РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)
Б.1.3.8 Основы измерений
(указывается код и наименование дисциплины по учебному плану)
Направление подготовки (специальность) | 27.04.01 Стандартизация и метрология | |||
Квалификация выпускника | бакалавр | |||
(бакалавр/магистр/специалист) | ||||
Направленность образовательной программы | Стандартизация, сертификация и управление качеством в производстве, сфере торговли и потребительских услуг | |||
Выпускающая кафедра | Стандартизация,сертификация и товароведение | |||
Курс _3_
Семестр _5_
Распределение учебного времени
Трудоемкость по учебному плану | ___ 180/6 ____ | часов/зачетных единиц |
Лекции | ___ _10 _____ | часов |
Лабораторные занятия | ___________ | часов |
Практические (семинарские) занятия | ____ 12_____ | часов |
Всего аудиторных занятий | ____ 22 _____ | часов |
Курсовой проект | ___________ | семестр |
Курсовая работа | ___________ | семестр / триместр |
РГР, реферат, КР | ___________ | семестр / триместр |
Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся (без учета экз.) | ____ 158 ___ | часов |
Экзамен (1 з. ед. - 36 часов) | ___________ | семестр |
Зачет (БРК) | ____6______ | семестр / триместр |
2017_
(год)
Оборотная сторона титульного листа
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО направления подготовки (специальности )35.03.01 Лесное дело
Программу составили:
профессорССТ ___________ В.И. Федюков
(должность) (кафедра) (подпись) (И.О. Фамилия)
доцентССТ ___________ В.Ю. Чернов
(должность) (кафедра) (подпись) (И.О. Фамилия)
рассмотрена и одобрена на заседании кафедры, за которой закреплена дисциплина___ССТ__________________________________________________________
(наименование кафедры)
______________ протокол № _____.
(дата)
Заведующий кафедрой _________________________________В.И. Федюков
(подпись) (И.О. Фамилия)
Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с факультетом (институтом), выпускающей(ими) кафедрой(ами).
СООТВЕТСТВУЕТ действующей ОП подготовки.
Заведующий выпускающей кафедрой __________________________ В.И. Федюков
(подпись) (И.О. Фамилия)
Председатель методической комиссии факультета (института), в который входит выпускающая кафедра
_______________________________________________Т.А. Конюхова_____________
(подпись) (И.О. Фамилия)
Эксперт(ы):
_____________________________________________________________________________
(Ф.И.О.,должность)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Рабочая программа проверена и зарегистрирована в УМУ «_____» _______________ 20 г.
Начальник учебно-методического управления ___________________ /Л.В. Смоленникова/
Раздел 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является достижение планируемых результатов обучения - знаний, умений, навыков и / или опыта деятельности, характеризующих формирование компетенций и обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения ОП:
Код и наименование компетенции | Результаты обучения |
ПК-3:способностью выполнять работы по метрологическому обеспечению и техническому контролю, использовать современные методы измерений, контроля, испытаний и управления качеством; | Должен знать:Законодательство Российской Федерации, регламентирующее вопросы единства измерений и метрологического обеспечения. Нормативные и методические документы, регламентирующие работы по метрологическому обеспечению в организации. Принципы нормирования точности измерений. Физические принципы работы, область применения и принципиальные ограничения методов и средств измерений Должен уметь:Проводить анализ производственно-технической документации. Проводить оценку требуемой точности измерений. Определять требования к условиям проведения измерений. Оформлять производственно-техническую документацию в соответствии с действующими требованиями Должен владеть:Проверка наличия в подразделении документов, регламентирующих методики измерений и испытаний, с отметкой или свидетельством об аттестации. Контроль соответствия применяемых средств измерений, условий измерений, порядка подготовки и выполнения измерений, обработки и оформления результатов измерений требованиям, указанным в документе, регламентирующем методику. Контроль соблюдения действующих нормативных требований к обеспечению точности результатов измерений. Контроль соответствия квалификации операторов, выполняющих измерения, уровню, регламентированному в документе. Контроль соблюдения требований по обеспечению безопасности труда и экологической безопасности при выполнении измерений. Разработка графика метрологического надзора за подразделениями. Оформление результатов метрологического надзора. Выдача предписаний по обнаруженным нарушениям. Контроль выполнения мероприятий по устранению обнаруженных нарушений |
Раздел 2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОП
Дисциплина Основы измерений относится к базовой части ОП.
Дисциплина Основы измерений является обязательной дисциплиной.
Изучаемая дисциплина является основой для продолжения формирования указанных компетенций в следующих дисциплинах:.
Раздел 3. ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Для формирования заявленных компетенций используются методологические технологии, реализующие деятельностный, личностно-ориентированный, практико-ориентированный подходы.
Основными стратегическими технологиями являются: лекционные, самообучение.
На достижение конкретных целей обучения направлены применяемые тактические технологии: лекция-визуализация, информационные технологии, самообучение.
При организации учебных занятий используются активные и интерактивные методы обучения и разрабатываются соответствующие им форматы учебных занятий.
Раздел 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)
4.1. Аннотация содержания учебной дисциплины (модуля)
Аннотация дисциплины. Основы измерений
Дисциплина изучается обучающимися по образовательной программе Стандартизация, сертификация и управление качеством в производстве, сфере торговли и потребительских услуг направления 27.04.01 Стандартизация и метрология
Дисциплина изучается в 5 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 час/6 з.ед. Самостоятельная работа заключается в выполнении расчетно-графической работы, изучении лекционного и дополнительного материла, подготовке к текущему контролю, подготовке мини-докладов.
В ходе изучения дисциплины осуществляется текущий контроль в форме тестирования в соответствии с картой РИТМ.
Целью изучения дисциплины является формирование следующих компетенций:
ПК-12 способностью проводить мероприятия по контролю и повышению качества продукции, организации метрологического обеспечения разработки, производства, испытаний, эксплуатации и утилизации
В ходе изучения дисциплины последовательно рассматриваются темы:
1.Общие сведения из теоретической метрологии.
2.Обработка результатов экспериментальных данных.
3.Методы обнаружения результатов наблюдений с грубыми погрешностями.
4.Выявление и исключение систематических погрешностей.
5. Статистическая обработка результатов измерений.
6. Определение параметров закона распределения результатов наблюдений по статистическим критериям.
Основными стратегическими образовательными технологиями являются:лекционные, самообучение.
В рамках указанных технологий применяются тактические образовательные технологии: лекция-визуализация, информационные технологии, самообучение.
4.2. Развернутый тематический план изучения дисциплины (модуля)
Виды и тематика занятий | Количество часов | Формируемые компетенции |
Раздел 1. Основы метрологии | ПК-3 | |
Лекция №1-Общие сведения из теоретической метрологии. | ||
Лекция №2-Обработка результатов экспериментальных данных | ||
Практическая № 1-Определение точечных оценок законов результатов наблюдений | ||
Практическая №2 –Знакомство с основными средствами измерения. | ||
Практическая №3 - Выполнение измерений и обработка полученных данных | ||
Раздел 2. Обработка результатов измерений | ||
Лекция №2- Обработка результатов экспериментальных данных и методы обнаружения результатов наблюдений с грубыми погрешностями | ||
Практическая № 4-Измерение размеров и углов измерительными инструментами | ||
Практическая № 5-Определение метрологических характеристик средств измерений. | ||
Практическая №6-Определение точечных оценок исправленных результатов измерений. | ||
Лекция № 3-Выявление и исключение систематических погрешностей | ||
Лекция № 4-Статистическая обработка результатов измерений | ||
Лекция №5-Определение параметров закона распределения результатов наблюдений по статистическим критериям | ||
Задания для самостоятельной работы Изучение лекционного материала и подготовка к текущему контролю, изучение дополнительного материала, написание мини-докладов | ||
Итого |
Раздел 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)
Для приобретения прочных как теоретических знаний, так и умений, большое значение имеет Ваша постоянная самостоятельная деятельность.
График самостоятельной деятельности представлен в рабочей программе, где конкретно указаны темы самостоятельной работы и время, необходимое для полного освоения указанной темы.
В освоении курса Вам поможет краткий путеводитель по изучаемой дисциплине.
1. При изучении курса дисциплины Вы должны постоянно обращаться к программе дисциплины, которая содержит сведения о содержании учебного лекционного материала.
Перечень рекомендуемой литературы по дисциплине приведен в данной рабочей программе.
2. Для достижения хороших результатов работы в аудитории Вы должны не только ознакомиться с тематическим планом лекционных занятий, но и готовиться к ним. Ваша самостоятельная работ – это подготовка к активной работе во время лекций, т.е. более эффективному освоению материала.
Задания к предлекционной работе сформулированы в виде проблемных вопросов по теме.
3. В процессе изучения курса проводится текущий контроль знаний. Вопросы к проведению контроля, а также темы, которые включены в каждый из представленных тестовых материалов, приведены в разделе 7 рабочей программы. Там же приведен нулевой вариант теста. Критерии тестового контроля, а также условия аттестации приведены в технологической карте, имеющейся в составе РП.
5. Результатом изучения курса является получение зачета. В составе РП приведены критерии для зачета.
6. Для гарантированного получения оценки «отлично» по итогам изучения дисциплины необходимо подготовить мини-доклад для выступления на одном из лекционных занятий хотя бы по одной из тем, приведенных ниже.
Темы мини-докладов:
1.История развитии метрологии.
2.Наука-метрология.
3.Основы метрологии и технических измерений.
Технологическая карта
Материал дисциплины разбивается на модули, проверка освоения которых осуществляется согласно таблице:
№ | Название модуля | Обязательные виды работ | Доп. работы (мини-доклад) | ||
Виды работы | Баллы мин | Баллы макс | Баллы макс | ||
Основы метрологии | Лекции | 22,5 | |||
Обработка результатов измерений | Лекции | 22,5 | |||
Итого |
Обучающийся может набрать от 30 до 45 «сырых» баллов. Затем баллы нормируются, т.е. приводятся к баллам РИТМА (60/максимальный балл=1,33).
Все расчеты по формулам проводятся по нормированным баллам: минимум – 40, максимум – 60.
На последней учебной неделе семестра обучающийся, полностью выполнивший программу, т.е. набравший не менее 40 баллов, допускается к итоговому контрольному испытанию (тест). Итоговое контрольное задание максимально оценивается в 20 баллов.
Обучающиеся, набравшие 14 и более баллов по итогам контрольного испытания, освобождаются от экзамена (зачета). Суммарный балл, на основании которого выставляется экзаменационная оценка по четырехбалльной шкале, определяется по формуле
NC = Nобяз+ Nдоп+Nск
где Nобяз- баллы за обязательные виды работ, Nдоп – баллы за дополнительные работы, Nск – количество баллов по итогам семестрового контроля, NC- суммарный балл.
Дополнительные баллы начисляются: за подготовку мини-доклада – 10 баллов.
Любой обучающийся, участвующий в системе РИТМ, имеет право освобождения от зачета при условии, что он выдержал итоговый семестровый контроль.
Обучающиеся, освобожденные от зачета, могут сдавать зачет с целью повышения суммарного балла. В этом случае им гарантируется оценка, полученная по итогам работы в семестре.
Обучающиеся, набравшие на контрольном испытании менее 14 баллов, остаются участниками системы РИТМ и сдают зачет.
Балл NЭ за зачет определяется в интервале от 20 до 40 баллов с учетом качества ответа.
Для всех обучающихся, сдающих зачет, итоговый балл, при положительной оценке на экзамене, определяется по формуле
NC = (Nобяз+ Nдоп)+Nэкз..
Накопленные баллы (расчетные единицы) переводятся в четырехбалльную шкалу:
«отлично» - 90 и более
«хорошо» - от 75 – до 89
«удовлетворительно» - от 50 – до 74
«неудовлетворительно» - менее 50.
Обучающиеся, не набравшие за текущую работу в семестре 40 баллов, считаются выбывшими из РИТМа и обязаны сдавать зачет после того, как выполнят всю запланированную работу.
Обучающийся, который погашает свои задолженности после окончания сессии, получает минимальный балл за оценку, выставленную на зачете за вычетом 7 баллов:
«отлично» - 83
«хорошо» - 68
«удовлетворительно» - 43
Раздел 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)
6.1. Основная и дополнительная литература
№№ п/п | Список используемой литературы | Количество экземпляров |
Основная | ||
1. | Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 711с | |
2. | Чижикова Т.М. Стандартизация, сертификация, метрология: Учебное пособие. – М.: Колос, 2002. – 156 с. | |
3. | Третьяк.Л.Н. Основы теории измерений и обработки экспериментальных данных [Текст]: [учебное пособие по направлениям подготовки: 27.03.01 "Стандартизация и метрология", 27.03.02 "Управление качеством"; по специальности 23.05.01 "Наземные транспортно-технологические средства"] / Л. Н. Третьяк, А. Л. Воробьев; М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВПО "Оренбургский гос. ун-т". - Оренбург: ПолиАрт, 2016. - 225 с | |
Дополнительная | ||
4. | Боярский.М.ВПланирование и организация эксперимента [Текст]: учеб. пособие / М. В. Боярский, Э. А. Анисимов. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2007. - 143 c. |
6.2. Учебно-методические разработки
№№ п/п | Наименование учебно-методической разработки | Количество экземпляров (кроме электронных изданий) |
Бастаков.В.М. Методы и средства измерений и контроля [Текст]: [учеб. пособие для студентов вузов по направлению 221700 "Стандартизация и сертификация"] / В. М. Бастраков; ФГБОУ ВПО "Мар. гос. техн. ун-т". - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2011. - 366 с |
6.3. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
№ п/п | Библиографическое описание | Ссылка на информационный ресурс |
Основы измерений в метрологии | https://www.k2x2.info/ | |
Измерения. Виды измерений | https://fb.ru/article/145010/ |
Раздел 7. ФОРМЫКОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на разных уровнях сформированности, описание шкалы оценивания
Дисциплина в целом
Код, наименование компетенции | Уровень сформированности компетенции | Показатели достижения заданного уровня освоения компетенции (результаты обучения, которые должен продемонстрировать обучающийся для подтверждения сформированности компетенции: знать, уметь, владеть) | Критерии оценивания | Оценивание компетенции | Способы и средства оценивания уровня сформированности компетенции |
ПК-3: способностью выполнять работы по метрологическому обеспечению и техническому контролю, использовать современные методы измерений, контроля, испытаний и управления качеством; | Пороговый уровень | Должен знать:Законодательство Российской Федерации, регламентирующее вопросы единства измерений и метрологического обеспечения. Нормативные и методические документы, регламентирующие работы по метрологическому обеспечению в организации. Принципы нормирования точности измерений. Физические принципы работы, область применения и принципиальные ограничения методов и средств измерений Должен уметь:Проводить анализ производственно-технической документации. Проводить оценку требуемой точности измерений. Определять требования к условиям проведения измерений. Оформлять производственно-техническую документацию в соответствии с действующими требованиями Должен владеть:Проверка наличия в подразделении документов, регламентирующих методики измерений и испытаний, с отметкой или свидетельством об аттестации. Контроль соответствия применяемых средств измерений, условий измерений, порядка подготовки и выполнения измерений, обработки и оформления результатов измерений требованиям, указанным в документе, регламентирующем методику. Контроль соблюдения действующих нормативных требований к обеспечению точности результатов измерений. Контроль соответствия квалификации операторов, выполняющих измерения, уровню, регламентированному в документе. Контроль соблюдения требований по обеспечению безопасности труда и экологической безопасности при выполнении измерений. Разработка графика метрологического надзора за подразделениями. Оформление результатов метрологического надзора. Выдача предписаний по обнаруженным нарушениям. Контроль выполнения мероприятий по устранению обнаруженных нарушений | Знание: Законодательства Российской Федерации Умение: Оформлять производственно-технологическую документацию Владение. Контролем соответствия применяемых средств измерений, условий измерений, порядка подготовки и выполнения измерений, обработки и оформления результатов измерений | Зачет | РИТМ, опрос лекционного материала, выполнение ДЗ |
Продвинутый уровень | Знание: Нормативных и методических документов, регламентирующие работы по метрологическому обеспечению в организации Умение: Проводить анализ производственно-технической документации | Зачет | РИТМ, защита РЗ, расчет статистических параметров по материалам ДЗ | ||
Высокий уровень | Знание:Принципов нормирования точности измерений Умение: Проводить оценку требуемой точности измерений. Владение: Контролем соблюдения действующих нормативных требований к обеспечению точности результатов измерений. | Зачет | РИТМ, Выполнение и защита РЗ по теме ВКР, выступление с докладами |
Образец примерного составления теста текущего контроля
7.2. Фонд оценочно-диагностических средств для текущего контроля успеваемости
Пороговый уровень(0-3 балла за вопрос)
…1. Что понимают под понятием «измерение»?
2. Что означает понятие «действительный размер»?
3. Что понимают под понятием «погрешность измерения»?
Продвинутый уровень(0-5 балла за вопроса)
….1. Что такое метрология?
2. По конструктивному исполнению средства измерений подразделяются на:
3. Состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах, а погрешности известны с заданной вероятностью и не выходят за установленные пределы, это:
Высокий уровень(0-8 баллов за вопрос)
1.Поверку выполняют при каких условиях?
2. Методы измерения и их классификация?
3. Выбор средств измерений?
7.3. Фонд оценочно-диагностических средств для промежуточной аттестации (вопросы для экзамена)
1.Общие сведения из теоретической метрологии.
2.Обработка результатов экспериментальных данных.
3.Методы обнаружения результатов наблюдений с грубыми погрешностями.
4.Выявление и исключение систематических погрешностей.
5. Статистическая обработка результатов измерений
Критерии оценивания (вопросы для экзамена).
Пороговый уровень – удовлетворительно (20 – 27 баллов)
1.Умение пользоваться базовыми средствами измерения
2 Знание основ принципов измерений
3.Знание основной учебной и нормативно-справочной литературы.
4.Технически и терминологически правильные ответы.