При всем многообразии оттенков в определении понятия «мотив», в ряде философских и психологических исследований сформировался общий методологический подход к рассмотрению природы мотива. Большинство философов и психологов считает, что в основе мотивации человеческой деятельности лежат потребности. Так, Д.А. Кикнадзе пишет: «Потребности всегда остаются основным фактором поведения индивида, независимо от того, на какой ступени развития общества или человека оно (поведение) осуществляется. Изменяется только содержание потребностей» [78, С. 49]. Д.Н. Узнадзе также полагает, что основными побуждениями к активной деятельности человека являются потребности: «Ничто так не специфично для живого существа, как наличие у него потребностей. Потребность источник активности. Там, где нет никакой потребности, не может быть и речи об активности. В этом смысле понятие потребность очень широко. Оно касается всего, что является нужным для живого организма, но чем он в данный момент не обладает. Потребности развиваются, и ни для кого не является спорным, что человек на нынешней ступени развития обладает множеством таких потребностей, подобных которым нет не только у животного, но и у человека, стоящего на примитивной ступени культурного развития...» [203, С. 366].
Потребность индивида может быть реализована лишь в том случае, если он решит, каким образом можно будет ее удовлетворить, какую пользу он может извлечь при ее удовлетворении. Процесс осознания той или иной потребности, выбор путей и средств для ее удовлетворения и будет процессом мотивации. Потребность, таким образом, наиболее тесно связана с природой мотивов человеческой деятельности. В связи с этим А.Н. Леонтьев говорит о мотиве как о том, что побуждает деятельность [108, С. 469]. Д.А. Кикнадзе более четко обозначает диалектическую связь между потребностью и мотивом: «Мотивом может стать и становится в конечном счете только осознанная потребность и только в том случае, когда удовлетворение этой конкретной потребности, многократно проходя через этап мотивации, превращается в привычку, и она уже без повторной мотивации непосредственно переходит в действие» [78, С. 48].»
Следует сразу же оговориться, что мотив может побуждать человека как к деятельности, так и к действиям, что не одно и то же. Четкое разграничение понятий «деятельность» и «действие» проведено в работах А.Н. Леонтьева: «Мы называем деятельностью не всякий процесс. Этим термином мы обозначаем только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности» [108, С. 506]. Процессы деятельности по А.Н. Леонтьеву характеризуются тем, что то, на что направлен данный процесс в целом (его предмет), всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, то есть с мотивом. «Действие» же А.Н. Леонтьев характеризует как процесс, мотив которого не совпадает с его предметом (то есть, с тем, на что оно направлено), а лежит в той деятельности, в которую данное действие включено. Между деятельностью и действием, по мнению А.Н. Леонтьева, существует определенное отношение. «Мотив деятельности, - пишет он, - может сдвигаться, переходить на предмет (цель) действия. В результате этого действие превращается в деятельность. Именно этим путем и рождаются новые деятельности, возникают новые отношения к действительности» [108, С. 508].
Таким образом, под мотивами следует прежде всего понимать те или иные побуждения человека к деятельности либо к действию, связанные с удовлетворением его потребностей.
Естественно, что содержание мотивов человеческой деятельности разнообразно и изменчиво. Психолог К.Обуховский считает, что содержание мотива складывается из двух основных элементов программы и цели деятельности: «Сформулированные в мотиве цель и программа должны быть тесно связаны, так как программа - это уточнение средств, с помощью которых может быть реализо-вана цель» [142, С. 28-29]. Формирование потребностей, а значит и мотивов, как раз и происходит под воздействием программы и целей деятельности, которые человек ставит перед собой. Отношение мотивов к цели и программе действия и выражает смысл деятельности индивида, коллектива, общества в целом. Эту диалектику зависимости и соподчиненности глубоко исследовал и описал С.Л. Рубинштейн: «Самые мотивы формируются в зависимости от целей pi задач. Мотивы определяются задачами, в которые включается человек, во всяком случае не в меньшей мере, чем эти задачи мотивами. Мотив для данного действия заключается именно в отношении к задаче, к цели и обстоятельствам - условиям, при которых действие возникает» [163, С. 564].
К.Обуховский считает,что деятельность человека начинается с того, что он уясняет для себя (формулирует) цель действия, а затем определяет (формулирует) программу действия. «Когда процесс этот закончится, - прилет он, - и индивид создаст мотив, одобренный им, он может начать деятельность, то есть приступить к реализации программы, заключенной в мотиве» [142, С. 19]. Хотя мотивы и образуют единство цели и программы деятельности индивида, но они не тождественны. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что одни и те же мотивы порождают действия, различные по цели, а сходные действия и поступки людей могут вызываться различными мотивами.
При исследовании мотивов участия молодежи в культурно-досуговой деятельности важно учитывать и то, что в основе многих ее побуждений лежит явление значимости, ценности того или иного предмета деятельности. На это обратил внимание С.Л. Рубинштейн: «То, что в качестве предмета, становящегося затем целью деятельности, побуждает человека к действию, должно быть значимо для него...» [163, С. 542]. В.Н. Мя-сищев, развивая эту же мысль, отмечает, что личность наиболее полно раскрывается в том, что для нее наиболее важно, значимо, к чему она наиболее сильно и настойчиво стремится [135, С. 71]. Таким образом, основой мотивов и целей деятельности человека в конечном счете выступает то, что особенно важно, значимо и ценно для него.
Мотивационная сфера личности подвижная, динамичная и в то же время уравновешенная система. Следует, однако, заметить, что для личности характерна не уравновешенность противостояния, не равновесие противоборствующих сил, а прежде всего определенная система преобладающих мотивов, доминанта, выражающаяся в направленности. Последняя и определяет собой активность позиции личности. Однако диалектика развития личности заключается в том, что эта доминанта не абсолютна. Преобладая над другими мотивами, она вместе с тем существенно обусловлена ими, уравновешивается мотивами, связанными, например, с усвоенными нравственными нормами, элементами культуры и т.д. Только такая «личностно обусловленная» доминанта и может составлять основу нормального развития человека.
Изучение многообразных мотивов участия молодежи в культурно-досуговой деятельности невозможно без выявления узловых (ведущих) мотивов ее участия в субкультурной деятельности. Попытки выделить ведущие мотивы поведения и выбора занятий в свободное от работы время молодежью уже имели место в исследованиях социологов, психологов, педагогов. Например, С.А. Белановский сделал попытку классификации всего многообразия мотивов участия молодежи ранних возрастных групп в компаниях и «тусовках» [7, С. 94]. К ним он отнес:
1) возрастающую неудовлетворенность неполным статусом;
2) возрастающую неудовлетворенность рациональным способом самоактуализации;
3) возникновение полового влечения.
В исследованиях А.Э. Мурзина выявлено, что ведущим мотивом выбора занятий в свободное время у сельской молодежи в группах до 25 и до 30 лет выступает стремление отдохнуть в кругу семьи (60%), восстановить физические силы после работы (соответственно 43% и 50%). У городской же молодежи, по данным этого исследователя, главная установка связана не с ожиданием окончания активной деятельности, а с приобретением ею в сфере досуга иной направленности и личностного смысла, что выражается в потребности интенсивно использовать свободное время для развлечений (80% и 66,7%) и общения с друзьями (70% и 41,7%), тогда как восстановительные функции свободного времени оказываются приоритетными лишь для пятой части молодых горожан [134, С. 16].
Значительное место в сфере культурно-досуговых интересов молодежи занимает искусство. Основные мотивы обращения молодежи к различным жанрам искусства можно, на наш взгляд, классифицировать следующим образом:
информационно-познавательный: к книгам, кино или телевидению обращаются с целью получения информации, новых интересных фактов, удовлетворения информационного «голода»;
- развлекательный: искусство выступает средством развлече
ния, отдыха;
- престижно-конформистский: смотрят и читают то, что модно, «приятно», престижно то, что «диктует» социальная среда;
- компенсаторный: потребление того или иного произведения искусства, осуществляемого с целью психологической компенсации привычной монотонной жизни; это способ уйти в яркий, пусть иллюзорный, но разнообразный и привлекательный мир.
Из всего многообразия видов искусства наибольшей популярностью у молодежи пользуются кино- и видеофильмы. Основные мотивы обращения молодежи к ним отражены в таблице № 16 (в %).
Таблица № 16
с | Мотивы | Социально-профессиональные группы | |||
Городская работающая молодежь | Сельская работающая молодежь | Студенты технических, экономических и с/х ВУЗов | Студенты университетов, педагогических и спортивных ВУЗов | ||
1. | Встреча с популярными (любимыми) артистами | 22,3 | 18,0 | 20,0 | 25,5 |
2 | Общение с творчеством известного режиссера | 6,5 | 5,0 | 11,0 | 14,5 |
3 | Психологическая правда и достоверность | 30,5 | 28,0 | 35,0 | 36,5 |
4. | Возможность отключиться от повседневной реальности, способ уйти в яркий, не знакомый мир | 40,0 | 43,5 | 38,0 | 37,0 |
5. | Способ развлечения | 48,0 | 50,2 | 44,5 | 40.0 |
Способ провести свободное время, отдохнуть | 52,0 | 56,5 | 48,0 | 44,5 | |
Возможность размышлений над актуальными социальными проблемами | 20,0 | 21,5 | 22,0 | 26,0 | |
Зрелищность, форма эстетического воздействия | 22,8 | 20,5 | 28,0 | 28,4 | |
Другие мотивы | 7,0 | [6,5 | 5,0 | 8,0 |
Приведенные статистические материалы свидетельствуют о том, что кино для большей части молодежи - это прежде всего способ проведения свободного времени, отдыха и способ развлечения. Несмотря на большую популярность кино в молодежной среде, его художественно-эстетический потенциал зачастую остается невостребованным. Очень небольшое число молодых людей (в основном это студенты как наиболее зрелая и образованная аудитория) идут в кино с целью просмотра конкретного фильма известного режиссера. Проблема тут двоякая: с одной стороны, неразвитость отдельных групп молодежи, их низкий культурный уровень, с другой - существующая система киновидеопроката, кинорекламы. Для того, чтобы воспитать культуру адекватного отношения к духовным ценностям, следует позаботиться о существующей системе образования и воспитания, следует сделать доступными для молодежи проблемные фильмы, часть из которых долгие годы лежала на полках (например, фильмы К.Муратовой, А.Сокурова, С.Параджанова, А.Михалкова-Кончаловского, А.Германа, Э.Климова и др.). Иначе говоря, с фильмом нужно «работать», ведь больше всего хлопот со сложными, требующими определенной эстетической подготовки фильмами. Чем зачастую и не хочет заниматься киновидеопрокат. В результате молодой зритель лишается возможности свободного выбора «своего» фильма и идет на то, что показывают во всех кинотеатрах и видеосалонах.
В формировании кинозрительской культуры молодежи значительную роль могут сыграть киноклубы, социально-педагогический потенциал которых еще далеко не исчерпан. И хотя значительная часть киноклубов, не выдержав наступательной коммерциализации сферы досуга, прекратили свое существование, киноклубы городов Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Рязани, Новосибирска, Хабаровска и других городов России по-прежнему пропагандируют лучшие отечественные и зарубежные фильмы, формируют эстетические вкусы молодежной аудитории. К участию в работе этих киноклубов зачастую приглашаются искусствоведы, журналисты, деятели кино, ветераны киноклубов. Основными формами работы киноклубов являются не только просмотры высокохудожественных фильмов, но и их обсуждения, дискуссии, «круглые» столы.
В приобщении к искусству телевидения у большей части молодежи в целом сохраняется структура мотивов, аналогичная целям обращения к кинематографу (см. таблицу №17).
Таблица №17 Мотивы просмотра молодежью различных телевизионных передач (в %%)
Мотивы | Социально-профессиональные группы | ||||
Городская работающая молодежь | Сельская работающая молодежь | Студенты технических, экономических и с/х ВУЗов | Студенты университетов, педагогических и спортивных ВУЗов | ||
1. | Они создают хорошее настроение | 74.1 | 75,0 | 64,0 | 62,5 |
2. | Из них можно узнать о новых явлениях, событиях, фактах | 75,0 | 77,0 | 78,8 | 79,0 |
3. | Они помогают разобраться в окружающей жизни, лучше узнать себя | 43,0 | 44,5 | 48,2 | 50,0 |
4 | В них показывают яркий, незнакомый мир героев, которых нет в повседневной жизни | 35,2 | 29,3 | 18,3 | 16,6 |
5. | Эти передачи очень популярны, их все смотрят, о них говорят | 40,5 | 38,4 | 34,6 | 31,4 |
6 | Они доставляют эстетическое удовольствие | 32,7 | 30,0 | 44,5 | 47,6 |
Они «позволяют» отключаться от действительности | 20,0 | 18,5 | 10,2 | 8,0 | |
Другие мотивы | 9,0 | 8,5 | 8,0 | 6,0 |
Лидирующими мотивами в выборе телепередач у всех социально-профессиональных групп молодежи стали познавательный и развлекательный. Они привлекают молодежь своей динамичностью, наличием разнообразной информации, постановкой актуальных проблем. Значительное место в структуре мотивов занимает престижно-конформистский мотив (смотрю эти передачи потому, что их смотрят все, о них многие говорят).
Иначе проявляется мотивационная направленность интересов молодежи при выборе книг для чтения (см. таблицу № 18).
Таблица № 18 Мотивы выбора книг для чтения (в %%)
Мотивы | Социально-профессиональные группы | ||||
Городская работающая молодежь | Сельская работающая молодежь | Студенты технических, экономических и с/х ВУЗов | Студенты университетов, педагогических и спортивных ВУЗов | ||
Желаем просто отвлечься от повседневных забот, отдохнуть | 47,3 | 44,1 | 40,2 | 30,0 | |
2. | Желаем поразмыслить над серьезными, важными проблемами | 35,7 | 35,0 | 39,3 | 41,2 |
3. | Стремление отключиться от действительности, уйти в яркий неизведанный мир | 37,6 | 37,2 | 20,0 | 17,3 |
4. | Желаем посмеяться, развлечься | 34.3 | 35.8 | 13,9 | 13,1 |
5. | Жажда психологического сопереживания судьбами литературных героев | 30,1 | 31,7 | 33,7 | 35,2 |
6. | Желание получить заряд острых ощущений | 34,6 | 34,0 | 29,3 | 22,0 |
7. | Стремление узнать правду об исторических событиях | 45,0 | 43,7 | 49,3 | 50,0 |
8. | Стремление лучше понять себя и своих сверстников | 43,2 | 43,0 | 50,7 | 52,6 |
9. | Доверие к личности определенного автора | 12,9 | 11,0 | 17,0 | 18,7 |
10. | Другие мотивы | 2,0 | 2,5 | 4,0 | 3,0 |
Мотивационная направленность молодежи на чтение книг находится под значительным влиянием кино и телевидения. Результатом этого влияния зачастую является безразличное отношение молодых людей к книге. Одна из причин такого положения дел состоит в том, что в сознании молодежи происходит смещение образцов, предлагаемых телевидением и кино, с одной стороны, pi книгами - с другой. Преобладающая ориентация на аудиовизуальную культуру приводит нередко к тому, что в сознании молодых людей экранизации смешиваются с текстами литературных произведений, режиссеры - с писателями. И в результате мы нередко слышим от молодых людей такие названия любимых книг, как А.Островский «Жестокий роман», А.Макаревич «Педагогическая поэма», Э.Рязанов «Бесприданница» и т.п.
Несмотря на то, что в структуре молодежного досуга участие в самодеятельном художественном творчестве занимает достаточно скромное место, исследование мотивационнои направленности ее интересов представляет не только теоретическое, но и практическое значение. Следует, однако, иметь в виду, что мотивы участия молодых людей в художественной самодеятельности достаточно сложны, переплетены между собой, и трудно найти человека, который бы руководствовался только одним из них.
В иерархии мотивов участия молодежи в самодеятельном художественном творчестве ведущее место занимают те мотивы, которые связаны с художественными интересами. Около 56% опрошенных участников самодеятельного художественного творчества указали именно на эту группу мотивов, из них около 20% окончили детские музыкальные школы, школы искусств, художественные школы, но не связали свою будущую деятельность с профессиональным искусством. Самореалиизация в сфере художественного творчества привлекает молодежь возможностью слияния и взаимодополнения в творческом процессе рационального и эмоционального, мысли и действия, интеллектуальных и физических усилий, она в значительной мере способствует преодолению односторонности развития личности молодого человека.
Следует заметить, что участники художественной самодеятельности с мотивационной направленностью на художественные интересы лишь на 40% удовлетворены содержанием и результатами художественно-творческой деятельности, остальные удовлетворены лишь частично либо совсем не удовлетворены. Каковы же основные причины этой неудовлетворенности? Каждому участнику коллектива художественной самодеятельности, неудовлетворенному содержанием и результатами художественно-творческой деятельности, предлагалась карточка опроса с десятью возможными вариантами ответов. Участник должен был из предложенных вариантов выбрать не более трех ответов, наиболее точно отражающих его мнение. Всего было опрошено 250 человек.
Таблица №19 Основные причины неудовлетворенности содержанием и результатами художественно-творческой деятельности молодых рабочих индустриально-промышленных коллективов (в %%) N - 70
Основные причины неудовлетворенности | Количество ответивших | |
Репетиции (студийные занятия) зачастую проходят скучно и неинтересно | 15,0 | |
2. | Руководитель коллектива не всегда учитывает индивидуальные, психологические и творческие особенности участников | 13,0 |
3. | В коллективе не всегда осуществляется глубокий профессиональный анализ проведенных репетиций, концертов, спектаклей | 10,0 |
4. | Разучиваемый репертуар далеко не всегда интересен | 17,0 |
5. | В коллективе отсутствует творческая, доброжелательная атмосфера | 18,0 |
6. | У коллектива нет постоянных творческих контактов с другими коллективами нашего клуба (Дворца культуры), с коллективами других учреждений культуры | 8,0 |
7. | В коллективе не практикуются встречи с мастерами профессионального искусства | 12,0 |
8. | Не всегда поощряются интересы участников коллектива к смежным видам искусств | 9,0 |
9. | О результатах творческой деятельности коллектива знает лишь ограниченный круг людей | 11,0 |
10. | В коллективе не практикуются дискуссионные формы общения по проблемам искусства | 16,0 |
Другие мотивы | 3,0 |
К основным причинам неудовлетворенности молодые рабочие индустриально-промышленной сферы отнесли отсутствие в коллективах художественной самодеятельности творческой, доброжелательной атмосферы, интересного репертуара, общения по проблемам искусства. Устранение этих основных причин неудовлетворенности будет, безусловно, способствовать более полной самореализации молодежи в художественном творчестве, сделает ее досуг полноценным, насыщенным и эмоционально привлекательным.
Таблица № 20 Основные причины неудовлетворенности содержанием и результатами художественно-творческой деятельности молодежи аграрно-промышленных трудовых коллективов (в %%) N - 60
Основные причины неудовлетворенности | Количество ответивших | |
1. | Репетиции (студийные занятия) зачастую проходят скучно и неинтересно | 20,0 |
2. | Руководитель коллектива не всегда учитывает индивидуальные, психологические и творческие особенности участников | 16,0 |
3. | В коллективе не всегда осуществляется глубокий профессиональный анализ проведенных репетиций, концертов, спектаклей | 15,0 |
4. | Разучиваемый репертуар далеко не всегда интересен | 18,0 |
15. | В коллективе отсутствует творческая, доброжелательная атмосфера | 7,0 |
6. | У коллектива нет постоянных творческих контактов с другими коллективами нашего клуба (Дворца культуры), с коллективами других учреждений культуры | 8,0 |
7. | В коллективе не практикуются встречи с мастерами профессионального искусства | 13,0 |
8. | Не всегда поощряются интересы участников коллектива к смежным видам искусств | 10,0 |
9. | О результатах творческой деятельности коллектива знает лишь ограниченный круг людей | 6,0 |
10. | В коллективе не практикуются дискуссионные формы общения по проблемам искусства | 12,0 |
11. 11. | Другие мотивы | 4,0 |
Сельская молодежь к основным причинам неудовлетворенности отнесла скуку и заорганизованность репетиций (студийных занятий), не всегда интересный репертуар и отсутствие должных педагогических способностей у руководителей самодеятельных художественных коллективов.
Таблица № 21 Основные причины неудовлетворенности содержанием и результатами художественно-творческой деятельности студентов технических, экономических и сельскохозяйственных ВУЗов (в
%%)N-70
Основные причины неудовлетворенности | Количество ответивших | |
1. | Репетиции (студийные занятия) зачастую проходят скучно и неинтересно | 14,0 |
2. | Руководитель коллектива не всегда учитывает индивидуальные, психологические и творческие особенности участников | 20,0 |
3. | В коллективе не всегда осуществляется глубокий профессиональный анализ проведенных репетиций, концертов, спектаклей | 15,0 |
4. | Разучиваемый репертуар далеко не всегда интересен | 21,0 |
5. | В коллективе отсутствует творческая, доброжелательная атмосфера | 13,0 |
6. | У коллектива нет постоянных творческих контактов с другими коллективами нашего клуба (Дворца культуры), с коллективами других учреждений культуры | 18,0 |
7. | В коллективе не практикуются встречи с мастерами профессионального искусства | 15,0 |
8. | Не всегда поощряются интересы участников коллектива к смежным видам искусств | 10,0 |
9. | О результатах творческой деятельности коллектива знает лишь ограниченный круг людей | 19,0 |
10. | В коллективе не практикуются дискуссионные формы общения по проблемам искусства | 17,0 |
11. | Другие мотивы | 3,5 |
К основным причинам неудовлетворенности содержанием и результатами художественно-творческой деятельности студенты технических ВУЗов отнесли не всегда интересный разучиваемый репертуар, отсутствие у руководителя дифференцированного подхода к членам коллектива, ограниченность творческих контактов коллектива со зрителями, слушателями, с другими самодеятельными коллективами.
Таблица № 22 Основные причины неудовлетворенности содержанием и результатами художественно-творческой деятельности студентов гуманитарных ВУЗов (в %%) N - 50
Основные причины неудовлетворенности | Количество ответивших | |
1. | Репетиции (студийные занятия) зачастую проходят скучно и неинтересно | 20,0 |
2. | Руководитель коллектива не всегда учитывает индивидуальные, психологические и творческие особенности участников | 15,0 |
3. | В коллективе не всегда осуществляется глубокий профессиональный анализ проведенных репетиций, концертов, спектаклей | 18.0 |
4. | Разучиваемый репертуар далеко не всегда интересен | 16.0 |
5. | В коллективе отсутствует творческая, доброжелательная атмосфера | 14,0 |
6. | У коллектива нет постоянных творческих контактов с другими коллективами нашего клуба (Дворца культуры), с коллективами других учреждений культуры | 12,0 |
7. | В коллективе не практикуются встречи с мастерами профессионального искусства | 13,0 |
8. | Не всегда поощряются интересы участников коллектива к смежным видам искусств | 10,0 |
9. | О результатах творческой деятельности коллектива знает лишь ограниченный круг людей | 9,0 |
10. | В коллективе не практикуются дискуссионные формы общения по проблемам искусства | 19,0 |
11.. | Другие мотивы | 5,0 |
Студенты гуманитарных ВУЗов к основным причинам неудовлетворенности содержанием и результатами художественно-творческой деятельности прежде всего отнесли скуку, заорганизованность и не-выразительность репетиций (студийных занятий), дефицит общения по проблемам искусства, отсутствие профессионального критического анализа проводимых репетиций, концертов, спектаклей, отсутствие интересного, разнообразного репертуара.