Пояснительная записка
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Деревянное моделирование» имеет художественную направленность, ознакомительный уровень усвоения и разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273-ФЗ ст.75); Концепции развития дополнительного образования детей (от 04.09.2014г. №1726-р); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (М. Просвещение 2011); Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 196 от 09 ноября 2018г. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», а также в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06 - 1844).
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Деревянное моделирование» ориентирована на обеспечение условий для творческого труда и направлена на овладение учениками основных приемов и способов изготовления моделей автомобиля, трактора, паровоза, танка из древесины.
Актуальность программы
Дети приобретают навыки ручного труда, знакомятся с инструментами и материалами, овладевают навыками работы с ними, узнают технологические приемы изготовления изделий из древесины.
Адресат программы: программа рассчитана на детей, проявляющих интерес к обработке древесины и изделий, изготавливаемых из нее, в возрасте 10-13 лет.
Срок реализации программы: количество учебных часов по программе 12, 6 занятий по 2 часа.
Форма обучения: очная.
Организация образовательного процесса: обучение осуществляется в группе 8 человек.
Режим занятий: программа может реализоваться в период летней каникулярной площадки и в детском оздоровительном лагере с дневным пребыванием на базе БОУ ДО «Тарногский районный ДДТ». Занятия проводятся в течение 6-ти дней по 2 часа, с 10-ти минутным перерывом между занятиями. Продолжительность одного занятия - 45 минут (в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14).
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование первоначальных навыков обработки древесины через моделирование простейших изделий.
Задачи программы:
Предметные:
- познакомить обучающихся со свойствами древесины, ее применением;
- показать технологию ручной обработки древесины при создании транспортных средств;
- формировать навыки безопасной работы с инструментами, приспособлениями.
Метапредметные:
- способствовать развитию пространственного, объемного видения предметов, глазомера, мелкой моторики;
- способствовать проявлению креативности у обучающихся.
Личностные:
- развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;
- формировать навыки работы в коллективе.
Планируемые результаты
Предметные
В результате обучения по данной программе учащиеся будут знать:
- принципы организации рабочего места и основные првила техники безопасности;
- принципы подбора и назначение столярного инструмента;
- технологический процесс изготовления простейших изделий из дерева.
Будут уметь:
- выполнять модели из дерева;
- организовывать рабочее место;
- соблюдать правила техники безопасности;
- определять породу и пороки древесины;
- применять столярный инструмент;
- выполнять простейшие столярные операции;
- экономно расходовать материалы.
- Метапредметные
Учащиеся научатся:
- оформлять свои работы;
- работать с инструментом;
- фантазировать, образно-эмоционально относиться к предметам и явлениям действительности.
Личностные
Учащиеся научатся:
- проявлять интерес к новым направлениям творчества;
- с терпением, настойчиво и ответственно доводить начатое дело до конца.
Учебно – тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов | В том числе | Формы контроля | |
Теория | Практика | ||||
Тема 1 Введение в программу. Рассказ о породах древесины, инструментах для ее обработки. План работы. Техника безопасности. | Опрос | ||||
Тема 2 Изготовление модели автомобиля (паровоза) | - | ||||
Тема 3 Изготовление модели трактора (танка) | - | ||||
Тема 4 Отделка готовых изделий, подведение итогов, выставка | - | Мини-выставка | |||
Итого: |
Календарный учебно- тематический план
№ п\п | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия |
Вводное занятие | Теория: план работы, рассказ о породах древесины, инструментах, организация рабочего места. Техника безопасности. | ||
Учебное занятие | Практика: изготовление моделей паровоза, автомобиля. Строгание заготовок, разметка, распиловка по размерам. | ||
Практическое | Практика: зашкуривание деталей, изготовление колес, сборка на гвозди и клей. | ||
Практическое | Практика: изготовление модели танка. Строгание заготовок, разметка, распиловка по размерам. | ||
Практическое | Практика: изготовление гусениц, башни, орудия. Сборка. | ||
Практическое | Практика: окончательная отделка. Мини-выставка готовых изделий. |
Условия реализации программы
Занятия по деревянному моделированию проводятся в специально оборудованном кабинете.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.
Материально – техническое обеспечение:
для занятий необходимо:
Оборудование учебного кабинета:
- верстаки по количеству учащихся;
- рабочее место педагога;
- учебная доска;
- пилы;
- рубанки;
- молотки;
- гвозди;
- древянные бруски;
- электродрель;
- электролобзик;
- свёрла; пёрки.
Формы контроля
Тематический(по итогам обучения темы) – опрос.
Итоговый (проводится в конце освоения программы) предусматривает следующую форму подведения итогов реализации программы: мини-выставка готовых изделий, отзывы.
Методические материалы
На занятиях используются различные формы организации образовательной деятельности:
- фронтальные (беседа, лекция);
- групповые (работа в парах);
- индивидуальные (инструктаж, разбор ошибок, индивидуальная сборка моделей)
Основные методы и приемы образовательной деятельности: наглядный, практический, словесный.
Список литературы
1.Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. М. Просвещение, 1998
2. Школа и производство №2, 2005 год. Скворцов К.А., профессор МПГУ, доктор педагогических наук. Обработка древесины (5 класс)