 5 10 15 20 25 30 мин ПГТ 5 10 мин
ЧСС Интенсивность кровообращения      

 

График изменения ЧСС при острой кровопотере

ЧСС

70

60

50

40

30 1 5 10 15 20 25 30 t (мин)

 
 

 


Вывод:

3.2. Сделать лабораторную работу «Влияние предварительного стрессорного воздействия на резистентность к гипоксии».

Цель: изучить влияние предварительной стрессорной нагрузки на устойчивость к гипоксии.

Методика: Берут двух мышей одинакового веса и возраста. Одной из них, опытной, дают физическую нагрузку - проводят 3-минутную плава­тельную пробу при температуре воды +20-25 градусов. Вторая мышь явля­ется контрольной. После стрессорного воздействия обеих мышей помещают в аппарат Комовского и одновременно "поднимают" на "высоту". Отмечают высоту, на которой происходит гибель животных.

В выводе объяснить механизм изменения резистентности организма после предварительного воздействия стрессорного фактора.

 

Таблица 2.

N п/п Вид группы животных Высота гибели
1. Контрольная  
2. После стрессорного воздействия  

Вывод:

 

Ситуационные задачи для разбора на занятии



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: