СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ 7 глава




При всем многообразии оттенков в определении понятия «мо­тив», в ряде философских и психологических исследований сфор­мировался общий методологический подход к рассмотрению при­роды мотива. Большинство философов и психологов считает, что в основе мотивации человеческой деятельности лежат потребно­сти. Так, Д.А. Кикнадзе пишет: «Потребности всегда остаются основным фактором поведения индивида, независимо от того, на какой ступени развития общества или человека оно (поведение) осуществляется. Изменяется только содержание потребностей» [78, С. 49]. Д.Н. Узнадзе также полагает, что основными побуждения­ми к активной деятельности человека являются потребности: «Ни­что так не специфично для живого существа, как наличие у него потребностей. Потребность источник активности. Там, где нет никакой потребности, не может быть и речи об активности. В этом смысле понятие потребность очень широко. Оно касается всего, что является нужным для живого организма, но чем он в данный момент не обладает. Потребности развиваются, и ни для кого не является спорным, что человек на нынешней ступени развития обладает множеством таких потребностей, подобных кото­рым нет не только у животного, но и у человека, стоящего на при­митивной ступени культурного развития...» [203, С. 366].

Потребность индивида может быть реализована лишь в том случае, если он решит, каким образом можно будет ее удовлетво­рить, какую пользу он может извлечь при ее удовлетворении. Процесс осознания той или иной потребности, выбор путей и средств для ее удовлетворения и будет процессом мотивации. По­требность, таким образом, наиболее тесно связана с природой мотивов человеческой деятельности. В связи с этим А.Н. Леонтьев говорит о мотиве как о том, что побуждает деятельность [108, С. 469]. Д.А. Кикнадзе более четко обозначает диалектическую связь между потребностью и мотивом: «Мотивом может стать и становится в конечном счете только осознанная потребность и только в том случае, когда удовлетворение этой конкретной по­требности, многократно проходя через этап мотивации, превра­щается в привычку, и она уже без повторной мотивации непосред­ственно переходит в действие» [78, С. 48].»

Следует сразу же оговориться, что мотив может побуждать че­ловека как к деятельности, так и к действиям, что не одно и то же. Четкое разграничение понятий «деятельность» и «действие» про­ведено в работах А.Н. Леонтьева: «Мы называем деятельностью не всякий процесс. Этим термином мы обозначаем только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности» [108, С. 506]. Процессы деятельности по А.Н. Леонтьеву характеризу­ются тем, что то, на что направлен данный процесс в целом (его предмет), всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, то есть с мотивом. «Действие» же А.Н. Леонтьев характеризует как процесс, мотив которого не сов­падает с его предметом (то есть, с тем, на что оно направлено), а лежит в той деятельности, в которую данное действие включено. Между деятельностью и действием, по мнению А.Н. Леонтьева, существует определенное отношение. «Мотив деятельности, - пи­шет он, - может сдвигаться, переходить на предмет (цель) дейст­вия. В результате этого действие превращается в деятельность. Именно этим путем и рождаются новые деятельности, возникают новые отношения к действительности» [108, С. 508].

Таким образом, под мотивами следует прежде всего понимать те или иные побуждения человека к деятельности либо к действию, связанные с удовлетворением его потребностей.

Естественно, что содержание мотивов человеческой деятельности разнообразно и изменчиво. Психолог К.Обуховский считает, что содержание мотива складывается из двух основных элементов программы и цели деятельности: «Сформулированные в мотиве цель и программа должны быть тесно связаны, так как программа - это уточнение средств, с помощью которых может быть реализо-вана цель» [142, С. 28-29]. Формирование потребностей, а значит и мотивов, как раз и происходит под воздействием программы и целей деятельности, которые человек ставит перед собой. Отноше­ние мотивов к цели и программе действия и выражает смысл дея­тельности индивида, коллектива, общества в целом. Эту диалек­тику зависимости и соподчиненности глубоко исследовал и описал С.Л. Рубинштейн: «Самые мотивы формируются в зависимости от целей pi задач. Мотивы определяются задачами, в которые вклю­чается человек, во всяком случае не в меньшей мере, чем эти зада­чи мотивами. Мотив для данного действия заключается именно в отношении к задаче, к цели и обстоятельствам - условиям, при которых действие возникает» [163, С. 564].

К.Обуховский считает,что деятельность человека начинается с того, что он уясняет для себя (формулирует) цель действия, а затем определяет (формулирует) программу действия. «Когда процесс этот закончится, - прилет он, - и индивид создаст мотив, одобрен­ный им, он может начать деятельность, то есть приступить к реа­лизации программы, заключенной в мотиве» [142, С. 19]. Хотя мотивы и образуют единство цели и программы деятельности индивида, но они не тождественны. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что одни и те же мотивы порождают дей­ствия, различные по цели, а сходные действия и поступки людей могут вызываться различными мотивами.

При исследовании мотивов участия молодежи в культурно-досуговой деятельности важно учитывать и то, что в основе мно­гих ее побуждений лежит явление значимости, ценности того или иного предмета деятельности. На это обратил внимание С.Л. Рубинштейн: «То, что в качестве предмета, становящегося затем целью деятельности, побуждает человека к действию, долж­но быть значимо для него...» [163, С. 542]. В.Н. Мя-сищев, разви­вая эту же мысль, отмечает, что личность наиболее полно раскры­вается в том, что для нее наиболее важно, значимо, к чему она наиболее сильно и настойчиво стремится [135, С. 71]. Таким обра­зом, основой мотивов и целей деятельности человека в конечном счете выступает то, что особенно важно, значимо и ценно для него.

Мотивационная сфера личности подвижная, динамичная и в то же время уравновешенная система. Следует, однако, заметить, что для личности характерна не уравновешенность противостоя­ния, не равновесие противоборствующих сил, а прежде всего оп­ределенная система преобладающих мотивов, доминанта, выра­жающаяся в направленности. Последняя и определяет собой ак­тивность позиции личности. Однако диалектика развития лично­сти заключается в том, что эта доминанта не абсолютна. Преоб­ладая над другими мотивами, она вместе с тем существенно обу­словлена ими, уравновешивается мотивами, связанными, напри­мер, с усвоенными нравственными нормами, элементами культуры и т.д. Только такая «личностно обусловленная» доминанта и мо­жет составлять основу нормального развития человека.

Изучение многообразных мотивов участия молодежи в куль­турно-досуговой деятельности невозможно без выявления узловых (ведущих) мотивов ее участия в субкультурной деятельности. По­пытки выделить ведущие мотивы поведения и выбора занятий в свободное от работы время молодежью уже имели место в иссле­дованиях социологов, психологов, педагогов. Например, С.А. Белановский сделал попытку классификации всего многооб­разия мотивов участия молодежи ранних возрастных групп в ком­паниях и «тусовках» [7, С. 94]. К ним он отнес:

1) возрастающую неудовлетворенность неполным статусом;

2) возрастающую неудовлетворенность рациональным спосо­бом самоактуализации;

3) возникновение полового влечения.

В исследованиях А.Э. Мурзина выявлено, что ведущим моти­вом выбора занятий в свободное время у сельской молодежи в группах до 25 и до 30 лет выступает стремление отдохнуть в кругу семьи (60%), восстановить физические силы после работы (соот­ветственно 43% и 50%). У городской же молодежи, по данным этого исследователя, главная установка связана не с ожиданием окончания активной деятельности, а с приобретением ею в сфере досуга иной направленности и личностного смысла, что выражается в потребно­сти интенсивно использовать свободное время для развлечений (80% и 66,7%) и общения с друзьями (70% и 41,7%), тогда как восстанови­тельные функции свободного времени оказываются приоритетными лишь для пятой части молодых горожан [134, С. 16].

Значительное место в сфере культурно-досуговых интересов молодежи занимает искусство. Основные мотивы обращения мо­лодежи к различным жанрам искусства можно, на наш взгляд, классифицировать следующим образом:

информационно-познавательный: к книгам, кино или телеви­дению обращаются с целью получения информации, новых интересных фактов, удовлетворения информационного «голода»;

- развлекательный: искусство выступает средством развлече­
ния, отдыха;

- престижно-конформистский: смотрят и читают то, что модно, «приятно», престижно то, что «диктует» социальная среда;

- компенсаторный: потребление того или иного произведения искусства, осуществляемого с целью психологической компенса­ции привычной монотонной жизни; это способ уйти в яркий, пусть иллюзорный, но разнообразный и привлекательный мир.

Из всего многообразия видов искусства наибольшей популяр­ностью у молодежи пользуются кино- и видеофильмы. Основные мотивы обращения молодежи к ним отражены в таблице № 16 (в %).

Таблица № 16

с Мотивы Социально-профессиональные группы
            Городская работающая молодежь Сельская работающая молодежь   Студенты технических, экономических и с/х ВУЗов Студенты университетов, педагогических и спортивных ВУЗов
           
1. Встреча с популярными (любимыми) артистами 22,3 18,0 20,0 25,5
2 Общение с творчеством известного режиссера 6,5 5,0 11,0 14,5
3 Психологическая правда и досто­верность 30,5 28,0 35,0 36,5
4. Возможность отключиться от повсе­дневной реальности, способ уйти в яркий, не знакомый мир 40,0 43,5 38,0 37,0
5. Способ развлечения 48,0 50,2 44,5 40.0
  Способ провести свободное время, отдохнуть 52,0 56,5 48,0 44,5
  Возможность размышлений над актуальными социальными проблемами 20,0 21,5 22,0 26,0
  Зрелищность, форма эстетического воздействия 22,8 20,5 28,0 28,4
  Другие мотивы 7,0 [6,5 5,0 8,0

 

Приведенные статистические материалы свидетельствуют о том, что кино для большей части молодежи - это прежде всего способ проведения свободного времени, отдыха и способ развле­чения. Несмотря на большую популярность кино в молодежной среде, его художественно-эстетический потенциал зачастую оста­ется невостребованным. Очень небольшое число молодых людей (в основном это студенты как наиболее зрелая и образованная ауди­тория) идут в кино с целью просмотра конкретного фильма из­вестного режиссера. Проблема тут двоякая: с одной стороны, не­развитость отдельных групп молодежи, их низкий культурный уровень, с другой - существующая система киновидеопроката, кинорекламы. Для того, чтобы воспитать культуру адекватного отношения к духовным ценностям, следует позаботиться о сущест­вующей системе образования и воспитания, следует сделать дос­тупными для молодежи проблемные фильмы, часть из которых долгие годы лежала на полках (например, фильмы К.Муратовой, А.Сокурова, С.Параджанова, А.Михалкова-Кончаловского, А.Германа, Э.Климова и др.). Иначе говоря, с фильмом нужно «работать», ведь больше всего хлопот со сложными, требующими определенной эстетической подготовки фильмами. Чем зачастую и не хочет заниматься киновидеопрокат. В результате молодой зри­тель лишается возможности свободного выбора «своего» фильма и идет на то, что показывают во всех кинотеатрах и видеосалонах.

В формировании кинозрительской культуры молодежи значи­тельную роль могут сыграть киноклубы, социально-педагогический потенциал которых еще далеко не исчерпан. И хотя значительная часть киноклубов, не выдержав наступатель­ной коммерциализации сферы досуга, прекратили свое существо­вание, киноклубы городов Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Рязани, Новосибирска, Хабаровска и других городов России по-прежнему пропагандируют лучшие отечественные и зарубежные фильмы, формируют эстетические вкусы молодежной аудитории. К участию в работе этих киноклу­бов зачастую приглашаются искусствоведы, журналисты, деятели кино, ветераны киноклубов. Основными формами работы кино­клубов являются не только просмотры высокохудожественных фильмов, но и их обсуждения, дискуссии, «круглые» столы.

В приобщении к искусству телевидения у большей части моло­дежи в целом сохраняется структура мотивов, аналогичная целям обращения к кинематографу (см. таблицу №17).

Таблица №17 Мотивы просмотра молодежью различных телевизионных передач (в %%)

 

  Мотивы Социально-профессиональные группы
          Городская работающая молодежь Сельская работающая молодежь Студенты технических, экономических и с/х ВУЗов Студенты университетов, педагогических и спортивных ВУЗов
           
1. Они создают хорошее настроение 74.1 75,0 64,0 62,5
2. Из них можно узнать о новых явле­ниях, событиях, фактах 75,0 77,0 78,8 79,0
3. Они помогают разобраться в окру­жающей жизни, лучше узнать себя 43,0 44,5 48,2 50,0
4 В них показывают яркий, незнако­мый мир героев, которых нет в по­вседневной жизни 35,2 29,3 18,3 16,6
5. Эти передачи очень популярны, их все смотрят, о них говорят 40,5 38,4 34,6 31,4
6 Они доставляют эстетическое удо­вольствие 32,7 30,0 44,5 47,6
  Они «позволяют» отключаться от действительности 20,0 18,5 10,2 8,0
  Другие мотивы 9,0 8,5 8,0 6,0

Лидирующими мотивами в выборе телепередач у всех социаль­но-профессиональных групп молодежи стали познавательный и развлекательный. Они привлекают молодежь своей динамично­стью, наличием разнообразной информации, постановкой акту­альных проблем. Значительное место в структуре мотивов занима­ет престижно-конформистский мотив (смотрю эти передачи пото­му, что их смотрят все, о них многие говорят).

Иначе проявляется мотивационная направленность интересов молодежи при выборе книг для чтения (см. таблицу № 18).

Таблица № 18 Мотивы выбора книг для чтения (в %%)

 

  Мотивы Социально-профессиональные группы
          Городская работающая молодежь Сельская работающая молодежь Студенты технических, экономических и с/х ВУЗов Студенты университетов, педагогических и спортивных ВУЗов
           
  Желаем просто отвлечься от по­вседневных забот, отдохнуть 47,3 44,1 40,2 30,0
2. Желаем поразмыслить над серь­езными, важными проблемами 35,7 35,0 39,3 41,2
3. Стремление отключиться от дей­ствительности, уйти в яркий неиз­веданный мир 37,6 37,2 20,0 17,3
4. Желаем посмеяться, развлечься 34.3 35.8 13,9 13,1
5. Жажда психологического сопере­живания судьбами литературных героев 30,1 31,7 33,7 35,2
6. Желание получить заряд острых ощущений 34,6 34,0 29,3 22,0
7. Стремление узнать правду об ис­торических событиях 45,0 43,7 49,3 50,0
8. Стремление лучше понять себя и своих сверстников 43,2 43,0 50,7 52,6
9. Доверие к личности определенно­го автора 12,9 11,0 17,0 18,7
10. Другие мотивы 2,0 2,5 4,0 3,0

Мотивационная направленность молодежи на чтение книг на­ходится под значительным влиянием кино и телевидения. Резуль­татом этого влияния зачастую является безразличное отношение молодых людей к книге. Одна из причин такого положения дел состоит в том, что в сознании молодежи происходит смещение образцов, предлагаемых телевидением и кино, с одной стороны, pi книгами - с другой. Преобладающая ориентация на аудиовизу­альную культуру приводит нередко к тому, что в сознании молодых людей экранизации смешиваются с текстами литературных произведений, режиссеры - с писателями. И в результате мы не­редко слышим от молодых людей такие названия любимых книг, как А.Островский «Жестокий роман», А.Макаревич «Педагогиче­ская поэма», Э.Рязанов «Бесприданница» и т.п.

Несмотря на то, что в структуре молодежного досуга участие в самодеятельном художественном творчестве занимает достаточно скромное место, исследование мотивационнои направленности ее интересов представляет не только теоретическое, но и практиче­ское значение. Следует, однако, иметь в виду, что мотивы участия молодых людей в художественной самодеятельности достаточно сложны, переплетены между собой, и трудно найти человека, ко­торый бы руководствовался только одним из них.

В иерархии мотивов участия молодежи в самодеятельном ху­дожественном творчестве ведущее место занимают те мотивы, которые связаны с художественными интересами. Около 56% оп­рошенных участников самодеятельного художественного творче­ства указали именно на эту группу мотивов, из них около 20% окончили детские музыкальные школы, школы искусств, художе­ственные школы, но не связали свою будущую деятельность с профессиональным искусством. Самореалиизация в сфере художе­ственного творчества привлекает молодежь возможностью слия­ния и взаимодополнения в творческом процессе рационального и эмоционального, мысли и действия, интеллектуальных и физиче­ских усилий, она в значительной мере способствует преодолению односторонности развития личности молодого человека.

Следует заметить, что участники художественной самодеятель­ности с мотивационной направленностью на художественные ин­тересы лишь на 40% удовлетворены содержанием и результатами художественно-творческой деятельности, остальные удовлетворе­ны лишь частично либо совсем не удовлетворены. Каковы же ос­новные причины этой неудовлетворенности? Каждому участнику коллектива художественной самодеятельности, неудовлетворен­ному содержанием и результатами художественно-творческой деятельности, предлагалась карточка опроса с десятью возмож­ными вариантами ответов. Участник должен был из предложен­ных вариантов выбрать не более трех ответов, наиболее точно отражающих его мнение. Всего было опрошено 250 человек.

Таблица №19 Основные причины неудовлетворенности содержанием и результатами художественно-творческой деятельности молодых рабочих индустриально-промышленных коллективов (в %%) N - 70

 

  Основные причины неудовлетворенности Количество отве­тивших
     
  Репетиции (студийные занятия) зачастую проходят скучно и неинтересно 15,0
2. Руководитель коллектива не всегда учитывает индиви­дуальные, психологические и творческие особенности участников 13,0
3. В коллективе не всегда осуществляется глубокий про­фессиональный анализ проведенных репетиций, кон­цертов, спектаклей 10,0
4. Разучиваемый репертуар далеко не всегда интересен 17,0
5. В коллективе отсутствует творческая, доброжелатель­ная атмосфера 18,0
6. У коллектива нет постоянных творческих контактов с другими коллективами нашего клуба (Дворца культу­ры), с коллективами других учреждений культуры 8,0
7. В коллективе не практикуются встречи с мастерами профессионального искусства 12,0
8. Не всегда поощряются интересы участников коллекти­ва к смежным видам искусств 9,0
9. О результатах творческой деятельности коллектива знает лишь ограниченный круг людей 11,0
10. В коллективе не практикуются дискуссионные формы общения по проблемам искусства 16,0
  Другие мотивы 3,0

К основным причинам неудовлетворенности молодые рабочие индустриально-промышленной сферы отнесли отсутствие в кол­лективах художественной самодеятельности творческой, доброже­лательной атмосферы, интересного репертуара, общения по про­блемам искусства. Устранение этих основных причин неудовле­творенности будет, безусловно, способствовать более полной са­мореализации молодежи в художественном творчестве, сделает ее досуг полноценным, насыщенным и эмоционально привлекатель­ным.

Таблица № 20 Основные причины неудовлетворенности содержанием и результатами художественно-творческой деятельности молодежи аграрно-промышленных трудовых коллективов (в %%) N - 60

 

  Основные причины неудовлетворенности Количество ответивших
     
1. Репетиции (студийные занятия) зачастую прохо­дят скучно и неинтересно 20,0
2. Руководитель коллектива не всегда учитывает индивидуальные, психологические и творческие особенности участников 16,0
3. В коллективе не всегда осуществляется глубокий профессиональный анализ проведенных репети­ций, концертов, спектаклей 15,0
4. Разучиваемый репертуар далеко не всегда инте­ресен 18,0
15. В коллективе отсутствует творческая, доброже­лательная атмосфера 7,0
6. У коллектива нет постоянных творческих кон­тактов с другими коллективами нашего клуба (Дворца культуры), с коллективами других учре­ждений культуры 8,0
7. В коллективе не практикуются встречи с масте­рами профессионального искусства 13,0
8. Не всегда поощряются интересы участников коллектива к смежным видам искусств 10,0
9. О результатах творческой деятельности коллек­тива знает лишь ограниченный круг людей 6,0
10. В коллективе не практикуются дискуссионные формы общения по проблемам искусства 12,0
11. 11. Другие мотивы 4,0

Сельская молодежь к основным причинам неудовлетворенно­сти отнесла скуку и заорганизованность репетиций (студийных занятий), не всегда интересный репертуар и отсутствие должных педагогических способностей у руководителей самодеятельных художественных коллективов.

Таблица № 21 Основные причины неудовлетворенности содержанием и результатами художественно-творческой деятельности студентов технических, экономических и сельскохозяйственных ВУЗов (в

%%)N-70

 

  Основные причины неудовлетворенности Количество ответивших
     
1. Репетиции (студийные занятия) зачастую проходят скучно и неинтересно 14,0
2. Руководитель коллектива не всегда учитыва­ет индивидуальные, психологические и твор­ческие особенности участников 20,0
3. В коллективе не всегда осуществляется глу­бокий профессиональный анализ проведен­ных репетиций, концертов, спектаклей 15,0
4. Разучиваемый репертуар далеко не всегда интересен 21,0
5. В коллективе отсутствует творческая, добро­желательная атмосфера 13,0
6. У коллектива нет постоянных творческих контактов с другими коллективами нашего клуба (Дворца культуры), с коллективами других учреждений культуры 18,0
7. В коллективе не практикуются встречи с мастерами профессионального искусства 15,0
8. Не всегда поощряются интересы участников коллектива к смежным видам искусств 10,0
9. О результатах творческой деятельности кол­лектива знает лишь ограниченный круг лю­дей 19,0
10. В коллективе не практикуются дискуссион­ные формы общения по проблемам искусства 17,0
11. Другие мотивы 3,5

К основным причинам неудовлетворенности содержанием и ре­зультатами художественно-творческой деятельности студенты технических ВУЗов отнесли не всегда интересный разучиваемый репертуар, отсутствие у руководителя дифференцированного под­хода к членам коллектива, ограниченность творческих контактов коллектива со зрителями, слушателями, с другими самодеятель­ными коллективами.

Таблица № 22 Основные причины неудовлетворенности содержанием и результатами художественно-творческой деятельности студентов гуманитарных ВУЗов (в %%) N - 50

 

  Основные причины неудовлетворенности Количество ответивших
     
1. Репетиции (студийные занятия) зачастую проходят скучно и неинтересно 20,0
2. Руководитель коллектива не всегда учитывает инди­видуальные, психологические и творческие особен­ности участников 15,0
3. В коллективе не всегда осуществляется глубокий профессиональный анализ проведенных репетиций, концертов, спектаклей 18.0
4. Разучиваемый репертуар далеко не всегда интересен 16.0
5. В коллективе отсутствует творческая, доброжела­тельная атмосфера 14,0
6. У коллектива нет постоянных творческих контактов с другими коллективами нашего клуба (Дворца культуры), с коллективами других учреждений куль­туры 12,0
7. В коллективе не практикуются встречи с мастерами профессионального искусства 13,0
8. Не всегда поощряются интересы участников кол­лектива к смежным видам искусств 10,0
9. О результатах творческой деятельности коллектива знает лишь ограниченный круг людей 9,0
10. В коллективе не практикуются дискуссионные фор­мы общения по проблемам искусства 19,0
11.. Другие мотивы 5,0

Студенты гуманитарных ВУЗов к основным причинам неудовле­творенности содержанием и результатами художественно-творческой деятельности прежде всего отнесли скуку, заорганизованность и не-выразительность репетиций (студийных занятий), дефицит общения по проблемам искусства, отсутствие профессионального критическо­го анализа проводимых репетиций, концертов, спектаклей, отсутст­вие интересного, разнообразного репертуара.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: