СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ 5 глава




1. В среднем один любитель тратит на любительские занятия свыше пяти с половиной часов в неделю, менее одной пятой зани­маются творчеством не каждую неделю, свыше половины уделяют своим занятиям время в течение недели, около четверти - практи­чески все свободное время, часть - время отпуска. В нашем иссле­довании 10% городской работающей молодежи в среднем тратят на любительские занятия около трех часов в неделю; 5% - практи­чески все свободное время; 3% - от случая к случаю. 8% сельской работающей молодежи в среднем тратят на любительские занятия около трех с половиной часов в неделю; 4% - практически все сво­бодное время; 4% - от случая к случаю. Что касается студенческой молодежи, то 12% ее в среднем тратят на любительские занятия 4 часа в неделю; 6% - практически все свободное время; 5% - от случая к случаю.

2. Если в художественной самодеятельности преобладают жен­щины, то в любительстве - мужчины, они составляют 73,2% оп­рошенных любителей. Любители представлены, главным образом, людьми среднего поколения. В нашем исследовании «пик» люби­тельства падает на возраст 26-30 лет.

3. Среди любителей высок удельный вес лиц с высшим, неза­конченным высшим и средним специальным образованием. В на­шем исследовании высоким оказался удельный вес лиц с высшим и средним специальным образованием.

4. Любительская деятельность требует, как правило, опреде­ленной теоретической подготовки, известного уровня культурного развития. Не случайно многие любители уделяют часть своего свободного времени на изучение соответствующей теоретической и учебно-вспомогательной литературы.

5. Декоративно-прикладным любительским искусством (чеканка по металлу, резьба по дереву, камню, линолеуму, выжигание, керамика) занимаются преимущественно мужчины. Женщины увлекаются преимущественно ковроткачеством, художественным вязанием, изготовлением гобеленов, мягкой игрушкой, макраме.

6. В технических искусствах (художественная фотография, ки­но) преобладают любители в возрастной группе 26-30 лет. В на­шем исследовании этот вид любительской деятельности был «пи­ковым» в следующих возрастных группах: у городской работаю­щей молодежи - 26-28 лет; у сельской работающей молодежи - 28-30 лет; у студенческой молодежи - 22-25 лет.

7. В сфере литературного творчества и исполнительских ис­кусств значителен удельный вес женщин. Эта тенденция преобла­дает практически во всех возрастных группах.

Что касается структуры художественно-творческого любитель­ства, то она складывается из двух основных групп искусства -исполнительских и авторских. И в исполнительском, и в авторском любительских искусствах различны уровни самореализации молоде­жи, которые определяются не только природными задатками, но и общей культурой молодого человека, его культурой досуга, социаль­но-культурной средой, в которой происходило его развитие.

Самореализация молодежи в исполнительском искусстве осу­ществляется на следующих основных уровнях:

1. Уровень, на котором создаются достаточно оригинальные произведения в различных жанрах искусства, имеющих общест­венную значимость. На этом уровне, как правило, оптимально синтезируются авторский замысел произведения и его оригиналь­ное творческое воплощение. Ярким примером самореализации молодежи на этом уровне является творческая деятельность люби­телей чеканки по металлу, работающих на заводе «Ростсельмаш» г. Ростова-на-Дону. С их творчеством можно периодически знако­миться на выставках народных умельцев в заводском Дворце культуры. Основу сюжетов их произведений составляет не только история завода, науки и техники, но и история донского края. Работы любителей чеканки по металлу украшают общественные интерьеры завода, их можно увидеть в комнатах заводских моло­дежных общежитий.

Другим примером самореализации молодежи на этом уровне является творческая деятельность кинолюбителей, работающих в управлении «Сибакадемстрой» г. Новосибирска. Бессменным ру­ководителем этой творческой группы молодежи на протяжении последних двадцати пяти лет является выпускник Кемеровского государственного института культуры Петр Анофриков. В своих документальных фильмах молодые кинолюбители поднимают острые экологические проблемы своего города, проблемы сохра­нения сибирских лесов. Свои снятые фильмы они показывают в школах и ВУЗах города, на региональных и Всероссийских фести­валях и конкурсах любительского неигрового кино.

2. Уровень, на котором не столь ярко выражена общественная значимость произведений, но в них, как правило, присутствуют оригинальность и своеобразие интерпретации авторского замыс­ла. Именно эти особенности художественно-творческого люби­тельства характерны «Балету толстых» из города Перми, который существует с 1994 года [47, С. 14-15]. Руководит этим коллективом выпускник Пермского института культуры Евгений Панфилов -талантливый балетмейстер, режиссер и педагог. При наборе в «Балет толстых» возраст любителей не ограничивался, но основ­ным критерием был - вес. Чем человек тучнее, тем он перспектив­нее и колоритнее. Труппа любителей сформировалась быстро. Уже в 1995 г. состоялась премьера - небольшой балет «Танцы провин­ции Зюкайка», поставленный' на индийскую народную музыку. Публика была в шоке и в восторге. Еще через год Е.Панфилов ставит «Вальсы-призраки» - абстракцию на темы вальсов Штрау­са. Сегодня в репертуаре этого коллектива есть балеты и кичевого и драматического характера. Первые выглядят как пародия на настоящий балет. Вторые поставлены с учетом физиологических особенностей артистов-любителей, то есть не перегружены слож­ными па и пируэтами, выдержаны в строгой гармонии. В гармо­нии с природой - как в глубоко философском, так и в жанровом смысле. «Балет толстых» для артистов-любителей стал второй семьей. В этом коллективе люди проводят вместе все праздники, отмечают дни рождения, освобождаются от психологических ком­плексов, учатся общаться друг с другом, а изнурительные репети­ции воспринимаются ими как аэробика, за которую не надо пла­тить деньги.

3. Уровень, на котором преимущественно осуществляется ре­продуцирование готовых образцов искусства. Ценность и значи­мость этого уровня заключается не в самом результате, а в творче­ском процессе деятельности. Этот уровень любительской деятель­ности в сфере исполнительского искусства распространен в боль­шей степени, чем предыдущие.

Наиболее полно и глубоко самореализация молодежи осущест­вляется в авторском любительском искусстве. Через это направле­ние, как правило, осуществляется разносторонняя реализация сущностных, социально-культурных и творческих потенций молодого человека. За последние годы заметно возрос интерес молоде­жи к самодеятельному творчеству. Наши исследования показали, что наиболее популярными видами авторского творчества у моло­дежи являются самодеятельная песня, фотография, изобразитель­ное искусство, литературное творчество, кинолюбительство. Ис­следования выявили, что в структуре досуговой деятельности мо­лодежь различных социально-профессиональных групп авторское творчество представлено в следующих объемах: у студенческой молодежи - 28%; у городской работающей молодежи - 23%; у сельской работающей молодежи -18%.

Как и исполнительское самодеятельное искусство, авторское искусство различно по своей природе и направленности и осуще­ствляется, как правило, на следующих основных уровнях:

1. Уровень создания общественно значимого художественного произведения. Примером самореализации молодежи на этом уровне является творческая деятельность рижского самодеятель­ного композитора Людмилы Гончаровой. Центральное место в ее творчестве занимает городской романс, а «Романс для Риги» стал одним из лучших ее произведений, который пользуется большим успехом у рижан. В своем творчестве она синтезирует поэтические, композиторские и исполнительские способности.

Уровень, на котором создаваемые произведения имеют опреде­ленную художественную ценность, но не все из них могут быть признаны подлинными явлениями искусства. К этому уровню авторского искусства в определенной мере можно отнести декора­тивно-прикладное искусство молодых самодеятельных мастеров Дагестана. Широкое развитие среди молодежи здесь получили такие виды традиционного народного искусства, как ювелирное дело, художественная керамика, резьба и насечка по дереву, резьба по камню, художественная ковка и чеканка по меди, литье брон­зовых изделий, золотая вышивка и ковроткачество. Авторское начало в декоративно-прикладном искусстве формируется у моло­дых людей, как правило, под воздействием местного уклада жиз­ни, особенностей бытовой культуры, коллекционирования худо­жественных изделий, создания своеобразных домашних музеев, индивидуального домашнего обучения и т.д. В известном на весь мир селении Кубачи, например, почти в каждом доме имеются Домашние музеи, в которых собраны декоративно-художественные реликвии семьи и предков. Эти изделия передаются из поколения в поколение и свято берегутся. Каждый экспонат музея имеет свою богатую историю. Домашние музеи в Кубачах стали уникальной возможностью приобщения молодых людей с детского возраста к миру прекрасного и к труду, хорошим стимулом для творчества. У каждого молодого человека, как правило, есть заветная мечта -создать свой шедевр декоративно-прикладного искусства, кото­рый прославит мастера - творца, свой род, родной аул, принесет радость людям. Иначе говоря, домашние музеи в Кубачах являют­ся не только этнографической особенностью интерьерного ан­самбля жилья, существенной чертой образа жизни, быта, но и своеобразной социально-культурной средой, способствующей реализации художественного потенциала молодого человека.

3. Уровень, на котором преимущественно осваиваются навыки творческой деятельности. Создаваемые произведения этого уровня представляют смысл лишь как промежуточные этапы развития творческих способностей молодых людей.

Эффективность самореализации молодежи в любительском ху­дожественном творчестве зависит от комплекса социально-педагогических, организационно-методических, финансовых и технических условий. Эту зависимость мы обнаружили в наших исследованиях, в ходе которых было опрошено 270 молодых лю­бителей Ростовской, Рязанской областей и Хабаровского края, занимающихся художественным творчеством. На вопрос нашей анкеты «С какими основными трудностями Вы встречаетесь в процессе Вашей творческой деятельности?» любители назвали следующие трудности:

- сложность приобретения материалов, инструментов, обору­дования, необходимой профессиональной и методической литера­туры-20,1%;

- отсутствие помещений для занятий творчеством - 17%;

- отсутствие постоянных связей с другими любителями, люби­тельскими группами и объединениями - 16%;

- нет возможности периодически получать квалифицирован­ные консультации, пополнять знания - 16,8%;

- нет возможности периодически выставлять свои работы на выставках живописи, фотографии, декоративно-прикладного ис­кусства, публиковать сочинения в печати - 15%;

- равнодушие и недостаток внимания к начинающим любите­лям со стороны мастеров искусств, учреждений культуры и твор­ческих союзов - 14%;

- имеющиеся помещения неудобны для занятий творчеством - 14%.
Из приведенного перечня видно, что к основным трудностям

любители отнесли сложности приобретения материалов, инстру­ментов, оборудования, необходимой литературы, отсутствие не­обходимых помещений. Значительный дискомфорт любители испытывают в связи с их разобщенностью, отсутствием координа­ционных центров, которые бы не только оказывали консультаци­онную помощь, но и помогали бы экспонировать созданные ими произведения искусств.

В еще большей мере эти трудности проявляются в творческой деятельности любителей, проживающих в сельской местности. Из них 21% указали на отсутствие постоянных связей с другими лю­бителями, любительскими группами и объединениями. 20% указа­ли на отсутствие возможностей периодически получать квалифи­цированные консультации специалистов. 18,1% указали на отсут­ствие возможностей периодически выставлять свои работы на выставках, конкурсах.

Привлекательным, но по-прежнему пока еще малодоступным направлением самореализации молодежи в условиях досуга явля­ется ее участие в техническом творчестве. На фоне обширного спектра видов досуговой деятельности многие молодые люди хо­тели бы заниматься техническим творчеством: 13,2% - молодых рабочих индустриально-промышленной сферы производства; 15,2% - молодежи, занятой в аграрном секторе производства; 31,0% - студентов технических ВУЗов; 12,3% - студентов гумани­тарных ВУЗов.

Однако из 204 молодых людей, реально занимающихся техни­ческим творчеством (см. Таблицы № 6, № 7, № 8, № 9, позиция 18), около 60% (122 человека) не удовлетворены его организацией, отношением к нему в обществе в целом. К основным причинам неудовлетворенности были отнесены следующие:

- отсутствие необходимой материально-технической базы (по­
мещений, оборудования, материалов, инструментов);

- отсутствие квалифицированных специалистов, способных
стимулировать, развивать и углублять интерес молодежи к техни­
ческому творчеству;

- отсутствие должной поддержки со стороны хозяйственных руко­
водителей, государственных органов и общественных организаций;

- разобщенность любителей, отсутствие координационных
центров, способных объединять их на почве общих интересов к
техническому творчеству.

Участие молодежи в техническом творчестве способствует формированию у нее разносторонней технической культуры, на­выков конструктивного мышления и деятельности, расширяет горизонты познания в смежных видах науки и техники. Исследо­вания, проведенные Л.Н. Коганом и В.П. Поляничко, убедительно показали, что именно отсутствие «вкуса» к технике является для некоторых молодых рабочих главной причиной разочарования в своей профессии [83, С. 21].

Наши исследования показали, что в сфере технического твор­чества наиболее интенсивно и глубоко процесс самореализации личности молодого человека осуществляется в конструкторской деятельности. 10% работающей молодежи этой деятельностью занимается систематически, 8% - от случая к случаю. Из числа студенческой молодежи - 12% занимаются этой деятельностью систематически, 10% - занимаются от случая к случаю. Наиболее привлекательными направлениями конструкторской деятельности для большей части молодежи являются:

- конструирование транспортной техники (автомобилей, мото­циклов, велосипедов, лодок, яхт, катеров);

- конструирование электронной бытовой аппаратуры (магни­тофонов, электрофонов, теле- и радиоприемников);

- конструирование техники, обслуживающей дачные и приуса­дебные участки (минитракторов, прицепов, плугов, культивато­ров, мотоблоков);

- конструирование моделей и макетов различных технических аппаратов;

- конструирование технических игрушек.

Указанные направления конструкторской деятельности могут оптимально осуществляться лишь при наличии постоянных кон­сультационных пунктов, действующих в трудовых коллективах, учебных заведениях, по месту жительства. В этих пунктах квалифи­цированные специалисты могли бы профессионально и обстоятельно консультировать начинающих конструкторов. Здесь же целесообраз­но обеспечивать их популярной технической литературой, справоч­никами, выдавать на прокат необходимые инструменты.

Значительное место в структуре молодежного досуга занимает спорт. Следует, однако, заметить, что немалая часть молодых людей зачастую на словах декларируют свои спортивные ориен­тации, а фактически же не уделяют должного внимания своему физическому развитию. Об этой же тенденции убедительно гово­рят и данные социологического исследования, проведенного СИ. Голодом и Э.В. Соколовым: примерно 90% петербургской молодежи высказывают пожелание регулярно заниматься хотя бы одним видом спорта. Однако это желание реально осуществили лишь 17% молодых рабочих и 20% служащих [27, С. 29]. Более того, по данным петербургского социолога З.В. Сикевич среди студентов местного университета даже физзарядку регулярно де­лает лишь каждый четвертый студент, примерно столько же опрошенных посвящает время туризму. Характерно, что каждый третий студент предлагает занятия физической культурой в ВУЗе сделать факультативными, только для желающих, а не обязатель­ными для всех [169, С. 76].

Характеризуя отношение молодежи к спорту, следует заметить, что оно в целом занимает достаточно высокий показатель лишь в следующих возрастных границах: у работающей молодежи - 20-22 года, у студенческой молодежи - 17-20 лет. С увеличением возрас­та спорт постепенно вытесняется из сферы досуга молодежи со­всем, либо занимает более скромное место.

Какие же виды спорта наиболее популярны в молодежной сре­де? Опросы молодежи показали, что в сельской местности попу­лярны волейбол, лыжи, гиревой и конный спорт. У женщин доста­точно высок интерес к ритмической гимнастике, которой они за­нимаются в специальных гимнастических группах по месту рабо­ты и жительства. У городской молодежи наиболее популярны мото- и велоспорт, плавание, футбол, волейбол, теннис. У студен­ческой молодежи наиболее популярны такие виды спорта, как волейбол, туризм, зимние виды спорта (лыжи, коньки), шахматы, теннис, плавание, художественная гимнастика.

На интенсивность и динамику занятий спортом существенное влияние оказывают материально-техническое обеспечение спор­тивных баз, стадионов, наличие квалифицированных тренерских кадров, сформированный уровень культуры досуга молодого че­ловека. Среди работающей молодежи села ежедневно занимаются спортом 3-4%; 2-3 раза в неделю - 10-12%; от случая к случаю -17-19%. Городская работающая молодежь ежедневно занимается спортом - 7-8%; 2-3 раза в неделю - 14-16%; от случая к случаю -18-20%. Студенческая молодежь ежедневно занимается спортом -8-10%; 2-3 раза в неделю - 15-17%; от случая к случаю - 18-20%.

От общего количества опрошенной работающей молодежи се­ла около 15% преимущественно занимается одним видом спорта; около 8% - двумя; около 4% - тремя. Из числа городской рабо­тающей молодежи - 22% преимущественно занимаются одним видом спорта; около 12% - двумя видами; около 7% - тремя. Из числа студенческой молодежи - 20% преимущественно занимаются одним видом спорта; 15% - двумя видами; 7% - тремя.

К организации спортивно-массовой работы в трудовых кол­лективах, учебных заведениях, по месту жительства молодежь от­носится достаточно критично. Около 22% сельской молодежи со­вершенно не удовлетворены постановкой и организацией спор­тивно-массовой работы, около 20% удовлетворены лишь отчасти.

Около 18% городской работающей молодежи также совершенно не удовлетворены организацией спортивно-массовой работы, 21%

- удовлетворены лишь отчасти. 15% студенческой молодежи совер­
шенно не удовлетворены, около 20% - удовлетворены лишь отчасти.

К основным причинам неудовлетворенности организацией спортивно-массовой работы в трудовых коллективах, учебных заведениях, по месту жительства были отнесены следующие:

слабая материально-техническая база спортивно-массовой работы, отсутствие необходимого спортивного инвентаря и эки­пировки - 24%;

- высокая стоимость спортивного инвентаря и прокатных ус­
луг на стадионах и спортивных базах - 15%;

отсутствие в достаточном количестве бассейнов, катков, тен­нисных кортов, конно-спортивных баз (особенно в сельской мест­ности) - 27%;

- формальное и равнодушное отношение государственных ор­
ганов власти, хозяйственных руководителей, молодежных общест­
венных организаций к насущным вопросам спортивно-массовой
работы с молодежью - 10%;

недостаток высококвалифицированных кадров спортивных тренеров, врачей - 20%;

- значительная удаленность спортивных баз, стадионов, бас­
сейнов от места жительства - 12%;

- слабая материально-техническая база спортивно-массовой
работы, проводимой в рабочих и студенческих общежитиях - 20%;

- формальное отношение преподавателей физического воспитания учебных заведений к проведению уроков физкультуры - 14%;

- недостаточное привлечение к спортивно-массовой работе трене­ров-общественников, имеющих высокие показатели в спорте - 16%.

Молодежь нередко высказывает мнение о том, что еще есть не­мало тренеров, которые по-прежнему уделяют значительное вни­мание перспективным разрядникам, а не новичкам и начинающим спортсменам. Стремление ряда тренеров и спортивных обществ к «рекордам», профессионализация и коммерциализация спорта привели в конечном итоге к падению социального престижа и массовости спорта, к уменьшению времени занятий спортом в общей структуре досуга молодежи.

В последние 5-7 лет стали обозначаться некоторые новые тен- ' денции в отношении молодежи к спорту, Молодежь, например, все чаще рассматривает спорт в тесном единстве с комфортом. На это обратила внимание З.В. Сикевич: «Молодой человек, - пишет она,

- сегодня хочет не просто «погонять мяч», но после работы зайти, например, в зал спортивных тренажеров, оборудованный душе­вой, теплой раздевалкой, поплавать в бассейне (желательно неда­леко от дома), иметь возможность в любом магазине спорттоваров или прокате приобрести хорошие лыжи или коньки, удобную и красивую спортивную обувь» [169, С. 74].

Другой тенденцией является стремление молодых людей орга­низовать по своей инициативе самодеятельные спортивные клубы не только по месту работы, но и по месту жительства. В таких клубах, как правило, отсутствуют парадность, формализм и заор-ганизованность, в их деятельности оптимально сочетаются груп­повые и индивидуальные формы работы. Интерес молодежи к таким клубам объясняется еще и тем, что в них отсутствует нази­дательность, менторский тон и преобладает атмосфера доброже­лательности и взаимоподдержки, оптимизма и юмора.

За последние годы становится очевидным возрастающий инте­рес молодежи к нетрадиционным для России видам спорта: арм-реслинг, триатлон, роликовые коньки, дартс, подводная охота, маунтинбайк, блэк топ. Одним из свидетельств этого стало проведе­ние первого в Ростове-на-Дону фестиваля нетрадиционных видов спорта, который состоялся в июле 1997 года на гребном канале.

Специфика молодежного досуга в известной мере определяется его направленностью в общественно-политическую сферу. Пере­строечные процессы, начавшиеся в нашей стране в середине 80-х годов, способствовали выявлению общественной инициативы молодежи, в значительной мере политизировали сферу досуговой деятельности. Однако начальная политизированность молодежи вскоре во многом оказалась мнимой. Термин «перестройка» стал для многих молодых людей «просто надоевшим словом». По дан­ным исследований ученых НИЦ при Институте молодежи цен­ность участия в политической жизни общества для молодежи 90-х годов близится к нулю [128, С. 86]. Исследования ученых этого же центра, проведенные в марте 1993 г., констатировали, что почти 50% молодежи вообще не задумывались над вопросом, какие по­литические силы, партии России наиболее полно выражают инте­ресы народа. Только 11,7% опрошенных назвали в этом случае правящие демократические силы (Демократическая Россия, Демократический выбор и т.п.)- Каждый десятый из опрошенных моло­дых людей отметил Партию экономической свободы, 7,5% сориен­тировались на национально-патриотические силы. Другие партии набрали не более 5,0% своих сверстников. Например, партию В.Жириновского отметили 3,6% [128, С. 89].

Одной из сфер реализации общественно-политического потен­циала молодежи 80-х годов стали различного рода самодеятель­ные молодежные неформальные объединения. По данным социо­логов, к началу 90-х годов в нашей стране сформировалось около семидесяти направлений деятельности самодеятельных молодеж­ных образований - от политических и экономических до развле­кательных, от борьбы за перестройку в самых различных областях общественной жизни до полного ухода в различного рода «соци­альные ниши» («хиппи», «гопники» и др.), от военно-патриотического до пацифистского, от националистического до космополитического. По подсчетам социологов, к началу 90-х годов в нашей стране явно политизированных неформальных объ­единений было от двух до трех тысяч с общей численностью 2-2,5 миллиона человек [138, С. 22]. Социальный портрет участников самодеятельных общественно-политических объединений, по дан­ным социологов, выглядит следующим образом: среди них каждый третий - инженерно-технический работник или служащий, каж­дый четвертый - студент, каждый пятый - рабочий, каждый деся­тый - учащийся [138, С. 22-23].

Естественно, что наибольший интерес к участию в неформаль­ных объединениях проявляет молодежь. Ей по самой социальной природе и психологии в наибольшей мере присущи энтузиазм и оптимизм, острая потребность в самореализации, стремление к общению и завоеванию общественного признания, интерес к дви­жению неформальных объединений. Об этом говорят и некоторые результаты нашего межрегионального исследования, одной из задач которого было выявление общественно-политических ори­ентации молодежи на участие в неформальном движении. Одним из методов исследования был вновь использован метод «прожек-тивных ситуаций» (см. таблицы №№ 11, 12, 13, 14).


Таблица № 11 Досуговые ориентации молодежи индустриально-промышленных трудовых коллективов на участие в неформальных общественно-политических движениях N -1300

 

  Основные общественно-политические движе­ния Принимаю реаль­ное участие Не принимаю, но хотел бы прини­мать участие Не принимаю и не хочу принимать участия
         
1. Объединения «чисто» политической направ­ленности, выступающие за коренные измене­ния во всех без исключения сферах нашего общества и прежде всего за политическую реформу в нем. (4,3%) 148 (11,3%) 1095 (84,2%)
2. Социально-экономические группы, высту­пающие за радикальные изменения экономиче­ских механизмов в обществе, демократизацию в сфере производства. (8,6%) (22,3%) 896 (68,9%)
3. Экологические группы, борющиеся с техно­кратическим отношением к окружающей среде («бюро экологических разработок», молодеж­ные экологические организации «зеленые хиппи», «зеленые бригады», «партия зеленых» и др.). (9,2%) (33,1%) 749 (57,6%)
4. Национально-культурные группы, выступаю­щие за повышение статуса национальных культур, национально-культурную автономию, выживание национальных языков и культур­ных традиций. (3,3%) 109 (8,3%) 1148 (88,3%)
5. Эколого-культурные группы, направленные на сохранение культурного наследия, восстанов­ление престижа отечественной культуры. 32 (2,4%) 80 (6,1%) 1188 (91,3%)
6. Религиозные группы, выступающие за под- линную свободу совести в обществе. (3,0%) 154 (11,8%) 1106 (85,0%)

Из приведенных данных видно, что большая часть молодежи не испытывает никакого интереса к участию в неформальных об­щественно-политических движениях. Наши данные в известной мере подтверждают результаты исследований ученых НИЦ при Институте молодежи о том, что интерес молодежи к общественно-политической жизни приближается к нулю.

У этой группы молодежи наибольшим авторитетом пользуются неформальные движения экологической направленности. Эта ори­ентация молодежи вполне понятна и объяснима, так как наша страна по существу уже вступила в период затяжного экологиче­ского кризиса. Одной из причин обостренного отношения моло­дежи к проблемам охраны окружающей среды стали очевидные последствия чернобыльской катастрофы 1986 г., от которой со­дрогнулся весь мир. Молодые люди не намерены быть статистами в принятии властными структурами келейных решений по этим проблемам. Свидетельством тому является открытая гражданская позиция молодежи Ростовской области и соседних регионов, вы­сказанная против пуска Ростовской атомной электростанции. 16 июля 1997 года началась компания радикального экологического движения «Хранители радуги» против пуска Ростовской АЭС. Большую часть участников этого движения составляет молодежь. Непосредственно у стен атомной станции был разбит палаточный лагерь. Участники этой кампании пытались обратить внимание общественности, местного населения и властей области на эколо­гическую угрозу, которая подстерегает Ростовскую область и близлежащие регионы в случае пуска станции. 27 июля 1997 года «Хранители радуги» начали блокаду Ростовской АЭС. На дороге, ведущей к станции, были установлены 11 двухсотлитровых бочек, залитых бетоном, с зафиксированной посередине трубой. Живая цепь, состоящая из людей и этих бочек, несколько часов перекры­вала дорогу к станции. В блокаде участвовали русские, украинцы, поляки и чехи. Около 30 человек постоянно находились на подъ­ездной дороге. На участников блокады станции было совершено нападение. В лагере пикетчиков было сожжено несколько палаток, у иностранных участников акции протеста отобраны паспорта. Но пикетчики снова вернулись в свой лагерь и продолжали пике­тировать атомную станцию [137]. На втором месте по степени значимости стоят ориентации молодежи на участие в движениях социально-экономической направленности. Приблизительно оди­наковы ориентации молодежи индустриально-промышленных трудовых коллективов на «чисто» политические объединения и национально-культурные группы (соответственно - 4,3% и 3,3%).

Таблица № 12 Досуговые ориентации молодежи аграрно-промышленных трудовых коллективов на участие в неформальных общественно-политических движениях N - 700



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: